«Активизация мыслительной деятельности через использование интерактивных технологий».

«Активизация мыслительной деятельности через использование интерактивных технологий».
Содержание.
Введение..2
Глава I Принципы активизации мыслительной деятельности учащихся.
1.1. Психологическое основание активизации мыслительной деятельности5
1.2. Изучение учебных возможностей...7
1.3. Организация мыслительной деятельности на уроках
географии..9
Глава II Нетрадиционные формы организации уроков географии.
2.1. Использование интерактивных форм обучения на уроках географии.11
2.2. Внедрение информационных технологий в учебный процесс.13
2.3. Метод проекта, как способ развития индивидуальных способностей учащихся..16
2.4. Использование групповой работы для развития творческого потенциала учащихся...21
Заключение..30
Список используемой литературы..31
Приложение.









Введение.
Формирование у учащихся географической культуры как составной части общей культуры человека относится к числу более важных задач преподавания географии в общеобразовательной школе. Роль и значение географии состоит в том, что она формирует в сознании и памяти учащихся современную картину мира.
В развитии интереса у учащихся к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изученного материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету. Принципиальное отличие нового содержания географического образования – вариативность и разноуравневость. Идея, опережающая новые подходы к преподаванию – гуманизация образования, и в первую очередь, развитие личности ребенка, его эмоционально – волевой и интеллектуальной сфер.
В условиях современных социальных изменений актуальными становятся задачи совершенствования содержания и методов обучения в средней школе. Необходима разработка научно-педагогических основ такого построения учебного процесса, которое давало бы оптимальный результат в развитии учащихся.
Для достижения этого необходимо, чтобы деятельность ребенка была бы предопределена мотивом, так как только положительная мотивация процесса обучения может обеспечить включённость учащихся в активную деятельность на уроке. Такая активизация создает общий положительный фон для появления интереса к учению.
Под разнообразием форм учебных занятий я понимаю применение различных организационных приемов, которые активизируют школьников путем предоставления им возможности участвовать в различных видах деятельности. В методике таких уроков основным активизирующим моментом следует считать положительный эмоциональный настрой на урок, который возникает у учащихся при переходе на новый вид деятельности. Чем более однообразна деятельность учащихся. Тем острее у них потребность «чаще всего неосознанная» в смене видов деятельности.
Для вовлечения в активную мыслительную деятельность я использую различные формы и методы организации учебного процесса. На каждом этапе урока необходимо сделать все возможное для воспитания чувств удовлетворения от учения. Ученика надо приобщать к радости умственного труда, дать ему испытать удовольствие от творчества, открытия, победы. Чем чаще учитель будет предоставлять ученику такие возможности, тем глубже будет его интерес к предмету. Различные формы проведения уроков не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Для того, чтобы достичь основной цели современного образования – развития личности ребенка, необходимо, чтобы в процессе обучения школьник был включен в активную познавательную деятельность.
Важной предпосылкой возникновения познавательной активности ученика является противоречивая ситуация, сложившаяся в настоящий момент в обществе. С одной стороны, определение социального заказа основывается на общественной оценке образовательно-воспитательного потенциала географии и экологии. Общество заинтересовано в географической и экологической грамотности населения, особенно в современных условиях. Экологическая и хозяйственная активность населения, переход на рыночные отношения, проблемы обеспечения сырьем, энергией, продовольствием, регулирование межнациональных отношений – все эти процессы осуществляются с меньшими издержками при условии географической и экологической грамотности действующих субъектов.
С другой стороны, экономические трудности, приоритет материальных ценностей приводят к потере популярности у школьников видов деятельности, основанных на географических и экологических знаниях. Следствием этого является падение интереса к данным предметам как к неперспективным, то есть, не обеспечивающим возможность получения высокооплачиваемой и престижной профессии. Таким образом, сложившееся положение заставляет искать пути решения данной проблемы.
Социальный заказ определяет цели современной образовательной школы.
Мой опыт работы направлен на устранение выше обозначенных противоречий, т.к. решает проблему развития познавательных интересов путем использования интерактивных форм обучения на уроках географии.
В основу данного опыта положена, в первую очередь, концепция развития познавательного интереса Г.И.Щукиной. В частности использованы:
эмоциональные (переживание успеха, радость познания, удовлетворение деятельностью), регулятивные(волевые устремления, принятие решений и т.д.) и творческие (фантазия, создание новых образов, моделей), процессы;
принцип ведущей самостоятельной деятельности по освоению окружающей действительности в развитии познавательного интереса, а также принцип активного взаимодействия различных видов деятельности в учебном процессе.
Поскольку одним из условий становления познавательного интереса является сотрудничество учителя с учениками, то мной использованы также знания теоретических основ методики сотрудничества в обучении (по В.К.Дьяченко) и, в частности, принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи. Представления о вариантах организации работы в группах я получила, изучив методику “Обучение в сотрудничестве” Е.С.Полат.
Одним из главных направлений развития мыслительной деятельности учащихся является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку на любом уроке. Каждый ученик – носитель индивидуального, личного (субъективного) опыта. Он, прежде всего. стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации, и нужно только помочь ему, предоставив ему условия, поэтому изучив теорию развивающего обучения, разработанную Д. Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, стала работать над темой « Активизация мыслительной деятельности на уроках географии через интерактивные методы обучения».
Таким образом, данный опыт способствует выполнению социального заказа общества, реализации задач, стоящих перед школой.
Цель моей работы: Поиск методов, приемов, техник развития мыслительной деятельности учащихся на уроках географии.
Задачи:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; развитие личности ребенка через вовлечение его в активную познавательную и мыслительную деятельность;
Использование в практической деятельности и повседневной жизни интерактивных и разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Создание условий, в которых, успешно проходит процесс развития мыслительной деятельности учащихся;
Апробации методик, позволяющих выявить, насколько успешно проходит процесс развития мыслительной деятельности учащихся;
Гипотеза
Я предполагаю, что при рассмотрении вопроса о развитии мыслительной деятельности возникает проблема – как организовать и руководить деятельностью учащихся по переработке полученной информации в собственные личностные знания и создать такие условия, когда каждый ученик и хотел бы, и мог бы наиболее эффективно осуществлять такую деятельность. Так как развитие мыслительной деятельности на уроках географии зависит от многих условий, форм и приемов, среди которых я выделяю следующие:
формирование пространственного мышления;
отбор содержания, целей урока с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
совершенствование методов обучения на уроках географии с использованием интерактивных технологий;
создание положительной мотивации процесса обучения, которая может обеспечить включённость учащихся в активную деятельность на уроке.





