Авторская программа семейного чтения Страна читателей


Проект программы семейного чтения «Страна Читателей»
Целевая группа: учащиеся начальной школы
Авторы проекта: учителя начальных классов Герок Л.В., Карандина Ю.А., Климова Е.Ф., Мальханова Ю.А.
Актуальность
Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.
Вместе с тем, чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д.
Исследования социологов и педагогов констатируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности (т.н. «вторичной неграмотности») тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность появляется достаточно рано, уже в начальных классах, после того, как детей научили читать и писать. Третьеклассник, который никогда не приходил в библиотеку и ничего не читает, кроме учебника, — еще один завтрашний потенциальный безграмотный. По данным ученых, в 8 классе 60% учеников не владеют необходимыми навыками чтения и письма. Треть выпускников не может пользоваться таким основным инструментом информации, как чтение. У детей должно воспитываться осознание ценности и специфического значения книг, газет, журналов, электронных носителей информации.
Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.
Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал: «Школа - это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения».
В развитых странах уже поняли, что только общество читающее может быть обществом мыслящим. Обществу, которое хочет использовать новейшие достижения человеческой мысли, нужно, чтобы мыслящих людей было как можно больше.
Исходя из актуальных проблем, мы предположили следующую гипотезу, если мы, привлечем родителей к семейному чтению через просвещение, творчество, неформальное общение, родители станут активнее взаимодействовать со своими детьми, что создаст максимально благоприятные условия  для повышения культуры чтения в семье, развития у детей способности самостоятельного мышления, возрождения традиции семейных чтений, и, в конечном итоге, приведёт к повышению уровня грамотности обучающихся.
Цель проекта:
- создание оптимальных условий для приобщения детей и родителей к совместному чтению путём удовлетворения их информационных потребностей и развития творческих способностей.
Задачи проекта:
- приобщение детей и родителей к чтению, как средству межличностного общения и развития способностей к творческому самообразованию;
- возрождение традиции семейных чтений;
- повышение культуры чтения в семье;
- приобщение учеников к посещению школьной библиотеки;
- развитие у детей способности самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
- развитие у детей с ОВЗ коммуникативных умений, необходимых для эффективной социализации в обществе.
Ожидаемые результаты
- формирование осознанного, выразительного, беглого чтения;
- повышение престижа книги, чтения, библиотеки;
- формирование любви к книге и чтению у детей;
- возрождение традиции семейного чтения;
- развитие творческих способности детей.
Формы и методы работы
Для реализации проекта используется весь спектр форм и методов работы с детьми и взрослыми
информационно – аналитические: беседа, опрос, анкетирование, интервьюирование;
совместная деятельность родителей, учащихся и педагогов: литературные гостиные, конкурсы, викторины, спектакли, праздники, презентации и проекты, интерактивные игры, акции, экскурсии.Роль педагога в организации семейного чтения заключается в следующем:
анкетирование родителей и детей;
проведение родительского лектория: «Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности»;
подбор произведений для семейного чтения, подбор заданий к произведениям;
театрализованные постановки по прочитанным произведениям.
Приёмы работы с литературными произведениями:
обсуждение поступков героев на занятиях;
активная работа с текстом по выявлению причинно - следственных связей: почему герой поступил так; как можно было ещё поступить; что было бы, если...
создание коллективных и индивидуальных поделок из различного материала к прочитанным произведениям;
театрализация произведений на школьных праздниках;
иллюстрирование интересных моментов произведений;
запись впечатлений детей о сказке (рассказе и т.д.), их бесед с положительными героями и антигероями произведений;
запись своих мыслей по прочитанному произведению.
В результате в начале второго класса появляется «Дневник юного мыслителя», где обязательными для заполнения становятся графы (пункты):
Название и автор произведения.
Главные герои.
Впечатление о прочитанном (2 класс).
Анализ поступков (3-4класс).
Иллюстрация к произведению.
Сроки реализации проекта.
