Краткий курс лекций по дисциплине




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН















Закирова Г. Г.



КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ ПРАВА»






















Альметьевск 2016








УДК 34 (075)
ББК 67.0
З-18











Рецензент:
Вагизова Г. Г., преподаватель высшей категории ГАОУ СПО «Альметьевский политехнический техникум»













Закирова Г. Г. Основы права: Краткий курс лекций.- Альметьевск: 2016.-32 с.

В сборнике предложены краткий курс лекций, вопросы к зачету и примерное итоговое тестирование по дисциплине «Основы права» для студентов СПО.
.






















СОДЕРЖАНИЕ

Введение ....................................................................................................................... 4
Основанная часть ......................................................................................................... 5
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ПРАВА...................................................................................... 5
Глава 1. Право в системе социального регулирования......................................... 5
Глава 2. Формы (источники) права......................................................................... 9
Глава 3. Правовая норма........................................................................................... 10
Глава 4. Система российского права ...................................................................... 12
Глава 5. Правоотношения ........................................................................................ 13
Глава 6. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая
ответственность .......................................................................................... 15
РАЗДЕЛ 2. ЛИЧНОСТЬ, ПРАВО, ГОСУДАРСТВО ................................................ 17
Глава 7. Конституция Российской Федерации – основной закона
государства.................................................................................................. 17
Глава 8. Основы правового статуса человека и гражданина в
Российской Федерации ............................................................................ 21
Глава 9. Система органов государственной власти............................................... 22
Глава 10. Правоохранительные органы Российской Федерации......................... 24
Вопросы к зачету .......................................................................................................... 26
Примерное итоговое тестирование по дисциплине .................................................. 27
Список использованных источников ......................................................................... 31












































ВВЕДЕНИЕ









ВВЕДЕНИЕ



Перед вами краткий курс лекций по дисциплине «Основы права, из которого вы узнаете о том, что такое право и какую роль оно играет в обществе. Вы также получите представление о норме права, отраслях права, существующих в российской правовой системе.
Юридический язык, или, как его называют, язык закона, достаточно труден для восприятия обычного человека. Труден, прежде всего, потому, что в любом законе всегда найдется немало непонятных терминов, которые в самом тексте нормативно – правового акта не объяснены. Изучение данного пособия позволит вам научиться понимать этот язык, находить в законодательстве нормы права.
Надеюсь, краткий курс лекций будет вам интересен. Пособие, которое вы держите в руках, поможет вам разобраться во всем многообразии отношений, регулируемых правом, научит уважать законы и успешно поможет подготовиться к зачету по дисциплине «Основы права».









РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ПРАВА
ГЛАВА 1. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.Понятие права
2.Виды социальных норм
3.Право в системе социальных норм
4.Признаки, функции права

У термина «право» есть несколько значений: право – система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения; личная возможность, которая гарантируется законом каждому. В данном случае говорится о конституционных правах человека. Понятие права возникло давно. Как же право представлялось в древности?
Аристотель: - Необходимо господство справедливых законов, права;
-Где отсутствует власть права, там не может быть и разумно организованного государства.
Цицерон: - Право должно быть выше власти;
-Не только рядовые граждане, но и сама власть подчинена праву.
Общая идея, которую поддерживали и поддерживают многие философы, юристы – право должно возвышаться над властью.
Человеческое общество является сложной социальной системой. Люди в процессе жизнедеятельности вступают в общественные отношения, которые регулируются при помощи права. Но так было не всегда.
Основной ячейкой первобытного общества был род, отношения, между членами которого регулировались обычаями. Силу обычаев и их общеобязательность обеспечивала система религиозных запретов – табу. От возникших позднее религиозных, моральных и правовых запретов табу отличались иррациональностью и отсутствием всякого обоснования. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Возникли запреты, связанные с земледелием и астрологией, в частности с соблюдением, так называемых агрокалендарей, нарушение предписаний которых считалось оскорблением богов. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления – такой организацией становится государство – и появление нового вида социального регулятора – права.
Формирование права шло несколькими путями.
1. Государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе. Большую роль в санкционировании обычаев играли жрецы.
2.Государство создавало специальные органы, которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечения их реализации. Государство, как правило, само создает правовые нормы путем создания специальных нормативных актов.
Таким образом, право возникло из системы социального регулирования первобытного общества. Оно явилось одним из величайших изобретений человечества, благодаря которому общество смогло обеспечить сохранение своей целостности при наличии конфликтов между отдельными его членами.
На протяжении многих веков люди вырабатывали определенные правила. Эти правила были разнообразны: касались вопросов взаимоотношений в семье, в кругу друзей и знакомых, поведения в общественном месте, на работе. Все созданные людьми правила можно условно разделить на две группы:
1) правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и природными ресурсами. Они получили название технических норм;
2) нормы, которые регулируют общественные отношения. Их называют социальными нормами. Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты, модели поведения человека в обществе. Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:
-дозволение- указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;
-предписание- указание на требуемое действие;
-запрет- указание на действие, которое не следует совершать.

СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
СОЦИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ

НОРМЫ ПРАВА
ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

НОРМЫ МОРАЛИ
САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ

НОРМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
АГРОНОМИЧЕСКИЕ

ОБЫЧАИ
ДРУГИЕ

ДРУГИЕ


Социальные нормы характеризуются как стражи порядка и хранители ценностей. Соблюдение социальных норм обеспечивается путем поощрений или наказаний, то есть путем позитивных или негативных санкций.
Существуют различные классификации социальных норм.

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
СПОСОБЫ УСТАНОВЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ СФЕРЫ РЕГУЛИРУЕМЫХ ОТНОШЕНИЙ
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ
СПОСОБЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ВЫРАЖЕНИЯ

НОРМЫ МОРАЛИ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
СТИХИЙНЫЙ
ПИСЬМЕННЫЙ

ОБЫЧАИ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
СОЗНАТЕЛЬНЫЙ
УСТНЫЙ

КОРПОРАТИВНЫЕ НОРМЫ
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ

НОРМЫ ПРАВА
ЭТИЧЕСКИЕ

ДРУГИЕ
ДРУГИЕ


Среди наиболее важных выделяют нормы обычаев, морали, этикета, корпоративные, религиозные и правовые. Эти нормы рассмотрим с точки зрения возникновения в человеческом обществе.
Нормы обычаев представляют собой правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Пример: празднование нового года в ночь на 1 января.
Нормы морали – это правила поведения, являющиеся производным от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Пример: поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.
Нормы этикета представляют собой правила поведения, в которых, так или иначе, проявляется отношение человека к другим людям. Пример: помоги маленькому, беспомощному, старому, женщине.
Корпоративные нормы – это правила поведения, установленные общественными организациями. Пример: деятельность техникума информационных технологий и сервиса регулируется уставом.
Религиозные нормы- правила поведения, содержащиеся в священных различных книгах, либо церковью. Пример: никому не воздавайте зло за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми. Не мстите за себя возлюбленные. А дайте место гневу Божию (Новый завет).
Правовые нормы - это правила поведения, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства. Пример: Конституция РФ ст. 29. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Правовые нормы являются самым распространенным видом социальных норм. С их помощью в современном обществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения - экономические, политические, социально- культурные. Совокупность существующих в государстве правовых норм называется правом.
Кроме перечисленных норм существуют: нормы традиций - регулярные встречи выпускников; политические нормы – Конституция РФ ст. 3 . Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; эстетические нормы – канон пропорций человеческого тела утвердился в Древнем Египте. Древнегреческий скульптор Поликлет разработал систему идеальных пропорций человеческого тела, ставшую нормой; нормы моды – мода на одежду спортивного покроя.
Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а по мере необходимости. С развитием общества они становились все более сложнее.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПРАВА И МОРАЛИ

