«Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках технологии по производству и ремонту школьной мебели»
Министерство образования и науки Республики Крым
Отдел образования Сакской райгосадминистрации
«Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках технологии по производству и ремонту школьной мебели»
Материалы на конкурс
«Учитель года – 2010» в номинации трудовое обучение
Охотниковской общеобразовательной школы I – III ступеней Сакского района АР Крым
Менгазиева Асана Эдемовича
2010год
Схема 1. Условия проявления познавательного интереса и творческой активности
Трудовая подготовка в современной школе должна быть дифференцированной,обеспечить формирование творческой личности.Поэтому знания полученные в школе во время трудового обучения должны быть обращены в жизнь,с которыми ученик сталкивается каждый день.
Одним из основных направлений моей работы есть поиск и использование таких методов и приёмов обучения,которые активизируют познавательную деятельность учащихся,развивают логическую деятельность анализировать,предвидеть трудности,уметь их ликвидировать.
Проблема, над которой я работаю является на данный момент очень актуальной: т.к. даёт возможность учащимся ознакомиться с современным производством школьной мебели,а также воплотить свои идеи в жизнь. Сделать мебель своими руками.
Невозможно переоценить значение производительного труда для формирования личности учащегося. Он играет существенную роль в воспитании, обучении, профессиональной ориентации учащихся. Причем следует заметить, что эта роль в значительной мере зависит от уровня педагогического руководства трудом, соблюдает принципы дидактических методов при его организации.
Педагогическая эффективность производительного труда во многом зависит от выбора изделия изготавливаемого учащимися. Тем самым для развития у школьников интереса к производственному труду изделия не должны быть примитивными, тогда это изделие будет субъективно значимо для них как объект познания и труда, в процессе которого формируется, новые умения развиваются творческие способности.
Большой интерес у учащихся вызывает изготовление сложных многодетальных изделий включающие подготовительные, отделочные роботы покраску, сборку.
Технологический процесс, изготовления любого изделия состоит из отдельных стадий разной сложности. Это позволяет распределить работу над каждым изделием между группами (бригадами) внутри классов. В связи с этим усиливается взаимодействие между учащимися, взаимообусловленность результатов работы, что ведет к повышению ответственности за труд.
Работая над проблемой: «Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках трудового обучения по производству и ремонту школьной мебели. Предусматриваю создание таких условий,как:1)организовать работу в мастерской приближённую к производсву мебели.2) разработка новых эскизов школьной мебели,подбор эскизов-аналогов и разработка своего технологического процесса с помощью интернета 3)изготовление по эскизам образцов мебели в уменьшенном виде»
Познавательный интерес формируется и развивается в деятельности. Сильным стимулом познания является удивление. Удивляясь человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в ожидании чего-то нового. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображению.(Схема1)
Это быстро может наскучить ученику, необходимо менять формы и методы работы на уроке, стараться завлечь его, привлекая к творческой мыслительной деятельности. Главное достоинство педагога - не быть скучным.
Познавательный интерес – это мотив, способствующий ориентировки, в какой либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.
На уроках трудового обучения использую методы и формы работы которые развивают у учащихся познавательный интерес,а именно:интерактивный метод,дебаты,метод: «круги Эйлера-Вена»(рис2),кроссворды,игровая форма, «мозговой штурм»,использования нетрадиционных форм урока,выставки поделок и работ учащихся.
Тесты заменяют фронтальный опрос учителя, так как дети, отвечая на вопрос, самостоятельно оценивают свои знания
Так, например, в процессе изучения темы: « Назначение и разметка измерительными инструментами», учениками была предложена игровая форма обучения: «Выявления лишнего инструмента для разметки заготовки»(рис1)
Игра: «Третий лишний»
Линейка 4. Рейсмус
Угольник 5.карандаш
Топор 6. Резец
Рис1.
·
Круги Эйлера - Вена
Рис2
Этот метод позволяет закрепить знания при изучения нового материала на тему: «На практической части, ученики изготовили Киянку, и должны были распределить по характерным признаками и назначением слесарного молотка
И Киянки.
В целях развития познавательного интереса у учащихся на уроках трудового обучения использую элементы: «Система совершенствования методики активного обучения». Практическая дифференциация обучения реализуется в системе отбора содержания и количества информации по теме к уроку в частности:
1.Познавательные задания с проблемными ситуациями
2.Специальные задания для проверки усвоения знания
3.Зачетные задания
Дифференциация обучения возможна с помощью активных методов нетрадиционных дидактических средств, которые являются источником знаний, основой формирования умений и навыков производительного труда и направлена на повышение активизации мыслительной деятельности учащихся
Специфика предмета позволяет мне широко применять бригадный метод. Я считаю, что общественная мотивация трудовой деятельности усиливает интерес к работе. Участвуя в коллективном труде, ученик познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для окружающих , что он может. Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива, педагогов.
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день кабинеты технического труда мало обеспечены материальной базой, а это основа производительности труда. В своей педагогической практике,работая в общеобразовательной школе 1-3 ступеней №14 г.Симферополя,использовал бригадный метод на уроках трудового обучения,при изготовлении и ремонта школьной мебели.( Смотри фото № 1,2).Используя в процессе обучения бригадный метод, основная задача метода состоит в создании микроклимата близкого к производственной обстановке в мастерской.
Система урока следующая: На каждый класс закупаться материал (ДСП) ламинированная затем производится распиливание ДСП на размеры соответствующие размерами школьной парты (столешницы).
13 SHAPE 1415
Для подготовки к уроку производственного труда привлекаю совет бригады, который знакомится с предстоящей целью урока. Вместе с бригадирами и контролерами распределяются задания между членами бригады,продумываются методы контроля, выполнения задания, расстановка учащихся по оборудованию.
Урок начинаю с построения бригад. Затем провожу вводный инструктаж. Который можно провести в форме деловой или тренировочной игры. Бригадиры должны сами распределить работу между членами своих бригад. Затем провожу текущий инструктаж предусматриваю работу бригадиров следят за правильностью выполняемой работы. На заключительном инструктаже предоставляю слово контролерам для анализа выполнения работы. Подводятся итоги и выставляются оценки учащимся.
Почему я выбрал именно эту проблему, ну наверное потому что выполняя ремонт школьной мебели стремилось привить ученикам любовь, и бережное отношение к фундаменту учебного процесса школьной мебели. Ведь школьная мебель – это главный элемент в помещении школы, класса.
Результат моей проблемы: «Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках трудового обучения по производству и ремонту школьной мебели»,позволяет использовать методику работы и в других школах,тем самым позволяет развивать у учащихся познавательный интерес,способность усовершенствовать технологию изготовления школьной мебели выполненной руками учащихся.
13 SHAPE 1415
Различие
Сходство
общее
Познавательный интерес
и
Творческая активность
Средство обучения
(занимательность, стимул)
Внешнее проявление
Мотив учебной деятельности
(потребности личности)
Условия формирования познавательного интереса
Внешние условия
(деятельность учителя,
методы обучения,
психологический климат,
совместная коллективная
Внутренние условия
(качественные изменения в психическом развитии, структурные психологические новообразования)
Заголовок 2Заголовок 315