Методические рекомендации по выполнению практических работ по русскому языку 10-11 класс. Раздел
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Губернский колледж г. Похвистнево»
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по разделу «Морфология. Орфография»
ДИСЦИПЛИНА « Русский язык»
общеобразовательный цикл
технического профиля
основной профессиональной образовательной программы
по специальности
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
для студентов очной формы обучения
г. Похвистнево, 2016
Составитель: Норматова Елена Викторовна, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Губернский колледж г. Похвистнево».
Методические указания для выполнения практических работ по разделу «Морфология. Орфография» являются частью основной профессиональной образовательной программы основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ «ГКП» по специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, разработанной в соответствии с примерной программой ФГОС СПО третьего поколения. Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.
СОДЕРЖАНИЕ
Название практических работ
страницы
Имя существительное. Правописание и морфологический разбор имен существительных. 7
Имя прилагательное. Правописание и морфологический разбор имен прилагательных. 12
Имя числительное. Правописание, морфологический разбор имени числительного. 17
Местоимение. Правописание и морфологический разбор местоимения. 20
Глагол. Правописание и морфологический разбор глагола. 22
Причастие как особая форма глагола. Правописание, образование, морфологический разбор причастия. 25
Деепричастие как особая форма глагола. Правописание, образование, морфологический разбор деепричастия. 28
Наречие. Правописание наречий. Отличие наречия от слов - омонимов 30
Слова категории состояния. Отличие слов категории состояния от слов омонимов. 33
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. 35
Союз как часть речи. Правописание союзов 37
Частица как часть речи. Правописание частиц. 40
Междометные и звукоподражательные слова. 43
Введение
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методические указания по дисциплине «Русский язык» для выполнения практических работ по разделу «Морфология. Орфография» созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.
Отчет о практической работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
В процессе выполнения практических заданий вы должны:
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль;
-оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-проводить лингвистический анализ текстов различных;
- функциональных стилей и разновидностей языка;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
знать:
-связь языка и истории; культуры русского и других народов;
-смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради для практических работ по русскому языку.
Критерии оценивания практической работы:
оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда обучающийся обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении;
оценка «4» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правил, выполнил не менее ¾ заданий;
оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает усвоение определенной части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее ½ заданий;
оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
После изучения раздела проводится контрольная работа. (см. КИМ по разделу «Морфология. Орфография»)
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.
Желаем Вам успехов!!!
Раздел: Морфология и орфография.
Тема: « Имя существительное»
Практическая работа № 24-25: Правописание существительных. Морфологический разбор имени существительного.
Учебная цель: сформировать систему понятий и правил по теме «Имя существительное».
Задачи практической работы:
Повторить лексико – грамматические категории имени существительного.
Отработать умения производить морфологический разбор существительных.
Повторить орфограммы, связанные с именем существительным.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература:
Учебник по русскому языку Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений»
Рабочая тетрадь (обычная, в линию)
Раздаточные материалы (схема морфологического разбора 10 шт., таблицы склонений имен существительных).
Ручка, карандаш.
Основные понятия и термины по теме: собственные - нарицательные; одушевленные – неодушевленные; собирательные, вещественные, конкретные, отвлеченные имена существительные; категории рода, числа, падежа; склонение.
Перед тем как приступить к выполнению заданий 1-8 прочитайте теоретический материал §32 по учебнику.
Задание 1
Прочитайте. Выделите существительные. Определите, к какому лексико-грамматическому разряду они относятся (нарицательные, собственные, конкретные, абстрактные, собирательные, единичные, вещественные, одушевленные, неодушевленные).
1. Проносились навстречу поезда, груженные рудой, углем и громадными, толщиной в полвагона, бревнами (А. Г.). 2. С тех пор много воды утекло в Сотьме, занесло илом отводные каналы, заросли шиповником и красноталом остатки дамбы (Крут.). 3. Наконец, изучив все, он насаживал на крючок горошину или распаренное зерно пшеницы и, поплевав на наживу, забрасывал грузилище с поплавком на борт (Крут.). 4. Ночной дождь висит над Севастополем непроницаемым дымом (Пауст.). 5. Внизу высохшие болота — мшары, поросшие мелким лесом: березняком, осинами и ольхой (Пауст.). 6. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву (Пауст.).7. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска (Пауст.). 8. За широким окном косо летел снег, заносил туманом Неву, таял в ее теплой воде (Пауст.). 9. На пыльных откосах от недавних сосновых лесов не осталось не то что деревца, но даже травинки (Пауст.).
Задание 2
Разделите данные существительные на одушевленные и неодушевленные. Какими языковыми средствами выражается одушевленность - неодушевленность? Отметьте существительные, которые могут употребляться и как одушевленные и как неодушевленные, и объясните, с чем это связано. Выделите существительные, у которых одушевленность - неодушевленность не выражается средствами языка.
Волшебство, детектив, детище, доклад, дружба, закаливание, заноза, зверобой, клумба, кокетка, коллега, корова, краб, облако, половина, полотенце, птица, рыба, синева, слива, сустав, трудолюбие, усадьба, хлеб, цыганочка, язва.
Задание 3
Укажите грамматический род данных существительных. Объясните, на основании каких признаков он определяется.
Автомат, автоматика, атташе, беда, бедствие, болото, брюки, ведро, ветвь, воробей, ворота, героиня, герой, геройство, глава, глазище, глупышка, гнездышко, голосина, городишко, деревце, детинушка, драже, дробь, дрова, желе, кольраби, мазь, малышка, маэстро, медведь, присяга, пюре, разрез, регби, слуга, спутник, старичонка, февраль, форель.
Задание 4
Прочитайте. Выделите существительные. В форме какого числа и падежа они употреблены. По каким признакам это определяется? От существительных, употребленных в форме единственного числа, образуйте форму множественного числа, а от существительных, употребленных в форме множественного числа, — форму единственного числа. Укажите существительные, употребляющиеся только в форме единственного или множественного числа.
1.На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий, и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий (Ж.). 2. Везде ж работа: на горах, в долинах, в рощах и лугах (Ж.). 3. Текут беседы в тишине (Л.). 4. Мы жили в горе, средь забот (П.). 5. Недавно юная Мария узрела небеса чужие; недавно милою красой она цвела в стране родной (П.). 6. ...Только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем (Л.). 7. Раз осенью пришел транспорт с провиантом (Л.). 8. Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, что при въезде (Л.). 9. Из дебрей туманы несмело родное закрыли село; но солнышком вешним согрело и ветром их вдаль разнесло (Фет). 10. Опять невидимые крылья приносят северу тепло (Фет).
Задание 5
Определите, к какому типу склонения относятся данные существительные.
Блюдце, бровь, будущее, воевода, вояка, время, гавань, голубь, горючее, дерево, зигзаг, знамя, иволга, какао, каскад, коллега, коммюнике, купе, манго, медаль, медведь, мозоль, мостовая, мужчина, невежа, общежитие, ошибка, парикмахерская, пейзаж, пламя, площадь, путь, рукав, рулевой, самбо, служба, стрекоза, удилище, управляющий, фойе, электробритва, ястреб.
Задание 6
Выполните морфологический разбор выделенных слов.
Синцов, опомнившись от страха, бросившего его лицом на пропахшее бензином дно грузовика, с удивлением вытащил вершковую занозу, через гимнастерку воткнувшуюся ему в предплечье.