ЯВЛЯЮТСЯ НАДСТРОЙКОЙ НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ

ИМЕЮТ НОРМАТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЯВЛЯЮТСЯ РЕГУЛЯТОРОМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

ОСНОВАНЫ НА ОБЩНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ИНТЕРЕСОВ

РЕАЛИЗУЮТСЯ В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ДОБРОВОЛЬНО

ВНУТРЕННИЙ ГАРАНТ РЕАЛИЗАЦИИ – СОВЕСТЬ ЧЕЛОВЕКА


ПРАВО И МОРАЛЬ
ВОПРОСЫ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ
НОРМЫ МОРАЛИ
НОРМЫ ПРАВА


Время возникновения
Появляется вместе с обществом
Появляется вместе с государством

Процесс формирования
Формируются в процессе утверждения и развития моральных взглядов и идеалов
Формируются как результат правотворческой деятельности государства

Сфера регулирования
Более широкая, чем у правовых норм, регулируют отношения, которые не поддаются правовому воздействию
Более узкая, чем у морали

Степень определенности формулировок
Формулировки расплывчаты, дают большой простор для толкования
Формулировки более конкретные и определенные

Особенности реализации
Не нуждаются в организованной принудительной силе
Поддерживаются силой государственного принуждения

Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, возникшим еще в первобытном обществе, были обычаи. Обычаи регулировали практически все стороны жизни. Особая роль принадлежала ритуалам – правила поведения, в которых самым главным является строго заданная определенная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно – главное значение имела именно его форма. Известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям. Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды – правила поведения, заключавшиеся в выполнении неких символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные воспитательные цели и оказывали более серьезное влияние на психику человека.
Еще один вид социальных норм, возникший в эпоху первобытности, - религиозные нормы. Первобытный человек, осознавший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначальным объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет – фетиш. Потом человек стал поклоняться какому – либо животному или растению - тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат.- душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые считают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных – богов. Так появились первые политеистические религии – языческие, а потом и монотеистические.
Параллельно с нормами обычаев и религии формировались нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регуляторов.
В период возникновения государства появляются первые нормы права.
Наконец, последними по времени возникают корпоративные нормы.
Итак, современное право характеризуется следующими признаками:
- нормативность, право состоит из норм;
- общеобязательность, правовые нормы обязательны для исполнения любыми лицами и организациями;
- формальная определенность, правовые нормы выражаются в словесно – письменной форме в текстах различных источников права;
- системность, все правовые нормы логически связаны, вытекают друг из друга, образуя систему законодательства;
- гарантированность государством, реализация правовых норм обеспечивается авторитетом государства и возможностью применения принуждения к лицам, которые нарушают правовые нормы;
- многократность принуждения, нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.
Право призвано быть стабилизирующим фактором общественного развития. В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:
-регулятивную;
-охранительную;
-гуманистическую;
-воспитательную;
-идеологическую.



Что такое социальная норма?
Какие виды социальных норм вы знаете?
Какие нормы называются правовыми?
Перечислите и раскройте признаки права.



ГЛАВА 2. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА
1.Понятие формы (источника) права
2.Виды источников права
3.Нормативно-правовой акт как источник права
4.Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Правовые нормы имеют строго определенные формы своего выражения и существования, называемые источниками (формами) права.
Источники права – это официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания правилам поведения общеобязательного, юридического значения. Все источники права, так или иначе, связаны с деятельностью государства. Эта деятельность может выражаться в разработке и издании государством юридических норм, выражающих его волю, и придания юридической силы иным социальным нормам, сложившимся вне государства.
В правовых системах разных государств на протяжении истории сложилось несколько разновидностей источников права, основными из которых являются правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор, правовая доктрина, религиозные тексты, нормативно – правовой акт.
Правовой обычай – это устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которое санкционировано государством, и соблюдение которого гарантируется государственным принуждением.
Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел.
Нормативный договор – соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер.
Правовая доктрина – это мнения ученых – юристов по вопросам права.
Религиозные тексты – священные книги как источник права.
Нормативно – правовой акт (НПА) – это изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально – документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства.
В зависимости от юридической силы нормативно – правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
Закон- это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно – правовой акт, выражающий волю по важнейшим вопросам общественной жизни.
Виды законов:
- конституция,
- федеральные конституционные законы,
- федеральные законы,
- законы субъектов федерации.
Подзаконные акты – это правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему.
Действие НПА во времени в РФ:
-законы РФ вступают в силу через 10 дней после их опубликования;
-законы о поправках к Конституции – по истечении 7 дней после опубликования;
-акты правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций – через 7 дней после их опубликования;
-иные акты правительства – со дна их подписания;
-нормативные акты федеральных органов исполнительной власти – через 10 дней после опубликования.
Пределы действия НПА в пространстве определяются территорией, на которую распространяется его предписание.
Действие НПА в пространстве означает, что они распространяются на всех субъектов, находящихся на соответствующей территории. Иностранные граждане и лица без гражданства, наделенные дипломатическим иммунитетом, не несут административной и юридической ответственности.


Дайте определение формы (источника права). Какие виды
источников права вы знаете?
Что такое нормативно-правовой акт? Какие виды НПА вам известны?



ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ НОРМА

1.Признаки правовой нормы
2.Виды правовой нормы
3.Понятие правовой нормы
4.Структура правовой нормы

Признаки правовой нормы обусловлены двумя началами:
1)принадлежностью правовых норм к нормам социальным;
2)юридической природой норм права.

ПРИЗНАКИ, ОТЛИЧАЮЩИЕ НОРМУ ПРАВА ОТ ИНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ РЕГУЛЯТОРОВ
ПРИЗНАКИ НОРМ ПРАВА, ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ИСХОДИТ ОТ ГОСУДАРСТВА ИЛИ САНКЦИОНИРУЕТСЯ ИМ
ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВИЛОМ ПОВЕДЕНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ВСЕМИ, КТО ОКАЗАЛСЯ В УСЛОВИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ НОРМОЙ.

ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВИЛОМ ПОВЕДЕНИЯ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА, Т.Е. РАССЧИТАНА НА МНОГОКРАТНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ, ДЕЙСТВУЕТ НЕПРЕРЫВНО ВО ВРЕМЕНИ В ОТНОШЕНИИ ПЕРСОНАЛЬНО НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ

ОБЛАДАЕТ КАЧЕСТВАМИ ФОРМАЛЬНОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ

ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ СОЗНАТЕЛЬНО – ВОЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ

ОХРАНЯЕТСЯ СИЛОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

ОБЛАДАЕТ ПРИЗНАКОМ СИСТЕМНОСТИ (НАХОДИТСЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ДРУГИМИ НОРМАМИ ПРАВА, ОБРАЗУЯ ИНСТИТУТЫ, ПОДОТРАСЛИ, ОТРАСЛИ ПРАВА)


В современной юридической науке ученые выделяют такой вид правовых норм, как «каучуковые» нормы, т.е. нормы неопределенного, эластичного содержания, включающие в себя формулировки, в которые может быть вложен различный смысл (добрая совесть, добрые нравы, разумный срок). Недавно такие нормы появились в российском гражданском праве (ст. 10, 184, 314 ГК РФ). Содержание каучуковых норм определяется судом в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств дела, поведения сторон и исходя из обычаев гражданского и торгового оборота. Это вносит некоторую неопределенность в отношениях между субъектами права и расширяет правомочия суда. Однако, как показывает практика и история развития и существования гражданского права, обойтись без таких норм невозможно.
Каждую норму права можно классифицировать по различным основаниям.
Пример: Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. ч. 2 ст. 81 Конституции РФ.
По предмету правового регулирования – норма конституционного права, по юридической силе – норма закона, по характеру содержащихся в норме правил поведения – управомочивающая, по действию во времени – неопределенно длительного действия, по кругу субъектов – общая, по пределам действия в пространстве – норма общего действия, по способу установления правил поведения – императивная, по функциональному назначению – норма материального права.
Нормой права называется общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспечиваемое возможностью государственного принуждения и являющееся регулятором общественных отношений.
Каждая норма права характеризуется четкой структурой. В ней определяется и правило поведения, установленное государством в качестве общеобязательного, и условия воплощения данного правила в жизнь, и меры принуждения, применяемые за несоблюдение этого правила.
Структуру нормы права составляют следующие элементы: гипотеза, диспозиция, санкция.
Гипотеза – это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма начинает действовать.
Диспозиция – это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой.
Санкция – это часть правовой нормы, указывающая на те неблагоприятные последствия, которые могут быть применены к нарушителю, не выполнившему требований диспозиции.
Пример: каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам; уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Гипотеза – слово « каждый».
Диспозиция – часть, в которой устанавливается обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, не уничтожать различные места обитания животных.
Санкция – предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленные нормой правила поведения. Гипотеза и диспозиция рассмотренной нормы содержаться в Конституции РФ, а санкция – в Кодексе РФ об административных правонарушениях.


Что такое правовая норма?
Перечислите элементы нормы права?




ГЛАВА 4. СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ПРАВА

1.Понятие системы права, ее элементы
2.Система права и система законодательства

Система права – это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм, а также в их дифференциации на отрасли и институты.
Система права характеризуется следующими чертами:
- единством, согласованностью и непротиворечивостью составляющих его норм;
- объективностью;
- иерархичностью построения составляющих ее правовых норм.
Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений.
Институтом права называется обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений.
В юридической науке все отрасли права принято подразделять:
1. на профилирующие, базовые отрасли, которые охватывают правовые режимы: конституционное право, гражданское право;
2. специальные отрасли: трудовое право, земельное право;
3. комплексные отрасли: соединение разнородных правовых институтов из профилирующих и специальных отраслей: торговое право, морское право.
Международное право является особой отраслью права и не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.
Разделение права на отрасли в основном присуще странам романо– германской правовой семьи. В странах англосаксонской правовой семьи отрасли права выражены менее четко: в этих странах большое значение придается правовым институтам.
Соотношение системы права и системы законодательства.
В древности говорили так: свод законов так огромен, не хватит всех каменоломен. Речь идет о соотношении системы права и системы законодательства. В ранней истории человечества законы высекались на камнях, и эти каменные глыбы заключали в себе практически все действовавшие нормы права. В современную эпоху произошло как разрастание массива законодательных актов, так и усложнение самой системы законодательства.
Система законодательства – совокупность источников права (законов и подзаконных актов) в их взаимосвязи. Исторически сложилось так, что некоторые отрасли права полностью совпадают с отраслями законодательства. Примером может служить уголовное законодательство, представляющее собой единственную форму выражения и существования уголовного права. Размещается уголовное законодательство в уголовном кодексе. Принимаемые же отдельно НПА, содержащие уголовно – правовые акты, затем также включаются в структуру Уголовного кодекса и систему уголовного права.
Однако существуют отрасли, которые в системе законодательства не имеют строго определенной отрасли для своего воплощения и выражения. Примером такой отрасли может служить аграрное право, нормы которого размещаются и в конституции, и в актах, регламентирующих государственную поддержку фермеров (бюджетно-финансовое законодательство), типовых договорах на аренду земельных участков (гражданское законодательство).
Существуют в системе законодательства и такие отрасли, которые не соотносятся с конкретными отраслями права, а имеют комплексный характер. Например, чрезвычайное законодательство сочетает в себе как конституционно – правовые, так и уголовно – правовые и административно – правовые нормы.


1. Что такое система права?
2. Какие уровни можно выделить в системе права?
3. Что такое правовой институт?
4. Что такое система законодательства?



ГЛАВА 5. ПРАВООТНОШЕНИЯ

1.Понятие правоотношения
2.Основания возникновения правоотношения
3.Юридические факты, их виды
4.Субъекты правоотношений