Проект рассчитан на четыре года, реализация планируется с 01.09. 2015 года по 31.05. 2019 года.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный август-сентябрь 2015 года
II этап – основной –сентябрь 2015-апрель 2019 года
III этап – заключительный май 2019 года

Рабочий план реализации проекта
на 1 год обучения

п/п Форма мероприятия Название мероприятия Деятельность учеников Срок проведения
Стартовая диагностика «Готовность к школе» тест Сентябрь
Родительский лекторий «Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности» Сентябрь
Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех!» Рассказ о маме по рисунку Сентябрь
Праздник «Посвящение в первоклассники» Разучивание стихотворений наизусть Октябрь
Библиотечный урок «Посвящение в читатели» Знакомство с книжным фондом библиотеки Октябрь
Спектакль «В гостях у сказки» Инсценирование русских народных сказок Ноябрь
Конкурс рисунков «На что похожа буква?» Иллюстрирование буквы по ассоциации Ноябрь
Проект «Моя семья» Рассказ детей о семье на основании материалов проекта Декабрь
Конкурс чтецов «Зимушка-зима!» Разучивание стихотворений на зимнюю тему Декабрь
Интерактивная игра «В гости к Деду Морозу!» Разучивание стихотворений на новогоднюю тему Декабрь
Беседа «Читаем дома» Выбор произведений для детского чтения из предоставленного списка книг Январь
Викторина «Знатоки сказок» Выполнение заданий по прочитанным произведениям Январь
Акция «Подари книгу библиотеке» Пополнение библиотечного фонда Февраль
Праздник «Мне теперь не до игрушек…» Разучивание наизусть стихотворений А. БартоФевраль
Презентация «Я и мой папа» Рассказ об отце по презентации Февраль
Музыкальная гостиная «Я хочу услышать музыку, я хочу увидеть музыку» Чтение стихотворений и исполнение песен о маме и о весне Март
Праздник «Прощание с азбукой» Разучивание стихотворений о буквах Март
Проект «Живая азбука» Сочинение сказок или загадок о буквах Март
Праздник «В гостях у Книжки» Инсценирование произведений Н.НосоваАпрель
Конкурс «Лучший читатель» Награждение самых лучших читателей Апрель
Проект «Из страниц семейного альбома» Презентация, рассказ ребёнка и родителя о бабушках и дедушках Май
Презентация «Мой любимый писатель» Рассказ о любимом детском писателе Май
Беседа «Лето с книгой» Детям предлагается список произведений для чтения на летних каникулах Май
Рабочий план реализации проекта
на 2 год обучения

п/п Форма мероприятия Название мероприятия Деятельность учеников Срок проведения
Родительский лекторий «Дневник юного мыслителя как один из инструментов развития мышления ребёнка» Сентябрь
Беседа «Читаем дома» Выбор произведений для детского чтения из предоставленного списка книг Сентябрь
Конкурс рисунков «Профессия моей мамы» Рассказ о профессии мамы по рисунку Сентябрь
Праздник «Моя первая отметка!» Разучивание стихотворений наизусть Октябрь
Акция «Книжкина больница» Ремонт библиотечных книг Октябрь
Спектакль «В гостях у сказки» Инсценирование русских народных сказок Ноябрь
Конкурс рисунков «Наши добрые сказки» Иллюстрирование сказок Ноябрь
Проект «Наша семейная книга» Рассказ детей о семейной книге на основании материалов проекта Декабрь
Интерактивная игра «В гости к Деду Морозу!» Разучивание стихотворений на новогоднюю тему Декабрь
Беседа «Читаем дома» Выбор произведений для детского чтения из предоставленного списка книг Январь
Викторина «Знатоки сказок» Выполнение заданий по прочитанным произведениям Январь
Акция «Подари книгу библиотеке» Пополнение библиотечного фонда Февраль
Праздник «А что у вас?» Разучивание наизусть стихотворений С. Михалкова Февраль
Презентация «Профессия моего папы» Рассказ о профессии отца по презентации Февраль
Музыкальная гостиная «Я хочу услышать музыку, я хочу увидеть музыку» Чтение стихотворений и исполнение песен о маме и о весне Март
Праздник «Красна Масленица блинами!» Разучивание закличек, частушек, прибауток, песен Март
Проект «Моя книжка-малышка» Создание тематических книжек-малышек Март
Праздник «В гостях у Книжки» Инсценирование произведений В.ДрагунскогоАпрель
Конкурс «Лучший читатель» Награждение самых лучших читателей Апрель