Задание 7
Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните значения выделенных слов.
Жужжит пчела на белой хризантеме, так душно пахнет стар.. саше. (Ахм.) 2. На обывательской тройке, проселочными путями, соблюдая строжайш... инкогнито, спешил Петр Павлович Посудин в уездн.. городишко N. (Ч.) 3. Когда кадриль кончил..с.., Сонечка сказала мне «mersi». (Л.Т.) 4. Потянулась бы за этим длинная ночь, скучн.. завтра, невыносим.. послезавтра. (Гонч.) 5. Наибольшее распространение в комнатной культуре имеют древовидн.. алоэ, алоэ реснитчат.., алоэ пестр.. с декоративными белополосатыми листьями (науч.). 6. Остап сразу же понял, что монтер велик.. дока. (И. и П.). 7. Антон ранней весной вместе с командой магнетовцев уехал в больш.. заграничн.. турне. (Л.Кас.). 8. Вертится в саду бел.. какаду. (Мор.). 9. Он упомянул знойн… торнадо, попутно прихватив штиль. (Грин.) 10. Пят.. авеню делит город пополам.
Перед выполнением заданий 9-10 прочитай параграф 33-35 в учебном пособии
Задание 8
Выделите основу и окончание существительных, распределяя их по типам склонения. Образуйте формы дат. и пр. п. ед. ч.
Собрание, станция, иней, Дарья, молодежь, гость, гостья, площадь, ущелье, путь, издание, пламя, хоккей, гармонь, линия, тихоня, вишенка, кухня, скворечник, тысяча, певунья, алюминий, артиллерия, побережье, устье, заречье, трудящийся, искусство, живопись, полотенце, платьице, имя, столовая, дитя, няня.
Задание 9
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите синтаксическую функцию имен существительных.
Был с..дьмой час вечера – время когда белая акация и с..рень пахнут так сильно что кажется воздух и сами д..рев..я стынут от своего запаха. В город..ком саду уже играла музыка. Лошади звонко стуч..ли по м..стовой, со всех ст..рон слышались смех говор хлопанье калиток. Встреч..ные солдаты к..зыряли офицерам гимназисты кланялись Никитину; и видимо всем гуляющ..м сп..шивш..м в сад на музыку, было очень пр..ятно гл..деть на к..в..лькаду. А как тепло как мягки на вид облака раздросан..ые в бе..порядк.. по небу как кротки и уютны тени т..полей и акац..й, - тени которые тянут..ся через всю широкую улицу и захватывают на другой сторон.. дома до самых балконов и вторых этаж..й!
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Что такое имя существительное? Какие грамматические категории имеет имя существительное?
2. Что такое одушевленное и неодушевленное имя существительное?
3.Как определить род имени существительного? Что такое имена существительные общего рода?
4. Как определить число имени существительного?
5.Что называется склонением? Какие падежи есть в русском языке? Как определить падеж имени существительного в предложении?
6. Что такое несклоняемые имена существительные? Приведи примеры?
7. Как отличить именительный падеж от винительного падежа?
8. Какие существительные относятся к 1,2,3 склонению? Как определить склонение имени существительного? Приведи примеры.
9. Как проверить безударные окончания имен существительных? Приведи примеры.
10.Какие окончания имеют имена существительные 1 склонения при склонении?
11. Какие окончания имеют имена существительные 2 склонения при склонении?
12.Какие окончания имеют имена существительные 3 склонения при склонении?
13. Какие окончания имеют существительные множественного числа при склонении? Различаются ли они по склонениям?
14. Какие окончания имеют имена существительные множественного числа в родительном падеже? Примеры.
Тема: « Имя прилагательное»
Практическая работа № 26-27: Правописание прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.
Учебная цель: систематизировать систему необходимых понятий и правил по теме «Имя прилагательное».
Задачи практической работы:
Повторить лексико – грамматические категории имени прилагательного.
Отработать умения производить морфологический разбор прилагательного.
Повторить правописание суффиксов и окончаний прилагательных.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература:
Учебник по русскому языку Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений»
Рабочая тетрадь (обычная, в линию)
Раздаточные материалы (схема морфологического разбора 10 шт., таблица «Правописание суффиксов прилагательных» 10 шт.)
Ручка, карандаш.
Основные понятия и термины по теме: качественное, относительное, притяжательное, степень сравнения; краткая или полная форма имен прилагательных.
Перед выполнением заданий 1-4 прочитай §36 в учебном пособии.
Задание 1.
Перепишите предложения. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Определите разряд прилагательных (качественные, относительные, притяжательные).
1.Нужно поспать хотя бы часа три, а то весь день будешь иметь бледный вид и макаронную походку. (В.Ил.) 2. Дождь шел нудный, равномерный, без грома и молнии, но густой и непрозрачный. (С. Ант.) 3. Мы сбежали, наконец, в слышимый мир, на каменистое русло пенистой, шумной Арагвы, к малолюдным осетинским селениям, обведенным оградами из плоских камней. (И.Андр.) 4. Теперь его одноглазое кожаное лицо, все в глубоких складках и зеленовато- серых, точно плесень, волосах, стало хитрым и ликующим. (М.Г.) 5. Впереди нее стояла женщина в оленьей дошке. (В. Лид.)
Задание 2
Образуйте степени сравнения (простые и сложные) от имен прилагательных. Поставьте ударения.
Образец: хитрый — хитрее, более (менее) хитрый; хитрейший, самый хитрый, наиболее (наименее) хитрый, всех (всего) хитрее.
Бойкий, колкий, звонкий, красивый, ловкий, гибкий, ломкий, хороший, емкий, сладкий, упругий, стойкий, хлесткий.
Задание 3
Выпишите словосочетания существительных с прилагательным. Укажите способы образованиястепеней сравнения.
1.Но в мире нет людей бесслезней, надменнее и проще нас.(Ахм.) 2. Мне дали имя при крещенье — Анна, сладчайшее для губ людских и слуха. (Ахм.) 3. Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. (Пауст.)4. Это был одиниз самых честнейших и любезнейших людей. (Акс.) 5. В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей. (Ес.) 6. Я ль на светевсех милее, всех румяней и белее? (Я.)
Задание 4
Образуйте краткие прилагательные м. р. ед. ч.
Образец: безжизненный — безжизнен; таинственный — таинствен, таинственен.
Торжественный, величественный, тождественный, безнравственный, невежественный, бесчувственный, острый, полный, воин-ственный, естественный, посредственный, существенный, явственный, мужественный.
Перед выполнением заданий 5-6 прочитай § 38-39 в учебном пособии
Задание 5
Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
1.Беневоленский был человек толст...ватый, среднего роста, мягкий на вид, с корот...нькими ножками и пухл...нькими ручками. (Т.) 2.И ушли три великих глупца — глупый, глуп...нький и глуп...ватый. (Выс.) 3. Навсегда останусь я поэтом золотой бревен...той избы. (Ес.) 4. И слаще всех песен пропетых мне этот исполненный сон, качание веток задетых и шпор твоих лег...нький звон. (Ахм.) 5. Подле него кокетливо красуется дик...нький дом лекаря... (Гот.) 6. Анисья присела на моток цинковой снасти, спиной к ветру, начала перевязывать серый клет...ый платок. (Абр.) 7. Раньше Илья жил неподалеку от кузницы в просторном бру..атом домике... (Абр.)
