Семинар: Определение воспитательных задач патриотического воспитания в динамике по возрастам.

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ
ТЕМА: «Определение воспитательных задач
патриотического воспитания в динамике
по возрастам».
.
Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня мы проводим семинар – практикум и его тема «Определение воспитательных задач патриотического воспитания динамике по возрастам».
Для начала я вас попрошу написать те воспитательные задачи, которые на ваш взгляд должен решать педагог во второй младшей группе и в подготовительной группе.
Сейчас я прошу каждого из вас зачитать те задачи, которые вы составили.
(педагоги зачитывают свои задачи: после прочтения попросить убрать эти записи) .
Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.
Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, а так же и чувство патриотизма. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.
Таким образом, базой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача остается актуальной всегда. Но чтобы говорить о патриотическом воспитании, прежде всего, необходимо затронуть вопрос, что же такое воспитание в целостном педагогическом процессе. Об этом нам расскажет Елена Геннадьевна.
И так, мы с вами выяснили, что такое воспитание. Воспитание это
Воспитание есть ничто иное, как сложный противоречивый процесс вхождения ребенка в жизнь, процесс становления подрастающего поколения, важнейший элемент производственных сил общества.
Воспитание в широком смысле - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Принцип воспитания это то, к чему педагог стремится в своей деятельности, путь, который позволяет привести детей к идеалу.
Особенности воспитания:
1. категория вечная, общая необходимость;
2. воспитание носит конкретно исторический характер;
3. воспитание осуществляется за счет детей, включения подрастающего поколения в систему общения и общественно необходимая деятельность;
4. воспитание как педагогический процесс есть целенаправленная и содержательная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождение его в контекст
современной культуры, становлению его в качестве субъекта и стратега собственной жизни;
5. воспитательный процесс целенаправленный и многофакторный, длительный и непрерывный, вариативный, комплексный, латентный или скрытый характер.
6. вариативность (неоднозначность) ;
7. комплексность (единство целей, задач, содержание, форм и методов) ;
8. неопределенность результатов;
9. двусторонний характер.
Закономерности воспитания
1. цели, задачи, содержание воспитания зависит от объективных потребностей общества;
2. эффективность воспитания зависит от тех условий, в которых они протекают (материальные, гигиенические, морально-психологические) ;
3. объективная зависимость - от особенностей взаимодействия детей с окружающей средой;
4. результаты обучения и воспитания зависят от характера деятельности, в которую включаются воспитанники.
Основные средства воспитания: слово (метафоры, сказки) ; пример (родительский, ближайшее окружение) ; упражнения (в полезной деятельности, режимное) .
Воспитательные задачи:
1. направленная на формирование взглядов, убеждений ребенка;
2. на формирование и развитие конкретных нравственных качеств;
3. на развитие чувств и эмоций детей на основе знакомства с жизнью, искусством;
4. на развитие воли;
5. на становление и развития самовоспитания у детей.
Теперь мы снова вернемся к задачам, но чтобы правильно составлять воспитательные задачи патриотического воспитания необходимо разобрать задачи нравственного воспитания. Об этих задачах нам расскажет Надежда Викторовна.
Итак, выделяют две группы задач нравственного воспитания.
В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.
Во вторую группу задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.
? Какие задачи патриотического воспитания решаются в дошкольном возрасте?
Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспитываются эти чувства на разном материале: мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т. е. воспитываем качество личности - бережливость, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы.
Сейчас мы сравним задачи нравственного воспитания второй младшей группы и подготовительной, а затем выделите те задачи, которые конкретно касаются патриотического воспитания. Для этого возьмите «Программу воспитания и обучения в детском саду». Обновленный вариант программы М. А. Васильевой, В. В. Гербовой. А в противовес для сравнения возьмите программу «Развитие». И определим, какие задачи относятся к первой группе задач, а какие ко второй.
Посмотрите внимательно, какие ключевые слова встречаются в тексте, когда описывают нравственные задачи. (ответы педагогов) .
Итак, воспитательные направлены:
1. направленная на формирование взглядов, убеждений ребенка;
2. на формирование и развитие конкретных нравственных качеств;
3. на развитие чувств и эмоций детей на основе знакомства с жизнью, искусством;
4. на развитие воли;
5. на становление и развития самовоспитания у детей.
Сейчас обобщив весь материал, попробуйте еще раз написать по 2 воспитательные задачи патриотического воспитания детей второй младшей группы и соответственно подготовительной. Используя различные ключевые слова

15