Презентация Культура России на современном этапе


Развитие культуры России на современном этапе «Много кризисов пережило искусство за свою историю. Переход от античности к средневековью от средневековья к возрождению ознаменовался такими глубокими кризисами. Но то, что происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из кризисов в ряду других. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних основах».Из работы Н. Бердяева «Кризис искусства». 1918 год. Цель реферата: дать анализ состояния российской современной культуры и выявить тенденции ее развития. Задачи:1. Изучить литературу, имеющуюся по данной проблеме.2. Выявить и охарактеризовать направления развития российской культуры в современный период.3. Дать характеристику отдельным видам искусства.4. Выявить тенденции и перспективы развития культуры. Современный российский художник Сафронов Никас родился 8 апреля 1956 года в городе Ульяновске. Диапазон творчества Н. Сафронова невероятно широк: и иконопись, и кубизм, и символизм, и психологические портреты. Картины, построенные на метафоре, символах, тонких ассоциациях, перекличке исторических эпох, уводят зрителя в "космическое пространство" чувств и душевных переживаний. Андеграунд - в США - составная часть контркультуры, противопоставившая себя ограничениям и условностям культуры, господствовавшей в буржуазном обществе. В США тематику андеграунда составляют: сексуальная революция, наркотики как способ бегства от общества, проблемы маргинальных социальных групп.Андеграунд - в России - совокупность сообществ, представлявших неофициальное, не признанное властями искусство, а также литературу, музыку и т.д. англ.Underground - подполье ПОП-АРТ (англ. pop art, сокращение от popular art - популярное, общедоступное искусство; второе значение слова связано со звукоподражательным англ. рop — отрывистый удар, хлопок, шлепок, т. е. производящее шокирующий эффект) - направление в искусстве конца 1950-х — начала 1970-х; возникает как оппозиция беспредметному абстракционизму; знаменует переход к концепции нового авангардизма. Ассамблаж (фр. Аssemblage — соединение, набор) — представляет собой различные типы комбинаций предметов (как живописных, так и ready made — готовых форм) на плоскости или в пространстве, род коллажа. Сюда же относятся т. н. падающие картины, когда предметы монтируются на вертикальной плоскости. Аккумуляция (англ. accumulation — накопление, нагромождений) - разновидность ассамблажа, при котором композиции, исполненные из бытовых вещей (часто бывших в употреблении), или их деталей, выставляются в стеклянной коробке либо укрепленными на вертикальном щите. Наибольшую известность получили аккумуляции Армана, создававшего абстрактные композиции из частей целлулоидных кукол, крышек от бутылок, деталей часовых механизмов. Видео-арт (англ. video art) — различные опыты с видеотехникой, компьютерным и телевизионным изображением, доказывающие условность и иллюзорность технического кода в передаче реальности. Но все же на профессиональном уровне термином Арт-дизайн называют:-декоративно-оформительское искусство - декорирование интерьеров, создание создание авторских, выставочных и декоративных предметов интерьера, художественные акции;-флористический дизайн - составление букетов, цветочное убранство интерьеров;-проектирование ювелирных изделий, сувениры и подарки;-декоративный текстиль - батик, гобелен, текстильные украшения интерьеров;-декоративно-прикладное и народное искусство. Развитие архитектурыВ 90-х гг. получило развитие монументальное искусство. Наиболее яркий его представитель – президент Российской академии художеств Церетели Зураб Константинович. Он родился 4 января 1934 года в Тбилиси (Грузия). В 1958 году закончил Тбилисскую Академию художеств, факультет живописи. Художник, скульптор, дизайнер. Развитие фотографииПрикладной фотографией занимается Александр Гордеев. Он родился 9 октября 1961 года. Окончил Московский институт электронного машиностроения и Московскую академию народного хозяйства имени Плеханова.