Задание 6
Перепишите предложения, вставляя, где необходимо, букву н. Выделите суффиксы имен прилагательных. Объясните их правописание. Произведите морфологический разбор выделенных прилагательных
1. Мы — ржа...ые, толоко...ые, пестряди...ые, запечные, вы — чугу...ые, бето...ые, электрические, млечные. (В. Кл.) 2. В буре электрического света умирает ю...ая Джульетта. (Я. См.) 3. Шумели тучи в небе полуде...ом, как в паводок плывущие плоты. (Недог.) 4.И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в тума...ом движется окне. (А. Б.) 5. Всюду пестрели голубые гроздья журавли...ого гороха, золотые чашечки кури...ой слепоты, цветы ивана-да-марьи. (Т.) 6. И опять кольнут доныне неотпущенной виной, и окно по крестовине сдавит голод дровя...ой. (Паст.) 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утре...ей заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. (Т.) 8. Он [Онегин] три часа по крайней мере пред зеркалами проводил подобный ветре...ой Венере... (П.) 9. Вдоль со...ой улицы рядами двойные фонари карет веселый изливают свет... (П.) 10. Даже дети и те притихли, воробьи...ыми стайками жались к взрослым. (Абр.)
1. Кожа...ый ошейник, оттянутый назад тяжелой цепью, давил ей горло. (В. Ход.) 2. Я любил этот дом деревя...ый, в бревнах теплилась грозная мощь... (Ес.) 3. И ты услышишь в парке под Москвой чугу...ый голос, нежный голос мой. (Я. См.) 4. Я запомнил, как диво, тот лесной хуторок, задремавший счастливо меж звери...ых дорог... Там в избе деревя...ой, без претензий и льгот, так, без газа, без ванной, добрый Филя живет. (Рубц.) 5. Грэй разбил каме...ыми щипцами свою фарфоровую копилку и вытряхнул оттуда все, что составляло около ста фунтов. (Грин) 6. И упало каме...ое слово на мою еще живую грудь. (Ахм.) 7. Кому-нибудь не спится в прекрасном далеке на крытом черепицей стари...ом чердаке. (Паст.) 8. Серебря...ый туман пал на окрестность. (Г.) 9. Духи в гране...ом хрустале... (П.) 10. Он [Ленский] из Германии тума...ой привез учености плоды... (П.) 11. Потом примешься за книги — дедовские книги в толстых кожа...ых переплетах, с золотыми звездочками на сафья...ых корешках. (Бун.)
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
Что такое имя прилагательное? Какие лексико- грамматические категории имеет прилагательное?
Дайте характеристику качественным, относительным и притяжательным прилагательным.
Что такое степень сравнения имен прилагательных? Как образуются степени сравнения прилагательных?
Имена прилагательные какого разряда обозначают признак, способный проявляться в предмете в большей или меньшей степени?
Имена прилагательные какого разряда могут образовывать краткую форму?
Могут ли имена прилагательные менять разрядное значение? От чего это зависит?
Сформулируйте правила о правописании одной –н- или –нн- в прилагательных.
Сформулируйте правила о правописании суффиксов имен прилагательных.
Тема: « Имя числительное»
Практическая работа № 28- 29: Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Учебная цель: систематизировать систему понятий и правил по теме «Имя числительное».
Задачи практической работы:
Повторить лексико – грамматические категории имени числительного.
Отработать умения производить морфологический разбор числительного.
Повторить правописание и склонение имен числительных.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература:
Учебник по русскому языку Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений»
Рабочая тетрадь (обычная, в линию)
Раздаточные материалы (схема морфологического разбора 10 шт., таблица «Склонение числительных» 10 шт.)
Ручка, карандаш.
Основные понятия и термины по теме: простые и составные числительные, количественные числительные, склонение числительные, дробные числительные, собирательные числительные, порядковые числительные.
Перед выполнением задания 1 прочитай 41 в учебном пособии
Задание 1.
Установите, к какой части речи относятся слова. Какими грамматическими категориями они характеризуются?
Три, тройка, трояк, трое, тройчатка, тройник, тройня, третий; сколько, тысяча, миллиард, нуль, много, уйма, куча, бездна, немножко, несколько, сколько-нибудь; два, двойка, двойняшки, двойня, пара, второй, двушка, оба, дважды.
Перед выполнением заданий 2-3 прочитай параграф 42-43 в учебном пособии
Задание 2
Просклоняйте имена существительные и словосочетания с ними. Объясните написание имен числительных.
2, 7, 15, 23, 23-й, 200, 274, 1998, полтораста рублей, две третьих тонны, трое ребят, три девушки.
Задания 3
Просклоняйте словосочетания
Оба берега, обе подруги, оба озера.
Перед выполнением заданий 4-5 прочитай параграф 43 в учебном пособии
Задания 4
Перепишите предложения, заменяя цифровые обозначения буквенными. Имена числительные и другие слова, заключенные в скобки, поставьте в нужной форме.
1.Уже (полтораста) метров не разворачивайся. (Кав.) 2. Без всякого сомнения, в (оба) случаях самое драгоценное время для ужения язей – раннее утро. (Акс.) 3. Мировой судья приговорил (оба) товарищей к 10 рублям штрафа. (Андр.) 4. На земле произрастает около 100 (тысяча) видов разнообразных грибов. (Фед.) 5. Например, дождевик гигантский содержит белковых веществ 6,6 (процент), подберезовик – 3,9 (процент). (Фед.) 6. Поля, засеянные кукурузой, занимали площадь более 2354 (гектар). (Г.Ник.) 7. Солнце только село, Матвей рассчитывал гулять не больше (полчаса). (Обр.) 8. Раскопки в первом доме и в этом хранилище заняли у нас время до (полдня). (Обр.) 9. На дне этой впадины я заметил кое – где голые грядки высотой до (пол - аршина). (Обр.)
Задание 5
Найдите ошибки в употреблении имен числительных. Исправьте предложения. Объясните свою правку. Произведите морфологический разбор выделенных числительных
1.Космонавты успешно выполнили задание, проработав на космической станции «Мир» 253 суток. 2. Среди депутатов было четверо женщин. 3. Машины стояли одна от другой в полуторах метрах. 4. У обоих ворот пришлось срочно выставить часовых. 5. За день депутат успевал принять и выслушать тридцать четырех человек. 6. По накладной следовало выдать 22 ножниц для ателье. 7. Касса банка располагала двумястами триста пятьдесят четырьмя тысячами рублями. 8. Груздь содержит в своей шляпке 32,2 процентов белков. 9, В этом году город отметил свое шестьсотлетие.. 10. Ему пришлось ограничиться тремя тысячами двухстами сороками рублями. 11. Все дело заняло не более пары минут. 12. Мы опоздали всего на полторы сутки. 13. В его словах была все же какая-то двухсмысленность. 14. На столе лежало пол огромного арбуза. 15. Лекции студентам читали трое профессоров. 16. С обоих сторон простирался густой лес.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
Что такое имя числительное?
На какие разряды по значению делятся числительные?
Какие числительные склоняются так же, как существительные 3-его склонения?
У каких числительных существуют две формы: именительного и винительного падежа?
В чем особенности употребления собирательных числительных? Покажите на примерах.
Тема: « Местоимение»
Практическая работа № 30: Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Учебная цель: систематизировать систему понятий и правил по теме «Местоимение».
