Дошкольное образование. Педагогическое мастерство
Педагогическое мастерство
С. Д. Якушева утверждает, что педагог-мастер — это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства.
Свой вклад в понимание роли и значения профессионального мастерства в деятельности педагога внесли такие ученые, как: Ю. П. Азаров, В. М. Букатов, О. С. Булатова, П. М. Ершов, А. П. Ершова, И. А. Зязюн, Ю. Л. Львова, В. А. Кан-Калик, В. Ф. Моргун, Е. А. Ямбург, С. Д. Якушева и др.
В научной литературе даны теоретические основы педагогического мастерства, выделены ее специфические признаки:
Б. Т. Лихачев полагает, что педагогическое мастерство является частью педагогического искусства и выражается в современном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности».
В. А. Сластенин понимает под педагогическим мастерством сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя.
Педагогическое мастерство, по утверждению Г. М. Коджаспировой, это уровень совершенного владения педагогической деятельностью.
С. Д. Якушева считает, что педагогическое мастерство — это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю, требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.
Сущность педагогического мастерства, заявляет С. Д. Якушева, заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность. Педагогическое мастерство, как утверждает ученый, – это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, направленной на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения и способностей.
Одним из важных компонентов педагогического мастерства является речевая культура. По утверждению С. Д. Якушевой речевая культура это – личностная культура, развивающаяся на основе принципа объективно существующих связей между языком и познавательными процессами, предполагающая чувство стиля, развитый вкус и эрудицию.
Проблема речевой культуры в профессиональной деятельности разрабатывалась психологами и педагогами Л. С. Выготским, Л. А. Введенской, П. Я. Гальпериным, И. А. Зимней, В. В. Ильиным, В. В. Краевским, А. Н. Ксенофонтовой, В. И. Максимовым, Л. И. Скворцовой, Л. В. Соколовой.
Актуальность формирования речевой культуры педагога в профессиональной деятельности очевидна. Несомненную педагогическую ценность несет в себе речевая культура педагога, которая является образцом родного языка, культурной речи у подрастающего поколения.
Список литературы:
1. Азаров Ю. П. Мастерство воспитателя. М.: Просвещение, 1971. — 126 с.
2. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. М.: Просвещение, 2011. – 420 с.
3. Бочкарева Т. С. Развитие речевой культуры студентов // Вестник ОГУ 2001. № 2. С. 58—62.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1985. — 218 с.
5. Гербова В. Коммуникативное общение педагога. М.: Просвещение, 2009. – 330 с.
6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. — 480 с.
7. Зеер Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1998. — 157 с.
8. Калмыкова И. Р. Работа над техникой речи в курсе школьной риторики. Ярославль: ИПКиПРО, 1997. — 98 с.
9. Ксенофонтова А. Н. Речевая деятельность, речевая культура и культура речи. К определению понятий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Т. 12. № 3(3). 2010. С. 633—637.
10. Коджаспирова Г. М.Педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2004. – 528 с.
11. Лихачев Б. Т.Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2001. —523 с.
12. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.
13. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 512 с.
14. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 256 с.