Проект «Из страниц семейного альбома» Презентация, рассказ ребёнка и родителя о школьных годах родственников Май
Презентация «Мой любимый писатель» Рассказ о любимом детском писателе Май
Беседа «Лето с книгой» Детям предлагается список произведений для чтения на летних каникулах Май
Рабочий план реализации проекта
на 3 год обучения

п/п Форма мероприятия Название мероприятия Деятельность учеников Срок проведения
Родительский лекторий «Активизация познавательных процессов младших школьников через использование ИКТ при подготовке проектов и презентаций» Сентябрь
Беседа «Читаем дома» Выбор произведений для детского чтения из предоставленного списка книг Сентябрь
Конкурс рисунков «Мамины заботы» Рассказ об обязанностях мамы по рисунку Сентябрь
Конкурс чтецов «Мамочка любимая моя!» Разучивание стихотворений наизусть Октябрь
Акция «Книжкина больница» Ремонт библиотечных книг Октябрь
Спектакль «В гостях у сказки» Инсценирование авторских сказок Ноябрь
Экскурсия «Мой любимый город!» Посещение городской библиотеки Ноябрь
Проект «Самые удивительные книги в мире» Рассказ детей о необычных книгах Декабрь
Литературный конкурс «Новогодняя сказка» Сочинение произведений на новогоднюю тему Декабрь
Беседа «Читаем дома» Выбор произведений для детского чтения из предоставленного списка книг Январь
Литературный ринг «Что за прелесть эти сказки!» Выполнение заданий по прочитанным произведениям Январь
Акция «Подари книгу библиотеке» Пополнение библиотечного фонда Февраль
Праздник «Мой Пушкин» Разучивание наизусть стихотворений А.С. Пушкина Февраль
Презентация «Папины заботы» Рассказ об обязанностях отца по презентации Февраль
Музыкальная гостиная «Я хочу услышать музыку, я хочу увидеть музыку» Чтение стихотворений и исполнение песен о маме и о весне Март
Конкурс сочинений «Я маме посвящаю эти строки…» Сочинение стихотворений о маме Март
Праздник «В гостях у Книжки» Инсценирование произведений В.ОсеевойАпрель
Конкурс «Лучший читатель» Награждение самых лучших читателей Апрель
Проект «Из страниц семейного альбома» Презентация, рассказ ребёнка и родителя о достижениях и заслугах в своей профессии Май
Презентация «Мой любимый писатель» Рассказ о любимом детском писателе Май
Беседа «Лето с книгой» Детям предлагается список произведений для чтения на летних каникулах Май
Рабочий план реализации проекта
на 4 год обучения

п/п Форма мероприятия Название мероприятия Деятельность учеников Срок проведения
Родительский лекторий «Проектная деятельность младших школьников как средство формирования творческой личности» Сентябрь
Беседа «Читаем дома» Выбор произведений для детского чтения из предоставленного списка книг Сентябрь
Проект «Золотая осень» Подготовка материалов по теме и защита проектов Сентябрь
Конкурс чтецов «Мамочка любимая моя!» Разучивание стихотворений наизусть Октябрь
Акция «Книжкина больница» Ремонт библиотечных книг Октябрь
Спектакль «В гостях у сказки» Инсценирование авторских сказок Ноябрь
Экскурсия «Мой любимый город!» Посещение городской библиотеки Ноябрь
Проект «Городок в табакерке» Рассказ детей о работе разных механизмов Декабрь
Литературный конкурс «Новогодняя сказка» Сочинение произведений на новогоднюю тему Декабрь
Беседа «Читаем дома» Выбор произведений для детского чтения из предоставленного списка книг Январь
Проект «Лесная газета» Сбор и оформление информации о животных нашего края Январь
Акция «Подари книгу библиотеке» Пополнение библиотечного фонда Февраль
Презентация «Военная техника» Рассказ о видах военной техники по презентации Февраль
Музыкальная гостиная «Я хочу услышать музыку, я хочу увидеть музыку» Чтение стихотворений и исполнение песен о маме и о весне Март
Конкурс сочинений «Великие женщины» Сочинение о женщинах Март
Праздник «В гостях у Книжки» Инсценирование произведений В. ГолявкинаАпрель
Конкурс «Лучший читатель» Награждение самых лучших читателей Апрель
Проект «Из страниц семейного альбома» Презентация, рассказ ребёнка о родственниках, участвовавших в ВОВ Май
Праздник «Прощание с начальной школой» Разучивание стихотворений, песен, подготовка сценок, танца Май
Беседа «Лето с книгой» Детям предлагается список произведений для чтения на летних каникулах Май
Приложение 1
Юный читатель!
