Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность


«Педагогическое  мастерство »Выполнила студентка 1 курсаНО-1-14Румиева Эмине Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…А.С. Макаренко Мастерство – высокое искусство в какой-нибудь области (педагогическое мастерство); умение, владение профессией, трудовыми навыками (обучаться мастерству). В толковом словаре читаем: «Педагог – мастер, и только он имеет развитые познавательные способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания». А. Дистервег Педагогическое мастерство Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельностиПедагогическое мастерство  Сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях А.С. Макаренко Мастерство педагога зависит от владения разнообразными теоретическими, психолого-педагогическими, социально-психологическими, философскими знаниями и выступает в роли своеобразного звена между теорией и практикой, т.е. между системой знаний и деятельности, которая ведет к преобразованию существующей деятельности. Одно из главных сторон мастерства в том и состоит, что человек путём накопления знаний и опыта оказывается способным разрешать возникшие противоречия между наличным запасом теоретических представлений и требований жизни. Духовность преподавателя. Глубинное знание своего предмета.Умение владеть технологией отбора материала к занятию, к теме.Знание, понимание и владение методами обучения.Понимание выбора форм обучения.Средства обучения.Умение четко представить себе, каким должен быть результат обученияИз каких составляющих складывается педагогическое мастерство преподавателя? Мотивация учения.Артистизм.Режиссура.ИмпровизацияУмение ждать результаты обучения от любого ребенкаТерпение С веселым характером, обладает чувством юмораНе жалуется родителям , добрый, справедливыйЧуткость, внимание, такт по отношению к обучающимсяИнтересно от души объясняетПри объяснении видит, кто не понимает, и спешит оказать помощь. Знание предмета, эрудицияТребовательность к себеПринципиальный, требовательный к обучающимсяКачества личности хорошего учителя (по результату опроса учащихся) Основой профессионализма учителя является научно-теоретическая и практическая компетентность. В настоящее время действуют три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга, объединяющих в себе профессиональные требования к учителю:1) общегражданские качества;2) качества, которые определяют специфику профессии учителя;3) специальные знания, умения и навыки по специальностиТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ А. И. Щербаков в числе наиболее важных педагогических способностей определяет дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Он считает, что в личностной структуре учителя должны присутствовать общегражданские качества, социально-перцептивные, нравственно-психологические, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки. К последним он относит:1) общепедагогические (информационные, мобилизационные, ориентационные, развивающие);2) общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские);3) коммуникативные (общение с людьми разных возрастов);4) самообразовательные (обобщение своих знаний и их применение на практике при решении педагогических задач и усвоении новой информации). Цель педагогического образования заключается в постоянном общем и профессиональном развитии учителя, характеристиками которого являются:1) высокая гражданская ответственность и социальная активность;2) хорошее отношение к детям;3) высокий уровень духовной культуры, коммуникабельность;4) высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, креативность мышления;5) склонность к самообразованию и готовность к нему;6) физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность. Современный учитель должен располагать сведениями о ее возможностях для решения социально-экономических, производственных и культурных задач, должен постоянно обновлять свои знания, быть в курсе последних исследований, открытий, теорий, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки. Характеристикой любого преподавателя являются его педагогические особенности.К общим относятся те, которые обусловливают высокие результаты в различных видах деятельности. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ 1) способность к эмпатии, т. е. пониманию и чувствованию ребенка, пониманию тех проблем, которые он испытывает, и прогнозирование степени и характера этих проблем;2) самостоятельность в подборе учебного и методического материала;3) способность разносторонне и доступно излагать и пояснять одинаковый по содержанию материал, с тем чтобы учащиеся его хорошо усвоили;4) построение процесса обучения таким образом, чтобы при этом учитывались индивидуально-личностные особенности учащихся, а также соответственно обеспечивалось конструктивное и динамическое освоение ими знаний, умений и навыков;5) способность к такому дозированию информации учащимся, чтобы они в максимально возможно короткие сроки усвоили значительный объем информации, а также интеллектуально и нравственно сформировались;6) способность передавать собственный опыт как учащимся, так и коллегам-учителям, и учиться, в свою очередь, на их примере;7) способность к самообучению и самосовершенствованию, включая поиск и творческую обработку полезной информации для обучения, а также способность к ее практическому использованию в рамках педагогической деятельности;8) способность организовывать и ориентировать учащихся таким образом, чтобы их мотивация и структура учебной деятельности соответствовали учебной программе.К специфическим способностям относятся: самостоятельная работа;учеба на курсах повышения квалификации;проведение преподавателями всех видов занятий;участие преподавателей в научно-исследовательской работе;хорошо организованная методическая работа в ОУ;создание условий в ОУ для совершенствования педагогического мастерства;обобщение и обсуждение практики работы лучших педагогов;систематический контроль за степенью подготовленности преподавателей к педагогической деятельности.Пути совершенствования педагогического мастерства Значительную роль в самосовершенствовании учителей, повышении их профессионального уровня, педагогических знаний и методического мастерства играет аттестация. В ходе аттестационного процесса учитель получает положительный опыт самореализации в рамках деятельности («ситуация успеха»).  1. Психолого-педагогическим компонентом, входящих в психологическую структуру педагогической деятельности. 2. Соотнесённости психолого-педагогических компонентов с уровнями деятельности педагога-мастера. 3. Определённых уровней педагогических способностей.Педагогическое мастерство обеспечивается наличием: …. 1. Педагогические работники обязаны:7) систематически повышать свой профессиональный уровень;8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании; Закон об образовании в РФ Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников ПРИКАЗ от 16 августа 2013 г. N 968 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКАПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯП2. пп6Государственная экзаменационная комиссия формируется из преподавателей образовательной организации, имеющих высшую или первую квалификационную категорию; лиц, приглашенных из сторонних организаций: преподавателей, имеющих высшую или первую квалификационную категорию, представителей работодателей или их объединений по профилю подготовки выпускников. Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. (Лизинский В. М.).