Презентация по русскому языку на тему Капризные приставки (Буквы з и с на конце приставок) 5 класс
Цель: 1) формирование умения выбирать нужную букву на конце приставки;2) воспитывать инициативность и самостоятельность;3) развивать логическое и творческое мышление. «Капризные приставки»(Буквы З и С на конце приставок» Приём «Ассоциативный ряд»: Какие возникают ассоциации со словом «каприз»?Составление словосочетаний Актуализация знаний Универсальный приём «Согласен – не согласен». Способствует актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Я утверждаю, что1.Приставка – это морфема, стоящая после корня.2.Приставка – это морфема, служащая для образо- вания новых слов.3.Постоянные приставки – это приставки, которые пишутся всегда одинаково, независимо от про-изношения.4.Во всех словах данного ряда есть постоянные приставки: вход, подъезд, пошёл, напиток.5.Во всех словах данного ряда есть постоянная приставка - С: (с, з)десь, (с, з)бор, (с, з)дание Проверка1. не согласен2. согласен 3. согласен 4. согласен 5. не согласен Форма работы учащихсяИндивидуальная (самостоятельное выполнение задания)Парная (взаимопомощь и взаимопроверка по образцу) 1. Что общего и различного между данными группами слов?2. Соответствует ли произношение согласных в приставках их написанию?
ПодписатьПостроитьВыучитьЗакрытьПодобратьНакрыть РазглядетьИзменчивыйНизвергатьБезграмотныйВозрождениеВзбираться РаспеватьИстекшийНиспадатьБесчестныйВосходитьВспотеть Возвращение к теме урокаЛингвистическая задача.1. Из слова разжечь возьмите приставку.2. Из слова гадать – корень.3. Из слова упаковка – суффикс.4. И окончание – из слова справка.(раз + гад + к + а)Какая приставка пишется в слове «разгадка» и почему?Разгадали, почему эти приставки такие «капризные»? Низ - Раз - Без - Чрез - Воз - Из - При встрече со звонкими согласными пишутся приставки НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ- Нис - Ис - Рас - Вос - Бес - Бес - Чрес - При встрече с глухими согласными приставки НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ- меняют букву З на С и превращаются в приставки: Живут на свете, людям помогая,Приставки воз -, из -,через -, раз -, и без –Но звук глухой согласный их встречает,И мы их пишем только с буквой С.Глухие звуки – это непоседы! Они спокойно не желают жить,Они мечтают звонкого соседаВо что бы то ни стало оглушить.Ты запомни, что приставкиРаз-, из-, воз-, низ-, без- и через-Перед согласными глухимиВсегда меняют З на С. Помните! Фока, хочешь поесть щец? Приём “Своя опора“Универсальный приём, сворачивающий информацию.Формирует: *умение выделять главную мысль; *умение устанавливать связи между объектами; *умение представлять информацию в «свернутом виде». Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
если глухой согласный С если звонкий согласный З 1. Выделить в слове приставку. 2. Посмотреть на букву согласного звука после приставки Творческое применение Приём «Морфологический ящик».Работа в парах:вставить пропущенные буквы, распределить слова в 2 столбика в соответствии с изученной орфограммой И…менить, и…печь, ни…падать, ни…вергаться, во…ход, в…ходы, во…радоваться, и…ходный, неи…вестный, во…действовать, во…стание, ни…ходящий, и…бежать, в…реветь, и…датель, и…пользование з с с з с с з с з з с с з з з с Приём “Лови ошибку”Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию. Приём «Ситуативные задачи» Помогите Пете Ошибкину Бе__дарныйБе__конечныйБе_цельныйРа__менятьРа__чертитьРа_щедритьсяРа_бить с з с з с з з с з с з Четвертое лишнее Бесстрашный Бесхарактерный Бесчувственный Бесболезненный Беспричинный Бесцветный Бестолковый Бесвкусный Расчерченный Искоренить Расгоряченный Расположенный Расписанный Испортить Расграфить Расколотый Чересчур Бесдельник Бесхребетный Растрепанный Контроль знанийсамостоятельное выполнение с последующей самопроверкой Проверка теста1. Выберите приставку: Несколько дней стреляли бе…прерывно.А) Бес- Б) Без –2. Выберите приставку: Наутро решили ра..бить крепость.А) Рас- Б) Раз – 3. Выберите приставку: Только стена оказалась во…становлена, даже будто новее стала.А) Воз- Б) Вос –4. Если за приставками бе…-, во…-, ра…-, ни…, чере…-, и…- следуют буквы р, н, м, л, то в приставках: А) пишется буква з. Б) пишется буква с. 5. Выберите пропущенную букву.во…сиять…чистить…гинуть А) пишется буква з. Б) пишется буква с.6. Перед согласными ч, щ, ц в приставках бе…-, во…-, ра…-, ни…-, чере…-, и…- всегда пишется: А) буква с. Б) буква з.