Ты уже научился немного читать, и теперь сам сможешь прочитать свои первые книжки.
Путешествие по удивительной стране «Читателей» будет не очень простым, но интересным. Во время путешествия ты встретишься с новыми литературными произведениями: сказками, рассказами и стихами; вспомнишь то, что уже читал.
Начиная читать новый для тебя текст, настройся, сосредоточься, чтобы ничто тебя не отвлекало.
Читай вдумчиво, старайся понять каждое слово. Если что-то тебе будет непонятно, обратись к папе или маме, они тебе объяснят.
Чем чаще ты будешь приниматься за чтение, тем быстрее научишься бегло и легко читать любые тексты. А если какие-то строки из прочитанных произведений ты захочешь запомнить, заучи их наизусть.
Чаще читай вслух, читай выразительно, так, чтобы всем было интересно тебя слушать.
Записывай в своем «Дневнике юного мыслителя» то, что тебе особенно понравилось и запомнилось.
Итак, дорогой друг, удачного путешествия по стране «Читателей»!
Уважаемые родители!
Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?
Учтите эти добрые советы и пожелания и ваши желания исполнятся.
Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию книги. Покупайте по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравиться. Это способствует развитию вашей речи и вашего ребенка.
Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
Некоторые родители считают, что любое чтение полезно. Это ошибочное мнение. Нужно оградить ребенка от книг, предназначенных не для его возраста.
Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения 40-45 минут.
Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
Совместное чтение наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг - важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.
Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интереснее втроем, вчетвером - всей семьей, большой или малой, положите свое сердце «у чтения», и тогда вас будет ожидать чудо:
увидеть счастливые глаза ребенка при чтении
вновь вместе вернуться в мир детства
познакомиться с творчеством писателей
Приложение 2
Анкета для учащихсяКак ты считаешь, может ли человек жить без книги?
Нравитсяли тебе читать книги?
Какие книги ты читаешь с удовольствием?
Нравитсяли тебе получать книги в подарок?
Что в течение последней недели ты прочел?
У вас дома много книг?
Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?
Назови книгу, которую ты считаешь, главной книгой своего времени??
Назови, что в течение последней недели читали твои
а) папа
б) мама?
Анкета для родителей.
Уважаемые родители ! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты .Ваши ответы помогут выяснить отношение детей и родителей к книжной культуре.
Как вы относитесь к чтению?
сами любите читать Б) не очень любите
безразлично
Как часто вы читаете?
постоянно
Б) довольно часто
иногда
Определите в порядке убывания свои жанровые предпочтения при выборе досугового чтения:
классика Б) детективы
приключения Г) фантастика
Д) современная проза Е) женский роман Ж) поэтические сборники 3) периодика И) другое (что именно)
Есть ли в вашем доме детская библиотека?
Сколько примерно книг в ней?
Какие читательские интересы обнаруживает ваш ребенок? Что и о чем он любит читать?