Глава 1.Принципы активизации мыслительной деятельности учащихся
1.1. Система работы по развитию мыслительной деятельности учащихся.
Проблема умственного развития учащихся является одной из актуальных в школьном образовании. Используя богатое наследие психологической школы Л. С. Выготского, в основание образовательной технологии берется идея не усвоения, а рождения и становления того или иного научного понятия как части целостной системы, отражающей сущность явлений природной и социальной деятельности во всем многообразии отношений.
При этом восстанавливается естественно-природный процесс познания, задействованный в обучающей системе. Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который из информатора (источника знаний) становится стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладеть способами познания. В этом случае используются в равной степени творческий потенциал, как личности ученика, так и личности учителя.
Знания - лишь средства развития мышления. Ум развивается в деятельности. Поэтому все, что стимулирует активную умственную деятельность, создает условия для неё ( проблемные ситуации, увлеченность, интерес, сознание надобности изучаемого), самым прямым образом соответствует развитию мышления.
Эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, но и от наличия у них целенаправленной мотивации учения, от их обученности, обучаемости, прилежания, трудолюбия и , конечно, интереса к предмету.
Мотивация деятельности ученика будет разной, он будет учиться, если: Ему интересно. Он сам заинтересован, потому что ему эти знания пригодятся в будущем (это уже осознано). Его заставляют, принуждают ( родители, учителя ) – механическое учение. Ему нравится личность учителя, поэтому он учит.
Интерес учащегося к предмету зависит иногда не столько от содержания, сколько от убежденности в том, что нон делает важное. Многое помогает выработать такую убежденность – от понимания значения науки до решения ситуативных проблемных вопросов путем включения учащихся в разнообразные формы учебной деятельности.
Можно предложить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, к активной любознательности и стремлению узнать. К прочному знанию и научному поиску.
На первой стадии – удивления и любопытства – у школьников возникает ситуативный интерес при прослушивании рассказа об интересных природных явлениях, интересных случаях из экономической жизни и т.д. Этот интерес гаснет и быстро исчезает при изменении ситуации на уроке. Но учитель не должен пренебрегать этой первой возможностью вызвать ростки интереса к учению.
Любопытство, как начальная стадия познавательной направленности личности ученика, характеризуется тем, что его объектом является не содержание предмета. А чисто внешние моменты урока – оборудование. Мастерство учителя. Формы работы на уроке.
По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда фактов, явлений происходит все большая объективация интереса: ученик придает все более возрастающее значение реальному содержанию объекта своего интереса. Любопытство перерастает в любознательность.
Любознательность является более совершенной формой познавательной направленности личности ученика. Здесь на первый план выступает установка на познание. Поэтому проявление любознательности тесно связано с самим содержанием учебной деятельности.
Стадия любознательности характеризуется стремлением учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. На этой стадии учащиеся много спрашивают. Спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей.
Учителю следует так организовать преподавание, чтобы поддержать у учащихся стремление узнать новое, испытать чувство радости от процесса познания.
Следующая стадия – наличие познавательного интереса – проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике.




















