Курсовая работа по социальной педагогике на тему: «Социально педагогическое сопровождение детей группы риска в условиях общеобразовательной школы»
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Курсовая работа
по социальной педагогике
на тему: «Социально педагогическое сопровождение детей группы риска в условиях общеобразовательной школы»
Исполнитель: студентка 5-го курса специальности «Социальная педагогика»
Бескоровайная М.Н.
Преподаватель:
г. Ростов-на-Дону 2015г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Социально-педагогические проблемы детей группы риска……….6
Психолого-педагогическая характеристика детей «группы риска»…………………………… ……………………….…………….….6
1.2 Реализация технологии социально педагогического сопровождения в условиях общеобразовательной школы………………………..……….…..9
Глава 2. Содержание и формы социально-педагогической работы с детьми группы риска в условиях общеобразовательной школы…………………..13
2.1 Диагностика детей группы риска ……………………………………….13
2.2 Методические рекомендации по организации социально педагогического сопровождения….…………………..……………………18
Заключение…………………………………………………………… ……..23
Список литературы ……………………………………….……………..…..25
Приложения…………………………………………………………..………39
Введение
Важнейшей частью социальной помощи детям является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка, содействием в его развитии и успешной социализации. Таким образом, деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, — это социально-педагогическая деятельность, которая представляет собой разновидность педагогической деятельности.
Если раскрывать содержание понятия "сопровождение" с точки зрения процесса, то сопровождение можно представить как совокупность последовательных действий, позволяющих ребенку максимально эффективно реализовать обучение и воспитание. При подходе к сопровождению, как к методу, понимается способ практического осуществления сопровождения, обеспечивающий создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях школьного взаимодействия.
С позиции системы профессиональной деятельности образовательных учреждений , сопровождение является объединением специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Иначе говоря, сопровождение выступает как комплекс, система, особая культура поддержки естественного развития детей и помощи в решении задач, обучения, воспитания и социализации.
Социально-педагогическое сопровождение можно рассматривать как оказание помощи ребенку со стороны педагога и общества в осуществлении процесса социальной адаптации социальной интеграции с целью раскрытия индивидуально заданных способностей и талантов при условии принятия ребенком интересов и норм общества для участия в его дальнейшее активном преобразовании в деятельности субъекта.
Сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырёх функций: диагностики существа возникшей проблемы; информации о путях возможного решения проблемы; консультации на этапе принятия и выработки плана решения проблемы; первичной помощи при реализации плана решения. Педагогическое сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) необходимо субъекту для успешной социальной адаптации и выбора оптимальных решений в различных ситуациях, связанных с личностным, жизненным и профессиональным самоопределением.
Социальное сопровождение осуществляется с учётом того, что личность является членом сообщества, по отношению к которому педагогическое сопровождение состоит в том, чтобы подросток успешно адаптировался к условиям современного общества, активно включился в его жизнедеятельность. Педагог должен оказывать помощь подростку в овладении общечеловеческими ценностями, в обретении социокультурного опыта; формировать социальные качества, необходимые для успешной адаптации; передавать систему знаний, способы деятельности и мышления, актуальные в современной действительности.
Теоретические и практические аспекты психолого-педагогической поддержки оформлены в работах А.Г. Асмолова, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, О.С. Газмана, Н.Н. Михайловой, В.Н. Мясищева, Р.В. Овчаровой, A.B. Петровского, С.Л. Рубинштейна, и С.М. Юсфина. М.С. Мацковский, А.Г. В.С. Торохтий, В.С. Харчев и многие другие.
В работе с подростком группы социального риска для социального педагога актуальным становится не столько знание общих подходов и закономерностей девиантологии как науки, сколько возможность выявления системообразующих факторов риска конкретного ребёнка в контексте жизненной ситуации, анализ причин его неблагополучия и выстраивание на этой основе индивидуальных программ профилактики.
