Конспект на тему Русская красавица-Матрёшка!


Непосредственная организованная деятельность в средней группе
ТЕМА: «Русская красавица-матрёшка!»
Воспитатель Юлдашева Л.Т.
Цель: Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой.
Задачи: Познакомить детей с матрёшкой (история создания, материал, внешний вид, особенности росписи).
- Развивать интерес детей к народному творчеству;
- творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
- умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами;
- Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе с бумагой и клеем.
Словарная работа:
Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер.
Оборудование:
Деревянная игрушка матрёшка, волшебная шкатулка, силуэт матрёшки, кисти, клей, салфетки, узоры и украшения для оформления.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание подвижной игры «Матрёшка и мышь».
Ход занятия:
- Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня, поздоровайтесь с ними.
Организационный момент:

Игровое упражнение «Солнечные лучики»

- Первый лучик, нежный лучик, заглянул он к нам в оконце
И принёс в своих ладошках, теплоту, частицу солнца.

(Воспитатель и дети протягивают вперёд руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Воспитатель предлагает детям почувствовать себя тёплым солнечным лучом,
поделиться теплом с друзьями).
Воспитатель: Ребята, сегодня для вас я приготовила сюрприз - волшебную шкатулку. Вот она,
но чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные слова:
Нам, шкатулка, дай ответ,
Поскорей открой секрет.
(Дети говорят слова, педагог заглядывает в шкатулку).
Воспитатель: - А чтобы узнать, что в шкатулке вам надо отгадать загадку.
Загадка:
Есть для вас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко
Наша русская .





Дети (хором): Матрёшка
Воспитатель: Правильно, матрёшка.
Ах, матрешечка-матрешка. Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки, в нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек, по подолу цветики.
Весело кружатся в танце, яркие букетики!
Воспитатель: Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой.
(достаёт из-под вуали расписную фигуру матрешки, показываю детям)
Воспитатель: Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке, её знают во всем мире.
Матрёшечка, круглёшечка! Улыбается всегда и с ребятами играть любит. Матрёшка в деревне родилась и на славу удалась.
Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна она к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими.
Воспитатель:
-Только, где же они, подружки - сестрички?
(Дети: внутри, в другой матрешке, спрятались)
Воспитатель: Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри.
Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.
- Ребята, какие матрёшки? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие)
- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)
- Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво. Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.
Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает.
Воспитатель: - Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья).
-А что находится на лице у матрёшки? (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ)
Воспитатель: - Расписали русские художники матрёшку на славу: чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из - под него толстая коса.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете стихи про матрешку?
1 ребенок:
Деревянные подружки. Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки. Называются- матрёшки.
2 ребенок:
Подарили Маше- Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная: Яркая, нарядная!
Воспитатель: - Молодцы!
А знаете ли вы, ребята, из чего сделана Матрешка?
И кто ее изготовил для вас?
Ответы детей: из дерева художник, мастер.
Воспитатель: Правильно.
Ее изготавливают из дерева, липы или березы.Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски.
Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её, украшают красками, разрисовывая ей платок, сарафан.
У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, у каждой свой характер. После того как расписали, покрывают лаком.






Воспитатель: Да!!!
Они игрушки знатные, складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.
А еще наши матрешки любят танцевать и играть,
Давайте вместе отдохнем и тоже танцевать начнем.

Игра: «Матрёшка и мышь»

Воспитатель: Вот матрешечки гуляли,
( «Гуляют» по комнате врассыпную)
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали.
( «Собирают ягоды»)
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,\
Вкусны ягоды поели.
(Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки)
Как матрёшечки устали,
Под кусточком задремали.
(Закрывают глаза и кладут ладошки под щёчку)
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так,
(Выставляют ножки на пятку)
Свои ножки показали.
(Кружатся, топая ногами)
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки
(Прикладывают поочередно, Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху)
Чьи – то серенькие ножки.
( «прислушиваются»)
Эй, Матрёшка, берегись!
Оказалось, это – мышь!
(Дети бегут к своим стульчикам)
Воспитатель:
Матрёшка – уникальная народная деревянная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России.
-А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
Ответы детей: бережно, аккуратно!!!
"Продуктивный блок"
Воспитатель: Ребята, к нам в садик привезли матрешек, которых не успели раскрасить на фабрике. Посмотрите на них.
И лицо, и платок раскрашены, а платье из простой белой ткани.
Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды.
Я предлагаю вам стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам. Вы согласны? Тогда приглашаю вас в мастерскую.






(Воспитатель помогает детям занять места за столом для творчества, на котором заранее приготовлены: шаблоны плоскостной матрешки на каждого ребенка, элементы декора (различные виды цветов, ягод и т.д.), клей, кисточки, салфетки).
Воспитатель: Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрёшку
(вспоминают правила работы с клеем).
Ну, что ж, друзья, за работу.
Детям предлагается картонный шаблон, который они по своему усмотрению декорируют,
используя различные виды декора.
(Во время работы звучат народные хороводные мелодии)
Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрёшки у вас получились.
- А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
Ответы детей:
(Воспитатель говорит слова на фоне музыки)
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве.
Ведь подарок, сделанный своими руками самый дорогой.

Итог занятия:
Воспитатель: - Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?
Дети: С матрёшкой.
Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?
Дети: Нарядные, красивые.
Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.
Дети: Да
Воспитатель: Молодцы!!!
Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана,
и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.


Ну, а сейчас пришло время расставаться.



До свиданья!

15