Понятие педагогическое мастерство. Из чего оно складывается?


Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества «Нарт»
Понятие
педагогического мастерства
(Методическая разработка
для педагогов дополнительного образования)
Составитель:
педагог дополнительного образованиия
Еналдиева Э.С.
г. Владикавказ, 2014
Понятие педагогическое мастерство.
Из чего оно складывается?
Мастерство – это то, чего можно добиться.
И как могут быть известны мастер – токарь,
прекрасный мастер – врач, так должен быть
прекрасным мастером педагог…
А. С. Макаренко
Педагогическая деятельность – это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры.
Как и каждая деятельность, педагогическая включает в себя следующие компоненты: цель (направленная на изменение собственной личности и ее деятельности, сознания и поведения детей), содержание (учебно – воспитательный процесс, направленный на социализацию каждого ребенка, включение его в общественные, межличностные отношения, овладение общественным опытом), средства (труд, общение, игра, учение), действия, объект (ребенок0 и субъект (педагоги, обучающиеся, родители), результат.
Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать.
Педагог должен:
Объективно оценивать возможности для педагогической деятельности, узнать свои сильные и слабые стороны, ясно представить профессионально значимые качества, которые потребуется сформировать в ходе профессиональной подготовки.
Владеть общей культурой интеллектуальной деятельности, культурой поведения, общения, в том числе педагогического.
Знать закономерности поведения и общения.
Понимать обучающегося как такую же самоценную, равно значимую личность, как собственное «Я».
Являться организатором учебной и внеучебной деятельности обучаемых, вдохновителем сотрудничества участников образовательного процесса, выступать в качестве партнера в деятельности по достижению общих целей обучения, воспитания и развития.
Выполнить эти обязанности можно лишь в том случае, если будущий педагог будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность. Тогда он достигнет педагогического мастерства.
Структура педагогического мастерства
Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств педагога – профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно – воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшим из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность.
Следующий компонент педагогического мастерства – это общая культура педагога, своеобразный механизм, на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога. Общая культура личности это гармония культуры знания, творческого действия, чувства и общения. Одним из составных элементов общей культуры человека является профессиональная культура личности, в нашем случае педагогическая. В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство.
Гуманистическая направленность личности педагога – это интересы, ценности, идеалы. Каждый учитель должен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а следовательно, в своей педагогической деятельности осознавать значимость личности каждого ребенка.
Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания, умения, навыки. Профессиональные знания учителя формируются на всех уровнях и становиться базой педагогического сознания и мышления, а психолого – педагогическая эрудиция – необходимой предпосылкой успешной работы педагога.
Велика роль профессиональных способностей педагога в его успешной
деятельности. Ученые выделяют ведущие из них:
дидактические способности, благодаря которым педагог успешно осуществляет отбор содержания и методов обучения, доступно излагать учебный материал;
коммуникативные способности позволяют быстро устанавливать целесообразное общение, контакт с обучающимися;
перспективные способности, которые выражаются в наблюдательности по отношению к обучающимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, в глубоком понимании возрастных и индивидуальных способностей воспитуемых;
эмоциональные способности позволяют чувствовать, управлять своими эмоциями, владеть собой;
экспрессивные способности, позволяющие педагогу найти наилучшую эмоционально – выразительную форму изложения;
организаторские способности, обеспечивающие порядок и дисциплину в группе, создание дружного слаженного коллектива обучающихся;
прогностические способности намечать перспективы;
креативность и импровизацию, способность к творчеству;
интуицию, способность предвидеть;
эмпатию, способность к сопереживанию;
научно – познавательные (или академические) способности, связанные с усвоением новых знаний, умений, навыков, желанием трудиться, экспериментировать.
Компоненты педагогического мастерства
Высокий уровень педагогической культуры Гуманистиче-ская направленность Профессиональные качества Система про-фессиональных знаний, умений Творчество и педагогические способности
1.Основа педагогического мастерства 1.Человек – абсолютная ценность 1.Гражданствен-ность Знания:
философ-ские
социаль-ные
психоло-го-педаго-гические
дополни-тельные Дидактические
Конструктив-ные
2.Интеллигент-ность 2.Условие педагогического творчества 2.Идеалы Экспрессивные
3.Интересы 3.Патриотизм Творческие
4.Система ценностей
Организатор-ские
4.Духовно – нравственная
культура Эмоционально – ценностные
3.Условие эффективности и качества учебно –воспитательного процесса 5.Гуманисти-ческий стиль 5. Любовь к детям 6.Гуманисти-ческие отношения Умения:
диагности-ческие
коммуни-кабельные
организа-торские
исследова-тельские 6.Ответствен-ность 4.Средство успешной смореализации педагога 7.Технологиче-
ская компетентность Для правильной оценки деятельности педагога дополнительного образования существует общепринятая норма – шкала, которая может быть представлена совокупностью следующих характеристик:
подготовка к занятиям ( диагностика знаний обучающихся, целеполагание, отбор содержания, целесообразный выбор норм организации занятия, разработка плана занятий и досуговых мероприятий;
учебная деятельность ( формирование соответствующих возрасту и физически данным научных знаний и навыков самообразования, самовоспитания и самоорганизации);
воспитательная деятельность в различных формах (экскурсии, творческие мастерские, поисковая работа, проекты и т. п.);
научно – исследовательская работа;
повышение квалификации (непрерывное образование педагога, рост его профессионального мастерства (на курсах повышения квалификации). Этот аспект деятельности педагога особенно важен. В цивилизованных странах принято считать, что в различных сферах науки и культуры знания и устаревают в течение 3-5 лет. Поэтому педагог, не повысивший свою деловую квалификацию в течение последних 5 лет не имеет права работать в образовательном учреждении.