Задачи практической работы:
Повторить лексико – грамматические категории имени числительного.
Отработать умения производить морфологический разбор числительного.
Повторить правописание и склонение имен числительных.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература:
Учебник по русскому языку Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений»
Рабочая тетрадь (обычная, в линию)
Раздаточные материалы (схема морфологического разбора 10 шт., таблица «Разряды местоимений» 10 шт.)
Ручка, карандаш.
Основные понятия и термины по теме: личные, возвратное, относительные, вопросительные, определительные, отрицательные, неопределенные.
Перед выполнением задания 1-2 прочитай параграф 45 в учебном пособии
Задание 1.
Перепишите предложения, подчеркивая местоимения. К какому разряду относится каждое из них?
1. Ничто не двигалось. (У.) 2. Всем стало скучно и грустно. (Ч.) 3.Ему [Нилову] захотелось выйти наружу. (Ч.) 4. Кто-то стонал на чердаке под крышей. (Арс.) 5. Работа всякого нужна одинаково. {Маяк.) 6. Что такое: побежали все сломя голову прочь. (Б. Зах.) 7. Им оставалось лишь несколько десятков шагов до выхода, как вдруг в большой пещере блеснули чьи-то страшные глаза. (Б. Зах.) 8. И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь.(Л.) 9. Егор с удивлением перехватил обращенный на себя взгляд попутчика. {А. Ив.)
Задание 2
Просклоняйте местоимения я, она, себе, кто-нибудь, ваш, самый. Отметьте супплетивные формы. Сделайте вывод об особенностях склонения того или иного местоимения.
Перед выполнением задания 3 прочитай параграф 46 в учебном пособии
Задание 3
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Сделайте морфологический разбор местоимений. Определите синтаксическую функцию местоимения
Мне нравится, что Вы б...льны не мной,
Мне нравится, что я б...льна не Вами,
Что н...когда т...ж...лый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится ещ..., что Вы при мне
Спокойно обн...маете другую,
Не проч...те мне в адовом огне
Г..реть за то, что я не Вас ц...лую.
Что имя нежное мое, мой нежный,не Упоминаете ни днем, ни ноч...ю — всуе...
Что н...когда в ц...рковной т...шине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо Вам, и сер...ц...м и рукой,
За то, что Вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными ч...сами„
За наши не-гулянья под луной,
За со...нце, не у нас над головами, —
За то, что Вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не Вами!
{М. Цветаева)
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
Какая часть речи называется местоимением?
Что общего у местоимения с существительным, прилагательным и числительным?
На какие разряды подразделяются местоимения?
Какие местоимения не имеют формы именительного падежа?
Тема: « Глагол»
Практическая работа № 31: Правописание и морфологический разбор глагольных форм.
Учебная цель: систематизировать систему понятий и правил по теме «Глагол»
Задачи практической работы:
Повторить грамматические категории глагола.
Отработать умения производить морфологический разбор глагола.
Повторить орфограммы, связанные с глаголом и глагольными формами.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература:
Учебник по русскому языку Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений»
Рабочая тетрадь (обычная, в линию)
Раздаточные материалы (схема морфологического разбора 10 шт., таблица «Спряжение глагола» 10 шт.)
Ручка, карандаш.
Основные понятия и термины по теме: переходные и непереходные глаголы, возвратные глаголы, наклонение глагола, время глагола, спряжение глаголов, безличные глаголы.
Перед выполнением заданий прочитай параграф 47-48 в учебном пособии
Задание 1
Определите спряжение глаголов. Образуйте от них форму 2-го л. ед. ч. и 3 л. мн. ч. изъявит. накл. и форму повелит. накл. мн. ч.
Вынырнуть, заплатить, писать, укатить, запросить, цвести, говорить, мелькнуть, привыкнуть, возвратить, завинтить, сколоть.
Задание 2
Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание окончаний глаголов.
Тогда я опять появлюсь пред тобой, и речь моя ум твой встревож...т, и пусть я услышу ответ роковой, тогда ничего не помож...т. (.Л.) 2. Солнце брызж...т, солнце гре...т. (С. Черн.) 3. Ты помн...шь ли: мягкие тени ложил...сь неслышно кругом... (Фоф.) 4. Еще не царству...т река, но синий лед она уж топ...т; еще не та...т облака, но снежный кубок солнцем доп...т. Через притворенную дверь ты сердце шелестом тревож...шь... Еще не люб...шь ты, но верь: не полюбить уже не мож...шь... (Аннен.) 5. Не люб...шь, не хоч...шь смотреть? О, как ты красив, проклятый! (Ахм.) 6. Я живу с твоей карточкой, с той, что хохоч...т, у которой суставы в запястьях хрустят, той, что пальцы лома...т и брос...ть не хоч...т, у которой гостят и гостят и грустят. {Паст.)
Задание 3
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите форму глаголов, выделите морфемы.
1. И не зна...шь ты, что зарей в Кремле легче дыш...тся — чем на всей земле! (Цв.) 2. Ты прохладой меня не муч...й... (Ес.) 3. Не вер...т в мире многие любви и тем счастливы... (Л.) 4. Пускай поэта обвиня...т насмешливый, безумный свет, никто ему не помеша...т, он не услыш...т мой ответ. (JI.) 5. Что он ход...т за мной, всюду ищ...т меня и,встречаясь, глядит так лукаво всегда? (Кольц.) 6. О, прости моему невниманью!.. Ты целу...шь меня горячо — твоему я не вторю желанью, наклонившись К тебе на плечо... (Щерб.) 7. Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад. Люди спят; одни лишь звезды к нам глядят. Да и те не вид...т нас среди ветвей и не слыш...т — слыш...т только соловей... {Фет.) 8. Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты, тебя я увид...л, но тайна твои покрывала черты. (А.К. Т.)
Задание 4
Выполните морфологический анализ выделенных слов.
Утро выдалось чудесное, и старик Евсей торопил всех на покос, потому что надо было грести сено. 2. Пусть подойдет поближе. 3. Объехал бы ты это место. 4. Уже светает. 5. Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений! 6. Летние грозы проходят над землёй и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на чёрных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья. Радуги сверкают над дымной сырой далью. Гром перекатываясь, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю. (К. Паустовский.)
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Глагол как знаменательная часть речи.
2. Категория вида глагола.
3. Возвратность, переходность глаголов.
4. Категория залога.
5. Классы глаголов.
6. Типы спряжения.
7. Особенности категорий наклонения, времени, числа, лица, рода глагола.
8. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Тема: « Причастие»
Практическая работа № 32: Правописание и морфологический разбор причастия.
Учебная цель: систематизировать систему понятий и правил по теме «Причастие»
Задачи практической работы:
Повторить глагольные и именные признаки причастия.
Отработать умения производить морфологический разбор причастия.
Повторить орфограммы, связанные с правописанием причастий.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература:
Учебник по русскому языку Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений»
Рабочая тетрадь (обычная, в линию)
Раздаточные материалы (схема морфологического разбора 10 шт., схема «Образование причастий»)
Ручка, карандаш.
Основные понятия и термины по теме: причастие, действительные и страдательные причастие
Перед выполнением заданий прочитай параграф 49 - 51 в учебном пособии
Задание 1
Выпишите сочетания, причастий со словами, от которых эти причастия зависят. Укажите у причастий глагольные признаки и признаки прилагательных.