Цель: выявление особенностей сопровождения детей группы риска в условиях общеобразовательной школы
Объект исследования: процесс социально-педагогического сопровождения
Предмет исследования: социально-педагогическое сопровождение подростков группы риска
Задачи:
Рассмотреть основные характеристики подростков группы риска
Изучить технологии социально-педагогического сопровождения подростков группы риска
Выявить и изучить подростков группы риска
Разработать методы по организации социально педагогического сопровождения
Гипотезой исследования служит предположение: при условии организации и функционирования социально-педагогического сопровождения существует возможность оказания практической помощи подросткам группы риска.
Глава 1. Социально-педагогические проблемы детей группы риска
Психолого-педагогическая характеристика детей «группы риска».
Учащиеся «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов [3, с. 28].
К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии (олигофрены), дети с психопатоподобным поведением и многие другие. [5; с.12].
Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины этой трудности неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными факторами:
педагогической запущенностью;
социальной запущенностью;
отклонениями в состоянии здоровья [13, с.29].
В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.
Вопрос о трудных детях, подростках, школьниках не новый. В 20-30 годы им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы. Был создан специальный институт по изучению трудных детей, написано немало интересных статей и монографий о природе, происхождении и формах проявления трудного детства (П.П. Блонский, В.П. Кащенко, Г.В. Мурашев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясинцев и др.). Рассматривая трудное детство как результат неблагоприятного воздействия среды, неправильного воспитания в семье и школе, они делили трудных детей на педагогически запущенных, социально запущенных и нервнобольных (страдающих отклонениями в психике.
На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.
Во-вторых, под «трудными» школьниками понимаются такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются [14, с.138]. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.
В-третьих, «трудные дети» особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.
Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремление утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика.
1.2 Реализация технологии социально педагогического сопровождения в условиях общеобразовательной школы
В социальной педагогике проблема сопровождения исследуется в работах Бочарова В.Г., Козыревой, Е.А., Гурова В.Н., Шинкаренко Н., Казаковой Е.И. и др.
Беляева Л.А. и Васильков М. А считают, что сопровождение - выявление причин деформации в развитии субъекта и, что на основании этого строится процесс, который будет способствовать развитию и социализации нормальной личности.
Сама идея сопровождения неразрывно связана с ключевой идеей модернизации современной системы образования, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребёнка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия [10, с.45].
Е.А. Козырева рассматривает сопровождение как систему профессиональной деятельности социального педагога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в дошкольной и школьной образовательной ситуацией.
Сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырёх функций:
диагностики существа возникшей проблемы;
информации о путях возможного решения проблемы;
консультации на этапе принятия и выработки плана решения проблемы;
первичной помощи при реализации плана решения.
Педагогическое сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) необходимо субъекту для успешной социальной адаптации и выбора оптимальных решений в различных ситуациях, связанных с личностным, жизненным и профессиональным самоопределением.
Ведущей целью педагогического сопровождения является организация взаимосвязанной деятельности специалистов на основе интеграции воспитательного потенциала учебно - воспитательных учреждений и социальной среды.
Под социально - педагогической поддержкой понимается деятельность социальных педагогов, по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижение в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением.
Работа социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы:
организационные социально-педагогические технологии;
социально-педагогические технологии индивидуальной работы [30, с.35].
Организационные социально-педагогические технологии. В целом они направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии.
1. Формирование банка данных детей и подростков группы риска.
Данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних.
2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога.
Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных. [16, с.75]
Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.
3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью.
По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.
Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении.
Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.
Общественные программы разрабатываются для решения проблем, присущих нескольким группам или части школьного коллектива, и включаются в общешкольную программу.
Индивидуальные, групповые и общественные программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов. [20, с.35]
4. Обеспечение условий реализации программ.
5. Консультирование.
Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей группы риска. С этой целью социальный педагог проводит в школе, в установленные рабочим расписанием дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении.
6. Межведомственные связи социального педагога.
Работая в составе социально-психологической службы образовательного учреждения, социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом и другими специалистами службы, а также ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другими задействованными в этой работе лицами. Межведомственные связи социального педагога реализуются с ограничениями, обусловленными соблюдением норм конфиденциальности и тайны клиента.
