Курсовая работа по педагогике на тему Нетрадиционные уроки и технологии их проведения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет» Лесосибирский педагогический институт -
филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»(ЛПИ – филиал СФУ)
Филологический
факультет
Русского языка и литературы
кафедра
050100.62 Педагогическое образование
код и наименование направления
050100.62.10 Русский язык и литература
наименование профиля
КУРСОВАЯ РАБОТА
Нетрадиционные уроки и технологии их проведения.
Научный руководитель
______________
З.У. Колокольникова
подпись
инициалы, фамилия
Студент ДЛФ13-01БФР
______________
М.А. Барчукова
код (номер) группы
подпись
инициалы, фамилия
Работа защищена « ___» ___________ 20____г. с оценкой «____________»
Лесосибирск 2015.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...
3
1 Теоретическая база использования нетрадиционных уроков..
6
1.1 Понятие, признаки, формы, принципы нетрадиционных уроков
6
1.2 Роль нетрадиционного обучения в образовании
13
1.3 Основные технологии проведения нетрадиционных уроков
17
2 Практическое применение нетрадиционных уроков
21
2.1 Организация эмпирического исследования
21
2.2 Разработка нетрадиционных уроков русского языка
26
2.3 Анализ практического исследования и рекомендации
30
Заключение.......
36
Список использованных источников....
38
Приложение А Задания для первого этапа эксперимента..
40
Приложение Б Конспект формирующих занятий
42
Приложение В Задания для второго этапа эксперимента...
63
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в снижение интереса молодых россиян к родному языку, от чего снижается и уровень грамотности, что в большей степени объясняется качеством уроков, которые характеризуются шаблонным, однообразным, формальным подходом, скукой.
Кроме того, современная организация общества, отношение к жизни, социальный заказ и пожелания родителей предъявляют все новые требования к школе. На сегодняшний день основная цель обучения – это не только накопление учеником определенных знаний, умений, навыков, но и умение использовать их в жизни.
Социальные перемены, происходящие в обществе, требуют совершенствования системы и практики современного образования. Важнейшим условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося является реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения.
Ключевой целью педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения становится развитие ученика. В этих рамках основными задачами современного образования становятся воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться и совершенствоваться.
Одной из насущных задач совершенствования качества учебно-воспитательного процесса является повышение эффективности урока. Обучение учащихся с помощью применения нетрадиционных форм обучения позволяет решить эту задачу. Кроме того, нетрадиционные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию.
Учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечивать занимательность занятий, наладить процесс сотрудничества ученика и учителя позволяют нетрадиционные формы и методы проведения уроков
Отсюда, в основе современного образования в качестве основной задачи заложена активность ученика. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания технологии. Следует не принуждать к учению, а пробуждать в у учащихся интерес, тягу к постоянному получению знаний, чтобы новые знании приносили школьнику удовлетворение, радость, возбуждали желание вновь и вновь познавать новое.
В настоящее время проблема повышения интереса учащихся к школьным дисциплинам стоит перед всей современной педагогикой. Такой интерес возможен при введении нестандартных, нетрадиционных уроков, которые должны стать уроками-праздниками, когда ученикам интересно все, что происходит на уроке, когда они все активны и каждый из них имеет возможность проявить себя, когда класс становится коллективом.
Не отказываясь от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей, следует придать уроку нестандартные, оригинальные формы для активизации мыслительной деятельности учащихся. Такие формы не станут заменой старых уроков, но позволят дополнить их, внести разнообразие, оживление, которые реально повышают интерес к уроку и его содержанию, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, эффективность урока возрастает.
Исходя из изложенного, целью исследования является изучение и разработка нетрадиционных форм обучения.
Задачи исследования:
- изучить понятие, признаки, принципы и формы нетрадиционных уроков;
- определить роль нетрадиционного обучения в образовании;
- выделить технология проведения нетрадиционных уроков русского языка;
- разработать уроки с нетрадиционными формами обучения учащихся на уроках русского языка;
- проанализировать практическое исследование и предложить рекомендации.
Объект исследования – нетрадиционные уроки.
Предмет исследования – процесс нетрадиционного обучения.
Гипотеза исследования – грамотно выбранная форма проведения урока в виде нетрадиционных уроков повышают интерес школьников к учению, мотивируют к активной учебной деятельности, что, в свою очередь, позволит повысить результативность учебного процесса.
Методологической основой исследования стали работы Г.А. Бакулина, В.М. Букатова, В.В. Волиной, Н.В. Дембицкой, Т.П. Лакоцениной, С.В.Кульневич, Е.А. Обуховой, Н.Г. Обуховой, Г.К. Селевко, Ф.А. Фрадкина и др. В последние годы в практике многих из них воплощались такие важнейшие педагогические идеи, как проблемное обучение и активизация познавательной деятельности учеников, развитие их творческой активности и самостоятельности, мотивация обучения, взаимосвязь методов обучения и воспитания и т.д. Но аспект практической реализации современных педагогических технологий в рамках нетрадиционных уроков остается актуальным.
Методы исследования – анализ, обобщение и систематизация теоретического материала, методы изучения педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования.
База исследования – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» по адресу: 662547, Красноярский край, г.Лесосибирск, 7 микрорайон, ул. Тухачевского, д. 10.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в исследовании технологий проведения нетрадиционных уроков русского языка.
Практическая значимость заключается в разработке формирующих занятий с использованием нетрадиционных форм урока, и в возможности практического использования полученных результатов исследования на уроках русского языка в общеобразовательной школе.
1 Теоретическая база использования нетрадиционных уроков
1.1 Понятие, признаки, формы, принципы нетрадиционных уроков
Понятие «нетрадиционные уроки» в последнее время используется все чаще. Однако, собственного классического определения данное понятие не имеет. Мало того, некоторые ученые и педагоги не считают его достаточно научным и предлагают разные варианты, как, например, «нестандартный урок». Однако, большинство исследователей все же используют в своей деятельности термин «нетрадиционный урок».