Какие детские журналы Вы выписываете или покупаете?
Часто ли вы читаете своим детям книги?
ежедневно
Б) изредка (сколько раз в неделю)
не читаю вообще
Почему Вы хотите, чтобы Ваш ребенок любил читать?
Что дает современному ребенку чтение книг?
Какую помощь вы хотели бы получить от учителя Вашего ребенка?
Спасибо!
Анкета для родителей
1 . Является ли чтение одним из увлечений вашего ребёнка?
Скольковремени он проводит за книгой?
Убеждаетели вы своего ребёнка читать или он делает это без принуждения?
Какиекниги он предпочитает?
Каквы поощряете его читательские стремления?
Назовите,что в течение последней недели читали (или прочли) вы и ваш муж (жена)?
Назовите, что в течение последней недели прочёл (или читал) ваш ребёнок?
Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?
Советуетели вы ребёнку книги своего детства и юности?
Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг?
Спасибо!
Приложение 3
 Список литературы, для внеклассного чтения
1 класс
 №  Автор  Название  произведения
А. Барто.  «Стихи для маленьких»
К. Чуковский. «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон»,
«Тараканище», «Краденое солнце»
В. Драгунский «Денискины рассказы»
С. Маршак. «Почта», «Багаж», «Пожар», «Детки в клетке»
Л. Толстой.  «Рассказы и сказки для детей»,
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», «Кем быть?»
В. Сутеев«Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Петух и краски»
С. Михалков. «А что у вас?»
В. Бианки. «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Как муравьишка домой спешил»
 Н. Носов. «Фантазёры», «Бобик в гостях у Барбоса», «Карасик», «Прятки»
 В. Осеева. «Волшебное слово», «Синие листья», «Хорошее», «Сыновья»
Ш. Перро. «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»
Список литературы, для внеклассного чтения
2 класс
 №  Автор  Название  произведения
А. Барто. «Стихи»
Е. Чарушин«Страшный рассказ», «Кот Епифан», «Друзья», «Никита-охотник», «Томкины сны».
В. Драгунский «Денискины рассказы»
С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке», «Где обедал воробей?», «Усатый Полосатый»
Л. Толстой.  «Рассказы и сказки для детей»,
Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
С. Михалков. «Дядя Стёпа»
В. Бианки. «Лесные домишки», «Мастера без топора»
 Н. Носов. «Огурцы», «Замазка», «Клякса», «Леденец»
 В. Осеева. «Печенье», «Отомстила», «До первого дождя»
В. Голявкин«Карусель в голове», «Смешные рассказы»
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утёнок»
Список литературы, для внеклассного чтения
3 класс
 №  Автор  Название  произведения
Т. Янссон«Муми-тролль и комета», «Шляпа Волшебника»
Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине», «Стойкий оловянный солдатик»
В. Драгунский «Денискины рассказы»
С. Козлов «Ёжик в тумане», «Трям! Здравствуйте!», «Я на солнышке лежу»
Э. Сетон – Томпсон Рассказы о животных.
А. Волков «Волшебник изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»
Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»
М. Пляцковский«Солнышко в ладошке»
В. Бианки. «Мышонок Пик»
К. Булычёв «Приключения Алисы»
Т. Александрова «Домовёнок Кузька»
А. Милн«Винни-Пух и все-все-все»
Список литературы, для внеклассного чтения
4 класс
 №  Автор  Название  произведения
Т. Янссон«Опасное лето», «Волшебная зима»
А. Линдгрен «Две повести о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше»
В. Медведев «Баранкин, будь человеком!»
Ю. Олеша«Три толстяка»
А. Гайдар «Тимур и его команда»
О. Пройслер«Маленькая Баба-Яга», «Маленький Водяной», «Маленькое Привидение»
А. Волков «Семь подземных королей», «Жёлтый туман»
Э. Успенский «Про Веру и Анфису»
В. Бианки. «Синичкин календарь»
 Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома»
К. Булычёв «Тайна третьей планеты»