Социальный педагог совместно с социально-психологической службой в целом, администрацией школы выступает организатором и инициатором построения связей с организациями и службами, призванными оказывать помощь и поддержку несовершеннолетним в рамках государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Социальный педагог имеет право и должен обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних в случае, если необходима помощь в организации связей или в том случае, когда представителями системы профилактики возложенные на них функции исполняются ненадлежащим образом.
Реализация функциональных направлений деятельности социального педагога в рамках организационной технологии создает каркасную, основу для применения определенных социально-педагогических технологий индивидуальной или групповой работы с детьми, оказавшимися в социально опасной ситуации [21, с.67].
Таким образом, социально-педагогическое сопровождение детей группы риска обречено быть технологичным, ибо в условиях ограниченных социальных ресурсов, огромного количества социальных проблем, противоречивости и многогранности основных объектов социальной педагогики - во-первых, человека, во-вторых, процесса социализации - социально-педагогическое воздействие и взаимодействие может быть эффективным только при условии последовательных и профессиональных подходов, которые не исключают, а воплощают общую гуманную направленность и гуманное содержание деятельности [21, с.46].
Глава 2. Содержание и формы социально-педагогической работы с детьми группы риска в условиях общеобразовательной школы
2.1 Диагностика детей группы риска
На основе теоретических методов, социально-педагогическая деятельность МБОУ Егорлыкской средней общеобразовательной школы №7 им. О. Казанского проводится по семи направлениям:
1. Социальная диагностика. Использовались диагностика: «Анкета напряженности». Для выявления детей группы риска оформляются социальные паспорта классов и социальный паспорт школы. На их основе составляются списки многодетных семей, неблагополучных семей, списки семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
2. Организационно-воспитательная деятельность. Осуществляется в тесном контакте с заместителями директора по воспитательной работе, дополнительному образованию, классными руководителями, учителями дополнительного образования. В работе с учащимися социально незащищенных категорий и "группы риска" большое место отведено контролю внеучебной деятельности несовершеннолетних, т. к. чаще всего именно отсутствие четкого контроля со стороны родителей является причиной неуспеваемости, плохого поведения учащихся, провоцирует их на совершение противоправных действий.
3. Коррекционная работа. Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика. В 6,7 и 8-х классах организуется работа по адаптации учащихся к новой учебной обстановке. В 8– 9-х классах – тестирование, направленное на выявление сферы профессиональных интересов учащихся. Проводятся групповые занятия и индивидуальные консультации с ребятами "группы риска" и имеющими проблемы в адаптации. Также важна работа с семьей. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся "группы риска", стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.
4. Просветительская работа. К этому направлению относятся: организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, совещаний и участие в них. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, безнадзорности среди учащихся.
5. Работа с учащимися. Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с ребятами "группы риска".
6. Работа с педагогическим коллективом. Цель взаимодействия администрации и классного руководителя – совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у подростков, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков «группы риска». Актуальной остается проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия социально-эмоциональных проблем.
В рамках обозначенной цели в МБОУ Егорлыкской средней общеобразовательной школы №7 им. О. Казанского реализуются следующие задачи:
1. Выявление учащихся, требующих особого внимания:
опекаемые;
дети-инвалиды;
дети из многодетных семей,
дети из семей родителей-инвалидов,
дети из неблагополучных семей, малообеспеченных семей, а также детей склонных к совершению противоправных поступков.
2. Профилактическая работа с участниками образовательного процесса.
3. Оказание помощи семьям, попавшим в затруднительное положение.
4. Организация работы с неблагополучными семьями.
В МБОУ ЕСОШ №7 имеется определённый опыт работы с детьми группы риска. Здесь используется комплексный метод - сопровождение.
В первой четверти учебного года основная работа была направлена на своевременную диагностику учащихся 6,7,8-классов в рамках осуществления преемственности в обучении. Переход в новое звено обучения традиционно считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в 6,7,8 и 9-х классах – одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период с психолого-педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением самооценки, повышение школьной тревожности. Поэтому большое значение приобретает психологическое сопровождение учащихся, которое включает в себя диагностику готовности к нему.
Ситуация поверки знаний оказывает сильнейшее влияние на состояние организма и психики школьника и относится к наиболее дискомфортным в психологическом плане. При этом негативное влияние ситуация оказывает на тех школьников, в структуре личности которых значительное место занимает устойчивая тревожность, прежде всего, школьная тревожность.