С.В. Кульневич и Т.Н. Лакоценина называют такие уроки «не совсем обычный урок». Они считают, что отказ от термина «нетрадиционный урок» закономерен, «потому что его широкое использование в методической литературе отличается от традиционной организации обучения только внешними, процессуальными средствами активизации познавательной активности» [11. C. 15].
Под понятием «нетрадиционная форма урока» О.В.Трофимова понимает «интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект-субъектной позицией в системе учитель-ученик, многообразием видов деятельности субъектов (игровая, дискуссионно-оценочная, рефлексивная), базирующихся на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, «методе прямого доступа»)» [19. C. 8].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что отношение к нетрадиционным формам урока неоднозначно. Они ранее уже использовались в педагогике. Так, например, в 20-30х гг. XX в. использовался «метод проектов», который по мнению большинства ученых и педагогов оказался неэффективным. Это был период создания и становления в рамках воспитательной и образовательной системы
Первой опытной станции, первых попыток «нащупывания» связей между школой и социальной средой. Ф.А. Фрадкин пишет: «шла активная подготовка кадров учителей, которые должны уметь реализовать в практической деятельности идею связи школы с окружающей средой, быть одновременно педагогами и исследователями педагогического процесса» [20. C. 37].
Ф.А.Фрадкин пишет: «негативные последствия этого метода стали одной из причин отказа в дальнейшем от активных методов обучения в современном понимании» [20. C. 39].
При этом сам Ф.А. Фрадкин изобрел такую нестандартную форму обучения, как лекции-диалоги. Об этом вспоминает Б.М. Бим-Бад: «Мы были диалогистами по натуре. Обоюдно дополняли обсуждаемые факты, по дороге развивали мысли, пасуя, передавая их друг другу, как мяч в футболе. Это было только похоже на игру, на самом же деле диалоги наши были естественной формой содержательной разработки волновавших нас проблем. Одновременно у нас накапливались претензии к лекционной форме вузовского преподавания. Как будто-то бы внимательно слушают студенты лектора, ведут конспекты, а на экзаменах демонстрируют непонимание самых главных идей курса» [2. C. 92].
С другой стороны, Н.Г. Обухова считает, что «это была законченная педагогическая концепция, полностью адекватная своим целям и способствующая искусственной социализации ребенка и проникновению идей «передового класса» в среду» [14. C. 179].
Проблема интереса учеников к уроку давно привлекает к себе внимание педагогов. Многообразие поисков решения данной задачи находит свое отражение во внедрении нетрадиционных уроков, в привлечении яркого, необычного дидактического материала, который вызывает у учеников интерес к его содержанию.
Главным отличительным признаком нетрадиционных уроков является их связь с продуктивной, творческой деятельностью.
Исследуя творческий процесс ученые выделили два разных типа мышления: аналитический или рациональный – левополушарный и интуитивный, с доминированием интуиции – правополушарный.
По мнению И.И. Макарьева «школа переоценивает левополушарное речевое мышление в ущерб правополушарному. Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению. В процессе нетрадиционных форм уроков, интеллектуально пассивный ребенок способен выполнять такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В частности, в научно-педагогических исследованиях об игре даже появился термин – эмоциональный ускоритель обучения» [13. С. 69].
Используя нетрадиционные уроки, происходит активизация психических процессов: внимания, восприятия, запоминания и, наконец, мышления в целом. Важнее всего то, что данные процессы активизируются за счет интереса к новому материалу.
Ученые выяснили отличие функциональных назначений правого и левого полушарий головного мозга. Так, левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях (например, двигательные операции), правое – на пространственно-синтетических (например, ассоциации, абстрактное мышления, обобщение понятий).
По этому поводу И.И. Макарьев пишет: «Образная память, способность сохранять длительное время впечатления от увиденного – это тоже правое полушарие, а также ориентироваться в пространстве: помнить обстановку в своей квартире, расположение районов и улиц в городе. Именно правое полушарие мозга напоминает нам, где лежит та или иная вещь, как пользоваться различными приборами и приспособлениями» [13. С. 75].
Действительно, нетрадиционные уроки создают особые условия для развития творчества. В таких условиях общение всех участников идет «на равных», включая учителя. У учеников исчезает робость, происходит внутреннее раскрепощение, особенно важно, что они могут осуществлять самостоятельный поиск новых знаний.
В основе нетрадиционных уроков лежит критерий ведущей деятельности учащихся, который предполагает стимулирование интереса и мотивации учащихся, что достигается в совместной творческой работе учителя и учащихся. Учитель в этой деятельности – лишь координатор. Его задача заключается в стимулировании развития творческого потенциала учащихся.
На нетрадиционных уроках реализуется качественный подход к оценке результатов. Отсюда, обязательный этап в их организации – это анализ, благодаря которому происходит «перевод внешних результатов обучения во внутренний план личности, т.е. интериоризация, что позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего ранее в его непосредственном опыте не было» [5. С. 206].
На нетрадиционных уроках учитель реализует стремление учеников посоревноваться в знаниях, умениях и навыках, перевоплотиться и импровизировать. Все это прекрасно реализуется, например, на уроках-играх, которые приближают учеников к жизни. По мнению В.А. Крутецкого и Н.С.Лукина «игра интересна, когда дается возможность не только познать что-то, но и применять свои знания и одновременно уйти в мир желаемой фантазии, приоткрыть завесу будущего и побывать там хотя бы в игре» [9. С. 44].
В.М. Григорьев отмечает, что «умело организованные уроки - игры, позволяют задействовать в учебных целях, энергию, которую школьники расходуют на «подпольную игровою деятельность» [6. С. 72].
В практике образования при применении нетрадиционных уроков большое распространение получили игровые технологии обучения А.А.Вербитского, Н.В. Борисовой. Они характеризуются «игровой моделью, сценарием игры, ролевыми позициями, возможностью альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения. Игры включают также разработку и использование таких компонентов, как организационная форма, дидактический процесс, квалификация самого педагога» [4. С. 135].
