Урок по окружающему миру Байкал-жемчужина Сибири. (3 класс)

Технологическая карта урока
Тема урока: «Байкал – жемчужина Сибири»
Класс: 3
Учитель: Цыдыпова Г.А.
Тип урока: урок - путешествие
Цели урока: Образовательные:
- сформировать знания об озере Байкал, как уникальном природном комплексе; - рассмотреть особенности природы; - выявить экологические проблемы и пути решения проблем. Развивающие: - продолжить совершенствование умения работать с фактическим материалом, анализировать, делать выводы, выявлять закономерности между природными комплексами. Воспитательные:- оценить степень изменения природы Байкала человеком; - предложить свои варианты решения проблемы Байкала; - развивать навыки по выбору рационального и последовательного выполнения этапов работы; - формировать умения самостоятельно формулировать проблему и пути ее решения; - развивать чувство ответственности за выполнение задания. ЗАДАЧИ: - научить осознавать отрицательное воздействие человека на природу Байкала; - воспитывать взаимопонимание, взаимовыручку, дружеские отношения в процессе совместной работы. Планируемый результат: - личностные: раскрыть значимось знаний об озере Байкал;
- метапредметные: вырабатывать умения управлять своей познавательной деятельностью. Самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой, и с дополнительными источниками литературы;
- предметные: уметь работать с картой, составлять схемы, выполнять практические задания, проводить исследования на определение протяжённости озера, глубины, уметь определять климатические показатели.
Оборудование : физическая карта России, карта Байкала, фотографии, контурная карта (к/ к) - карта путешествий, карты для самооценки, проектор.


Технология
проведения
Деят-ть
учителя
Деят-ть
учащихся
Обучающие и развивающие задания
Диагностирующие задания
(УУД)

Орг. момент
Цель: эмоциональный настрой к уроку
- Здраствуйте ребята! Давайте поприветствуем всех присутствующих.
Урок окружающего мира. Проверим всели готово к уроку.
- Девиз нашего урока: (слайд1)
Если путь твой
к познанию мира ведет,-
Как бы ни был он долог
и труден - вперед!

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок; читает девиз
Девиз
К: планируют учебное сотруднечество с учителем и сверстниками


2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель: проверка знаний и умений изученногоматериала
Повторения свойства воды; проверка знаний о водоёмах
Земля неспроста называется Голубой планетой. Это название она получила потому, что большая часть её поверхности покрыта водой.
- Посмотрите на карту. (физическая карта Росии)
- С какими водоёмами вы знакомы?

Слушают, отвечают на вопросы; работают по физической карте России.
Работа по карте
Р: принимают и сохроняют учебные задачи;
К: умение работать в коллективе; слшать мнение других;

3. Постановка учебной задачи
Цель: самоопределение к деятелности; постановка целей и задачи урока
- Сегодня мы совершим путешествие по водоему. По какому водоёму вы должны сами угадать.
- Посмотрите на доску: (На доске начальные и последние буквы слов «озеро» и «Байкал» между ними поставлены столько прочерков).
- Из скольки слов состоит этот водоём.
- Кто догадался?
Проблемный вопрос: почему мы должны знать об озере Байкал.
Угадывают тему по буквам; формулируют тему и цели урока









Дети предлагают свои предположения
Угадай тему урока по первой и последней букве слов; по стихотворении
познавательные УУД: самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в группах; регулятивные- (целеполагание.)


4. Построение проекта выхода из затруднений
Цель: открытие нового и интересного
Работа с модулями.











Географическое положение.
























Особенности озера Байкал



































Растительный мир Байкала.






















Животный мир Байкала.































Воды Байкала.


- Что нам понадобиться в путешествии? (ответы детей)
- Мы с вами возьмём карту - путешествиника и вовремя путешествия будем заполнять интересные свединия о Байкале.
- Приготовьте карты путешественников, которые у вас лежат на парте, раскройте их. В них вы будете фиксировать самые интересные и полезные сведения о Байкале.
- Да, Байкал - это величественная и необычная красота Сибири, именно здесь мы с вами живем. Поднимите руку, кто был на Байкале? Что больше всего вам запомнилось? ( Ответы детей)
- Кто мог бы показать на карте расположение озера Байкал? (ученик показывает)
- А теперь на своих картах раскрасьте озеро Байкал.
- Каким цветом будете красить? (дети раскрашивают)
- Чтобы отправитьсв путешествие мы должны знать, где находиться озеро Байкал и как нам доехать.
- Послушайте о геогафическом расположении озера Байкал.
Озеро Байкал располагается в Западном полушарии, на юге Восточной Сибири, что выше экватора.(слайд 3 или показ на физической карте России). На фотографиях из космоса Байкал выглядит как гигантский по-лумесяц или огромный банан и тянется от юго-запада до северо-востока. (слайд 4) По длине Байкал растянулся на 636 км, его ширина в большей точке достигает 81 км, а в меньшей точке – 27 км. Добраться до Байкала можно из ближайших городов – Иркутска и Улан-Удэ. Расстояние от Улан-Удэ до Байкала можно преодолеть различными способами. Туда курсируют поезда, ездят автобусы и маршрутки.
- Давайте, вернемся к карте и заполним свединия о расположении озера Байкал. (дети вместе с учителем заполняют карту)
- На границе каких городов находится озеро Байкал? (Улан-Удэ и Иркутск)
- Найдите эти города и раскрасьте красным карандашом.
- 636 км, что это обозначает? (длина)
- 81 км – это? (ширина)