С целью предупреждения дезорганизующего влияния школьной тревожности на учебную деятельность с учащимися 7-х классов проведена диагностика: «Анкета напряженности»
Результаты обследования уровня напряженности учащихся следующие:
- 58,5 % - относительное благополучие;
- 36,5 % - зона риска;
- 5 % - повышенный уровень тревожности. (Рисунок 1)
Вследствие анализа полученных данных рекомендуется:
- классным руководителям и учителям-предметникам обратить внимание на детей с высоким уровнем школьной тревожности и входящих в зону риска, учитывая эти личностные особенности в ситуации проверки знаний учащихся;
- психологу провести индивидуальные консультации с учащимися, родителями, классными руководителями, а также дополнительную диагностику с данными группами школьников.
Рис. 1 . Результаты обследования уровня напряженности учащихся 7 классов
Работа ЕСОШ №7 с детьми группы риска начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих "трудных" учеников.
Одним из наиболее часто используемых в работе педагогов инструментов для выявления детей группы риска является социальный портрет класса, который составляется социальным педагогом совместно с классным руководителем. (Приложение 1) О проблемах учащихся классный руководитель может сообщить сотруднику службы сопровождения (социальному педагогу или педагогу-психологу) лично или в процессе заполнения анкеты, которая предлагается ему не реже 1 раза в четверть.
На основании всех социальных паспортов классов социальный педагог составляет социальный паспорт школы. Его анализ позволил нам составить таблицу 1, в которой указаны учащиеся требующие особого внимания.
Таблица 1.Учащиеся, требующие особого внимания
№
п/п Дети из семей разного типа Количество детей %
1 Дети из малообеспеченных семей 10 16
2 Дети из многодетных семей 3 5
3 Дети пьющих родителей 13 21
4 Опекаемые 2 3
5 Дети-инвалиды 2 3
6 Дети, склонные к противоправным действиям 5 8
7 Дети из семей родителей - инвалидов 2 3
Изучив Социальные паспорта семьи и Определения обобщенного показателя социального благополучия учащегося (Приложение 1,2.), были выделены дети группы риска.
Дмитрий Н, Сохранены семейные отношения, но существует отсутствие взаимопонимания с родителями. Обучающийся регулярно посещает учебные занятия в школе, но наблюдается слабая мотивация учения. На данный момент у Саши более ответственное отношение к учебе, стал более дисциплинированным. Внешний вид опрятный. Всегда имеет школьные принадлежности. На осенних каникулах посещал дополнительные занятия в школе.
По характеру Саша доброжелательный, общительный и отзывчивый. У него развито чувство товарищества. С одноклассниками поддерживает дружелюбные взаимоотношения. С уважением относится к старшим, педагогам.
Елена М. Полностью сохранены связи с семьёй и школой, много времени проводит на улице. Общается с друзьями, которые намного ее старше. Слабая успеваемость. Интеллектуальное развитие Лены соответствует возрастной норме, наблюдается слабая мотивация учения. В связи с частыми пропусками занятий и регулярным невыполнением домашних заданий, учащаяся имеет низкие знания по школьным предметам. Подростка быстро утомляет однообразная и неинтересная для нее, но важная для коллектива деятельность. По характеру девочка спокойная , уравновешенная. С учителями поддерживает нейтральные отношения. С классным коллективом поддерживает ровные доброжелательные, дружеские отношения . Наблюдается недостаточный контроль мамы за успеваемостью дочери и посещаемостью учебных занятий. Мама родительские собрания посещает, отзывается на телефонные звонки классного руководителя, но положительных результатов это не приносит.
Ира С. Опекаемая. Убийство матери на глазах у ребёнка. Ирине свойственна резкая смена настроения, часто проявляет нервозность, порой беспричинно раздражается. Однако она объективно оценивает свои достоинства и недостатки. Стремится к независимости и свободе от каких-либо ограничений, избегая помех, обязанностей, всего, что мешает быть свободной. Учащейся не хватает выдержки и целеустремленности.