1.2. Изучение учебных возможностей учащихся.
Дети одного и того же класса отличаются друг от друга по своим интересам, способностям, темпам мышления, подготовке, отношению к учению, складу характера и т.д. степень включения ученика в процесс учения характеризуется:
- общим отношением к учению (успеваемость и посещение уроков, общая активность ученика по количеству вопросов и обращений к учителю, по добросовестности выполнения учебных заданий, широте и устойчивости интересов к разным сторонам учения и т.д.
- побуждениями ученика, целями, которые он умеет ставить и реализовывать.
- состоянием умения учиться (определение уровня умения учиться необходимо для понимания причин тех или иных мотивационных установок, барьеров, ухода ученика от трудностей в работе и т.д.).
- высокими требованиями к учителю (их строгой оценке подвергается значимость получаемых на уроке конкретных знаний, содержание и информативная емкость урока, соответствие формы урока его содержанию, умению учителя придать учению самостоятельный и творческий характер и собственное отношение учителя к своему предмету и т.д.).
Интерес к учению.
Интерес к учению, возникнув без опоры на прочные знания и навыки в учебной работе, угасает, и, наоборот, успешное выполнение учебной работы за счет владения умением учиться само по себе является сильным мотивирующим фактором. Уровни развития познавательного интереса разные: у значительной части подростков познавательный интерес имеет широкую локализацию. Для них характерны внутренние побуждения, открытость ко многим областям знаний. Они активно ищут знания, извлекая их из разных источников и за пределами урока (периодическая печать, радио, телевидение, Интернет). Широта их интересов может выражаться в общей любознательности, но не всегда в глубоком подходе к познанию. Эти дети, с бьющей ключом познавательной энергией, побудителем которой является интерес, составляют опору в учебном процессе. В процессе обучения важно укреплять знания таких учеников, постоянно переводить их на более высокий путь познания.
Как может учитель географии судить об уровне развития интересов учащихся на уроках? Обобщая данные педагогических исследований. Можно сформулировать следующие показатели интереса:
Активное включение в учебную деятельность (сколько раз поднимал руку, отвечал, выступал пожеланию, задавал вопросы учителю и т.д.)
Реакция на звонок с урока.
Самостоятельность выводов и обобщений.
Добровольное выступление с докладами.
Участие по собственному желанию в анализе и дополнениях ответов учащихся.
Желание проникнуть в сущность явлений и законов, объяснять окружающие явления.
Участие во внеклассной работе по предмету.
Важно отметить. Что именно интересное преподавание приводит к интересному учению, поэтому их в совокупности следует считать одним из основных критериев ценности учебного процесса. Все выше сказанное приводит к необходимости исследовать «интересное учение». С целью определения интереса к изученному материалу, теме, методике ведения уроков провела тестирование учащихся 6а класса. Анализ результатов показал, что применение интерактивных технологий, повышает интерес учащихся к предмету.
учебный год
уровни


высокий
средний
низкий

2014-2015
37,5
41,7
15,2

2015-2016
42
47,6
9,5



























1.3. Организация мыслительной деятельности на уроках географии.
Опыт показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изученного материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету.
Для вовлечения в активную мыслительную деятельность я использую различные формы и методы организации учебного процесса. На каждом этапе урока необходимо сделать все возможное для воспитания чувств удовлетворения от учения. Ученика надо приобщать к радости умственного труда, дать ему испытать удовольствие от творчества, открытия, победы. Чем чаще учитель будет предоставлять ученику такие возможности, тем глубже будет его интерес к предмету. Различные формы проведения уроков не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность.
Под разнообразим форм учебных занятий я понимаю применение различных организационных приемов, которые активизируют школьников путем предоставления им возможности участвовать в различных видах деятельности. В методике таких уроков основным активизирующим моментом следует считать положительный эмоциональный настрой на урок, который возникает у учащихся при переходе на новый вид деятельности. Чем более однообразна деятельность учащихся. Тем острее у них потребность «чаще всего неосознанная» в смене видов деятельности.




















Глава 2.
Нетрадиционные формы организации уроков географии.
При проведении уроков, использует самые разнообразные формы: урок-поиск, урок-исследование, урок-размышление, урок-игра, урок-путешествие, уроки защиты проспектов, урок-лекция с использованием мультимедийных средств, уроки вдохновения, урок размышление, урок взаимо обучения, урок- мозговой штурм, при контроле знаний используется урок - общественный смотр знаний, урок-семинар, урок-экспедиция, урок - географическое открытие и другие. Также использую на уроках элементы интерактивных технологий в виде дидактических игр: “отгадай героя-путешественника”, “отгадай термин”, “турнир-восхождение”, “продолжи рассказ”, исправь ошибку, а также интервью, взаимоконтроль и самоконтроль.
Все названные и неназванные уроки по построению, выбору темы, формулировке основной проблемы исходят из принципов личностно – ориентированного подхода в обучении. Они позволяют мне активизировать внутренний мир ребенка, его мыслительную деятельность, обратиться к его личностному опыту, пробудить мотив к учению, прививать самостоятельность.
Большое внимание в преподавании географии и внеклассной работе уделяю поисково-исследовательской работе. Собран и обработан материал по темам «Становление нефтегазового комплекса Югры», «Растительный и животный мир ХМАО», « Быт, традиции и обычаи коренных народов Севера». Данный материал используется для составления тематик экскурсий этнографического зала, руководителем которого являюсь. Мною разработана программа «Становление гражданственности в процессе краеведческой работы».


