1.С каждым днем я все с большим удивлением находил, что Олеся — эта выросшая среди леса, не умеющая даже читать девушка — во многих случаях жизни проявляет чуткую деликатность (Купр.). 2. И теперь она (Вера Николаевна) радовалась наступившим прелестным дням, щебетанью ласточек, стаившихся к отлету (Купр.). 3. С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию набегавшей на берег волны (М. Г.). 4. Он (Макар) сторожил коней своего табора, раскинутого шагах в пятидесяти от нас (М. Г.). 5. Тихо взбегают волны на берег, усеянный толпой людей, созидающих каменную преграду их вечному движению (М. Г.). 6. Местами попадались щетинистые полосы сжатого хлеба, имевшие странное сходство с давно не бритыми щеками солдата (М. Г.). 7. Вокруг нас все было тихо, завешено густой пеленой тьмы (М. Г.). 8. Стендаль при жизни совсем не был ни знаменит, ни популярен, ни даже читаем (Шаг.).
Задание 2
Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Установите, прилагательными или причастиями являются слова с пропущенными буквами. Объясните написание -н- или -нн- в суффиксах.
1.Все, что пошлешь: нежда...ую беду, свирепый искус, пламе...ое счастье, — все вынесу и через все пройду. Но не лишай доверья и участья. (О. Берг.) 2. Иванушка, возлюбле...ый, светлей и краше дня, — потопле...ый, погубле...ый, ты слышишь ли меня? (О. Берг.) 3. Все было — пар над полыньей, молчанье мельницы пусты...ой, пересече...ые лыжней поляны ровности просты...ой... (Туши.) 4. На циновках тонкотка...ых мы сидели и курили, меж цветов, по цвету стра...ых и пьянящих в пышной силе. (Бальм.) 5. «Сторона мне знакомая, — отвечал дорожный, — исхож...а и изъезж...а вдоль и поперек». (Я.) 6. Сходятся зори, сливаясь в одну, как глухари...ые' брови. (Тат.) 7. Вода на булавках, и воздух нежнее лягуши...ой кожи воздушных шаров. (О. Манд.) 8. Мой письме...ый верный стол! (Цв.) 9. Дохнул ветерок — теплая медвя...ая пыльца запорошила лицо Лукашина. (Абр.) 10. Лето же было знойное, пыльное, ветр...ое, с каждодневными грозами. (Бун.)
Задание 3
Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Укажите основы глаголов, от которых образованы причастия. Объясните написание -н- или -нн-. Выполните морфологический разбор выделенных причастий.
1.Уж перстня верного утратя впечатленье, растопле...ый сургуч кипит... (Я.) 2. Да, как святыню берегу я сей перстень, да...ый мне тобой за жар и силу поцелуя... (Яз.) 3. Слеза, которая не раз рвалась блеснуть перед тобой, уж не придет, как этот час, на смех, подосла...ый судьбой. (Л.) 4. Брала знакомые листы и чудно так на них глядела — как души смотрят с высоты на иМи броше...ое тело... (Тютч.) 5. Всю ночь пробродил я, всю ночь до рассвета, обвея...ый чарами неги и грез... (Наде.) 6. Но к ней прикова...ый случайно, я не свожу с нее очей... (Фоф.) 7. Край ты мой заброше...ый, край ты мой, пустырь. Сенокос некоше...ый, лес да монастырь. (Ес.) 8. Вот, в полуфрачке, раздуше...ый, времен новейших Митрофан, неотеса...ый, недоуче...ый, а уж безнравстве...ый болван. (Л.)
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Причастие как особая форма глагола.
2. Грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия.
3. Образование причастий.
4. Синтаксическая роль причастия в предложении.
Тема: « Деепричастие»
Практическая работа № 33: Правописание и морфологический разбор деепричастия.
Учебная цель: систематизировать систему понятий и правил по теме «Деепричастие как особая форма глагола»
Задачи практической работы:
Повторить глагольные и наречные признаки деепричастия.
Отработать умения производить морфологический разбор деепричастия.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература:
Учебник по русскому языку Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений»
Рабочая тетрадь (обычная, в линию)
Раздаточные материалы (схема морфологического разбора 10 шт., схема «Образование деепричастий»)
Ручка, карандаш.
Основные понятия и термины по теме: деепричастие.
Перед выполнением заданий прочитай параграф 52 в учебном пособии
Задание 1
Образуйте от данных глаголов деепричастные формы несовершенного вида и несовершенного (по образцу).
Глагол
Основа глагола
Суффикс
Деепричастие
видеть
вид'-
-а
вид´+ а= видя
Вести, замечать, знать, кричать, нести, подбежать, подвезти, прилететь, снять, съехаться.
Задание 2
Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите вид деепричастия.Выполните морфологический разбор 5 деепричастий.
1.И сразу с мест, взяв ружье наперевес, поблескивая лакировкой своих мета...ических киверов, первые баталь...ны владимирц...в двинулись вперед. (С.-Ц.) 2. Попав из потемок в световой круг, он остановился как вкопа...ый. (Ч.) 3. Он вынырнул и, фыркая, пуская пузыри, открыл глаза. (Ч.) 4. Княгиня внутре...е радовалась, глядя на дочку. (Л.) 5. Мери сидела на своей постел..., скрестив на коленях руки. (Л.) 6. Вытащив из-за г...ленища сигнальные фла...ки, он коротко взмахнул ими, подавая сигнал. (К. С.) 7. Что(то) насвистывая, он медленно, своей обычной солда...кой походкой, вышел из кабинета. (Ч.)
Задание 3
Подчеркните деепричастия. Укажите синтаксическую функцию деепричастий и деепричастных оборотов в предложении (обстоятельство времени, образа действия и т. д.) Объясните постановку знаков препинания.
1. Забирая влево, Дымов и Кирюха мало-помалу выбрались на мелкое, и тут ловля пошла настоящая. (Ч.) 2. Я спустился с горы и, повернув в ворота, прибавил шагу. (Л.) 3. Проходя мимо окон княжны, я услышал снова шаги за собой. (Л.) 4. Она [Мери] сидела неподвижно, опустив голову на грудь. (Л.) 5. Прислонившись к перилам, Поль Морен глядел на воду. (А.Н. Т.) 6. Поль вернулся в каюту, лег не раздеваясь. (А.Н. Т.) 7. Степка вылез из воды, быстро оделся и без шапки, болтая своими широкими шароварами, побежал к деревне. (Ч.)
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Дееричастие как особая форма глагола.
2. Грамматические признаки глагола и наречия удее причастия.
3. Образование деепричастий.
4. Синтаксическая роль деепричастия в предложении.
Тема: « Наречие»
Практическая работа № 34: Правописание наречий.
Учебная цель: систематизировать систему понятий и правил по теме «Наречие».
Задачи практической работы:
Повторить орфограммы, связанные с правописанием наречий.
Отработать умения производить морфологический разбор деепричастия.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература:
Учебник по русскому языку Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений»
Рабочая тетрадь (обычная, в линию)
Раздаточные материалы (схема морфологического разбора 10 шт., схема «Образование деепричастий»)
Ручка, карандаш.
Основные понятия и термины по теме: наречие, степень сравнения.
Перед выполнением заданий прочитай параграф 53-54 в учебном пособии
Задание 1
Выпишите наречия и распределите их по значению: образ действия, меры и степени, места, времени, цели, причины и т.д. Какое слово поясняет наречие и какую синтаксическую функцию выполняет?
