Статья на тему: Учения и тренировки по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Учения и тренировки по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Обучение и практическая подготовка руководящего состава и специалистов органов власти и управления, руководителей и персонала предприятий и учреждений вне зависимости от их организационно-правовых форм и видов собственности, а также всего населения способам защиты от опасностей природного, техногенного и военного характера являются одними из приоритетных направлений совершенствования системы защиты населения и территорий. При этом особое внимание уделяется отработке необходимых навыков и умений в процессе учений и тренировок.
Проведение учений и тренировок по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций является высшей и наиболее эффективной формой подготовки министерств и ведомств, городов, районов и объектов экономики в целом, их органов управления, руководящего состава, гражданских организаций гражданской обороны, сил областной территориальной подсистемы (ОТП) РСЧС, рабочих и служащих, не входящих в состав формирований, а также населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания, к решению задач гражданской обороны и ОТП РСЧС.
Они позволяют проверить реальность планирующих документов на выполнение мероприятий гражданской обороны и ОТП РСЧС на мирное и военное время, а также дают возможность практически отрабатывать весь комплекс мероприятий гражданской обороны и ОТП РСЧС с учетом особенностей территориального размещения, специфики производства объектов экономики и других особенностей.
Непременным условием успешного проведения учений и достижения поставленных целей является детальная проработка при их подготовке всех организационных и учебно-методических вопросов, а также необходимый уровень подготовки самих участников (руководителей и участников).


«Виды учений и тренировок, основы их организации и
проведения».

Учения и тренировки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций являются высшей и наиболее эффективной формой подготовки министерства, ведомства, территорий и объектов экономики в целом, их руководящего состава, органов управления по делам ГОЧС, НАСФ, рабочих и служащих, не входящих в формирования, а также населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания к решению задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 утвержден единый для страны «Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». Этим постановлением фактически введена система всеобщего обучения различных возрастных и социальных групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, утверждены соответствующие формы обучения руководителей, специалистов, командно-начальствующего состава сил РСЧС и гражданской обороны (в том числе объектового уровня) с целью выработки у них умений и навыков по управлению силами и средствами для действий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Установлены периодичность и порядок проведения командно-штабных, тактико-специальных, комплексных учений и тренировок.
Командно-штабные учения (КШУ) продолжительностью до трех суток проводятся:
в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ - один раз в два года;
в органах местного самоуправления - один раз в три года.
Командно-штабные учения или штабные тренировки на предприятиях, в учреждениях и организациях - ежегодно продолжительностью до одних суток.
Тактико-специальные учения (ТСУ) продолжительностью до восьми часов проводятся:
с формированиями повышенной готовности (6 часов) – один раз в год;
с остальными формированиями (12 часов) – один раз в три года,
Комплексные учения (КУ) продолжительностью до двух суток с периодичностью один раз в три года проводятся:
в органах местного самоуправления;
в организациях, отнесенных к категории по гражданской обороне.
На объектах с численностью работающих 5 тыс. и более КУ проводятся по производствам, цехам, группам цехов.
КУ с органами управления сельских администраций проводятся один раз в три года в ходе КШУ, проводимых органами местного самоуправления.
В других организациях один раз в три года проводятся объектовые тренировки (ОТ) продолжительностью до восьми часов.

«Сущность и цели командно-штабных учений (КШУ)».