- Послушайте стихотворение Ширап Нимбуева
За что ты назван так, Байкал?
Кто имя дал тебе впервые?
Чей первый голос воспевал
Твои приволья буревые? Ш. Нимбуев.
У каждого имени есть свое толкование. Интересны и названия озера. А ещё, озеро имеет неповторимые особенности. Намсараев Найдан расскажет о особеностях озера.
Ученик. У озера целая череда имён. С давних времён разные народы заселяли берега Байкала – тюрки, монголы, эвенки,буряты, якуты, и каждый называл озеро по-своему. В переводе с тюрского- «Бай-Куль» значит «богатое озеро», с монгольского «Байкал» - «богатый огонь» или «Байгал – Далай» - «большое озеро, с бурятского «Байгал – Нуур» - озеро Байкал, с китайского «Бэй – Хай» - «северное море».
Байкал – самое старое озеро на Земле. Её котловина начала формироваться 25-30 млн. лет назад. Возраст современных очертаний берегов - свыше 1 млн. лет. Это самое глубокое озеро мира, его глубина 1637м. Гидрологи обнаружили это место в 1991г.
Озеро содержит 20% запасов пресной воды всего земного шара (в его котловину можно влить 92 таких моря, как Азовское, например, и одно Балтийское хотя оно в 8 раз больше по площади Байкала. Этих запасов хватило бы, чтобы напоить в 10 млн. раз больше человек, чем сейчас живет на Земле, если прикинуть, что 0.5 л. воды надо человеку в день. Люди всей Земли могли бы прожить 40 лет, используя только один источник воды – Байкал.
- Теперь некоторые данные, которые мы узнали занесём в карту. (глубина, запас воды)
- В Байкале пресная..? (вода)
- Сколько процентов пресной воды в озере? (20%)
- Что обоначает 1637 м? (глубина)

- Казалось бы - Сибирь, суровая зима. А на побережьях Байкала произрастает более трех тысяч видов растений. Бородина Лиза нам расскажет, что интересного она узнала. (слайд 8-9)
Здесь повсеместно произрастают мхи, лишайники, душистые тополи, кедры. Большая площадь лесных массивов принадлежит хвойным лесам с сибирскими голубыми елями, соснами и лиственницами. Вершины хребтов окантовывают пояса кедрового стланика. Наиболее многочисленны по видам в Байкале диатомовые водоросли. Сама природа Байкала обеспечивает водорослям наличие питательных элементов – углеводов и витаминов. В пресной байкальской воде водоросли достигают сравнительно небольших размеров.
- Какие растения растут на Байкале?
- Заполним нашу карту.
- Как называются водоросли с питателными веществами? (диатомовые)
- Молодцы.
Физкультминутка.
- Давате сделаем перевал.
Отдыхнули, продолжаем путешествие.

Байкал- жемчужина Сибири,
Он уникален наш Байкал,
Чисты, прозрачны его воды
По глубине и равных нет.
И в тишине ведёшь богатству счет,
Что притаилось в бездне твоих вод!? И о том, что действительно там притаилось, давайте узнаем.
( слайд 10)
В озере насчитывается около 60 видов рыб различных семейств: осетровых, лососевых, хариусовых, щуковых, карповых, сомовых, тресковых, окуневых. Самой многочисленной рыбой в Байкале является глубоководная голомянка. В поверхностном озерном слое обитают омули и бычки. Единственное млекопитающее озера Байкал – нерпа (тюлень). Распространена нерпа по всему Байкалу, но особенно широко - в его северной и средней частях. Одно из удивительнейших существ, обитающих в Байкале - это прозрачная рыба без чешуи и плавательного пузыря, тело которой на 35 % состоит из жира. Она обитает на большой глубине озера Байкал и принадлежит к классу живородящих. Русское название «голомянка» происходит от слова «голомень», что означает «открытое море», и точно передает особенности экологии этих рыбок. Самая древняя и самая крупная рыба озера Байкал - осетр.
- Мы узнали, как многообразен живтный мир Байкала.
- Теперь запишем некоторые даннные в карту.
- 60 видов чего обитается в озере? (рыб)
- Млекопитающее животное Байкала? (нерпа)
- Как называется прозрачная рыба? (голомянка)
- Все записали. Продолжаем путешествие.