В течение своей жизни люди вступают друг с другом в разнообразные общественные отношения. Многие из этих отношений регулируются нормами права и поэтому называются правовыми отношениями, или правоотношениями.
Правоотношение – это возникающее на основе норм права и урегулированное ими общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных юридических прав и юридических обязанностей, гарантированных государством.
Правоотношение характеризуется рядом признаков:
1) правоотношение есть общественное отношение, т.е. такое отношение, которое возникает в обществе между людьми;
2) правоотношение – это общественное отношение, которое возникает на основе норм права и регулируется ими;
3)правоотношение представляет собой связь субъектов права взаимными юридическими правами и обязанностями, которые возникают у них в соответствии с требованиями норм права;
4)правоотношение имеет сознательно-волевой характер;
5)правоотношение представляет собой средство конкретизации правовых норм применительно к определенным лицами – участникам правоотношений;
6)правоотношение гарантируется государством и в необходимых случаях охраняется его принудительной силой.
Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от определенных жизненных обстоятельств. Такие обстоятельства принято называть юридическими фактами.
Юридический факт – это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношения. Юридическими такие факты называют потому, что они влекут за собой конкретные правовые последствия (например, смерть гражданина влечет за собой возникновение гражданских правоотношений, связанных с открытием наследства). Они делятся на события и действия.
События – это такие жизненные обстоятельства, наступление которых в качестве юридических фактов не зависит от воли субъектов (например, достижение какого-либо возраста, стихийное бедствие). События бывают: 1)по длительности: моментальные и длящиеся; 2)по повторяемости: разовые и периодические; 3)по характеру последствий: обратимые и необратимые.
Действия – это такие жизненные обстоятельства, которые признаются юридическими фактами и являются результатом сознательно-волевого поведения субъектов правоотношений (например: заключение договора).
Действия делятся на правомерные и неправомерные.
Среди правомерных действий различают юридические акты и юридические поступки. Юридические акты – это правомерные волевые действия, совершаемые субъектом права для достижения конкретных юридических последствий (например: заключение сделки). Юридические поступки – это правомерные действия, с которыми нормы права связывают наступление юридических последствий независимо от того, имел или не имел в качестве цели эти последствия субъект права (например, создание литературного произведения влечет за собой наступление юридических последствий, предусмотренных авторским правом, независимо от желания автора).
Часто для возникновения какого-либо правоотношения требуется наличие не одного юридического факта, а нескольких, т.е. фактического состава.
Фактическим (юридическим) составом называется совокупность нескольких юридических фактов, порождающих конкретные правовые последствия. Например, по российскому законодательству, право собственности у наследника, наследующего по завещанию, может возникнуть только при наличии трех юридических фактов:
А) наличия завещания;
Б) открытия наследства, т.е. смерти наследодателя;
В) принятия наследства самим наследником (он может от него и отказаться).
В число элементов фактических составов часто входит особый юридический факт – сроки. Он может характеризоваться начальным и конечным моментами и измеряться во времени (год, месяц, день) либо выступать в виде определенного события.

СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА
ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

ГОСУДАРСТВО
ГРАЖДАНЕ

ОРГАНИЗАЦИИ
ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА И ОБЩЕСТВА
ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ

1. Что такое правоотношение?
2. Каковы основания возникновения правоотношений?




ГЛАВА 6. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1.Право и поведение личности
2.Правомерное поведение
3.Правонарушение
4.Юридическая ответственность

Поведением называется взаимодействие человека с окружающей средой, опосредованное его двигательной и психической активности. Относительно права поведение людей может быть юридически нейтральным и юридически значимым. Юридически нейтральное поведение не регулируется правом и не влечет за собой юридических последствий. Юридически значимое поведение регулируется правом и может, как соответствовать правовым нормам, так и не соответствовать им. В первом случае говорится о правомерном поведении, во втором – о правонарушении.
Правомерное поведение – это законопослушное поведение, соответствующее предписаниям правовых норм. Правомерное поведение является общественно полезным и социально значимым. Существует несколько классификаций правомерного поведения: А) активное и пассивное. Активное поведение имеет место в случае реализации управомочивающих либо обязывающих юридических норм. Пассивное поведение связано с воздержанием от запрещенных действий; Б) необходимое (желательное) и социально допустимое. Примером первого – уплата гражданином налога, второго – социально допустимое, но нежелательное поведение, развод супругов. Все виды гарантируются государством.
Правонарушением называется противоправное, виновное деяние деликтоспособных лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.
Признаки:
1.правонарушение есть акт поведения, выражающийся в действии или бездействии;
2.правонарушение – это противоправное деяние, то есть такое деяние, которое запрещено нормами права;
3.правонарушение всегда наносит обществу определенный вред и потому в той или иной степени опасно, нежелательно;
4.не всякое противоправное деяние, совершенное дееспособным лицом, может быть признано правонарушением, а только то, которое совершено по вине лица;
5.правонарушение может быть совершено только деликтоспособным лицом;
6.правонарушение теснейшим образом связано с юридической ответственностью.

ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ


ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОСТУПКИ
УГОЛОВНО – ПРАВОВЫЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ
АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВЫЕ
ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
Юридическая ответственность – неблагоприятные последствия личного, имущественного и специального характера, налагаемые государством на правонарушителя в установленной законом процессуальной форме.
Признаки:
- имеет ретроспективный характер, т.е. представляет собой реакцию государства на уже совершенное в прошлом правонарушение;
- устанавливается государством в нормах права, а точнее – в их санкциях и обеспечивается принудительной силой государства;
- возлагается компетентными государственными органами в ходе правоприменительной деятельности в строго определенных законом процедурных формах;
- заключается в неблагоприятных для правонарушителя последствиях личного, имущественного и иного плана, которые он обязан претерпевать, независимо от своего желания и нежелания.

ПРИНЦИПЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗАКОННОСТЬ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

ГУМАНИЗМ НЕОТВРАТИМОСТЬ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ ТОЛЬКО ЗА ВИНУ


Какое поведение называют правомерным?
Что такое правонарушение? Каковы его признаки?
Что такое юридическая ответственность?
Какие виды юридической ответственности вы знаете?























РАЗДЕЛ 2. ЛИЧНОСТЬ, ПРАВО, ГОСУДАРСТВО
ГЛАВА 7. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА

1.Понятие Конституции
2.Принятие Конституции в Российской Федерации
3.Основные положения Конституции Российской Федерации
4.Форма государства, ее элементы
5.Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления

Термин конституция происходит от лат. - установление, которым в Древнем Риме обозначались важнейшие указы императоров. В средние века значение этого слова изменилось: конституциями стали называть документы, закреплявшие привилегии и вольности феодалов.
Первые конституции в государственно-правовом смысле появляются в эпоху буржуазных революций Нового времени. Первыми такими документами принято считать Конституцию США 1787 г., Конституцию Франции 1791 г., Конституцию. Польши 1793 г.
Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, закрепляющий основы общественного строя, правовой статус человека и гражданина, а также форму конкретного государства.
До 1918 г. в России не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята в 1918 г. 10 июля. В этой Конституции отмечался временный характер, рассчитанный на переходный период. Утверждалась форма государственного устройства – государство диктатуры пролетариата. В 1924 г. 31 января была принята Конституция СССР. Объясняла необходимость и неизбежность создания СССР. На основе Конституции СССР от 1924 г. создана Конституция РСФСР в 1925 г. 5 декабря 1936 г. принята следующая Конституция СССР. В ней говорилось о том, что социалистическое государство рабочих и крестьян построено. Эту Конституцию называют сталинской. На основе Конституции 1936 г. создана и принята Конституция РСФСР в 1937 г. 7 октября 1977 г. принята Конституция СССР, в которой говорилось о построении развитого социалистического общества. В 1978 г. принята Конституция РСФСР, которая являлась точной копией Конституции СССР 1977 г. К моменту принятия новой Конституции в России был очень сложный для развития государства период. К 1993 г. в отношениях Верховного Совета Российской Федерации и Президента Российской Федерации наступил кризис. Законодательная власть обвиняла исполнительную в том, что она довела страну до нищеты и разрухи, развалила СССР, отдала Россию на откуп иностранному и отечественному (криминальному) капиталу.14 сентября Президент подписал указ № 1400 о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации. Этим указом прерывалась деятельность съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, назначались выборы в Государственную думу и Совет Федерации Федерального Собрания. Затем Президент принял решение о вынесении проекта новой конституции на референдум. Верховный совет указу президента не подчинился. Депутаты приняли решение об отрешении президента от должности. К белому дому стали стекаться люди. 3 октября демонстранты прорвались к зданию верховного совета, захватили помещение московской мэрии, бросились на штурм телецентра в Останкино. Там они были встречены огнем спецназа. На следующий день правительственные войска вынудили защитников белого дома сдаться. Политический кризис был разрешен.
12 декабря 1993 г. проходили выборы в Федеральное Собрание и референдум по новой Конституции, за проект проголосовало 58,4 % избирателей.
Конституция Российской Федерации – важный правовой документ. Ее принятие заложило основы новой общественно-политической системы, соответствующей рыночной экономике.
Основные положения Конституции:
-российское государство является демократическим и правовым;
-зафиксирован принцип реального народовластия;
-частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной;
-признается идеологическое многообразие, многопартийность;
-закрепление прав и свобод человека и гражданина в точном соответствии с общепринятыми нормами и принципами международного права;
-гарантия каждому гражданину частной собственности, неприкосновенность того, что он заработал своим трудом и умом, преемственность собственности между поколениями;
-введение института уполномоченного по правам человека.
Вместе с тем новая Конституция не свободна от недоработок:
-права и свободы могут быть отменены в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в случае введения чрезвычайного положения;
-значительные, практически неконтролируемые полномочия сосредоточены в руках Президента;
-представительная власть обладает слабыми полномочиями, давая тем самым возможность прорастанию авторитаризма и тоталитаризма.
Содержание государства как политической организации современного общества может быть выражено в разных формах. Внутренняя структура государства и методы осуществления власти во многом определяет его сущность.
Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Она включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства, политико-правовой режим.
Под формой правления понимают организацию высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования (монархия, республика).
Форма государственного устройства – это способ национального и административно – территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти (унитарное государство, федерация, конфедерация).
Конфедерация – это форма государственного устройства, при которой государства полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления; при этом они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях.
Федерация – это форма государственного устройства, при которой входящие в состав единицы имеют собственные конституции или уставы, законодательные, исполнительные, судебные органы; при этом образуют единые для всех единиц органы государственной власти, устанавливается единое гражданство, денежная система.
Унитарное государство – это государство, состоящее из государственных территориальных единиц, не имеющих своей конституции, законов, правительства.
Политико-правовой режим представляет собой совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер (демократический режим, антидемократические режимы).
В ст. 5 Конституции Российской Федерации говорится, что федеративное устройство Российской Федерации основано на: - государственной целостности; - единстве системы государственной власти; - разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов федерации; - равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Территория Российской Федерации целостна и неприкосновенна. Конституция не допускает выхода субъектов Российской Федерации из ее состава, отрицает сепаратизм – движение за отделение той или иной части государства и создание нового государства.
В состав Российской Федерации входят субъекты Российской Федерации. Республики имеют свою конституцию и законодательство. Остальные субъекты имеют свой устав и законодательство.
Суть федерации – разумное взвешенное, взаимовыгодное подчинение субъектов Российской Федерации центру, а также учет центром интересов субъектов Российской Федерации. Федеративное устройство подразумевает баланс предметов ведения и полномочий, как центра (Российской Федерации), так и мест (субъектов Российской Федерации). В исключительном ведении Российской Федерации находятся наиболее важные предметы, такие как: принятие и изменение конституции РФ и федеральных законов, федеративное устройство и территория Российской Федерации, федеральная государственная собственность, вопросы войны и мира. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
Во всех других сферах, которые не относятся к ведению Российской Федерации или совместному ведению, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, гласит ст. 1 Конституции Российской Федерации. Эта статья устанавливает форму государственной власти в Российской Федерации и, соответственно, режим политической, экономической и иной свободы личности в обществе.
Демократический характер Российского государства характеризуется установлением демократического политического режима. Россиянам предоставляются все известные современной политико-правовой практике формы участия населения в делах государства и формировании его органов, свобода слова, митингов, шествий и демонстраций и иные политические права. В стране принимаются меры к реальному осуществлению каждым гражданином предоставленных ему прав и укреплению законности и правопорядка. Допускается деятельность оппозиции, исключается произвол и анархия.
Конституция признает, что человек – высшая ценность. Подчеркивается приоритетное значение прав и свобод личности. Глава 2 основного закона так и называется: «Права и обязанности человека и гражданина». В ней отражены:
- гражданские права - это права, принадлежащие человеку, как биосоциальному существу и призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена общества, ограждать его от любого незаконного вмешательства в частную жизнь;
- политический права – права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны и осуществлении власти;
- социальные права – это права на благосостояние и достойный уровень жизни;
- культурные права – права человека, обеспечивающие духовное развитие самореализацию личности.
Правовое государство ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами. Поэтому важнейшим признаком правового государства является верховенство права. Конкретно это выражается в верховенстве Конституции по отношению к другим законам, а также в установлении обязанности государственных и негосударственных органов, их служащих действовать строго в рамках Конституции и законов. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства. Для правового государства характерна взаимная ответственность государства и личности: нарушитель закона, независимо от его личности, должен быть привлечен к юридической ответственности. Правовое государство – не только одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала, но и практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия.
Россия – федеративное государство. В таком многонациональном государстве федеративная форма государственного устройства является наиболее оправданной, так как федерация помогает органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой нации. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности и неприкосновенности территории. Федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Российской Федерации. В ведении Российской Федерации находятся: внешняя политика и международные отношения, ее международные договоры и внешнеэкономические отношения, вопросы войны и мира. Координация международных связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и Субъектов Российской Федерации.
Федеративное устройство Российской Федерации исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Право на самоопределение оправдано, когда конкретный народ или народы подвергаются угнетению или дискриминации по национальному признаку, вследствие чего граждане не имеют возможности реализовывать свои права и пользоваться свободами, нарушается право каждого гражданина участвовать в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей. Закрепленный принцип равноправия народов означает также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Тем самым действующая конституция положила конец претензиям руководителей отдельных субъектов Федерации на особое положение этих субъектов права.
В стране действует республиканская форма правления. Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Все граждане России имеют право участвовать в формировании законодательной власти Российской Федерации – Федерального Собрания, а также избирать главу государства – Президента Российской Федерации. Республиканская форма правления предоставляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия.

