Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «У природы нет плохой погоды» для детей подготовительной группы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Звёздочка»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «У природы нет плохой погоды» для детей подготовительной группы.
Воспитатель: Кацук Тамара Аркадьевна
г. Рославль, 2016г.
Цель: учить детей видеть и понимать явления, которые происходят в природе в разные времена года.
Задачи:
Образовательные:
Знакомить детей с явлениями природы; закреплять умение классифицировать явления природы.
Развивающие:
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к явлениям погоды.
Материал:
Картинки с изображением явлений природы (дождя, солнца, ветра, снега и др.), аудиозапись звуков природы; бумага, цветные карандаши, мелки.
Ход ООД.
Звучит запись звуков природы (шум дождя, ветра, гром и т. д.)
- Ребята, что это за звуки мы слышим? (ответы детей)
- Как можно одним словом назвать всё, что вы услышали? (Явления природы)
- Ребята, скажите, какими словами можно сказать о солнышке? (Ответы детей)
(ясное, лучистое, горячее, яркое)
- Какими словами можно сказать про небо, когда светит солнце? (Ответы детей) (синее, голубое, чистое, солнечное, прозрачное) - Какими словами можно сказать о небе, на котором нет солнца? (Ответы детей) (грустное, хмурое, пасмурное, серое).
Воспитатель читает «Сказку о приключениях Северного и Южного ветра»
Вопросы к детям.
- Какими словами еще можно сказать про Северный ветер? (Ледяной, морозный, колючий). - Каким был Южный ветер? (Теплый, ласковый, нежный).
Ребята, посмотрите на картинки, с изображением явлений природы. (Дождя, солнца, ветра, снега и т. д.)
Что, вы видите на этих картинках? (ответы детей)
- Зачем нужны людям солнце (туча, дождь)?
Воспитатель читает стихи.
З.Александрова «Солнце»
« Солнце светит спозаранку,
Всей земле улыбку шлет
Мы выходим на полянку,
Ручеек в лесу поет
Клен кивает головой,
Птицы весело щебечут
Рады птицы нашей встрече,
Рады вместе с нами петь».
М. Щелованова «Утро»
« Какое сегодня утро?
Сегодня плохое утро,
Сегодня скучное утро,
И, кажется, будет дождь.
Сегодня не будет солнца,
Сегодня не будет солнца,
Сегодня будет хмурый,
Серый, пасмурный день»
Вопросы к детям.
- Ребята, о чем говорится в стихотворении? (какая погода будет)
- Какими словами автор говорит о пасмурном утре? (хмурое утро, дождливое).
- Какими словами автор говорит о солнечном утре? (веселое утро).
Физкультурная минутка «Дождик»
Вдруг закрыли небо тучи, (Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)Начал капать дождь колючийДолго дождик будет плакать,Разведет повсюду слякоть (Приседают, держат руки на поясе)Грязь и лужи на дороге,Поднимай повыше ноги. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)
Воспитатель: Я буду загадывать, вам ребята, загадки о погоде, а вы попробуйте их разгадать.
Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер).
Живет - лежит, умрет - побежит. (Снег).
Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака).
Без досок, без топоров
Через речку мост готов
Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло. (Лед).
Сперва блеск, за блеском треск,
За треском плеск. (Гроза).
Кто играет проводами,
Поднимает пыль клубами?
Кто к земле деревья клонит?
Кто волну речную гонит (Ветер).
Я нужен зеленым лугам, я нужен полям,
Я нужен цветам и кустам.
И если я вдруг опоздаю-
Все вянет кругом, засыхая.
Но стоит меня всем заслышать
Попрячутся сразу под крыши. (Дождь).
Среди поля голубого - яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю - матушку обходит,
Светит весело в оконце,
Ну конечно, это …… (Солнце).
Подвижная игра «Солнышко и дождик» Воспитатель говорит «Солнышко!». Дети ходят и бегают в разных направлениях. После слов «Дождик!», дети бегут на свои места.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам нарисовать природное явление, которое вам больше всего понравилось.
(Дети рисуют под музыку)
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам рассказать о явлении природы, которое вы нарисовали.
Дети берут свои рисунки и рассказывают, что нарисовали. Ребята, посмотрите, сколько явлений природы существует в природе. И мы с вами, ребята, будем принимать любое из этих явлений природы. Ведь каждое явление природы прекрасно по-своему. Ведь у природы нет плохой погоды.
Подготовила Воспитатель 1 кв. кат.
Моросанова Ольга Владимировна
г. Рославль
Комплексная непосредственная образовательная деятельность Осенний лес
Образовательная область: познание Раздел программы: ознакомление с окружающим миром Форма организации: путешествие в лес
Технология: нетрадиционное рисование дерева, макетирование, музыкальное воздействие Возраст: средняя группа (4-5 лет)
Место проведения: группа Тема: "Осенний лес"
Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; закрепление знаний по лексической теме "Деревья", применение комплексной формы обучения.
Образовательные задачи:
Закреплять представление о признаках Осени;
Учить детей отвечать на вопросы, развивать диалог;
3.Учить детей употреблять в речи прилагательные, согласуя их с существительными, учить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных и уменьшительно-ласкательную форму существительных; 4. Закрепить правильное, отчетливое произношение звуков «В», «Ф»
произносить с разной силой голоса;
Закрепить знания детей о строении дерева: корень, ствол, ветки, листья;
Продолжать учить детей называть отличительные особенности деревьев,
сравнивать их по стволу, веткам, листьям (дуб, клен, береза);
7. Продолжать закреплять способ передачи предмета с помощью ладони, уметь использовать разный материал для закрашивания и оформления дерева;
Развивающие задачи:
1. Развитие у дошкольников воображения, мыслительной деятельности, памяти,
речи.
