интегрированный урок Храм Покрова на Нерли — символ гармонии мира природного, духовного, рукотворного
Цель урока:
Задачи урока:
План урока:
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания
3.Слово учителя.
4.Чтение учителем вслух стихотворения « На Волге»
5.Словарная работа.
6.Беседа о художнике.
7.Беседа по вопросам.
8.Домашнее задание
9.Итог урока.
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая – «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна, -
Не верьте, юноши! не стареет она.
Н.А.Некрасов
ХОД УРОКА
1.Оргмомент.
2.Проверка домашнего задания. Пересказ статьи о Н.А.Некрасове.
3.Слово учителя.
Н.А.Некрасов был родом из помещичьей семьи, но с ранних детских лет осознавал дикость поместного быта, горячо сочувствовал подневольным крестьянам. Поступив в университет, поэт сам вел жизнь бедняков. Подводя итог определенному периоду своего творчества, он впоследствии напишет:
Я лиру посвятил народу своему
Какие же жизненные впечатления, какие обстоятельства сформировали из среднерусского помещика-степняка «поэта печали и гнева народного»?
Познакомимся с фрагментами автобиографического стихотворения Н.А.Некрасова «Родина»:
И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов \...\
Отец поэта был жестоким крепостником, недаром его крестьяне завидовали «житью последних барских псов». Неограниченная власть над людьми, безответный произвол к тому, что и в семье своей он был все тем же помещиком-крепостником. Ребенком Некрасов часто видел слезы на глазах своей вечно запуганной матери. Не все понимая разумом, он многое чувствовал сердцем:
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил о! знаю, знаю я !..
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавались ты несбыточной надежде –
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы
Столь же несчастливо сложилась и судьба сестры поэта. С ненавистью вспомнил Некрасов родительский дом,
Где вторил звону чаш и гласу ликований
Глухой и вечный гул подавленных страданий,
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил
Поэт видел страдания и нечеловеческий труд крепостных своего отца, он видел, как губительна тирания одного человека для целой семьи, он слышал стоны бурлаков, долетавшие с Волги, и пытался найти ответы на вопросы: кому на Руси жить хорошо? Можно ли как-то изменить существующий порядок вещей?
Отец будущего поэта
15