Игра в обучении объединяет эмоциональный и рациональный подходы. Свобода учащихся в выборе заданий и организации деятельности, получает в игре возможность для полной своей реализации. Особенностью игры в школе является высочайшая творческая активность и учителя, и учеников. Учитель, зная психологические и личностные особенности своих учеников вносит индивидуальные коррективы, привлекает детей к творческому участию в разработке дидактических материалов, составлению технологически четких форм обучения и воспитания. Активность педагога проявляется именно в этом. Основным механизмом игрового обучения выступают игровые методы вовлечения учащихся в творческую деятельность.
Кроме игровой технологии, в образовательной практике большое распространение получила проблемно-развивающая технология обучения, яркими представителями которой являются М.М. Махмутов и Н.Г. Мошкина.
Они представили основные отличительные признаки этой технологии: вопросно-ответное взаимодействие учителя и учащихся, основанное на системе проблемных и информационных вопросов, подсказок, указаний, монологов, диалогов. Наиболее важным в данной технологии являются алгоритмические и эвристические методы работы, постановка проблемных вопросов, создание педагогом проблемных ситуаций для решения их самими учащимися.
Специфические функции проблемно-развивающей технологии – это формирование критического мышления учеников; умений и навыков их активного речевого общения между собой и с учителем; положительных эмоций; организационная деятельность педагога по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения.
Основными механизмами проблемно-развивающего обучения выступают поисковые методы, постановка познавательных задач, вовлечение учащихся в различные виды деятельности.
Проблемными ситуациями в нетрадиционных уроках могут быть такие затруднительные положения, из которых надо найти выход, используя полученные знания.
В рамках педагогики можно выделить особенности нетрадиционных форм урока:
- элементы нового, расширение внешних рамок урока;
- внепрограммный материал, связанный с темой урока,
- коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой;
- иное оформление кабинета и расстановка мебели;
- использование интерактивной доски, компьютерной техники, информационных технологий и т.п.;
- использование видео и музыки для эмоционального подъема учащихся;
- организация и выполнение творческих заданий;
- самоанализ на всех этапах урока (при подготовке, на уроке и после него.
Формами нетрадиционных уроков могут быть ролевые и деловые игры, конкурсы и соревнования, задания с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, «расследования») и др. Отсюда видно, что нестандартные формы урока имеют большое многообразие, поэтому мало поддаются систематизации. Однако сделаем попытку сгруппировать их по некоторым позициям:
- интегрированные уроки, которые основаны на межпредметных связях;
- по форме соревнования: конкурсы, викторины, турниры, эстафеты, деловые и ролевые игры;
- по форме, жанру и методам работы: интервью, репортажи, рецензии, исторические комментарии, лингвистические исследования;
- по форме организации учебного материала: уроки-презентации, уроки-откровения;
- по форме имитации публичных форм общения: пресс-конференции, аукционы, телемосты, телепередачи, устные журналы;
- по форме с использованием фантазии: уроки-сказки, уроки-сюрпризы;
- по форме игры: урок-игра или уроки – учебные игры; уроки – учебные дискуссии.
Уже из самих терминов видно, что нетрадиционные уроки – необычные, можно сказать, праздничные уроки. На таких урока активны все учащиеся, каждый может проявить себя и тогда разрозненные индивиды становится единым коллективом.
Основные принципы, лежащие в основе концепции нетрадиционных форм урока, а именно – субъект-субъектная позиция в системе учитель-ученик, интерактивность, развитие творческой личности, – способствуют развитию личности учащихся.
Творческие принципы нестандартных уроков заключаются:
- в отказе от шаблонной организации урока;
- в максимальном вовлечении учащихся в активную деятельность;
- в занимательности и увлечении как основы эмоционального тона урока;
- в поддержке альтернативности и множественности мнений;
- в развитии функции общения как основного условия обеспечения взаимопонимания, ощущения эмоционального удовлетворения;
- в «скрытой» дифференциация учащихся по учебным возможностям;
- в использовании оценки как формирующего инструмента.
Итак, рассмотренные вопросы показали, что концептуальный блок нетрадиционных форм урока состоит в субъект-субъектной позиции, что обеспечивает диалог учащихся и учителя. С другой стороны, содержательный блок таких уроков предполагает меньший объем, она мало структурирована. Однако, именно нетрадиционные уроки вызывают неподдельный интерес учащихся к исследованию, что и обусловливают более глубокую проработку ими информации по предмету. В процессуальном блоке нестандартной формы урока именно интерес задействует мотивацию, что активизирует познавательную деятельность, формирует критическое и творческое мышление.
Таким образом, понятие «нетрадиционный урок» можно определить как вызывающие интерес приемы и методы, направленные на активизацию интереса и познавательной деятельности учащихся.
1.2 Роль нетрадиционного обучения в образовании
Роль нетрадиционного обучения в образовании заключается, прежде всего, в том, что феномен нетрадиционного урока – это объективное совершенствование классно-урочной системы в современной школе. Сам урок как форма учебного занятия уже не занимает монопольного положения. Вместе с ним все шире начинают применяться и другие формы.
Изложенное обусловлено следующими причинами: во-первых, несмотря на кажущуюся универсальность, урок все же ограничен в возможностях, во-вторых, опираясь только на традиционный урок, мало удается развить творческие способности учащихся, в-третьих, плохо удается обеспечить надлежащий уровень формирования обще учебных умений, в-четвертых, практически невозможно организовать различные формы общения как между педагогом и учеником, так и между самими учащимися.
Отсюда, именно нетрадиционные формы урока являются базой принятия учителем учащихся как субъекта образовательного процесса. Именно такие уроки прямо нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. Вместе с этим, именно нетрадиционные уроки помогают учащимся развиваться творчески, пробуждая в них интерес, а на этой основе и познавательную активность.
Нетрадиционный урок помогает раскрыть свой творческий потенциал и учителю. Так, традиционный урок предполагает ведущую роль учителя, а потому плохо приспособлен для свободного обсуждения и осмысления материала и не предоставляет ученику возможности раскрыться, а потому плохо развивает их творческий поиск нового знания.