2.1.Использование интерактивных технологий.
Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания географии, текстовые, графические, музыкальные редакторы, электронные таблицы, которые использую в своей работе; мультимедийные учебники, позволяют мне формировать культуру учебной деятельности и информационную культуру. В системе стимулирую процессы самообучения, организую в учебном и воспитательном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечиваю возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий.
Использую в своей работе интерактивное обучение, как специальную форму организации познавательной деятельности, когда учебный процесс и воспитательный протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. На уроках и во внеклассных занятиях можно наблюдать в классе совместную деятельность обучаемых в процессе познания, освоения учебного материала. Каждый ребенок на таких уроках вносит индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, умения, навыки, но и развивать свои коммуникативные умения. Обучаемые учатся выслушивать мнение другого; взвешивать и оценивать различные точки зрения; участвовать в дискуссии; вырабатывать совместное решение.. Интерактивные формы работы помогают установить эмоциональные контакты между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Интерактивные технологии помогают поддерживать интерес школьников к географии и этнографии, помогают организовать их самостоятельный систематический труд, дают знания и навыки владения способами группового и индивидуального обучения.
Интерактивные технологии я применяю и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также во время обобщения и контроля.
При интерактивных технологиях часто использую работу в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Примером такой работы является обсуждение экономико-географического положения района, взятие интервью у напарника, анализ творческой работы партнера, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя, составление блоков взаимного контроля и самоконтроля. Особое внимание уделяю работе в малых группах. Когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом, в каждой группе ученик играет определенную роль, которую, он выбирает сам.
Организация интерактивного обучения и воспитания предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
География, пожалуй, как никакой другой предмет, дает простор для проведения всевозможных игр (познавательных, ролевых, деловых)
Правильно организованная работа позволит решить одновременно несколько задач. Главное – она развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей и одновременно учит самостоятельности, ответственности за принятие решения.
Многолетний опыт работы учителем географии и экономики, работа по сохранению наследия русского народа в рамках музейной и кружковой работы позволили выработать основную идею, которая красной нитью проходят через всю мою педагогическую деятельность:
- “творчество – есть основа эволюции”;
Мною проводилось совместное психолого-педагогическое обследование учащихся 6, 9. 10 классов на предмет изучения познавательного интереса, интеллектуального развития. Были взяты методики ГИТ (групповой интеллектуальный тест) для 5, 6 классов и методика ШТУР ( Школьный Тест Умственного развития) для старших классов.
Основная цель методики ГИТ: сравнить эффективность разных систем и методов преподавания на уроках географии в 6 классах. Анализ результатов показал, что при применении интерактивных технологий уровень умственного развития шестиклассников по предмету возрос. Данные приведены в таблице.
год
Нормальный
близкий к норме
Низкий
очень низкий

2014-2015
53
32
10
5

2015-2016
60
40
8
2

Для диагностики уровня интеллекта в 9а классе применялась методика «ШТУР». Можно сделать вывод, что с применением современных методик уровень интеллекта в 9а классе повысился. Данные приведены в таблице.
Годы
Подгруппы


наиболее успешные
близкие к успешным
средние по успешности
малоуспешные
наименее успешные

2015-2016
10
20
35
23
12



12
23
40
15
10




2.2.Внедрение информационных технологий в учебный процесс.
В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Феномен внедрения ИКТ в преподавательскую деятельность является предметом пристального внимания и обсуждения ученых, методистов, педагогов-практиков. Необходимо отметить, что ИКТ всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса и в “докомпьютерную эпоху”. Это, прежде всего, связано с тем фактом, что процесс обучения является информационным процессом. Но только с появлением возможности использования компьютеров в образовательном процессе сам термин “информационно-коммуникационные технологии” приобрел новое звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением персональных компьютеров. Таким образом, появление компьютера в образовательной среде явилось своего рода катализатором тех тенденций, которые обнажили информационную суть процесса обучения.
Информатизация процесса обучения может состояться лишь при условии создания легкодоступных электронных источников образовательной информации. Аналогично тому, как изобретение книгопечатания сделало книгу одинаково доступной для всех и принципиально изменило систему образования, так для успешной информатизации процесса обучения необходимо сделать новые электронные источники информации одинаково доступными для всех.
В своей педагогической деятельности я использую электронные учебники по географии для 6, 7, 8, 9, 10 классов, разработанных республиканским мультимедиа центром.
Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, интересным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль.
Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
Методы обучения имеют тесную связь с характером подачи и восприятия информации как для обучающегося, так и для обучающего. И в связи с этим фактом следует отдельно отметить вопрос использования мультимедийных технологий, которые существенно влияют на характер подачи, а, следовательно, и на методы обучения.
Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статистической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени.
Внедрение и использование мультимедиа-технологий в преподавании выявило ряд положительных сторон. Например, применение специального проектора позволило в ходе урока наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного продукта, в том числе с помощью слайд - презентаций. Такая организация занятий дает возможность экономить время, тем самым, интенсифицируя изложение учебного материала.
Мультимедиа-технологии – это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса.
В своей работе я использую слайд - презентации, которые являются результатом проектной деятельности учеников. Мною были освоены программы Microsoft: PowerPoint, Word, Exsel.
Создание презентаций с помощью компьютерной программы Microsoft PowerPoint не требует специальной подготовки и больших затрат. При этом учащиеся работают индивидуально или учитель использует компьютер, соединенный с демонстрационным экраном.
Презентации созданные с помощью данной программы, при необходимости могут быть легко дополнены или переделаны. Кроме информации, для демонстрации в презентации могут быть внесены динамические картинки, которые помогают понять суть явления или процесса, а также фильмы, демонстрирующие необходимые явления.
Создавая такие программы, я ставлю перед собой следующие цели:
Расширить кругозор учащихся, используя материал из разных источников информации. Учащиеся могут работать по группам, всем классом или индивидуально.
Дифференцировать урок, давая возможность детям с различными интересами и способностями выбрать нужный материал.
Активизировать познавательную деятельность учащихся – получить как можно больше информации за меньшее время.


