Впервые фотографией начал заниматься в 1985 году, и уже через два года это увлечение переросло в потребность и стало профессиональным. А. Гордеев оставил научную карьеру и ушел на вольные хлеба. В 1989 году в Москве состоялась его первая персональная выставка. Развитие кинематографаВ 90-х гг. мировой кинематограф вступил в новый век. Позиции французского и итальянского кинематографа были потеснены малобюджетным авторским кино. Новое направление отказалось от четких жанровых форм и сюжетных линий. Российскому кинематографу конец 20 в. не принес значимых творческих открытий. С международными тенденциями его роднило лишь засилье криминальной тематики.Творческое затишье отечественного кинематографа было обусловлено глубоким финансовым кризисом. Резко сократилось производство российских кинолент. Тем более яркими были режиссерские победы нового российского кинопоколения: П. Лунгина («Такси-блюз»), А. Балабанова («Про уродов и людей»), А. Хвана («Дрянь хорошая – дрянь плохая»), С. Сельяна («Духов день»). Развитие литературыСовременный литературный процесс характеризуется исчезновением былых канонизированных тем («тема рабочего класса», «тема армии» и т.п.) и резким возвышением роли бытовых взаимоотношений. Внимание к быту, порой абсурдному, к опыту человеческой души, вынужденной выживать в ситуации ломки, сдвигов в обществе, порождает особые сюжеты. Многие писатели как бы хотят отделаться от былой патетики, риторики, проповедничества, впадают в эстетику «эпатажа и шока». Реалистическая ветвь литературы, пережив состояние невостребованности, подходит к осмыслению перелома в сфере нравственных ценностей. На видное место выходит «литература о литературе», мемуарная проза. Театральная жизнь современной России. Много нового произошло в 90-х гг. в российской театральной жизни. Ушли в прошлое характерные для советского театра порядки: необходимость утверждать репертуарные планы и исполнителей, эзопов язык, приучивший и зрителей, и артистов искать скрытый смысл, двойное дно в каждой фразе и реплике. На первое место вышли художественные проблемы: режиссёрские решения, яркость образов, способы их воплощения. Актёры получили возможность самостоятельно осуществлять театральные постановки. Известные молодые исполнители (А.Соколов, О.Меньшиков, С.Проханов, А.Табаков и др.) выступили в качестве популярных режиссёров. Получили признание публики возникшие во второй половине 80-х гг. театры-студии, камерные театры («Театр Луны», «Табакерка», «Театр-студия на Юго-западе» и др.). Развитие мюзиклаВ 1999г. был поставлен мюзикл METRO, ставший заметным событием в музыкальной жизни Москвы. Развитие музыкиТревожным явлением начала 90-х гг. стал отъезд за рубеж крупных деятелей отечественного музыкального искусства. С середины 90-х гг. многие из них, не порывая интенсивных творческих контактов с зарубежными театрами и оркестрами, возглавили ведущие российские творческие коллективы (В.Федосеев, В.Темирканов, В.Спиваков и др.). Международную известность и популярность приобрели Российский национальный оркестр, созданный выдающимся пианистом М.Плетневым, петербургский Мариинский театр. Произошло серьёзное обновление репертуара крупнейших оперных и балетных театров страны, осуществивших новые постановки музыкальной классики. 20в.. Расширился репертуар ведущих российских оркестров. Они познакомили слушателей с произведениями А.Шнитке, С.Губайдуллиной, В.Артемова, Э.Денисова и других композиторов. Заметными явлениями культурной жизни были концерты классической музыки на больших открытых площадках. История участия России в конкурсе «Евровидение» В то время, как Конкурсу песни Евровидение в 2005 году исполнилось 50 лет, в этом же году состоялся и другой юбилей, местного масштаба, - был выбран 10й представитель России на конкурсе. В идеях и образах российской культуры конца 20- начала 21 века отразилась эпоха – распад СССР и движение к демократии, смена моделей общественного развития и разрыв традиционных связей с мастерами культуры бывших союзных республик, драматическое противостояние ветвей власти в 1993г. и изменения стратегического положения России. Культура по-своему реагировала на противоречия времени: обретенную творческую свободу и резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры, открытость мировому к культурному процессу и снижение общекультурного уровня населения, снятие цензурных ограничений и материальную зависимость от спонсоров и меценатов.Переход к рыночным отношениям поставил представителей творческой интеллигенции в непривычные условия. С одной стороны, государство сняло все запреты на творчество, но с другой – прекратило финансирование творческой деятельности.