Отсюда, нетрадиционные формы уроков мотивируют, стимулируют и активизируют такие познавательные процессы учащихся, как внимание, восприятие, мышление, память, воображение. Нетрадиционные формы уроков повышают интерес к предмету практически у всех учащихся.
На основе рождающегося интереса, полученные знания становятся более прочными. Такие уроки позволяют развивать способности учащихся, гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.
В связи с изложенным, рождается творчески активная личность, заинтересованная во все более самостоятельном поиске нового учебного материала. Учителем материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из других научных дисциплин. Понятно, что данный процесс сложнее, однако именно такая подготовка к уроку становится интересна и самому учителю, который тоже становится творческой личностью. Отсюда, применение нетрадиционных форм уроков – это мощный стимул в развитии, это разнообразная и сильная мотивация к познаванию нового не только учеников, но и учителя. Роль нетрадиционных уроков еще и в том, что посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, мотивов в игре гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности.
Ф.А. Фрадкин, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что «некоторые ученики участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в иных видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.» [20. С. 45]
Большая роль нетрадиционных форм заключается также в том, что на этих уроках также идет большая воспитательная работа. Достаточно ярко воспитательную сущность нетрадиционного урока показывает В.М. Букатов: «для педагога, работающего в социоигровой стилистике, учебный материал - это россыпи счастливых предлогов для того, чтобы каждый из учеников занялся установлением (возобновлением, укреплением, обновлением и т. п.) деловых взаимоотношений со сверстниками. Идеал социоигровой педагогике не передача знаний, а формирование поколения. Начинается оно с появления у учеников чувства ровесничества, при котором для учеников очевидна и уважаема взаимная и равная заинтересованность в проявлении себя друг перед другом. И первоначально именно учебный материал и продвижение в нем делают эту заинтересованность очевидной. На дневном свету, когда, казалось бы, все условия для доброго знакомства друг с другом, для открытия в других и в себе родственной таинственности, человеческой прозрачности. Но чаще всего дневной свет используется для выявления и демонстрирования неравенства. А на уроке, где присутствует игровое действие, «именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачивания сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и обретения себя» [3. С. 194].
Самое главное – нетрадиционные уроки дают возможность преодолеть укоренившиеся стереотипы, изменить привычные способы общения, сделать изучаемый материал более наглядным, ярким, что, в свою очередь, позволяет создать наиболее благоприятные условия для более глубинного, эмоционального восприятия нового материала, усвоения его сути и содержания. Эти уроки оригинальны по замыслу, структуре и сюжету, по тем находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских.
В значительной степени эффективность нетрадиционных уроков обеспечивается при следующих условиях:
- педагог умело сочетает нетрадиционные и традиционные формы работы на уроке;
- нестандартные уроки принимаются наряду с традиционными, как ведущие средства обучения;
- педагог регулярно включает нестандартные уроки в свою систему;
- педагог хорошо владеет методикой проведения нетрадиционных уроков;
- педагог владеет способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока.
Актуальность технологии нетрадиционных уроков заключается в следующем:
- они делают занятия более эмоциональными и запоминающимися;
- способствуют глубокому и последовательному усвоению материала;
- благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей;
- развивают логическое мышление, творческие способности учащихся;
- организуют связь с другими предметами [21. С. 42].
При использовании нетрадиционных форм урока:
- расширяется кругозор учащихся за счет привлечения их к поиску дополнительного материала из разных источников;
- реализуются межпредметные и внутрипредметные связи;
- расширяется учебная зона;
- организуется коллективная работы учеников;
- формируются личностные качества личности: умение планировать собственную деятельность, предвидение результатов своей работы, ответственность за последствия своей работы, организаторские и коммуникативные склонности и способности, самостоятельность, коммуникативность, коллективизм и т.д.;
- мотивация к эффективной учебной деятельности.
Таким образом, роль нетрадиционного обучения в образовании велика, т.к. применение таких форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока, значительно разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока. Выбор конкретных педагогических технологий обусловливается целевой ориентацией, содержанием, индивидуализацией обучения, технической оснащенностью образовательного учреждения и т.д. Погружение в мир знаний происходит при активном участии самого ученика. Он ищет, пробует, ошибается – именно этот процесс развивает его личность и становится собственным опытом.
1.3 Основные технологии проведения нетрадиционных уроков
Нетрадиционный урок – это импровизация, имеющая нетрадиционную структуру. Такие уроки включают в себя приемы и методы обучения, способствующие формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоций и интереса. Они следующие:
- совместная деятельность учителя и учеников по осмыслению и принятию учебной цели и постановке учебных задач;
- учет педагогом возрастных особенностей учащихся;
- выбор определенных действия в соответствии с возможностями;
- использование нестандартных форм проведения уроков;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- создание для учащихся ситуации успеха, вера в возможности ученика;
- использование групповых и коллективных форм организации урока;
- использование познавательных и дидактических игр;
- эмоциональная речь учителя, применение поощрения и порицания.
Основанные на совместном поиске учителя и учащихся, на новых формах работы, нетрадиционные формы урока влияют на интерес учащихся к предмету, на активизацию их познавательной деятельности и, в конечном счете, на повышение эффективности учебной деятельности в целом.
Следует отметить, что нетрадиционные формы урока направлены, прежде всего, на развитие воображения школьников, ставят перед учащимися проблемы познавательного характера. Они функциональны и потому могут гармонично объединить фактический и теоретический материал, обычное восприятие информации и творческую работу, эмоциональный и логический способы восприятия, мыслительные операции, другими словами – заставить функционировать разные уровни познавательной деятельности учащихся.
Нетрадиционные уроки дают возможность не только повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развить их самостоятельность в работе с разными источниками знаний. Такие формы снимают традиционность урока, оживляют мысль ученика. Умело направив возникшие интерес и активность в нужное русло, педагог может извлечь из них и педагогическую пользу. Предусматривается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных школьников, характера и способностей учеников, получивших конкретное задание, последовательность операций.