Ирина имеет вредную привычку – курение. Осознавая все последствия негативного влияния данной привычки на организм, даже не пытается ее устранить.
Проживает с бабушкой. Допускает нецензурную брань. В общении замкнута.
Исследования показали, что основными причинами попадания детей в группу риска в школе являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; асоциальное поведение (воровство); устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; убийство матери отцом на глазах ребёнка; отбывание одного из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма; психические заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения, голод и т.д.); побеги из дома, конфликты со сверстниками.
Анализ исследовательской работы по выявлению детей группы риска в школе показывает, что невозможно выделить одну причину, послужившую фактором риска. Чаще всего это сочетание многих неблагоприятных условий, которые приводят к возникновению значительных отклонений, как в поведении, так и в личностном развитии.
2.2 Методические рекомендации по организации социально -педагогического сопровождения
Прежде чем реализовать цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять себе особенности развития «трудного» ребенка и среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может сам осознать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка.
В ЕСОШ №7 оказываются следующие виды социально-педагогической помощи:
1. Наблюдение и консультации учителей.
2. Консультации для родителей.
3. Консультирование классных руководителей (по запросу).
4. Индивидуальные профилактические беседы с родителями по проблемам обучения и воспитания.
5. Организация дополнительной помощи в выполнении домашних заданий, в учебе.
6. Проведение социально-педагогических обследований с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов.
7. Вовлечение детей в школьные кружки, студии, секции, центры детского творчества.
8. Организация профилактических бесед с обучающимися по проблемам социализации личности.
9. Организация индивидуальных профилактических бесед с родителями по проблемам обучения и воспитания.
10. Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей.
11.Программа воспитательной работы "Дети группы риска"(Приложение 6)
В рамках школьной программы мною была разработана индивидуальная программа развития подростка «Всё в моих руках», для детей группы риска 8 «Б» класса.
Цель программы:
формирование потребности и способности к самопознанию, саморазвитию и самореализации
повышение ответственности за свое поведение
повышения учебной мотивации и успеваемости учащегося
вовлечение подростка в общественную жизнь класса и школы
Для решения воспитательных задач необходимо сотрудничество классного руководителя с социально-педагогическими партнерами. Только системная работа классного руководителя с общешкольной программой и социально-педагогическими партнерами (спортивные организации, учреждения дополнительного образования, органы здравоохранения, военкомат, правоохранительные органы) может дать положительный результат.
Прогнозируемый результат реализации программы развития подростка
1. Ученик имеет представление об особенностях собственных психических процессах и учится управлять ими.
2. Обладает настойчивостью в достижении поставленных целей, стремиться преодолевать затруднения в учебе и внеклассной работе, в личном поведении, умеет проявлять собранность, организованность.
3. Стабильный положительный настрой ученика к активной познавательной деятельности.
4. Увлекается каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности.
5. Осознание учеником ценности знаний и необходимости их расширения.
6. Ученик обладает средним уровнем воспитанности и образованности, организованностью, трудолюбием, умением владеть с собой в сложных ситуациях.
Для всех троих детей был составлен индивидуальный план развития (Приложение 4).
Было организовано социально-педагогическое сопровождение подростков это: создание благоприятных условий для развития личности учащихся. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений. Формирование положительной "Я-концепции
Ожидаемый результат: улучшение успеваемости и посещаемости занятий. Снятие с внутришкольного контроля.
В ЕСОШ №7 осуществляется психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению детей группы риска. С целью организации занятости в свободное время обучающиеся, находящиеся на контроле, вовлечены в систему объединений дополнительного образования. Дети посещают не только школьные кружки и спортивные секции, но и спортивные секции МБОУ ДОД «Егорлыкская ДЮСШ», кружки МБОУ ДОД «Станция юных техников». Социальным педагогом с подростками проводятся индивидуальные и коллективные профилактические беседы, направленные на формирование устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни, по профилактике вредных привычек, об ответственности несовершеннолетних за опоздания на уроки, за пропуски уроков без уважительной причины.