Но как бы ни красива была одна береза или даже завещанная Лермонтовым «чета белеющих берез», совсем особенное дело – целый березовый лес. Он хорош во всякую пору. И в марте, когда березы освещает солнце, набирающее весеннюю силу, а их фонтанообразные купы покрыты инеем и разрисовывают синее небо в тончайшее розовое кружево. Хорош березовый лес и в те дни, про которые сказано: «то было раннею весной, в тени берез то было», то есть когда разворачиваются на березе изумрудные листочки.
В березовом лесу всегда светлее, чем в каком-либо другом, дубовом и еловом, как будто березы сами светятся тихим ровным светом и освещают пространство вокруг себя. Светлее в нем и в теплый полдень, когда неизвестно, что белее — сами березы или облака, проплывающие над ними, светлее и в лунную ночь, когда березы словно фосфоресцируют зеленоватым лунным огнем. В еловом лесу молиться, в березовом веселиться, — говорят в народе.
(В. Солоухин)
Задание 2
Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
Издавн.., подолг.., искос.., добел.., слев.., понапрасн.., досух.., снов.., дочист.., направ.., занов.., замертв.., сызнов.., наглух.., сперв.., дотемн.., вправ.., изредк.., настрог..
Задание 3
Перепишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий
Века промчатся, и быть может, что кто-нибудь мой прах встревожит и в нем тебя откроет (в)новь... (Д. Вен.) 2. И ты не призывай поэта! В волшебный круг свой не мани! Когда (в)дали от шума света ду ша восторгами согрета, тогда живет он. (Хом.) 3. Так чувства лучшие мои обмануты (на)век тобою! (Л.) 4. Обыватели, то и дело выходя на улицу, стучали палками по заборам, давая кому-то знать, что они (на)стороже. (Кор.). 5. (По)прежнему в десять часов утра Кораблев появлялся в школе. (Кав.) 6. Бывают, однако, невероятные случаи, когда получаются в результате стеариновые свечи и сапоги (в)смятку. (Усп.) 7. Встречу ль глаза твои лазурно-глубокие, душа им (навстречу из груди просится... (Л.) 8. Он песенку эту твердил (на)изусть... Откуда у хлопца испанская грусть? Ответь, Александровск, и, Харьков, ответь: давно ль (по)испански вы начали петь? (Светя.) 9. Но такие вещи удается не увидеть разве только (с)боку. (Л.Март.) 10. Ласточки переполошились: все (в)рассыпную, кто куда – мигом разлетелась вся стая. (Биан.)
Задание 4
Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание наречий. Произведите морфологический разбор выделенных наречий
1.Он [Онегин) (по)французски совершенно мог изъясняться и писал... (77.) 2. Аночка (чуть)чуть улыбнулась ему. (Фед.) 3. Закажи Балде службу, чтоб стало ему (не)(в)мочь; а требуй, чтоб он исполнил ее (точь)(в)точь. (П.) 4. Правый берег виден (едва)едва, — неясная цепь огней... (Л. Март.) 5. И как потом, склонивши лоб на стол, (крест)(на)крест перечеркивала имя... (Цв.) 6. Не тратя время (по)пу- сту, (по)дружески да (по)просту поговорим с тобой. (Фат.) 7. Протопи ты мне баньку (по)белому... (Выс.) 8. Все (под)силу задачи, всех яснее одна. Я хитер, я богаче тех, кто спит (до)поздна. (Твард.) 9. Там считалось, что прощалась (на)век с матерью родной, если замуж... выходила девка (на)берег другой. (Твард.) 10. Лети, светясь (не)подалеку, вагона дальнего окно. (Я. См.) 11. Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! Умоляю вас вскач... не лететь... (Выс.) 12. Здесь, на трассе прямой, мне, не знавшему пуль, показалось, что и я (где)то здесь довоевывал (не)(в)далеке. {Выс.) 13. Из-за утеса, как из-за угла, почти (в)упор ударили в орла. (Яш.)
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
Что такое наречие?
Какие разряды наречий вы знаете?
Как образуются степени сравнения наречий?
Сформулируйте правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий.
Как звучит правило правописания гласных на конце наречий; правописание наречий на шипящую; правописание отрицательных наречий?
Тема: « Слова категории состояния»
Практическая работа №35 : Отличие слов категории состояния от слов омонимов.
Учебная цель: систематизировать систему понятий по теме «Слова категории состояния»
Задачи практической работы:
Закрепить навык различения слов категорий состояния от слов омонимов.
Отработать умение производить морфологический разбор слов категории состояния.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература:
Учебник по русскому языку Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений»
Рабочая тетрадь (обычная, в линию)
Ручка, карандаш.
Основные понятия и термины по теме: слова категории состояния.
Перед выполнением заданий прочитай параграф 55 в учебном пособии
Задание 1
Выделите в предложениях слова категории состояния. Определите значение слов категории состояния и их синтаксическую функцию.
1.Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. (Ч.) 2. Мне стало стыдно своего волнения, своей дрожи. (Ч.) 3. Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. (Т.) 4. Только поздней осенью бывает так хорошо. (Т.) 5. Трезвое, будничное настроение овладело мной, и мне стало стыдно всего, что я говорил у Волчаниновых, и по-прежнему стало скучно жить. (Ч.) 6. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем? (Л.) 7. Нужно было бы съездить сначала в Новгород, впечатлиться там Феофаном Греком. (Сол.) 8. О шедеврах русской древней живописи трудно говорить с широким кругом людей. (Сол.) 9. Им, карасям, невозможно представить, что есть иные формы существования материи. (Сол.)
Задание 2
Произведите морфологический разбор 2-3 слов категории состояния из текста задания 1
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
Что выражают слова категории состояния?
Каковы грамматические особенности слов категории состояния?
Какую синтаксическую функцию выполняют слова категории состояния?
В чем отличие слов категории состояния от наречий и кратких прилагательных?
Тема: « Предлог»
Практическая работа № 36-37: Правописание предлогов.
Учебная цель: систематизировать систему понятий и правил по теме «Предлог»
Задачи практической работы:
Повторить орфограммы, связанные с правописанием предлога.
Отработать умения производить морфологический разбор предлога.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература:
Учебник по русскому языку Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений»
Рабочая тетрадь (обычная, в линию)
Раздаточные материалы (схема морфологического разбора 10 шт., таблица «Предлоги»)
Ручка, карандаш.
Основные понятия и термины по теме: предлог, простые и составные, производные и непроизводные.
Перед выполнением заданий прочитай § 56-57 в учебном пособии
Задание 1
Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание предлогов.
1.Ваня выскочил (из)под своей рогожи. Павлуша с криком бросился (в)след за собаками. 3. Я кивнул ему [Павлу] головой и пошел восвояси (в)доль задымившейся реки. 4. (Не)смотря на мое нерасположение к Аркадию Павлычу, пришлось мне однажды провести у него ночь. 5. Бирюк бросил пойманную лошаденку (по)среди двора. 6. Тот же самый сановник вздумал было засеять все свои поля маком, (в)следстви... весьма, по-видимому, простого расчета: мак, дескать, дороже ржи. 7. Гостей принимает он очень радушно и угощает на славу, то есть: благодаря одуряющим свойствам русской кухни, лишает их (в)плоть до самого вечера всякой возможности заняться чем-нибудь, кроме преферанса. 8. Мужики, в изорванных под мышками тулупах, отчаянно продирались скво... толпу. 9. Особенность поручика Хлопакова состоит в том, что он (в)продолжени... года, иногда двух, употребляет постоянно одно и то же выражение. 10. «(На)счет Федора... распорядиться», — проговорил Аркадий Павлыч вполголоса.