К таким урокам следует тщательно готовиться: давать предварительные задания, готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал, причем материалом для разработки дидактического материала для уроков могут стать многие из самостоятельных игр детей.
В качестве механизма активного обучения выступают методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся (табл. 1) [17. С. 146].
Таблица 1 Цели, сущность и механизм педагогических технологий
Название
Цель
Сущность
Механизм
Технология проблемного обучения
Развитие познавательной активности обучаемых
Познавательное и целенаправленное выдвижение перед обучаемыми познавательных задач, разрешая которые, обучаемые активно усваивают знания
Поисковые методы; постановка познавательных задач
Технология развивающего обучения
Развитие личности и ее способностей
Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию
Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности
Технология активного (контекстного) обучения
Организация активности обучаемых
Моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности
Методы активного обучения
Технология игрового обучения
Обеспечение личностно- деятельностного характера усвоения знаний, умений, навыков
Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации
Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность
Перечисленные в таблице 1 механизмы следует использовать как в процессе подготовки и организации нетрадиционных форм уроков, так и в качестве средства обучения.
Итак, поскольку традиционные уроки не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, необходима умелая организация их учебной деятельности на основе нетрадиционных форм. Создавая условия для формирования познавательной мотивации, развития интереса, побуждения учащихся к приобретению знаний, учителю необходимо ввести в практику занимательные разновидности уроков, создавая нетрадиционные уроки.
Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени как со стороны учителя, так и со стороны учеников.
К весьма значимым относятся периоды подготовки и проведения нестандартных уроков. Выделяются три периода: подготовительный, собственно урок и его анализ. Рассмотрим их.
1. Подготовительный.
Уже на данном этапе активное участие принимают как учитель, так и сами учащиеся, которые могут разделиться на команды или группы и получают определенные задания. Их необходимо выполнить до урока – это подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.
2. Урок (здесь также выделяется три этапа)
Первый этап – организационный. Он становится предпосылкой формирования и развития мотивации учащихся. Здесь перед учениками ставится проблема, выясняется степень готовности к решению, изыскиваются пути достижения целей урока. Кроме того, в организационном моменте намечаются ситуации для решения познавательных, развивающих и воспитательных задач. Наиболее важным на данном этапе является мотивация. Эффективность определяется результативностью проведения подготовки. Качество данного этапа влияет на их интерес к последующей работе. При проведении предварительного этапа учитель учитывает отношение учеников к оригинальной форме урока, определяет уровень их подготовленности к уроку, учитывая возрастные и психологические особенности каждого ученика.
Второй этап включает сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности. Ученики показывают результаты своих поисков, делятся новыми знаниями, найденной информацией, самостоятельно формируют и структурируют собранный материал.
Третий этап посвящен формированию умений и закреплению навыков. Учитель задает контрольные вопросы. При этом контроль не выделяется, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.
3. Анализ урока.
В период анализа урока оцениваются не только итоги обучения и развития учащихся, но и картина общения – весь эмоциональный тонус урока. Для этого анализируются общение учителя с учащимися, диалоги учащихся друг с другом, а также работа отдельных рабочих групп или команд.
Таким образом, рассмотрев основные технологии проведения нетрадиционных уроков, можно предположить, что именно они повышают интерес школьников к учению, мотивируют их к активной учебной деятельности. Наиболее удачными педагоги называют несколько нетрадиционных форм урока, такие как практикумы, викторины, исследования, путешествия, диалоги, уроки на основе проблемной ситуации, деловые игры. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываются возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения должны быть связаны с изучаемой темой.
2 Практическое применение нетрадиционных уроков
2.1 Организация эмпирического исследования
Исследование проводилось в МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска Красноярского края по ул. Тухачевского, д. 10.
В исследовании участвовали 24 ученика из 5 «б» класса. Учащиеся были распределены на две группы по 12 учеников в каждой. Одна группа – экспериментальная, другая – контрольная. Школьники отбирались в группы по их собственному желанию.
Целью экспериментального исследования стало повышение интереса к учению, мотивации к активной учебной деятельности при помощи нетрадиционных уроков.
Задачи экспериментального исследования:
- определить уровень знаний учеников по русскому языку;
- разработать формирующий эксперимент;
- повысить уровень знаний по русскому языку учеников из экспериментальной группы при помощи нетрадиционных уроков.
Выбор метода изучения уровня знаний учащихся определяется задачами исследования.
Общим принципом построения формирующего эксперимента является создание такой ситуации, при которой учащимся необходимо приложить усилия для изучения русского языка. Это достигается путем внедрения нетрадиционных форм урока.
Занятия проводились с экспериментальной группой по 2 раза в неделю после уроков в присутствии классного руководителя.
Для определения уровня знаний по русскому языку были выбраны словарный диктант, задания по орфографии и лексический тест. Рассмотрим их.
1. Словарный диктант. Диктант состоит из набора 70 слов из орфографического словаря для 5 класса.
2. Задания по орфографии.
Задания представляют собой 10 заданий с вопросами (табл. 2).
Таблица 2 Вопросы для задания по орфографии
№
Вопрос
1
В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
2
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
3
Исключение из правила
4
Какие пары слов является словосочетанием?
5
В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
6
Расставить Ь, Ъ
7
В каких словосочетаниях пишется буква «а»?
8
В каких словах пишется буква И?
9
В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?
10
В каких словах в окончаниях глаголов пишется ТЬСЯ?
3. Лексический тест.
Тест представляет собой 10 заданий с вопросами (табл. 3).
Таблица 3 Вопросы для лексического теста
№
Вопрос
1
Указать ошибку в определении лексического значения слова
2
Указать слова, где ударение поставлено верно
3
Какие слова не являются синонимами?
4
Подобрать синоним к слову
5
В каком предложении есть антонимы?
6
Какие пары слов не являются антонимами?
7
Указать предложение, в котором нет ошибки
8
Какое слово употреблено в переносном значении
9
В каком словосочетании слова употреблены в прямом значении?