Командно-штабные учения являются одной из основных форм совместной подготовки руководящего состава, органов управления по делам ГОЧС, спасательных служб, командно-начальствующего состава сил гражданской обороны (звена ТП РСЧС).
Сущность командно-штабных учений заключается в том, что на фоне созданной учебной обстановки, обучаемые выполняют комплекс задач в составе органов управления, присущих их функциональным обязанностям по руководству силами и средствами в соответствии с темой и целями учений.
Они позволяют руководящему составу приобрести прочные навыки в управлении подчиненными, правильной оценке создавшейся обстановки, принятии наиболее целесообразных решений, постановке задач исполнителям и организации их выполнения.
Командно-штабные учения в зависимости от числа привлекаемых на них звеньев управления могут быть одностепенными и многостепенными:
- на одностепенных учениях обучается одна инстанция - руководитель ГО (председатель КЧС и ОПБ) его заместители, органы управления по делам ГОЧС, службы ГО, эвакокомиссия, а также главные специалисты.
- на двухстепенных учениях обучаются две инстанции, при этом во второй инстанции принимают участие командиры формирований, руководители и органы управления структурных подразделений.
Командно-штабные учения министерства, ведомства, города, района, объекта экономики могут проводится в виде самостоятельного учебного мероприятия или в порядке привлечения на учения, проводимые в старших инстанциях.
Основная задача при проведении командно-штабных учений – выработка у руководителей и специалистов гражданской обороны и ТП РСЧС всех уровней навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий гражданской обороны, в ходе угрозы и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Основные цели командно-штабных учений:
- совершенствование практических навыков руководящего состава и органов управления по делам ГОЧС в принятии решений и планировании действий сил и средств при проведении всего комплекса мероприятий по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время);
- проверка готовности к организованному переводу гражданской обороны на функционирование в условиях военного времени (мероприятий звена ТП РСЧС с введением соответствующих режимов функционирования);
- проверка реальности Плана гражданской обороны (Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);
- отработка вопросов взаимодействия и всестороннего обеспечения АСДНР;
- исследование проблемных вопросов ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

«Сущность и цели тактико-специальных учений (ТСУ)».

Тактико-специальные учения являются основной и наиболее эффективной формой подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований, сил ТП РСЧС ЧР для выполнения задач по предназначению в мирное и военное время.
По своему назначению тактико-специальные учения подразделяются:
- Плановые учения проводятся после завершения обучения личного состава формирований по специальной подготовке в целях достижения слаженности в действиях при проведении АСДНР, а также проверки их готовности к действиям согласно предназначению.
- Проверочные учения проводятся по указанию старшего начальника в целях определения уровня подготовки формирований.
- Показные учения проводятся в целях обеспечения единства взглядов на применение формирований, организацию и методику проведения учений, а также показа наиболее целесообразны.
- Опытные учения проводятся в целях исследования форм и методов подготовки формирований, проверки положений проектов нормативных документов, регламентирующих порядок применения формирований, совершенствования их организационно-штатной структуры, а также использования штатного имущества и техники.
Основные цели ТСУ:
- совершенствование практических навыков руководящего и командно-начальствующего состава в управлении формированиями при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и мероприятий по защите населения;
- слаживание формирований как для самостоятельного выполнения задач ГО (ТП РСЧС ЧР), так и во взаимодействии с другими формированиями и воинскими подразделениями;
- подготовка и проверка готовности формирований к действиям при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также применения противником современных средств поражения согласно предназначению;
- выработка у личного состава высоких морально-психологических качеств;
- совершенствование организационно-штатной структуры формирований;
- приемов и способов их действий.

«Сущность и цели комплексного учения (КУ)».