(И. Тургенев)
Задание 2
Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Сделайте морфологический разбор предлогов.
(В)течени... года он [Грэй] познакомился с навигацией, практикой, кораблестроением, морским правом, лоцией и бухгалтерией. {Грин) 2. Он [корабль] был похож на щепку, попавшую (в)течение реки. (Грин) 3. Я бросился (в)направлени... шума и прибежал, спотыкаясь на каждом шагу, на место битвы. (Т.) 4. Из четвертой школы-коммуны вышли (в)последстви... известные и уважаемые люди. (Кав.)
5.(В)следстви... всего-вышесказанного мне не для чего толковать читателю, каким образом, лет пять тому назад, я попал в Лебедянь. (Т.) 6. (По)над Доном сад цветет. (Кольц.) 7. Какой-то уже забытый людьми спутник продолжает кружиться (во)круг Земли. (Песк.) 8. (Не)смотря на весь житейский опыт, я тогда мало знал людей. (Песк.) 9. «Да, хорошо!» — так же тихо отвечала Ася, (не)смотря на меня. (Т.) 10. В одном из окон показалось женское лицо, и (в)след за тем на пороге появился мужчина. (Ape.) 11. (В)виду города неприятель остановился. (Стан.) 12. А ты знаешь, что такое «спасибо»? Имей (в)виду, что в зависимости от того, знаешь ли ты это или не знаешь, понимаешь ли или не понимаешь, может тем или иным путем пойти и вся твоя жизнь. (Кав.) 13. (В)виду предстоящего наступления объявляю заседание закрытым. (Каз.)
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
Что такое предлог?
На какие группы делятся предлоги по своему происхождению?
Какими предлоги бывают по структуре?
Сформулируйте правила правописания слитного, дефисного и раздельного написания предлогов.
Тема: « Союз»
Практическая работа № 38-39: Правописание союзов.
Учебная цель: систематизировать систему понятий и правил по теме «Союз»
Задачи практической работы:
Повторить орфограммы, связанные с правописанием союза.
Отработать умения производить морфологический разбор союза.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература:
Учебник по русскому языку Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений»
Рабочая тетрадь (обычная, в линию)
Раздаточные материалы (схема морфологического разбора 10 шт., таблица «Союз»)
Ручка, карандаш.
Основные понятия и термины по теме: союз, простой и составной союз, сочинительные и подчинительные союзы.
Перед выполнением заданий прочитай параграф 58-59 в учебном пособии
Задание 1
Найдите в предложении союзы и выпишите ихв два столбика: а)сочинительные; б) подчинительные.
1. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. (Г.) 2. Но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет, наконец, восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в глубокой нежно сияющей вышине. (Т.) 3. Путь Амундсена тоже не был прогулкой. Двигались то в пурге, то в тумане. Бесчисленные трещины, присыпанные снегом, как ловушки, стерегли людей и собак. (Песк.) 4. Чтобы проверить себя, я начал вспоминать, но тотчас же мне стало жутко, как будто я нечаянно заглянул в темный, сырой угол. (Ч.)
А «рама» тарахтит и тарахтит себе, будто и не по ней вовсе стреляют. То низом летит, так что и не видать ее совсем за кромкой леса, то под самые облака взлетает — все ей нипочем. (Крут.)
Задание 2
Перепишите предложения, раскрывая скобки и объясняя правописание слов.
1.Я стояла на столе и наматывала на швабру мокрую тряпку, что(бы) смести со стен паутину. 2. Я не могу прощать или не прощать тебе, что(бы) ты ни сделал для Кати. 3. Я не сдержалась, заплакала, и он [Валька] то(же) всхлипнул и полез в карман за платком. 4. Ромашов разыскивает Катю, то(есть) делает то(же), что я. 5. Три сильных удара послышались, когда я заходил второй раз, но некогда было думать об этом, потому(что) я уже лез на рейдер со стиснутыми зубами. (За)то теперь у меня было достаточно времени, что(бы) убедиться в том, что машина разбита. 6. Она [Катя] ненавидела Ромашова вдвое и втрое, может быть, (за)то, о чем я не хотел говорить.
Задание 3
Перепишите предложения, раскрывая скобки. Сделайте морфологический разбор союзов.
1.Таковы были два самые усердные посетителя Обломова. (За)чем эти два русские пролетария ходили к нему? Они очень хорошо знали (за)чем: пить, есть, курить хорошие сигары. Но (за)чем пускал их к себе Обломов — в этом он едва ли отдавал себе отчет. А кажется, (за)тем, (за)чем еще в сю пору в наших отдаленных Обломовках, в каждом зажиточном доме толпится рой подобных лиц обоего пола…(Гонч.) 2.Я рожден, что(б) целый мир был зритель торжества иль гибели моей. (Л.) 3. Я старался ответить на этот вопрос и не мог, потому(что) у меня пропадало дыхание. (Кав.) 4. Великолепно одетые мужчины и женщины плавно, неторопливо прошлись по сцене, как(будто) и не было никакой войны. (Кав.) 5. Так(же), как и раньше, у ворот ресторана сидят девушки с корзинами цветов. (Купр.) 6. Река залила берега, снесла мост, (от)чего и почта была задержана. (Кор.) 7. (И)так, я лежал под кустиком в стороне и поглядывал на мальчиков. (Т.) 8. Вешние воды прошли буйно, (по)чему уж в начале апреля шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки. (Ч.) 9. Ему [Никитину] пришло в голову, что двенадцати рублей ему (от)того не жалко, что они достались ему даром. (Ч.) 10. Краска слезла, дождевые трубы местами изломались, (от)того на дворе стояли лужи грязи. (Гонч.)
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
Что такое союз?
На какие группы делятся союзы по своему происхождению?
Какими союзы бывают по структуре?
Сформулируйте правила правописания слитного и раздельного написания союзов.
Тема: « Частица»
Практическая работа № 40-41 : Правописание частиц.
Учебная цель: систематизировать систему понятий и правил по теме «Частица»
Задачи практической работы:
Повторить орфограммы, связанные с правописанием частицы.
Отработать умения производить морфологический разбор союза.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература:
Учебник по русскому языку Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений»
Рабочая тетрадь (обычная, в линию)
Раздаточные материалы (схема морфологического разбора 10 шт.)
Ручка, карандаш.
Основные понятия и термины по теме: частица
Перед выполнением заданий прочитай §60-63 в учебном пособии
Задание 1
Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните частицы. Определите их разряд.
1.А поворотись(ка), сын! Экой ты смешной какой! (Г.) 2. Чуть не (пол)мира в себя вмещая, Русь широко прот...нулась, родная. (Я.) 3. (Не)ужели тебе эта девч...нка так понравилась? (Фоне.) 4. Да сверкнет золотое копье! (Сав.) 5. Конечно, так. Да, да. (Андр.) 6. Это не я, а люди Ильинские сказ...вали, что барин, дескать, сватался. (Гонч.) 7. Куда как чудно создан свет... (Гр ) 8. Вздумала было на ночь заг...дать на картах после молитвы, да, видно, в наказание(то) Бог и послал его. (Г.) 9. (За)чем(же) нужно так и этак в строке переставлять слова? (Сельв.)
