Конспект урока по математике на тему: Действия с положительными и отрицательными числами (6 класс)


Математика 6 класс
Тема урока: "Действия с положительными и отрицательными числами"
Цель урока: Создание условий для обобщения данной темы
Задачи:
обеспечить закрепление и обобщение изученного материала, умений и навыков выполнения действий с отрицательными и положительными числами;
развивать познавательные способности учеников;
воспитывать активность, самостоятельность.
Тип урока: урок обобщения и систематизации
Оборудование: карточки, тестовые задания.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель сообщает тему и цели урока.
II. Разминка.
1. Блиц-опрос.
а) Сумма противоположных чисел равна …б) Сумма целых чисел от –50 до 52 равна …в) Произведение целых чисел от –20 до 20 равно …г) Ночью температура была –5°С, а потом потеплело на 10°С и на улице стало …д) Произведение 5 отрицательных и 6 положительных чисел есть число …е) Произведение 10 отрицательных и нескольких положительных чисел есть число …ж) Сумма 20 слагаемых, каждое из которых равно –15, будет равна …з) Произведение пяти множителей, каждый из которых равен –3, есть …
2. Упражнение на развитие памяти.
На доске записаны примеры:
а) 3,2 : 0,8б) –2,4 : (–0,6)в) 3,6 : (–3)г) –6 : (–5)д) 0 : (–4,5)
Учитель задает вопросы, ученики пишут ответ в виде кода.
1) Сколько положительных чисел получилось в ответах?2) Сколько целых чисел вы получили?3) Сколько пар противоположных чисел вы получили?
3. Упражнение на развитие внимания и способности анализировать.
1) Продолжить ряд чисел:
а) –2; 10; –50; 250; …б) 1; –1/2; 1/4; –1/8; …в) –98; –95; –90; –87; …
2) Исключить лишнее число:
а) –142; –56; –97; –148; –26; …б) 259; 736; –159; 9002; –216; …в) –7; 0; 9; 4,7; –15; 429; …
III. Решение развивающих задач.
Операция "Ладошка".
Надо из чисел –6; –3 и 8 составить выражение, чтобы его значение было равно –6.
А теперь я добавлю ещё одно число –3. Кто быстрее составит выражение, значение которого тоже равно –6?
Затем ученики выходят к доске и записывают правильные ответы.
Операция "240 секунд на размышление".
Ребята, в жизни человека всегда есть минуты, когда ему нужно быстро сосредоточиться, чтобы выполнить какое-либо дело. Для этого надо быть очень внимательным и находчивым. Я предложу вам 8 заданий. На решение каждого задания дается только 30 секунд. Попробуйте сосредоточиться и догадаться.
№ Запись на доске Проговаривает учитель
1 Даны три числа. Два из них противоположные. Найдите третье число, если сумма трёх чисел равна –5.
2 –2 : (…) = Число –2 разделите на такое число, чтобы частное было противоположно делимому.
3 –9 – (…) = 9 Запишите число, которое надо вычесть из –9, чтобы получить 9.
4 m · n > 0m : n < 0 Незнайка отыскал два числа, произведение которых положительно, а частное - отрицательно. Существуют ли такие два числа?
5 15 * (–3) Между числами 15 и –3 поставьте такой знак действия, чтобы в результате оказалось наибольшее число. Запишите его.
6 – 40; …; 40 Незнайка записал все целые числа от – 40 до 40 включительно. Потом их пересчитал. У него получилось 80 чисел. А у вас?
7 – 200; …; 200 Найдите произведение всех целых чисел от – 200 до 200 включительно.
8 (– 1) * … * (– 5) Перемножили все целые числа от –1 до –5 включительно. Будет ли полученное число больше 50?
Когда время истекло, учитель называет правильные ответы, а ученики проверяют себя.
IV. Решение тестовых заданий.
Проверьте себя, выполнив тестовые задания по этой теме.

V. Подведение итогов урока.
1. Оцените степень сложности урока:
"+" - легко"0" - обычно"–" - трудно
2. Оцените степень усвоения материала:
"+" - усвоил полностью, могу применять"±" - усвоил полностью, но затрудняюсь в применении"0" - усвоил частично"–" - не усвоил
Учитель:
При сложении двух чиселТы на знаки посмотри!Если одного названья,Модули их сложи!И перед суммой, непременноТы поставь их "общий знак".
Если разного названья,Победит "сильнейший знак".Разность модулей найди ты,И всё время делай так.
Вычитание сложениемМы заменим без проблем!Как из трёх нам вычесть восемь,Это ведь известно всем!Надо выполнить сложениеЧисел 3 и –8!
Ученики сдают тетради на проверку учителю.
VI. Домашнее задание.
1. Придумайте правила умножения и деления рациональных чисел в стихотворной форме.