1. Дайте определение понятия «конституция».
2. Какими признаками характеризуется современное правовое
государство?
3. Дайте определение понятия «государство». Что такое форма
государств?
4. Из каких элементов она состоит?
ГЛАВА 8. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
2.Права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

Основы конституционного строя Российской Федерации заложены в 1 главе основного закона. Характеристика основ конституционного строя:
1. Российской Федерации – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1);
2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2.);
3. Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3);
4. Государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную, судебную, органы которых самостоятельны (ст.10);
5. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: президент, федеральное собрание, правительство, суды (ст.11);
6. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные подзаконные акты не должны противоречить Конституции (ст.15).
Вторая глава конституции содержит 48 статей. Это самый большой по объему раздел основного закона. Содержание этой главы полностью соответствует международным стандартам прав и свобод человека.
Основу правового документа составляет:
- право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);
- право на свободу передвижения внутри страны, на выезд из нее и возвращение в нее (ст.27);
- право на свободу совести и вероисповедания (ст.28);
- право на свободу мысли и слова (ст.29);
- право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32);
- право частной собственности (ст.35);
- право свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37);
- право на образование (ст. 43);
- гарантия судебной защиты, прав и свобод (ст.46).
Реализация прав и свобод человека и гражданина гарантирована в странах с устойчивым демократическим политическим режимом. В различных экстремальных ситуациях некоторые права могут подвергнуться ограничениям. В ст. 56 отмечается, что такое может быть в условиях чрезвычайного положения. Но даже и в этом случае не подлежат ограничению такие права: право на жизнь, запрет пыток, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
В конституции перечислены и обязанности:
- платить налоги и сборы (ст.57);
- сохранять природу и окружающую среду (ст.58);
- защищать отечество, нести военную службу (ст. 59).



1.Охарактеризуйте 2 главу Конституции РФ



ГЛАВА 9. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

1.Механизм государства
2.Государственный орган

Механизм (аппарат) государства – это система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства. Понятия механизм государства и государственный аппарат тождественны. В российской юридической литературе неоднократно обращалось внимание на многообразие понимания механизма государства, на длительную дискуссию о точности формулировок. Обобщая основные подходы, можно выделить три наиболее значимые концепции. Первая – концепция широкого и узкого толкования механизма государства, определяющая его в узком смысле как аппарат государственной власти, в широком – как политическую систему общества. Вторая – традиционная, рассматривающая механизм государства только как аппарат государственной власти. Третья – расширительная, характеризующая механизм государства как систему всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений.
Деятельность любого государственного аппарата строится на соответствии с определенными принципами, под которыми понимаются основные идеи, определяющие подходы к формированию и функционированию государственных органов. В демократических государствах к таковым относятся:
1.принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата;
2.принцип разделения властей, исключающий возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц;
3.принцип демократизма, позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства;
4.принцип законности, обозначающий обязательность соблюдения законов во всех звеньях государственного аппарата;
5.принцип гласности, обеспечивающий открытость деятельности государственных органов;
6.принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, гарантирующий высокий уровень решения важнейших вопросов государственной жизни;
7.принцип федерализма, обеспечивающий разграничение предметов ведения между федерацией и субъектами.
Важнейшими принципами организации и деятельности государственного аппарата являются принципы единовластия и разделения властей. Принцип единовластия в организации и функционировании механизма государства является исторически первым в политико-правовом развитии абсолютного большинства стран мира. Прослеживается четкая тенденция постепенного свертывания этого принципа и перехода все большего количества государств к противоположному принципу – разделения властей. Тем не менее, единовластие сохраняется в государственных механизмах немалого количества стран и в современную эпоху. Единовластие в самом общем виде представляет собой соединение всей публичной власти (законодательной, судебной, исполнительной) в одних руках. Это может быть власть одного человека (абсолютная монархия), власть одного из государственных органов (СССР и страны социалистического толка), власть одной политической власти, вернее ее правящей верхушки (СССР и страны социалистического толка), власть военной, фашистской клики (диктатуры). Суть единовластия одна и та же – чрезмерная абсолютизация власти, подавление прав и свобод человека и гражданина, гражданского общества. Условно государства, механизм которых основан на единовластии, можно разделить на две группы – абсолютные монархии и единовластные республики.
Существует три основные модели построения государственного аппарата:
- централизованно – сегментарная, при которой органами государственной власти считаются только центральные органы, функционирующие в масштабе всего государства (президент, парламент, правительство), а также и представители на местах. Местные органы рассматриваются как органы местного самоуправления;
- моноцефальная, при ней вся система государственных органов едина. Во главе этой системы стоит лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяющий ею нижестоящие органы. Моноцефальная модель государственного механизма характерна для антидемократических режимов;
- монотеократическая, с которой сочетается единовластие главы государства, подкрепленное религиозными догмами, и длительное сохранение родовых порядков. Глава государства одновременно является и высшим духовным лицом (Саудовская Аравия, Катар).
Государственный аппарат состоит из различных по порядку формирования, структуре и роли в осуществлении государственных органов.
Государственный орган – это составная власть механизма государства (физическое лицо или организация), наделенная государственно-властными полномочиями и участвующая в осуществлении функций государства. Таким образом, государственный орган:
представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;
2. наделен властными полномочиями, в том числе, возможностью применять принуждение;
3. образуется и действует на основе правовых актов, которые определяют его компетенцию компетенция государственного органа – это объем и перечень государственно-властных полномочий, закрепленных за этим органом, а также его юридические обязанности.
Государственные органы реализуют свои компетенцию в трех формах. Первой формой является издание нормативно – правовых актов. Вторая форма – это принятие актов применения права. Третья форма представляет собой организационную деятельность государственного органа.
Критерии классификации государственных органов:
- по сроку полномочий – временные (учредительное собрание, временное правительство) и постоянные (правительство РФ, ООН, император России);
- по месту в иерархии – высшие или федеральные (государственная дума РФ, президент РФ), органы субъектов федерации (правительство Москвы, Тульский областной суд) и местные (мэр Владивостока);
- по порядку осуществления компетенции – коллегиальные (совет федерации РФ, верховный суд РФ) и единоначальные (председатель правительства РФ, губернатор, генеральный прокурор);
- по порядку формирования – первичные, избираемые населением (федеральное собрание РФ, президент РФ, Московская городская дума) и производные, формируются первичными (посол России во Франции, министерство обороны);
- по правовым формам деятельности – правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;
- по принципу разделения властей – законодательные, исполнительные, судебные.



Дайте определение понятия «механизм государства».
Дайте определение понятия «государственный орган».
Какие виды государственных органов вы знаете?