2.3.Метод проекта, как способ развития индивидуальных способностей учащихся.
В своей работе применяю проектную деятельность учащихся, т.к., в настоящее время метод становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования, призванной стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Можно сформулировать основные умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности:
проблематизация умение формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации или явления;
целеполагание умение формулировать цель деятельности;
планирование умение формулировать задачи, планировать этапы, предполагаемые результаты, сроки, исполнителей и т.д.;
анализ результатов и рефлексия умение анализировать результат выполнения проекта по соответствию цели, умение оценивать результаты решения задачи и т.д.
презентация и защита умение представлять результаты выполненного проекта.
В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса.
Основные компоненты проекта
проблема, на решение которой направлен проект
цель
задачи
этапы проектной деятельности (система реализаций мероприятий проекта)
прогнозируемые (и не прогнозируемые) результат проекта
В ходе работы выступаю в роли консультанта.
Остановимся подробнее на каждом из компонентов.
Цель: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.
Задачи:
развитие познавательных способностей учащихся;
совершенствование способностей к самообразованию;
развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;
формирование умений публичных выступлений; развитие критического мышления.
Результатом обобщения и осмысления накопленного опыта стала приведенная ниже таблица:

Содержание
учебный или социальный
В курсах эконом. и соц. географии России и мира; возможны совмещения и переплетения

Состав участников
индивидуальный, групповой, коллективный
В соответствии с поставленными задачами

Место проведения защиты
урочные, внеурочные
Итоговые уроки по теме, практические работы

Типы деятельности
а) практический
б) исследовательский
в) игровой
а) и б) идеально совместимы при выполнении практических работ как форм изучения
в) диапазон очень широк: ролевые игры, защита “турагенствами” своих проектов и т.д.

Область исследования
а) монопроект
б)межпредметный проект
а) создание “лоции океанов” или “опорных комплексных карт по
б) проекты по экологическим проблемам
Иногда границы размыты вследствие специфики науки

Этапы выполнения исследовательской работы.
Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Имеет два уровня – эмпирический и теоретический (БЭС)
Подготовка к исследованию
Проведение исследования
Оформление исследовательской работы
Подготовка к защите
Методы исследования по методике географии
Наблюдения
Активный познавательный процесс, основанный на работе органов чувств (наблюдение за погодой)

Сравнение
Установление сходства и различий явлений и т.д. (курсы географии 6-10 кл. преимущественно, используют этот метод)

Измерение
Даёт количественные сведения

Анализ
Изучение элементов как части целого

Синтез
Соединение элементов в систему ( в географии яркий пример – метод экстраполяции)

Моделирование
Схемы, модули

Обобщение
Обнаружение в многообразии – общего

Прогнозирование
Основная задача современной географии. Вероятные суждения о событиях, явлениях в будущем (исторический пример: отрицательный прогноз проекта переброски сибирских рек)

Деятельность во время проектной работы
Учитель
Групповая работа учащихся в проекте
Индивидуальный проект

I. погружение в проект

Формулирует
- проблему и ситуацию
- цели и задачи
- осознание научной или социальной значимости темы
- вживание в ситуацию
- уточнение целей и задач
- осознание научной или социальной значимости темы
- уточнение целей и задач
- обдумывание методов исследования

II. организация деятельности

- распределение амплуа учащихся
- разбивка на группы с (гидрологи, метеорологи, представители тур. Агентств, геоморфологи)
- распределение ролей в группе
- планирование работы
- определение диапазона теоретических источников информации
- планирование эмпирических действий

III. Осуществление работы

- консультант
- ненавязчивый контроль и направление к анализу
- активная самостоятельная работа
- анализ результатов
- проведение необходимых исследований для анализа прогнозируемых результатов
- синтезирование непрогнозируемых результатов

IV. Презентация

- принимает отчет
- подводит к итогу
- оценивает работу по различным показателям
Демонстрация
- понимания проблемы
- умения планировать и осуществлять работу
- рефлексии деятельности

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. В настоящее время все больший объем работы они пытаются выполнять дома.
Каждый личностный опыт уникален, никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.
Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.
Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно, или в диалоге с одноклассниками приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний, у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.
Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо больше, чем безликая оценка.
Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.
Метод проектов – замечательное дидактическое средство, позволяющее воспитывать личность в соответствии с требованиями современной жизни.




