2. Развивать доказательную речь, словарь и творческие способности в
изображении дерева;
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
Воспитывать желание использовать полученные навыки в изображении предметов в разных видах деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Физическая культура»; «Познание»
(формирование целостнойкартины мира); «Музыка»; «Коммуникация»;
«Чтение художественнойлитературы»; «Художественное творчество»
(рисование). Словарная работа: ствол, крона, осень - красивая, печальная, холодная,
дождливая, разноцветная, листопад.
Демонстрационный материал: Макет осени, осенние листья (клен, береза,
дуб), рисунок (ствол дерева) выполненный педагогом.
Раздаточный материал: Кисточка для рисования, палочка, на конце которой поролоновый шарик, альбомный лист бумаги с изображением ладошки
«дерево» на каждого ребенка, краски, стаканчики с водой, салфетка.
Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание макета «осень» - беседа,
физкультминутка, самостоятельно-продуктивная деятельность детей, анализ,
подведение итогов.
Ход НДО:
входим в группу Воспитатель: Ребята, сегодня на улице пасмурно и сыро, а в группе светло и
весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо.
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться "Доброе утро! "
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера.
Доброе утро, гости, дети!
Дети, сегодня мы с вами совершим путешествие в осенний лес. 1 часть:
Дорожка препятствий.
Воспитатель: Но как мы знаем дорога в лес трудная и на пути нам всретятся препятствия, которые необходимо пройти.
(перепрыгнуть через речку – веревочка, пройти по мостику – лавочка). 2 часть:
макет "Лес" (необходимый атрибут для беседы по лексической теме "Деревья")
Воспитатель: - Вот и лес, полон радостных чудес !
Листья клена пожелтели В страны юга улетели Быстрокрылые стрижи.
Что за время подскажи.
Воспитатель: Что за время года? Догадались? (Осень)
Какое время года сейчас? (Осень)
Музыкальное сопровождение
Времена года «Чайковского»
Скучная картина,
Тучи без конца Дождик так и льется,
Лужи у крыльца.О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Конечно об осени.
Воспитатель:
-Посмотрите, как красив осенний лес! Какое разнообразие красок!
Какие деревья встречаются в лесу? (Рассмотреть стволы различных деревьев,
листья, ветки). Но посмотрите, не все деревья раскрасила осень в свои яркие краски. Какие же деревья и осенью остались зеленые? (Ель, сосна).
Да вы правы. Ель и сосна – хвойные деревья, говорят еще – вечнозеленые, то есть зелены всегда, всю свою жизнь.
Дидактическая игра "Расскажи про осень"
вопрос – ответ Листья на деревьях какие? – желтые, красные, зеленые..
Деревья осенью какие? – печальные, разноцветные..
Трава какая? – зеленая, желтая, коричневая, сухая..
Небо какое? – яркое или хмурое, пасмурное..
Тучи какие? – серые..
Дождик осенью какой? – холодный..
Итог: Можно назвать это приметами осени? (да) Правильно, ребята — деревья поменяли окраску, небо хмурое, солнце не греет, все чаще идут дожди, все это приметы осени.
Сейчас мы с вами поиграем, закроем глаза и представим, что мы деревья и нас очень много.
Поднимем руки вверх. Подул ветер, деревья закачались, и лес зашумел.
Ветер сверху набежал «в-в-в» Ветку дерева сломал Дул он долго, зло ворчал «Ф-Ф-Ф»
И деревья все качал «Ф-Ф-Ф».
Дидактическая игра «Одень дерево» Коллективная работа
(На листе ватмана нарисован ствол дерева, ветки. На столе лежат разные листочки от клена, дуба и березы. По стволу и веткам дети должны определить,
что это за дерево. Дети, берут листочки клена и одевают дерево.)3 часть:
Рисование «Дерево» (нетрадиционным способом)
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять будем листья собирать
/сжимают и разжимаю кулачки под счет/ Листья березы,/загибают большой палец/ Листья рябины /загибают указательный палей/
Листики тополя /средний палец/
Листья осины /безымянный палец/
Листики дуба /мизинец/ Мы соберем, маме осенний букет отнесем /крутят ручками./
Показ воспитателя (на готовой заготовке, поролоновым шариком закрашиваем ствол дерева; кисточкой рисуем листья (метод примакивания кисти).Самостоятельная работа детей.
Подведение итогов (дети встали в круг/показ работ).
-разные приемы, разнообразное оборудование, интересное изображение,
закрепление понятия "крона"
-все стараются сделать крону красивой.
Список использованной литературыУшакова О.С., Струнина Е.М., Развитие речи детей 4-5 лет. Программа, рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. - М.: Вентана-граф, 2002
Ушакова О.С., Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи,- М.: Сфера, 2011
Использованные материалы и интернет ресурсыПлещеев А.Н. Стихотворение «Листья клена пожелтели»
http://www.maam.ru/
http://vospitatel.com.ua/;
http://mp3.cc.