ГЛАВА 10. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.Правоохранительные органы
2.Виды правоохранительных органов

Любое государство стремиться создать условия для безопасной жизни проживающих на его территории людей. Демократическое государство берет на себя задачу стоять на страже соблюдения прав, свобод, законных интересов субъектов права, обеспечивать исполнение действующих в стране законов и подзаконных актов. Для этого оно создает специальные органы, называемые правоохранительными.
Правоохранительные органы – это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, т.е. такую деятельность, которая направлена на защиту прав и свобод, законных интересов субъектов права.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ



ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ПРОКУРАТУРА АДВОКАТУРА
УВД НОТАРИАТ

Основной целью деятельности правоохранительных органов является защита права от возможных нарушений, выявление, пресечение, предупреждение правонарушений, а также применение к правонарушителям мер государственного принуждения.
Прокуратура – система органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами. Наряду с другими правоохранительными органами прокуратура обеспечивает законность и правопорядок. Работники прокуратуры участвуют в судебных процессах в качестве обвинителей. Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору.
Управление внутренних дел (УВД) – многофункциональная структура, в которую входят Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство внутренних дел субъектов Российской Федерации, управления внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления на особо важных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью.
Основные задачи:
- защита прав и свобод человека и гражданина;
- защита объектов независимо от формы собственности;
- обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- выявление, раскрытие и расследование преступлений;
- обеспечение исполнения уголовного наказания.
Адвокатура – это добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, созданное для оказания правовой помощи людям и организациям.
Адвокат – член коллегии адвокатов, призванный оказывать юридическую помощь гражданам и организациям: давать консультации и разъяснения по юридическим вопросам, справки по законодательству, составлять жалобы, заявления и др. документы правового характера, представлять клиентов в суде и арбитраже по гражданским делам и административным правонарушениям, быть защитником на предварительном следствии и в суде по уголовным делам. Обязательно высшее юридическое образование и стаж работы в качестве юриста не менее 2 лет. Адвокат представляет права и законные интересы лиц, обратившихся к нему за юридической помощью. Он обязан использовать все предусмотренные законом средства для защиты граждан, доверивших ему осуществление этого. Труд адвоката оплачивается из средств, поступивших от граждан и организаций за оказанную им юридическую помощь.
Нотариат – системе органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения.
Нотариус – работник нотариата, совершающий нотариальные действия. Нотариус должен иметь высшее юридическое образование.



Какие органы называют правоохранительными?
Какие виды юридической помощи оказывают адвокаты?
Кто имеет право совершать нотариальные действия?



































ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

Понятие и виды источников социальных норм.
Право в системе социальных норм.
Признаки и функции права.
Понятия и виды источников права.
Юридическая сила.
Нормативно- правовой акт, как источник права.
Понятия и признаки правовой системы.
Структура нормы права.
Виды правовых норм.
Толкование права, его этапы, результаты, значение.
Понятие системы права, ее элементы.
Отрасли права и правовой институт. Основные отрасли современного российского права.
Система права и система законодательства.
Понятие правоотношения. Основание возникновения правоотношения.
Юридические факты, их виды.
Структура правоотношений. Субъекты правоотношений, их виды.
Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность субъектов права.
Право и поведение личности.
Правомерное поведение и правонарушение.
Преступления и проступки. Состав правонарушения.
Презумпция невиновности.
Юридическая ответственность.
Конституция Российской Федерации - ядро правовой системы Российской Федерации. Понятие основ конституционного строя.
Форма государства, ее элементы: форма правления, форма государственного устройства.
Правовое государство: понятие и признаки.
Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Государство и личность. Понятие гражданства.
Право и государства, их соотношение и взаимодействие.
Понятие правового статуса личности.
Виды прав человека. Права человека и гражданина.
Всеобщая декларация прав человека.
Основы правового статуса человека и гражданина Российской Федерации.
Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие и виды государственного органа.
Принцип разделения властей и его реализация в Российской Федерации.
Президент Российской Федерации – глава государства. Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной власти.
Органы исполнительной власти. Должностные лица.
Понятие правоохранительных органов. Органы прокуратуры, органы внутренних дел: система и компетенция.
Негосударственные правоохранительные орган.
Адвокатура: понятие и задачи. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.
Нотариат: понятие и задачи. Полномочия нотариуса.