Задание 2
Перепишите предложения, раскрывая скобки и объясняя правописание частиц не и ни со словами. Произведите морфологический разбор частиц по схеме.
1. Встали — (не)бужены, вышли — (не)прошены, жита по зернышку горы наношены! Рать подымается — (не)исчислимая! Сила в ней скажется (не)сокрушимая! (Я.) 2. В бричке сидел господин, не красавец, но и (не)дурной наружности... (Г.) 3. Сердечный друг, ты (не)здорова. (Я.) 4. Таких рассказов я, человек (не)опытный и в деревне (не)«живалый» (как у нас в Орле говорится), наслушался вдоволь. (Т.) 5. Стихом моим (не)звучным и упорным напрасно я высказывать хочу порыв души, но, звуком (не)покорным обманутый, душой к тебе лечу. (Фет) 6. Опять (не)зримые усилья, опять (невидимые крылья приносят северу тепло... (Фет) 7. Цвет лица у Ильи Ильича не был (ни)румяный, (ни)смуглый, (ни)положительно бледный, а безразличный... (Гонч.) 8. Как (не)возможна грусть, как тщетно ожиданье! (Ахм.) 9. В начале августа жары стоят (не)стерпимые. (Т.) 10. И в (не)проглядный зимний вечер, в победу веря наперед, ее [березу] буран берет за плечи, за руки белые берет. (Щип.) 11. И все существованья, все народы (не)тленное хранили бытие... (Заб.)
Задание 3
Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание частиц не и ни с различными частями речи.
1.(Н...)только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, (не)оказалось (н...)одного человека. (Булг.) 2. Иногда взгляд его [Обломова] помрачался выражением будто усталости или скуки; но (н...)усталость, (н...)скука (н...)могли (н...)(на) минуту согнать с лица мягкость. (Гонч.) 3. (Н...)(о)чем уж мы больше (н..)спросим, пробудясь от ленивого сна. Знаем: если (н...)громко — там осень, если бурно — там, значит, весна. (А. Б.) 4. С берез, (н...)слышен, (н...)весом, слетает желтый лист. (Исак.) 5. (Н...)тени зависти, (н...)умысла худого еще (н...)знает это существо. (Заб.) 6. Но дело в том, что сам собою камень — он (н...)бывает (н...)добром, (н...)злом. (Твард.) 7. Высокой страсти (не)имея для звуков жизни (не)щадить, (не)мог он [Онегин] ямба от хорея, как мы (н...)бились, отличить. (Я.) 8. Я (не)ищу гармонии в природе. Разумной соразмерности начал (н...)в недрах скал, (н...)в ясном небосводе я до сих пор, увы, (н...)различал. (Заб.) 9. Вода благоволила литься! Она блистала столь чиста, что — (н...)напиться, (н...)умыть- ся. И это было (н...)(с)проста. (Л. Март.) 10. Всего, что знал еще Евгений, пересказать мне (н...)досуг. (Я.) 11. Щеки (не)знакомца еще больше распухли. (Ч.) 12. (Н...)ужели я уж такой (не)хороший человек, что у меня (не)льзя чай пить? (Ч.) 13. В темноте (не)настного осеннего вечера идет странная, кипучая и осторожная сутолока. (Купр.) 14. Как (н...)старались люди, собравшись в одно (не) большое место (не)сколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как (н...)забивали камнями землю, чтобы (н...)чего (не)росло на ней, как (н...)счищали всякую пробивающуюся травку, — весна была весною даже и в городе. (Л. Т.)
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
Что такое частица?
На какие разряды делятся частицы?
Сформулируйте правила правописания слитного и дефисного написания частиц
В каких случаях употребляется частица не, а в каких ни?
Когда не пишется со словами слитно, а когда раздельно?
Тема: « Междометные и звукоподражательные слова»
Практическая работа №42 : Правописание частиц.
Учебная цель: систематизировать систему понятий по теме «Междометные и звукоподражательные слова»
Задачи практической работы:
Отработать умения производить морфологический разбор междометий.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1.Учебно-методическая литература:
Учебник по русскому языку Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений»
2. Рабочая тетрадь (обычная, в линию)
3.Раздаточные материалы (схема морфологического разбора 10 шт.)
4.Ручка, карандаш.
Перед выполнением заданий прочитай §64 в учебном пособии
Основные понятия и термины по теме: междометие, звукоподражательные слова; первичные и производные, простые и сложные междометия.
Задание 1
Найдите в предложениях междометия и звукоподражательные слова. Укажите, какие чувства и волеизъявления они выражают.
1.Ба! да вот пожаловал кстати дорогой наш постоялец. (Фоне.) 2. И все адъютант — хи да хи. Попов — хи да хи. (Маяк.) 3. «Смирно!» — прокричал фельдфебель, прикладывая руку к козырьку. (Грин) 4. «Батюшки!» — изумился тонкий. (Ч.) 5. «Братцы, — удивился Степка, — Васька пескаря живьем ест! Тьфу!» (Ч.) 6. «Тэк-с...» — пробормотал со вздохом офицер... А что значит это «тэк-с», не берусь судить. (Ч.) 7. «Господи! — проговорила она протяжно и плача. — Ведь это же невыносимо!.. Ах, боже мой, боже мой!» (Ч.) 8. Что было следствием свиданья? Увы, не трудно угадать! (П.) 9. Гм! гм! Читатель благородный, здорова ль ваша вся родня? (Я.) 10. «А! ах, Господи, твоя воля!» — восклицал Калиныч. (Т.) 11. Ой, прощайте, белы птахи... (Ес.) 12. — Эй, Лиза! (Гр.) 13. — Эх! братец! славное тогда житье-то было. (Гр.) 14. «Цыц, проклятая!» — крикнул старик, поднимаясь на локте. (Ч.)
Задание 2
Перепишите предложения, раскрывая скобки и объясняя правописание междометий и звукоподражательных слов. Сделайте морфологический разбор междометий.
Ей(богу), нет пяти минут, как поминали вас мы тут. (Гр.) 2. Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «(Хи)(хи)(хи)». (Ч.) 3. Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «(бу)(бу)(бу)». (Ч.) 4. «Батюшки(све- ты)!» — воскликнул приезжий. (Грин) 5. «(Ай)(ай)(ай)! стыдись!» — сказал Петр Иванович. (Гонч.) 6. Да ну(же), скажи что-нибудь. (Остр.) 7. Я, ей (ей), не виноват ни душой, ни телом. (Г.) 8. Ушица, ей(же) ей, на славу сварена! (Кр.) 9. «Как! — сказал Нарумов, — у тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у ней ее кабалистики?» — «Да, черта(с)два!» — отвечал Томский.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
Что такое междометие?
На какие группы делятся междометия по своему происхождению?
Какими междометия бывают по структуре?
Почему междометия и звукоподражательные слова занимают особое место среди частей речи?
На чем строится противопоставление междометий и звукоподражательных слов?
Как интонация влияет на смысловые значения междометий? Мотивируйте ответ.
51
2
50
3
49
4
48
5
47
6
46
7
45
8
44
9
43
10
42
11
41
12
40
13
39
14
38
15
37
16
36
17
35
18
34
19
33
20
32
21
31
22
30
23
29
24
28
25
27
26