10
В каком предложении есть фразеологизм?
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:
1. На первом этапе обе группы были протестированы по заданиям по русскому языку. Задания представлены в Приложении А.
2. На втором этапе проводился формирующий эксперимент, в котором применялись нетрадиционные формы урока русского языка с экспериментальной группой. Программа формирующих занятий с использованием нетрадиционных форм урока представлена в Приложении Б.
3. Третьим этапом проводился контрольный срез, в котором приняли участие ученики обеих групп. Задания представлены в Приложении В.
Первичные результаты первого этапа эксперимента даны в таблице 4.
Таблица 4 Показатели первого этапа эксперимента
№
Имя, Ф.
Оценки
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Экспериментальная группа
1
Алена Ю.
2
3
3
2
Алла И.
3
4
4
3
Вера Ч.
4
4
4
4
Галя Б.
4
4
4
5
Дима К.
3
4
4
6
Женя Д.
4
4
4
7
Зина И.
2
2
2
8
Ира В.
4
4
4
9
Катя Б.
2
3
4
10
Лара Р.
2
2
2
11
Света Н.
4
4
4
12
Уля К.
3
3
3
Контрольная группа
1.
Алексей И.
4
4
4
2.
Валера Б.
4
4
3
3.
Вика Ч.
3
3
4
4.
Гриша Б.
2
3
2
5.
Даша К.
4
4
4
6.
Жанна Д.
2
2
3
7.
Зоя И.
3
4
4
8.
Илья В.
3
3
4
9.
Сергей Н.
3
4
3
10.
Тома Л.
4
4
4
11.
Федя Ч.
4
3
3
12.
Яша В.
2
3
2
Показатели экспериментальной и контрольной групп, представленные в таблице 4 были подвергнуты сравнению.
Сравнительные результаты словарного диктанта на первом этапе эксперимента представлены в таблице 5.
Таблица 5 Сравнительные результаты словарного диктанта на первом этапе эксперимента
Оценка
Экспериментальная группа
Контрольная группа
чел.
%
чел.
%
Отлично
0
0
0
0
Хорошо
5
42
5
42
Удовлетворительно
3
25
4
33
Неудовлетворительно
4
33
3
25
Плохо
0
0
0
0
Наглядно сравнительные результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 Сравнительные результаты словарного диктанта на первом этапе эксперимента
Из таблицы 5 и рисунка 1 видно, что в экспериментальной группе словарный диктант на оценку «хорошо» написали 5 учеников (42%), на «удовлетворительно» – 3 (25%), «неудовлетворительно» – 4 ученика (33%). В контрольной группе «хорошо» у 5 учащихся (42%), «удовлетворительно» у 4 (33%), «неудовлетворительно» получили 3 ученика (25%).
Сравнительные результаты задания по орфографии на первом этапе эксперимента представлены в таблице 6.
Таблица 6 Сравнительные результаты задания по орфографии на первом этапе эксперимента
Оценка
Экспериментальная группа
Контрольная группа
чел.
%
чел.
%
Отлично
0
0
0
0
Хорошо
7
58
6
50
Удовлетворительно
3
25
5
42
Неудовлетворительно
2
17
1
8
Плохо
0
0
0
0
Рисунок 2 Сравнительные результаты задания по орфографии на первом этапе эксперимента
Задания по орфографии в экспериментальной группе написали на оценку «хорошо» 7 учеников (58%), на «удовлетворительно» – 3 (25%), «неудовлетворительно» – 2 ученика (17%). В контрольной группе «хорошо» у 6 учащихся (50%), «удовлетворительно» у 5 (42%), «неудовлетворительно» получил 1 ученик (8%).
Сравнительные результаты лексического теста на первом этапе эксперимента представлены в таблице 7.
Таблица 7 Сравнительные результаты лексического теста на первом этапе эксперимента
Оценка
Экспериментальная группа
Контрольная группа
чел.
%
чел.
%
Отлично
0
0
0
0
Хорошо
8
66
6
50
Удовлетворительно
2
17
4
33
Неудовлетворительно
2
17
2
17
Плохо
0
0
0
0
Рисунок 3 Сравнительные результаты лексического теста на первом этапе эксперимента
Лексический тест на первом этапе эксперимента показал, что в экспериментальной группе написали на оценку «хорошо» 8 учеников (66%), на «удовлетворительно» – 2 (17%), «неудовлетворительно» – 2 ученика (17%). В контрольной группе «хорошо» получили 6 учеников (50%), «удовлетворительно» у 4 учеников (33%), «неудовлетворительно» получили 2 ученика (17%).
Исходя из результатов тестирования на первом этапе эксперимента, показатели экспериментальной и контрольной групп примерно одинаковые.
2.2 Разработка нетрадиционных уроков русского языка
Теоретический анализ научной литературы позволил выдвинуть гипотезу о том, что для того, чтобы повысить интерес школьников к учению, мотивировать их к активной учебной деятельности, необходимо внедрить нетрадиционные формы урока.
Нами выбраны такие формы урока, как путешествие, КВН, конкурс, игра, исследование, презентация, беседа и викторина. Задания составлены на примере предлагаемых педагогами занимательных занятий, авторами которых являются В.М Букатов, В.В. Волина, Е.Ю. Газова, М.Я. Крючкова, О.М. Мокринская, Т.П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М.Оганезова и др.
Каждое занятие включает в себя несколько этапов.
1. Организационный момент. Для того, чтобы учащимся было интересно сначала проводился ритуал приветствия. Целью явилось снятие напряжения детей, создание благоприятных условий для их творчества и повышение эмоционального положительного фона занятия.
2 Основным этапом являлось применение нетрадиционных форм урока. Целью было повысить появившийся интерес посредством применения ребусов, шарад, кроссвордов и т.п., а также других активных методов и приемов.
3 Важным этапом урока были итог урока и рефлексия. Здесь дети, закрепив полученные на уроке знания, делились впечатлениями относительно самого урока в целом. Цель – дать детям понять самих себя, свои чувства, повысить их самооценку и дать приобрести уверенность в себе.