2.4Использование групповой для развития творческого потенциала учащихся.
Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности. В арсенале активных форм и методов обучения лекции, различные формы программированного контроля, обучающие алгоритмы, ролевые игры, тематические дискуссии, всевозможные творческие олимпиады и т.д. К числу наиболее эффективных форм, активизирующих познавательную деятельность учащихся, относится и работа в группах.
Организация работы в группах на уроке преследует следующие цели:
научить ребят самостоятельно и правильно распределять между собой роли при выполнении общих заданий и ответственно выполнять свои обязанности;
научить ребят быть руководителями в групповой деятельности или исполнителями, т.е. подчиняться заданным правилам совместной работы;
научить общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения;
научить ребят умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других ребят.
Организация групповой работы, прежде всего, предполагает обучение правильному распределению обязанностей, требует проведения разъяснительной работы, направленной на то, чтобы убедить детей, что коллективная деятельность, построенная на основе распределения функций (т.е. выполнения каждым отдельных операций, являющихся частью целого), координации усилий членов группы, является прогрессивной. При правильной организации такая работа идет на пользу всем, обеспечивая социальную и моральную поддержку, способствует развитию каждого ребенка как личности.
При распределении обязанностей необходимо научить ребят подчиняться товарищам, добросовестно выполнять свои обязанности наедине с самим собой; научить следовать заданным в группе правилам поведения. Выполнение в группе роли подчиненного развивает у учеников дисциплинированность. Выполнение роли руководителя для каждого одновременно почетно и ответственно. Кроме того, руководство товарищами по группе с целью координации их усилий развивает оперативность и гибкость мышления. Важным условием достижения успеха при хорошем взаимодействии членов группы друг с другом являются благоприятные личные взаимоотношения.
Организация групповой деятельности требует выполнения следующих правил:
обеспечение каждому возможности участия в общем деле;
получение опыта общения и совместной деятельности в группах;
использование в группах таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития ставят на первый план.
Первое условие может быть выполнено лишь тогда, когда количество участников в группе относительно невелико, т.е. такое, которое позволяет каждому члену группы свободно вести себя и с полной отдачей сил включаться в совместную деятельность. Оптимальной является группа в старших классах численностью от 3 до 7 человек.
В рамках второго правила рекомендуется систематически изменять состав и распределение ролей в группах. Это дает разнообразный опыт общения, усвоения различных форм ролевого поведения.
Третье условие будет соблюдено, если отношения между группой и каждым отдельно взятым ее членом будут строиться на равноправной, демократической основе. Каждый ребенок обладает теми же правами, что и вся группа. За ребенком остается право поступить по-своему.
Работу в группах по географии я организую как на уроках, так и во внеурочное время. Во внеурочное время это, прежде всего, выполнение творческих заданий, практических работ на местности, проектная деятельность. На уроках сложнее организовать работу при изучении нового материала или закреплении изученного, легче организовать при обобщающем повторении. Как правило, в группу включаю ребят как сильных, так и слабых, с различным уровнем сформированности учебных умений и навыков. Для каждой группы готовлю набор карточек нескольких уровней сложности.
Карточки I уровня сложности носят репродуктивный характер и предполагают простое воспроизведение знаний, полученных от учителя или из учебника в готовом виде. Это в основном понятия, закономерности, разобранные в классе и многократно звучавшие на уроках.
Карточки II уровня сложности носят продуктивный характер. Они требуют применения полученных знаний в стандартных условиях, когда алгоритм действия ребятам уже известен, например, рассчитать амплитуду колебания температуры, отследить изменение элемента природы по карте (изменение количества осадков, температуры и т.д.), узнавание по описанию какого-либо географического объекта, явления или процесса в природе.
Карточки III уровня сложности предполагают применение полученных знаний в нестандартной ситуации. Задания предполагают на основе имеющихся знаний составление обобщений и выводов, которых нет в готовом виде в учебнике, и они не делались на уроке при работе с учителем. Это также задания на получение дополнительной информации путем наложения нескольких видов карт. Другими словами, на данном уровне сложности необходимо создание новых знаний.
Каждый следующий уровень сложности, начиная со второго, как бы включает в себя все предыдущие, т.е. предполагается, что ученик, выполняющий наиболее сложные задания, легко может справиться со всеми, более простыми. Поскольку “сильных” учеников, к сожалению, меньше, чем “слабых”, то и количество карточек от одного уровня сложности к другому уменьшается.
Опыт проведения уроков в форме групповой работы в целом положительный, но требуется многократное их повторение с тем, чтобы у детей сложился алгоритм участия в такой работе.
Необходимо предусматривать и акцентировать внимание ребят на организации взаимопроверки с целью исключения ошибок. По окончании работы в группах обязательно подвожу итоги. Указываю на достижения для морального поощрения ребят и недостатки с целью их нейтрализации в следующий раз.
После проверки работ и выставления итоговых оценок обязательно еще раз акцентирую внимание на успешно выполненных заданиях и допущенных ошибках, чтобы не допустить обвинений в адрес одного из членов группы другими.
В организации групповой работы существует целый ряд трудностей .
1. Высокая наполняемость классов. При делении на группы затруднено их размещение в кабинете так, чтобы оградить от шумового воздействия других групп.
2. Трудности в подготовке материалов. Подготовка разноуровневых материалов в нескольких экземплярах требует специальных технических возможностей.
3. Не все классные коллективы психологически и организационно готовы к работе в группах. Межличностные отношения в некоторых классах таковы, что работа в группах вообще невозможна, т.к. психологически травмирует ребят.
4. Ребята не обладают навыками совместной работы, т.к. этому в младшем школьном возрасте специально их не учат. Требуется выработать единые правила организации работы в группах с тем, чтобы у ребят сложилось единое однозначное восприятие такой работы.
5. Школьная мебель не позволяет комбинировать, вносить элемент новизны, что, безусловно, имело бы положительный эффект. Известно, что наибольший контакт достигается при определенном размещении членов группы.
Порядок работы на уроке.
1. Организационный момент. Постановка целей и задач на урок.
2. Создание групп учащихся.
3. Определение содержания, этапов и времени групповой работы.
4. Выполнение работы в группе.
5. Самоконтроль и взаимоконтроль в группе.
6.  Подведение итогов работы на уроке. Рефлексия.
Оценка работы группы.
Существует несколько способов оценивания работы учащихся в группе. Возможно выставление всем членам группы одинаковых оценок за общий суммарный результат работы без учета личного вклада каждого. Можно оставить право выставить оценки за членами группы. Тогда группе в зависимости от общего итога работы начисляется определенное количество баллов, например, 20, а распределят их внутри группы без участия учителя, выставив каждому оценку соответственно вкладу в общую работу. Тогда кто-то может получить “отлично”, а кто-то “удовлетворительно”. Такой вариант можно использовать только тогда, когда есть уверенность в том, что оценки ребятами будут выставлены объективно.