С целью совершенствования работы по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и интересов, в школе создан Совет по профилактики безнадзорности и правонарушений. В этом учебном году проведено 5 заседаний Совета профилактики правонарушений и безнадзорности. На них рассмотрены 10 обучающихся. В результате определены пути индивидуальной коррекционной работы с обучающимися. (Приложение №3)
В рамках межведомственного взаимодействия школа тесно сотрудничает с ГДН ОМВД России по Егорлыкскому району, наркологическим кабинетом МБУЗ «Егорлыкская ЦРБ», со специалистом по делам с молодежью при районной администрации, детской библиотекой, органами опеки и попечительства. Специалисты межведомственных структур оказывают содействие в проведении профилактических акций, тематических дней. В этом учебном году в рамках месячника по пропаганде здорового образа жизни проведена акция: «Жить здорово!!!».
С целью профилактики прогулов занятий и безнадзорности обучающихся в школе ведется ежедневный контроль за посещаемостью обучающимися школы. В случае непосещения ребенком школы, классный руководитель выясняет причину его отсутствия у родителей. Все пропуски фиксируются социальным педагогом в журнал учета посещаемости.
Вопросы посещаемости рассматриваются на педсоветах, совещаниях при директоре.
Социальным педагогом проконсультировано 13 обучающихся «группы риска», 11 родителей, 5 учителей. Проведены групповые консультации для педагогов «Коррекция нарушений дисциплины на уроках», «Методические рекомендации по стратегиям работы с детьми группы «риска»».
Опора на лучшие качества личности подростка, искренний интерес к его развитию, вера в его силы и возможности обязательно приведут к положительному результату. Важно помнить: какой бы проступок не совершил подросток, в первую очередь он нуждается в сочувствии, которое не повредит ему, но растопит лед отчуждения и недоверия, являясь первым шагом взрослых на пути понимания, принятия и своевременной помощи.
Заключение
В ходе нашей исследовательской деятельности мы выяснили, что основой комплексного сопровождения детей группы риска является системный ориентационный подход. Под социально-педагогической поддержкой понимается социально-педагогическая помощь детям, заключающаяся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и воспитание.
Ребенок группы риска нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой - на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения. Эффективность работы социального педагога в школе в значительной степени определяется успешным сотрудничеством со специалистами, работающими в школе, а также с межведомственными организациями, которые занимаются проблемами детства.
В ходе исследования были:
Рассмотрены основные характеристики подростков группы риска. Дети группы риска: Слабообучаемые дети (дети с проблемами в обучении и развитии). Больные дети (дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные, инвалиды).Дети из проблемных и неблагополучных семей. Педагогически запущенные дети.
Изучены технологии социально-педагогического сопровождения подростков группы риска: организационные социально-педагогические технологии, социально-педагогические технологии индивидуальной работы.
Выявлены и изучены подростки группы риска МБОУ Егорлыкской средней общеобразовательной школы №7 им. О. Казанского
Разработаны организационные социально-педагогические технологии в сопровождении подростков группы риска.
Социальная поддержка подростков из группы риска в условиях школы, будет эффективной, если будет основана на комплексном подходе. Она предполагает изучение и использование различных методик по определению эмоционально-психологического климата семьи, характера взаимоотношений детей и родителей, самооценки детей, степени ожиданий и удовлетворенности образовательных потребностей родителей и детей.
Список литературы
Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И. Буянов. -М.: Просвещение, 2001.-207 с.
Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. - М.: ЭКСМО, 2001.-234 с.
Воспитание детей в неполной семье: Пер. с чеш./Общ. ред. Н.М. Ершовой. - М.: «Прогресс», 1980. - 206 с.
Воспитательный процесс: изучение эффективности /под ред. Степанова А.Г. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 119 с.
Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О.С. Газман // Народное образование. - 1998 - №6. - С. 108 - 111.
Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О.С. Газман //Классный руководитель. - 2000. - №3. -С.6-33.
Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова . -СПб.: Речь, 2004-272 с.
Дармодехин СВ. Семья и государство / СВ. Дармодехин //Педагогика. - 1999. - №1. - С. 12 - 16.
Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Социс. - 2001. - № 11. - С.36 - 38.
Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска: краткий курс лекций для ВУЗов/Н.Ф. Дивицына.- М.: Владос, 2008.- 351с.
Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите детей и семей: учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с.45
Кевля Ф.И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей «группы риска» / Ф.И. Кевля //Вестник психосоциальной и коррек-ционно-реабилитационной работы. - 1998. - №1. - С. 24-28.
Лютова, Е.К., Монина, Г.П. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа) / Е.К. Лютова, Г.П. Монина. СПб.: Речь, 2003.-98 с.
Михайлова Н.Н., Поляков С.Д. К истории идеи педагогической поддержки / Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков // Классный руководитель. -2000. -№3.-С.5 -863.
Михайлова, Н.Н., Юсфин, СМ. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Михайлова, СМ. Юсфин. - М.: МИРОС, 2001.-208 с.
Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник/Л.В. Мардахаев. — М.: Гардарики, 2005. —269 с.
Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для пед. вузов / Ф.А. Мустаева. - М.: Академ. Проект, 2001. - 234 с.
Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. -200 с.
Нерсесов Я.Н. Социальная работа с детьми группы риска/ Я. Нерсесов.- М.: Вече, 2008.- 266с.
Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Ов-чарова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 480 с.
Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-256с.
Поддубная, Т.Н. Справочник социального педагога: Защита детства в РФ / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный, науч. редактор P.M. Чумиче-ва. - Ростов н/Д, издательство ФЕНИКС, 2005. - 473 с.
Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие / Под общей ред. B.C. Торохтий. - М.: ТЦ Сфера, 2005.-348 с.
Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе. - СПб.: Питер, 2000. - 212 с.
Приложение 1
Cоциальный портрет ___класса, кл. руководитель _________________
№ п/п Ф. И. О. Статус семьи (неполная, многодетная, семья эмигрантов и т. д.) Нет мамы Нет папы Кол. детей в семье Дополн. сведения (любые сведения, кот. касаются ребенка и его родителей) Соц.-уязв. семьи
Приложение 2.
Социальный Паспорт учащегося _________________________________
ЕСОШ № 7 им. О. Казанского
Класс ______________________
Ф.И.О. уч-ся Дата рождения Дом, адрес, телефон Посещает кружки Телефон
ОБЯЗАТЕЛЬНО
Сведения о маме (опекун)
Ф.И.О. уч-ся Дата рождения Место работы Социальное положение Сведения об отце
Ф.И.О. уч-ся Дата рождения Место работы Социальное положение Дети-сироты и дети, находящиеся под опекой (попечительство)
Дети инвалиды, проживающие в семьях
Дети, родители которых не имеют работы и состоят на учете в службе занятости
Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
Дети, у которых один из родителей погиб в местах ведения боевых действий
Дети, чьи родители являются инвалидами либо пенсионерами
Дети из семей участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях всех типов и видов
Дети из малообеспеченных семей (получателей детских пособий)
Дети из многодетных семей
Приложение 3
Определение обобщенного показателя социального благополучия учащегося
№ Социальные характеристики балл
1 Состав семьи ребенка Мать, отец, бабушка, дедушка 5
Только мать и отец 4
Мать, отчим: отец, мачеха 3
Одна мать, один отец 2
Нет родителей: один отец, одна мать 1
2 Школьная успеваемость Хорошая 5
Удовлетворительная 4
Неудовлетворительная 3
Оставил школу , работает 2
Оставил школу ,не работает 1
3 Здоровье ребенка Практически здоров 5
Часто болеет в пределах нормального развития 4
Имеет хронические болезни 3
Отставания в умственном развитии 2
Имеет врожденные патологии ,нервно-психические болезни 1
4 Санитарно-жилищные условия жизни семьи Благоустроенная отдельная квартира 5
Отдельная квартира с родителями супругов 4
Более одной комнаты в коммунальной квартире 3
Комната в коммунальной квартире с удобствами 2
Комната в общежитии, бараке без удобств 1
5 Доход семьи Могут практически ни в чем себе не отказывать 5
Денег в основном хватает , но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг 4
№ На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности 3
Живут от зарплаты до зарплаты 2
Денег до зарплаты не хватает 1
6 Уровень социального благополучия семьи Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства , любви 5
Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски :без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» 4
В семье ссоры ,скандалы ,один из родителей склонен к выпивкам 3