Цель проведения нетрадиционных уроков – повышение эффективности урока.
Задачи проведения нетрадиционных уроков:
- внедрение нестандартных приемов и методов проведения занятия для пробуждения интереса к предмету;
- активизация мышления учащихся, стимулирование развития творческого потенциала учащихся;
- использование поисковых и игровых методов и приемов;
- постановка познавательных задач;
- вовлечение учащихся в различные виды деятельности;
- привлечение яркого, необычного дидактического материала, в т.ч. создаваемого самими учащимися и др.
Кроме того, ставились задачи воспитательного характера: развитие творческих способностей, мышления; развитие навыков принятия решения; развитие аккуратности в работе; формирование совместного творчества и др.
В таблице 8 представлены основные данные программы, ниже – полный конспект формирующих занятий по использованию нетрадиционных форм урока для учеников из экспериментальной группы.
Таблица 8 Программа формирующих занятий
№
Тема занятия
Нетрадиционные формы урока
Методы и приемы
1
«Слово»
Урок-путешествие
1 станция «Разминка».
2 Станция «Загадочная».
3 станция «Сказочная».
4 станция «Путаница»
5 станция «Шифровка»
6 станция «Перевертыши».
2
«Орфография»
Урок-КВН
Раунд 1. Приветствие команд.
Раунд 2. Разминка
Раунд 3. Игра «Парные согласные»
Раунд 4. Работа с перфокартами.
Раунд 5. «Угадай слово»
Раунд 6. «Комплимент»
3
«Существительное»
Урок-конкурс
1-й конкурс. «Нарисуй схему»
Конкурс № 2 «Загадка»
Конкурс № 3 «Пунктуация»
Конкурс № 4 «Знак»
Конкурс № 5 «Звезда»
Конкурс № 6 «Шутка»
4
«Глагол»
Урок-игра
Игра «Глагол»
Игра «Не с глаголами»
Игра «Не хитрить!»
Игра «Комната мудрых мыслей»
Игра «Пословицы»
Игра. «Кто последний»
5
«Прилагательное»
Урок-исследование
Плакат Схема отличительных признаков прилагательного
Плакат Инструкция к прилагательному
Плакат «Разряды прилагательных»
Плакат «О-Е в прилагательных»
Плакат «Суффиксы –К- и –СК- в прилагательных»
6
«Прилагательное (продолжение)»
Урок-презентация
Слайд «Степени сравнения прилагательных»
Слайд «Н или НН в прилагательных»
Слайд «Не с прилагательным»
Слайд Дефис в прилагательных
7
«Предложение»
Урок-беседа
Схема сложного предложения
8
Заключительное.
Урок-викторина
Загадки, кроссворды, ребусы
Полный конспект формирующих занятий с использованием нетрадиционных форм урока представлен в Приложении Б.
При прохождении занятий ученики достаточно быстро приняли правила проведения уроков, с самого начала прониклись новшествами, с удовольствием брались за работу, выказывали интерес и достаточно эмоционально воспринимали новые формы уроков.
Кроме позитивного эмоционального настроя, было важно развитие коммуникативных навыков детей друг с другом, поэтому были использованы такие форма, как работа в парах и групповые методы.
Для того, чтобы процесс работы постоянно вызывал у детей интерес, на занятиях использовались игры и упражнения, проводились соревнования. Занятия были интересны детям еще и потому, что данная деятельность имела реальный практический результат.
Было заметно, что от занятия к занятию ученики с большей радостью стремились к ним, предугадывали, что же будет на следующем уроке, вспоминали и обсуждали то, чем занимались на уроках раньше.
Было заметно, что с каждым занятием интерес учеников к предмету набирал силу. Ученики проявляли инициативу в подготовке к очередному уроку. В результате проведения формирующих занятий нам стало понятно, что интерес к новым знаниям изначально есть в каждом ученике, педагогу следует только приложить немного усилий, чтобы его разбудить и развить.
Для нас были важны развернутые высказывания детей, развитие мышления. Для этого на каждом использовались подведение итогов и рефлексия, которая позволила научить детей рассказывать о своих впечатлениях и ощущениях.
Наиболее высокий эмоциональный фон показало последнее занятие. Ученикам больше всего понравилось разгадывать ребусы. На вопрос, чем запомнились наши необычные уроки, ребята ответили, что на таких уроках интереснее, больше хочется узнать. У детей все больше развивался интерес к новому, появлялась и увеличивалась мотивация к учебной деятельности.
В совокупности все это позволило учащимся освоить основные приемы и методы нетрадиционных уроков, поэтому следует рекомендовать расширить базу для творческих изысканий учащихся в дальнейшем.
Таким образом, проведенные формирующие занятия позволили повысить интерес учеников к предмету и активизировать учебную деятельность школьников. Для реального подтверждения нами далее вновь было проведено тестирование экспериментальной и контрольной групп.
2.3 Анализ практического исследования и рекомендации
Первичные результаты третьего этапа эксперимента даны в таблице 9.
Таблица 9 Результаты третьего этапа эксперимента
№
Имя, Ф.
Оценки
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Экспериментальная группа
1
Алена Ю.
3
4
3
2
Алла И.
5
5
5
3
Вера Ч.
5
5
5
4
Галя Б.
5
5
4
5
Дима К.
5
5
5
6
Женя Д.
5
5
5
7
Зина И.
3
3
3
8
Ира В.
5
5
5
9
Катя Б.
4
5
5
10
Лара Р.
3
3
3
11
Света Н.
5
5
5
12
Уля К.
4
4
4
Контрольная группа
1.
Алексей И.
4
4
4
2.
Валера Б.
4
4
3
3.
Вика Ч.
3
3
4
4.
Гриша Б.
2
3
3
5.
Даша К.
4
4
4
6.
Жанна Д.
2
2
3
7.
Зоя И.
3
4
4
8.
Илья В.
3
3
4
9.
Сергей Н.
2
4
3
10.
Тома Л.
4
4
4
11.