Подумайте об этом
Воспитатель в отношении нравственности сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника; по крайней мере, должен искренне желать быть таким и всеми силами к тому стремиться.
В. Даль
Педагогическое мастерство ситуативно. Нужна высокая культура, добрая мудрость гражданская заинтересованность, чтобы сделать свое мастерство нравственным.
Ю. Азаров
Педагогом становиться не тот, кто хочет самоутвердиться, а тот , кто жертвует собой.
Д. Кришнамурти
Секрет успешного воспитания в уважении к воспитываемому.
Р. Энерсон
Если педагог имеет любовь только к делу, он будет хороший педагог. Если педагог имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того педагога, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же педагог соединяет в себе любовь к делу, и любовь к ученикам, он совершенный педагог.
Л. Н. Толстой
Мы ответственны не только за то, что делаем, но и за то чего не делаем.
Ж. Б. Мольер
Заботиться о развитии своей педагогической индивидуальности – значит искать неисчерпаемые возможности обогащения применяемых средств воспитания.
Ю. Азаров
Культура – это среда, растящая и питающая личность.
П. Флоренский
Культура есть почитание света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений.
Н.К. Рерих

Пусть вашим детям достанутся лучшие педагоги – бескорыстные, страстно верящие в добро, со строгими нравственными правилами, с глубоким уважением к мысли, болеющие за общественное благо и не знающие снисходительности к нарушению законов честности. Такие, каким должен быть человек, навечно вызванный к доске отвечать пред детьми, отвечать за детей.
С. Соловейчик
В педагогике, возведенной в степень искусства, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалить их в одну форму, но, с другой стороны, нельзя и допустить, что бы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны.
Н. И. Пирогов
Во всех сферах человеческой деятельности угроза узкой специализации как для индивида, так и для духовной жизни общества в целом становиться все более явственной. Уже дает о себе знать и то обстоятельство, что молодежь обучают люди, не отличающиеся достаточной универсальностью.
А. Швейцер
Культура – не совокупность готовых ценностей и продуктов, лишь ждущих потребления или осознания. Это способность и усилие человека быть.
М. Мамардашвили
Культура начинается там, где начинается любовь; где взгляд человека, неопределенно блуждавший повсюду, на чем–нибудь останавливается и уже не ищет отойти от него… в способности преклониться, понять иное неизмеримо высшим, чем он сам, есть совершенно исключительная особенность человека, высшее достоинство, красота его.
В. Розанов
Культура – совокупность прогресса человека и человечества во всех отношениях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида.
А. Швейцер
повыПовышение квалификации (непрерывное образование учителя, рост его профессионального мастерства как на различных курсах и постоянно действующих семинаров, так и в аспирантуре, на правах соискательства при вузовых кафедрах, в магистратуре, по индивидуальному графику).
Последний аспект деятельности учителя особенно важен. В цивилизованных странах принято считать, что в различных сферах науки и культуры знания устаревают в течении 3-5 лет. Поэтому учитель, не повысивший свою деловую квалификацию в течении последних 5 лет, не имеет морального права работать в школе.
Содержание
Организация
Технология
Методы
Отношения в их взаимодействии.
Содержание – сущность, смысл, составляющий основу педагогической деятельности учителя, отражающий все его стороны, связи, отношения. Содержание деятельности учителя определяется целями и задачами образования, образами выпускника школы – человека культуры.
Организация – внутренняя упорядоченность и внешняя направленность педагогической деятельности учителя предполагает формирование у него, а потом и у учащихся способности:
Самостоятельно формулировать цели и задачи деятельности и поведения;
Выбирать целесообразные и оптимальные формы, методы, приемы обучения и воспитания;
Выбирать и эффективно использовать дидактические средства;
Научно обоснованно планировать, нормировать, контролировать и учитывать труд;
Принимать оптимальные решения;
Диагностировать и прогнозировать деятельность;
Стимулировать деятельность и поведение;
Подходить к работе комплексно, системно;
Владеть научными методами осуществления любой деятельности, в том числе и исследовательской.
Технология как логика организации деятельности учителя, предусматривает разработку соответствующих инструментовок, графиков, схем, алгоритмов и т.п. Педагогическая технология предусматривает проектирование, моделирование