Комплексные учения по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций проводится в качестве формы обучения, в ходе которой отрабатывается весь комплекс вопросов (мероприятий), предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в единой тактической обстановке.
Основными вопросами гражданской обороны, отрабатываемыми в ходе комплексных учений, являются:
- перевод органов управления и сил гражданской обороны, а также организаций на функционирование в условиях военного времени - при различных условиях начала военных действий;
- осуществление мероприятий по защите населения от современных средств поражения;
- разработка и осуществление мер по обеспечению устойчивого функционирования экономики (организаций) и объектов жизнеобеспечения населения;
- организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге поражения;
- организация обучения населения действиям по сигналам гражданской обороны;
- обеспечение взаимодействия с органами военного управления.
Комплексные учения могут проводиться как самостоятельное учебное мероприятие министерства, ведомства, города (района, организации), а также в качестве составной командно-штабных учений гражданской обороны более высокого уровня.
Обычно комплексные учения планируются как завершающее мероприятие определенного этапа подготовки командно-начальствующего состава, органов управления, спасательных служб, нештатных аварийно-спасательных формирований и других категорий обучаемых по соответствующим программам, включая практические занятия и тренировки.
В ходе комплексного учения используются формы и методы подготовки, характерные для каждой группы обучаемых, участвующих в учениях:
- для руководящего и командно-начальствующего состава - это в основном методы командно-штабного учения;
- для нештатных аварийно-спасательных формирований и профессиональных подразделений спасательных служб – тактико-специальные учения;
- для остального состава - практические занятия и тренировки в выполнению определенных задач, соответствующих складывающейся обстановке по замыслу учения.
По своему назначению и целям комплексные учения подразделяются на плановые, проверочные и опытные.
Плановые учения завершают цикл подготовки по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Они проводятся в целях определения степени готовности министерства, ведомства, территории и объекта экономики и уровня подготовки по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям руководящего состава, органов управления ГО и звена ТП РСЧС, личного состава формирований, рабочих и служащих и остального населения.
Проверочные учения проводятся в целях определения степени готовности министерства, ведомства, территории и объекта экономики и уровня подготовки по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям руководящего состава, органов управления ГО и звена ТП РСЧС , личного состава формирований, рабочих и служащих и остального населения, а также в целях проверки методического мастерства руководителя ГО (председателя КЧС и ОПБ) и органа управления по делам ГОЧС в организации и проведении комплексного учения.
Показные учения проводятся для руководящего состава ГО и ТП РСЧС ЧР, командно-начальствующего состава формирований в целях выработки единства взглядов на организацию и методику проведения комплексных учений, показа наиболее эффективных методов организации управления, оповещения и связи, перевода ГО с мирного на военное положение, осуществления взаимодействия между формированиями и воинскими подразделениями (частями) гражданской обороны.
Перед показными комплексными учениями проводятся тренировки с руководящим и командно-начальствующим составом, органами управления по делам ГОЧС, спасательными службами, нештатными аварийно-спасательными формированиями (силами ТП РСЧС ).
Руководят показным комплексным учением, как правило, руководители ГО (председатели КЧС и ОПБ) республики, городов и районов, а также ответственные работники министерств, ведомств и производственных объединений.
Опытные учения проводятся в целях:
- проверки положений наставлений и руководств, выработки наиболее целесообразных способов выполнения мероприятий гражданской обороны (звена ТП РСЧС ЧР);
- исследования комплекса мероприятий по повышению устойчивости работы объектов экономики в военное время;
- изучения вопросов, определяющих состояние и готовность объектов к решению задач ГО в военное время и задач звена ТП РСЧС в мирное время. В целях всестороннего проведения исследований, особенно по вопросам повышения устойчивости работы объектов экономики в военное время, на каждое учение привлекаются постоянно действующие на объектах экономики или специально создаваемые на период учения исследовательские группы, состоящие из наиболее подготовленных работников органов управления по делам ГОЧС, спасательных служб, специалистов объекта экономики. В состав этих групп могут включаться представители отраслевых научно-исследовательских и проектных учреждений.
Общими задачами всех исследовательских групп являются:
а) Проведение анализа достигнутого уровня устойчивости работы объекта экономики в военное время.
б) Исследование новых практических мероприятий в этой области.
Непосредственное руководство работой исследовательских групп осуществляет заместитель руководителя учения по инженерно-техническому обеспечению (по исследованиям), которым, как правило, является главный инженер (технический директор) объекта экономики.
Важнейшая задача при проведении комплексных учений - отработка действий по защите населения и материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от последствий возможных чрезвычайных ситуаций.

«Сущность и цели объектовых тренировок».

Объектовые тренировки являются наиболее эффективной формой обучения руководящего состава, формирований, рабочих и служащих, а также населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, к решению задач гражданской обороны, защиты населения от ЧС.
На объектовых тренировках отрабатываются, по возможности, весь комплекс мероприятий, предусмотренных планами ГО и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера объекта экономики.
Тренировки проводятся как самостоятельно под руководством руководителя ГО (председателя КЧС и ОПБ) ОЭ, так и в составе групп объектов, организуемых по территориально-производственному принципу под руководством руководителей ГО управлений, объединений и т. д. по единому плану.

Литература

1. Организация и ведение ГО и защиты населения и территорий от ЧС: Учебное пособие / под ред. Г.Н. Кирилова. - М.: ИРБ, 2011г.
2. Обучение работников организаций и населения основам гражданской обороны и защиты в ЧС. Под общ. ред. М.И Фалеева. М.: Институт риска и безопасности, 2002 г.
3. Перевосщиков В.Я. и др. Настольная книга руководителя (работника) структурного подразделения по ГОЧС. - М.: ИРБ, 2012 г.
4. Учения и тренировки по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (методическое пособие). Под общ. ред. М.И. Фалеева. М.: Институт риска и безопасности. 2001 г.










13PAGE 15


13PAGE 14715