Мною разработана система уроков с использованием методов обучения в сотрудничестве.
Это как отдельные уроки в теме, так и полностью темы.
Например, тема “Внутренние воды России” в курсе географии 8 класса.
1 урок – “Разнообразие внутренних вод России. Реки.”
–комбинированный урок с элементами работы в группах. На данном уроке в группах изучаются особенности рек бассейнов Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов.
2 урок – “Особенности рек России”
- мозаичный (группы гетерогенные - у каждой свое задание). На данном уроке групповая работа используется для контроля знаний и умений.
3 урок – “Разнообразие и особенности озер России”
– пресс-конференция (группы формируются произвольно). На этом уроке работа в группах используется для изучения нового материала. Каждая группа представляет редакцию определенного журнала или газеты и освещает информацию со своей позиции. Учащиеся распределяют должности (роли) главного редактора, художника, технического редактора и др. и готовят репортаж.
4 урок – “Болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота”
-мозаичный (гетерогенные группы, у каждой свое задание). В группах ребята изучают новый материал по алгоритму:
Выполнение индивидуального задания каждым членом группы.
Ознакомление ребят с изученным материалом каждым членом группы.
Отчет по одному из вопросов членов группы.
5 урок – Зачетный. При отборе учебного материала учитываю, что не каждая тема позволяет организовать работу в группах. Изучаемый материал должен быть не новым, не объемным, доступным для самостоятельного изучения и понимания. При разработке темы учитываю степень самостоятельности учащихся на каждом уроке, продумываю связь нового материала с пройденным. Составляю карточки для групп. Отмечаю, на что при ответах учащимся необходимо обратить внимание. Материалы распределяю с учетом подготовки каждого ученика. При комплектовании групп учитываю уровень коммуникативных склонностей по результатам диагностики.
В каждой группе есть лидер, который распределяет задания. Таким образом, каждый ученик работает и чувствует свою ответственность, так как его ответ влияет на оценку всей группы.
Для удобства работы мы расставляем парты в классе так, что каждая группа, состоящая из 4-5 учеников, занимает две парты, поставленные друг напротив друга. При таком расположении парт школьникам легче общаться, делать общую работу.
Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по “вертушке” (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется группой.
После завершения заданий всеми группами организуется либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое для всех групп), либо рассмотрение заданий каждой группой (если задания были разные).
Это могут быть задания по проверке пройденного материала, по изучению нового, решению экономических и экологических задач и т.д.
При выполнении заданий проверочного характера, группой, учителем и самим учеником заполняется оценочная карточка и выставляется итоговая отметка.