ПРИМЕРНОЕ ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1.Конституция РФ была принята:
а. Верховным Советом РФ;
б. Государственной Думой РФ;
в. Путем всенародного голосования.
2. Право представляет собой:
а. Систему общеобязательных, формально-определенных норм, выражающих волю всего общества;
б. Совокупность представлений о добре и зле
в. Совокупность общепринятых правил поведения между членами общества
3. Признаками права являются:
а. Санкционированность государством
б. Отсутствие четкого разграничения между правами и обязанностями
в. Системность
г. Формальная определенность
4. Конституция Российской Федерации была принята:
а. 12 декабря 1993 г.
б. 12 июня 1991 г.
в. 7 ноября 1994 г.
5. Единственным источником власти в Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации является:
а. Политическая партия
б. Многонациональный народ Российской Федерации
в. Государственные органы
6.Назовите основные Функции права:
а. Культурно-историческая
б. Охранительная
в. Коммуникативная
7. К какому понятию необходимо отнести следующее определение «Правила поведения, установленные самим обществом на основе представление о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и несправедливости»:
а. Нормы права
б. Нормы морали
в. Нормы традиций
8. Укажите основные признаки норм морали:
а. Возникли до появления норм права
б. Вступают в силу с определенного момента
в. Как правило, передаются в устной форме
9.По форме государственного устройства Россия является:
а. Федеративным государством
б. Конфедерацией
в. Унитарным государством
10. Исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется:
а. Федеральным Собранием Российской Федерации
б. Правительством Российской Федерации
в. Конституционным Судом Российской Федерации
11. Социальное государство как основа конституционного строя Российской Федерации представляет собой:
а. Государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека
б.Государство, в котором гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств
в. Государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной
12. В систему органов государственной власти не входит:
а. Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
б. Администрация г. Комсомольска – на Амуре
в. Народное собрание с. Верхняя Эконь
13. Президентом Российской Федерации может быть:
а. Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 5 лет
б. Гражданин Российской Федерации, достигший 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет
в. Гражданин Российской Федерации, достигший 35 лет, срок проживания в Российской Федерации значения не имеет
14.Какие формы собственности не признаются в Российской Федерации:
а. Государственная
б. Коллективная
в. Муниципальная
15.К какому понятию относится определение «Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав, обязанностей и ответственности»:
а. Обязанности человека
б. Гражданство
в. Юридическая ответственность
16. К какому понятию относится определение «Установленные государством, формально определенные и подкрепленные возможностью государственного принуждения общеобязательные правила поведения людей в обществе»:
а. Нормы обычаев
б. Нормы права
в. Религиозные нормы
17.Какой элемент правовой нормы предусматривает условия применения правовой нормы:
а. Диспозиция
б. Гипотеза
в. Санкция
18. К какому понятию относится определение «Внешний способ выражения, установленных государством правил повеления»:
а. Норма права
б. Форма права
в. Структура права
19. Признаком правового государства является:
а. Издание законов
б. Подчинение власти законам
в. Осуществление правосудия
20. Правосудие в Российской Федерации осуществляется:
а. Органами местного управления
б. Органами исполнительной власти
в. Судами
21. Утверждение границ между субъектами Российской Федерации относится к ведению:
а. Совета Федерации
б. Государственной Думы
в. Президента Российской Федерации
22. Какой суд из перечисленных судебных органов рассматривает экономические споры:
а. Конституционный суд
б. Арбитражный суд
в. Суд общей юрисдикции
23. Право на жизнь является:
а. Социально-экономическим правом
б. Личным правом
в. Политическим правом
24.Назовите формы права:
а. Юридический прецедент
б. Гражданско-правовой договор
в. Нормативный договор
25. Укажите виды нормативно-правовых актов:
а. Федеральный закон
б. Гражданско-правовой договор
в. нормативный указ президента
26. Назовите основные структурные элементы системы права:
а. Отрасль права
б. Правовой обычай
в. Норма права
27. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности:
а. Президентом Российской Федерации
б. Советом Федерации Российской Федерации
в. Государственной Думой Российской Федерации
28. Какие из перечисленных органов относятся к правоохранительным:
а. Налоговая инспекция
б. Нотариат
в. Пенсионный фонд
29. Права и свободы, связанные с участием граждан в управлении государством, называются:
а. Политическими
б. Личными
в. Социально-экономическим
30. Источниками права являются:
а. Мораль;
б. Нормативно – правовые акты
в. Традиции
31.Укажите субъекты правоотношений:
а. Федеральные министерства
б. Граждане Российской Федерации
в. Иностранные граждане
г. Государство
32. Назовите элементы состава правонарушения:
а. Причина
б. Объективная сторона
в. Субъективная сторона.
33. Назовите виды юридической ответственности:
а. Уголовная
б. Материальная
в. Моральная
34. Какие обстоятельства исключают привлечение к юридической ответственности:
а. Совершение преступления в состоянии крайней необходимости
б. Небрежность
в. Малозначительность правонарушения
35. Отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения:
а. Административное права
б. Трудовое право
в. Гражданское право
36. Правоотношение – это:
а. Основание возникновения, изменения, прекращения прав и обязанностей субъектов
б. Часть правовой нормы, которая указывает на конкретные фактические жизненные обстоятельства
в. Урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями прав и обязанностей
37. Дееспособность граждан возникает:
а. С момента рождения
б. По достижении определенного возраста
в. С момента вступления гражданина в договорные отношения
38. Уголовное наказание может назначить:
а. Суд
б. Прокуратура
в. Милиция
39. Гипотеза – это:
а. Предположение
б. Презумпция
в. Часть правовой нормы
40. Ограничение дееспособности граждан допускается:
а. Органом местного самоуправления
б. Органом прокуратуры
в. Судом
41. Власть – это:
а. Организованная сила, обеспечивающая устойчивый порядок в обществе
б. Надстройка общества
в. Общность людей, характеризующаяся экономическим и духовным единством.
42. Укажите, какой из перечисленных признаков ниже признаков не является признаком государства:
а. Суверенитет;
б. Родовая организация людей;
в. Система налогов.
43. Укажите, какая из теорий объясняет происхождение государства как результат добровольного соглашения людей:
а. Теологическая;
б. Патриархальная;
в. Общественного договора.








.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Основная литература:
Румынина В. В., Основы права: Учебник для ССУЗОВ-М: ФОРУМ-ИНФРА- М, 2004,-256с.
Шкатулла В. И. Основы права: Учебник для ССУЗОВ-М: Академия, 2004-240с.
Шкатулла В.И. Правоведение: Учеб. пособие для вузов.- М.: Академия, 2002.- 464 с.

Дополнительная литература:
Аверьянова Ю.С. Уголовное право и процесс. Практическое пособие.- СПБ.: Иг «Весь», 2005.- 128 с.
Амиров К.Ф. Антикоррупционное и правовое воспитание:Учеб. для уч. 10-11 кл. общеобразоват. учреждений, студентов колледжей и вузов.- Казань: Магариф-Вакыт, 2011.- 159 с.
Арбитражный процессуальный Кодекс Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 176 с.
Болотова Е.Л. Правовой статус учителя. – М.: Школьная пресса, 2005
Большой юридический справочник для физических и юридических лиц / Л. Ю. Грудцына. – Изд. 2-у. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 635, [1] с.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья.- М.: Омега-Л, 2006.- 442 с.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 166 с.
Грудцына Л. Ю. Наследственное право. Справочник для населения в вопросах и ответах / Серия «Консультирует юрист». – Ростов – н/Д: «Феникс», 2003. – 224 с.
Как выиграть дело в суде без адвоката / М. Б. Смоленский.-Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 284, [1] с.
Как и куда правильно написать жалобу, чтобы отстоять свои права / Авт.-сост. Л. Смирнова. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006. – 144 с.
Кириллова, Л.Е. Профилактика нарушений, связанных с проявлениями коррупции в сфере образовательной деятельности: Метод. пособие.- Казань: Магариф-Вакыт, 2011.- 143 с.
Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб. пособие для студентов ссузов.- М., 2002.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Издательство «Экзамен», 2004г. – 240 с.
Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации.-М. Книжный мир, 2002. – 1159 с.
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации/ Ю.Н. Коршунов.- М.: Спарк, 2002.- 767 с.
Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. – Москва: Омега-Л, 2006. – 64 с.
Настольная книга тренера. – М.: Астрель, 2003.
Настольная книга учителя физкультуры. – М.: Астрель, 2003.
Никитин А.Ф. Основы государства и права.10-11кл.: пособие для общеобразоват. уч. завед.- М.: Дрофа, 2002.- 416 с
Покровская А.Ю.Трудовые отношения: права и обязанности работника и работодателя.- СПб.: ИГ «Весь», 2005.- 128 с.
Российская Федерация. Законы. Жилищный кодекс Российской Федерации.- Москва: Издательство «Омега-Л», 2007. – 108 с.
Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об исполнительном производстве». Федеральный закон «О судебных приставах», - М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2005. – 69 с.
Семейный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2006. – 75 с.
Титова Е.Н. Трудовое право в схемах и моделях. Практикум.- Ростов н/Дону: Феникс, 2004.- 320 с
Трудовой Кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2007. – 272 с.
Уголовный Кодекс Российской Федерации .- Йошкар-Ола.: МПИК, 1996. – 238 с.
Федеральный закон «Об образовании» от. 13.01.96г.
Щуко Л.П. Справочник по охране труда в Российской Федерации.- СПб.: Герда, 2004











13PAGE 15


13PAGE 14215



13 EMBED MS_ClipArt_Gallery.5 1415

13 EMBED MS_ClipArt_Gallery.5 1415



Root Entry