Федя Ч.
3
3
3
12.
Яша В.
2
3
3
Сравнительные результаты словарного диктанта на третьем этапе эксперимента представлены в таблице 10.
Таблица 10 Сравнительные результаты словарного диктанта на третьем этапе эксперимента
Оценка
Экспериментальная группа
Контрольная группа
чел.
%
чел.
%
Отлично
7
58
0
0
Хорошо
2
17
4
33
Удовлетворительно
3
25
4
33
Неудовлетворительно
0
0
4
33
Плохо
0
0
0
0
Наглядно сравнительные результаты представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 Сравнительные результаты словарного диктанта на третьем этапе эксперимента
В экспериментальной группе словарный диктант на оценку «отлично» написали 7 учеников (58%), «хорошо» получили 2 ученика (17%), на «удовлетворительно» – 3 (25%). В контрольной группе показатели распределились следующим образом: «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» получили по 4 ученика (по 33,3%).
Сравнительные результаты задания по орфографии на третьем этапе эксперимента представлены в таблице 11.
Таблица 11 Сравнительные результаты задания по орфографии на третьем этапе эксперимента
Оценка
Экспериментальная группа
Контрольная группа
чел.
%
чел.
%
Отлично
8
66
0
0
Хорошо
2
17
6
50
Удовлетворительно
2
17
5
42
Неудовлетворительно
0
0
1
8
Плохо
0
0
0
0
Наглядно сравнительные результаты представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 Сравнительные результаты задания по орфографии на третьем этапе эксперимента
Задания по орфографии в экспериментальной группе написали на оценку «отлично» 8 учеников (66%), на «хорошо» и «удовлетворительно» задания выполнили по 2 ученика (по 17%). В контрольной группе «хорошо» у 6 учащихся (50%), «удовлетворительно» у 5 (42%), «неудовлетворительно» у 1 ученика (8%).
Сравнительные результаты лексического теста на третьем этапе эксперимента представлены в таблице 12.
Таблица 12 Сравнительные результаты лексического теста на третьем этапе эксперимента
Оценка
Экспериментальная группа
Контрольная группа
чел.
%
чел.
%
Отлично
7
58
0
0
Хорошо
2
17
6
50
Удовлетворительно
3
25
6
50
Неудовлетворительно
0
0
0
0
Плохо
0
0
0
0
Наглядно сравнительные результаты представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 Сравнительные результаты лексического теста на третьем этапе эксперимента
Лексический тест на третьем этапе эксперимента показал, что в экспериментальной группе написали на оценку «отлично» 7 учеников (58%), на «хорошо» – 2 (17%), «удовлетворительно» – 3 ученика (25%). В контрольной группе «хорошо» и «удовлетворительно» получили по 6 учеников (по 50%),
Исходя из результатов тестирования на третьем этапе эксперимента, результаты экспериментальной группы резко повысились, а у контрольной группы изменились не намного.
В результате проведенного экспериментального исследования по проблеме использования нетрадиционных форм обучения на уроках русского языка сделаны следующие выводы:
- учащимся нравятся нетрадиционные уроки, поскольку они вносят яркость, эмоциональность и разнообразие, создают в классе атмосферу праздника, оживляют урок, повышают настроение и инициативность учащихся;
- нетрадиционные уроки не сковывают учебный процесс, способствуют развитию интереса, активизируют мышление и творчество учеников;
- нетрадиционные уроки развивают коммуникативные навыки, ведут к самостоятельному поиску самими учениками приемов и методов решения учебной задачи;
- учащиеся избавляются от негативных явлений – закомплексованности, боязни сказать что-то невпопад, страха перед плохими оценками.
Использование игровых технологий, проектного метода, проблемного обучения, коллективной работы и других здоровье сберегающих технологий позволяет превратить обычные уроки в необычные, традиционные в нетрадиционные. Все изложенное в совокупности повышают эффективность учебной деятельности.
В качестве рекомендаций учителю, готовящему урок в нетрадиционной форме можно предложить следующее:
- использовать как можно больше мотивационных факторов как на подготовительном этапе, так и во время проведения урока;
- поощрять учащихся соответственно их вкладу в урок;
- сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с классом взаимное уважение доверие;
- помнить, что залогом успеха является заблаговременная, тщательная, четко спланированная, а главное – творческая подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения.
- ставить перед учениками конкретные исследовательские задачи с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения и др.
Таким образом, грамотно выбранная форма проведения урока в виде нетрадиционных уроков позволила повысить интерес учеников к учению, мотивировать их к активной учебной деятельности, что, в свою очередь, повысило результативность учебного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с преобразованиями, происходящими не только в стране, но и в сфере образования, созданы условия для активного внедрения разных педагогических приемов и методов развития интереса у учащихся к учебной деятельности. Поэтому в последние годы в школе значительно усилился интерес к нетрадиционным урокам.
Главная задача любого учителя – пробудить интерес учеников к учебной деятельности, добиться их активности не только в изучении программного материала, но и в самостоятельном поиске дополнительных знаний. Организация нетрадиционного урока позволяет создать такие условия
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать поиску и работе с разными источниками знаний.
Теоретический анализ литературы позволил выявить, что в настоящее время научного определения нетрадиционного урока еще нет. Нами в качестве понятия нетрадиционного урока понимаются вызывающие интерес приемы и методы, направленные на активизацию интереса и познавательной деятельности учащихся.
Большая роль нетрадиционных уроков видится в том, что они позволяют значительно расширить поле деятельности учителя, значительно разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интереса, а на этой основе и интеллектуальной активности учащихся.
Рассмотрев основные технологии проведения нетрадиционных уроков, нам выделены такие их виды, как путешествие, КВН, конкурс, игра, исследование, презентация, беседа и викторина, которые были использованы в практическом эксперименте.
Экспериментальное исследование проводилось в МБОУ «Гимназия» г.Лесосибирска Красноярского края по ул. Тухачевского, д. 10.
Для проведения эмпирического исследования были составлены тестовые задания, по которым были протестированы