Учитель. Говорят, что не существует на Земле озера, вода в котором прозрачнее байкальской. Что вы можете об этом сказать? Правда ли это? А по старой легенде считается, что все реки, которые впадают в озеро, Байкал называл сыновьями. А вот дочь у него была одна. Вы догадаетесь, кто она, когда прослушаете е о водах Байкала.
Белый диск, опущенный для определения прозрачности воды, виден на глубине 40м. Чистоту Байкала поддерживает микроскопические рачки Эпишура длиной в 1 мм. За 1 год «санитары» несколько раз профильтровывают тысячи кубических км воды. Когда озеро замерзает, лёд такой прозрачный что, можно сквозь него увидеть воды Байкала на глубину 3-4 м.
Ледовый панцирь на Байкале держится от 4 до 6 месяцев. Байкал начинает замерзать в конце октября, а таять в апреле, но иногда ещё в июне есть лёд. Он становится игольчатым и очень красивым. Но есть на Байкале участок воды, который никогда не замерзает – это полынья длиной 15-20км. Она существует благодаря большой скорости течения воды в этом месте, и положительной температуры.
В озеро несут свои воды 336 речек. Самые большие из них это: Баргузин, Селенга, а вот вытекает только одна, но очень могучая – Ангара. Уровень озера Байкал возвышается над Устьем реки Ангары на 378 метров, это создает большую энергию падения. В этой местности построены электростанции. На озере находится 27 островков, они невелики. Самый большой – это Ольхон, он расположен посередине озера, и его площадь составляет 729 квадратных километров.
- Запишем некоторые свединия, которые мы узнали из сообщения.
- Какая вода в Байкале солённая или пресная? (пресная)
- Кто у нас рачки Эпишура? (очистили воды)
- Сколько рек впадает в Байкал? (336)
- Какая река вытекает? (Ангара)
- Ольхон – это ? (остров)










Слушают, показывают на карте озеро Байкал, заносят сведения в карту






























Слушают






Найдан читает сообщение о особенностях Байкала; остальные слушают
Учащийся заносят данные в карту


Слушают, смотрят, анализируют и делают вывод и заносят в карту




















Слушают, обсуждают, рассматривают, делают выводы и заполняют карту путешественика














Повторяют движение за учителем

















Слушают, обсуждают, рассматривают, делают выводы и заполняют карту путешественика






























Слушают, обсуждают, рассматривают, делают выводы и заполняют карту путешественика



















«Карта путешествиника»









































Стихотворение Ш. Нимбуева




Формирование личностных УУД: раскрытие значимости знаний о Байкале; метапредметные- вырабатывание умений управлять своей познавательной деятельностью; предметные- умение проводить определенные исследования, выполнять практические задания по теме.

5.Первичное закрепление
Цель: закрепить полученные знания

Просмотр видиоролика.






- Для того чтобы мы лучше осмыслили и даже представили то, над чем работали, посмотрим видео - ролик (2мин. 10 сек.)




Просмотр видеоролика



Видео «Озеро Байкал»


Р: принимают и сохроняют цели и задачи учебной деятельности
К:проявляет готовность слушать и воспроизвести увиденное

6. Самостоятельная работа (тест «Байкальский сундучок».
Цель: обобщение полученных на уроке сведений

- Мы с вами во время путешествия фиксировали новое и интересное о Байкале.
- А сейчас мы проверим, как вы запомнили то, что услышали и прочитали на уроке. На столах у вас лежат карточки. Это тестовая работа «Байкальский сундучок».
- Отвечаем на вопросы самостоятельно.
- Давайте проверим. (один ученик читает выплнение работу, остальные проверяют)
- Молодцы.
Выполняют самостоятельную работу по тесту;
взаимопроверка

Тест «Байкальский сундучок»
П:проводят анализ и обосновывают; осуществляют поиск необходимых информаций; владеют способами выполнения заданий творческого характера
Р: принимают и сохроняют цели и задачи учебной деятельности

7. Рефлексия
Цель: заключительна беседа; выставление оценок
- Итак, в течение урока мы много узнали нового, анализировали данные, делали выводы. Перед вами лежат листочки, выберите предложение, которое вам хотелось бы продолжить. Запишите эти слова.
На сегодняшнем уроке я узнал


На этом уроке я похвалил бы себя за


После урока мне захотелось

Сегодня я сумел


(Ученики читают свои листочки)
- Сколько интересного мы сегодня почерпнули Если сравнить полученную информацию с багажом, то можно сказать, что понесем домой десятки килограммов. Кто из вас считает этот урок полезным для себя? А кто продолжит свои исследования?
- А теперь прочитаем все вместе со слайда стихотворение. (слайд 16)
Давайте ценить и беречь то,
что нам по праву принадлежит!
«Беречь Байкал – святое дело:
Его судьба – у нас в руках!
Сама Природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!...»
- Чтобы вы предприняли бы для сохранения Байкала.









Делают вывод,
самоценка по карточке,
чтение









Чтение стихотворения;
Делают предложения по охране озера Байкал




Карточка «Самооценка»

П:оринтируются в своей системе знаний;
Р: оценивают собственную деятельность на уроке
Л: появляют интерес к предмету


15