Судимость родителей , пьянство , рукоприкладство , выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей 2
Стоят на учете с диагнозом алкоголизм , наркомания асоциальное поведение 1
Равнодушие , отсутствие заботы о детях , безнадзорность , дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы 2
Напряженно –конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия , применяемые к детям 1
7 Поведение ребенка в школе Хорошее 5
Удовлетворительное 4
Неудовлетворительное 3
Неоднократно был замечен в асоциальном поведении 2
Стоит на учете в ПДН 1
8 Внешкольное общение ребенка На основе постоянных совместных занятий в кружках , секциях , на основе общих позитивных интересов 5
Несистемное досуговое общение по интересам , разовые встречи для совместного проведения свободного времени 4
Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей 3
Асоциальные группы с ориентацией на выпивку , мелкое хулиганство , драки , токсичные вещества 2
Криминогенные группы , состоящие на учете в ПДН, с направленностью интересов на мелкие кражи , угоны транспортных средств , наркотики 3
9 Жизненные цели ребенка Четко определенные , конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей 5
Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей , но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты неопределенны 4
Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов , социальная незрелость , инфантилизм , надежда на «авось» 3
Ориентации на цели носит скорее негативную окраску , примитивны , бездуховны . референтная группа _ сверстники с асоциальной направленностью интересов 2
Явно негативные. асоциальные ориентации на жизненные цели , отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограничены , отмечаются правонарушения , стоит на учете в ПДН 1
10 Эмоциональные отношения родителей с детьми Постоянная поддержка . разумная требовательность к детям , демократизм отношений , атмосфера доверий 5
Слепая любовь , гиперопека 4
Для родителей первична собственная жизнь , но отношение к детям доброжелательное , заинтересованное 3
Равнодушие , отсутствие заботы о детях , безнадзорность , дети как дополнительное бремя , дополнительные проблемы 2
Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми , различные формы насилия , применяемые к детям 1
При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:
- ниже 30 баллов предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов , тем выше риск)
-от 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;
-более 40 – высший уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).
Приложение 4
ПЛАН РАБОТЫ
с учащейся 7-Б класса Ирой С.,
состоящей на внутришкольном учете
в 2013-2014 учебном году
№№
пп Мероприятие Ответственные Сроки Отм. об исп.
1. Контроль за посещаемостью и успеваеомостью учащегося данной категории Социальный педагог, классный руководитель ежедневно 2. Посещение на дому с целью выявления внутрисемейных отношений совместно с инспектором по делам несовершеннолетних Социальный педагог, школьный психолог, инспектор по делам несовершеннолетних 1 раз в квартал 3. Составление акта обследования материально – бытовых условий в семье Социальный педагог 1 раз в квартал 4. Вовлечение в кружки, секции (школа ДШИ, СДЮСШОР, ЦВР, ДК) Социальный педагог, классный руководитель Сентябрь 5. Индивидуальные беседы с учащимся на темы:
- «Как мы разрешаем конфликты»;
- «Знаешь ли ты правила поведения»;
- «Об успеваемости и посещаемости учебных занятий» Социальный педагог Октябрь
Декабрь
ежемесячно 6. Профилактическая работа с учащимся по предупреждению безнадзорности, правонарушений:
- «Аддиктивное поведение и самооценка личности»;
- «Здоровье и вредные привычки» Психолог
Социальный педагог Январь
Март 7. Ведение дневника наблюдений за учащимся данной категории Классный руководитель В течение года Прогнозируемый результат воспитательной работы на 2013-2014 учебный год: улучшение успеваемости и посещаемости занятий. Снятие с внутришкольного контроля.
Приложение 5
Индивидуальная комплексная программа реабилитации
семьи ______________________________________________________________________________________
специалист субъекта профилактики ____________________________________________________________
«_____»______________200___ г. «_____»______________200___ г.
(дата начала реабилитации) (дата окончания реабилитации)
Проблемы семьи Программа реабилитации Выполнение программа реабилитации
Необходимые мероприятия Исполнители Срок Сведения о проделанной работе Исполнитель Дата