Самооценка
Отметка, поставленная группой
Отметка, поставленная учителем
Итоговая отметка

 
 
 
 
 

Такой подход к отметке не случаен, т.к. в основе мотивов познавательной деятельности подростков (10-15 лет) лежит создание ситуации успеха, обеспечивающей эмоциональное благополучие, основу которого составляют:
мотив “отметки”;
совпадение оценки и самооценки;
стремление к личностному совершенствованию.
Познание своих возможностей происходит под влиянием общения, которое является сильным побудителем познавательного интереса. При объяснении группой выполненного задания другие учащиеся устанавливают причинно-следственные связи темы, составляют графический конспект или заполняют таблицу. Это зависит от задачи, которую перед ними поставит учитель.
Например, на уроке “Дальний Восток – край контрастов" для того, чтобы определить наиболее характерные черты природы Дальнего Востока, прежде чем выслушать отчет групп, я прошу ребят внимательно слушать и заполнить схему причинно-следственных связей, характерных для Дальнего Востока.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
При изучении темы “Особенности и значение различных видов транспорта” в ходе отчета групп ребята заполняют таблицу.
Вид транспорта
Себестоимость перевозок
Скорость км/ч
Грузооборот т/км
Пассажирооборот пассажиро-км.
Зависимость от природных условий
Влияние на окружающую среду

Автомобильный
  
  
  
  
  
  

Железнодорожный
  
  
  
  
  
  

Воздушный
  
  
  
  
  
  

Водный
Морской
  
  
  
  
  
  


Речной
  
  
  
  
  
  

На практике я вижу, что вместе ребятам учиться интереснее, легче и значительно эффективнее.
Каждому приходится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.
Для оценки значимости применяемой технологии через анкетирование я получила следующие результаты. Было опрошено 67 учащихся, из которых 37 ученика, т.е. 55,2% предпочитают групповую форму работы.
Для более эффективного использования всех применяемых мною приемов и методов обучения, необходимо учитывать потенциальные учебные возможности каждого ребенка. Для этого необходимо проводить психодиагностику, чтобы по-настоящему дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения и воспитания. Приведу пример упражнения, которые использую для развития зрительной памяти. Это итоговая форма терминологической работы по любой теме.
Каждая команда в течение установленных 5-8 минут готовит свой плакат, отыскивая нужные слова в учебниках и словарях. Когда все готово, команды покидают свои места, оставляя там изготовленный плакат, и на 1-2 минуты окружают плакат чужой, запоминая все, что на нем написано. Вернувшись после сигнала на свое место, записывают увиденное. Потом следует проверка записей.
Такого рода задания использую при изучении тем:
Отрасли специализации Урала.
Факторы размещения одной отрасли промышленности.
Экономико-географическая характеристика одного из природных или экономических районов.
Особенности рек России и др.
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Тема: "Особенности рек России"


Урок по теме "Природа Антарктиды" является продолжением тем, посвященным данному материку, и представляет собой огромный набор информации по рельефу, климату, органическому миру, исследованиям и ледниковому покрову. Наличие такого огромного потока информации, целесообразно усваивать на уроке, применяя групповые технологии.
При группировке класса учитываются индивидуальные психологические способности учащихся: круг, зигзаг, треугольник, квадрат, прямоугольник. При полной комплектации учитывается также темперамент учащихся. Данную психологическую характеристику класса можно использовать и на последующих уроках, что значительно облегчит работу учителя в подборке заданий для групп и поможет максимально добиться целей уроков, правильно распределяя работу по группам.
Данная диагностика проводится заранее: детям предлагается нарисовать фигуру из предложенных - квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, зигзаг, о которой он смог бы сказать: “это я!”. Эта диагностика поможет определить главные черты характера и сформировать группы не только для данного урока, но и для последующих уроков, на которых применяются игровые технологии и работа в группах.
Квадрат - Неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, доводить начатое дело до конца – вот качества настоящего “квадрата”. Все сведения, которыми он располагает, систематизированы, во всем любит порядок. Ориентирован на проработку всех деталей.
Треугольник – Настоящий лидер. Уверенный в себе человек, который хочет быть правым во всем. Ориентирован на суть проблемы, для него дело превыше всего.
Прямоугольник – Мятущаяся личность, состояние неудовлетворенности. Основные черты – непоследовательность и непредсказуемость поступков, низкая самооценка. У него есть и хорошие качества: любознательность, интерес ко всему происходящему, смелость. “Прямоугольники” – всего лишь стадия, она пройдет.
Круг – Искренне заинтересован в хороших личностных отношениях. Это самая доброжелательная натура. Для него важнее отношения, чем интересы дела.
Зигзаг – Творческие люди, для них характерны нестандартные решения, генератор новых идей. Прямолинейный, может быть весьма язвительным.
Лучше формировать группы так, чтобы каждая фигура была в группе. Важно учитывать что “зигзаг” трудно “срабатывается” с “треугольниками” и “квадратами”.

Для каждой группы подбираются разноуровневые задания, учитывающие психологические особенности учащихся. (творческое, репродуктивное воображение) Уровень дидактического материала способствует развитию разных видов мышления. Деятельность учащихся на уроке организована таким образом, чтобы сформировать умения анализировать и сравнивать, обобщать с использованием дополнительной литературы. Уровень организации самостоятельной работы способствует творческой работе учащихся. (Опять же в зависимости от их психологических особенностей).
На протяжении всего урока успех выполнения заданий зависит от субъектного опыта учащихся и создания ситуации успеха для каждого учащегося (похвала, внимание). На уроке обязательно должно присутствовать деловое партнерство, при котором учитель выступает не в роли транслятора знаний, а как помощник учащимся "окультуривать свой субъектный опыт".
Для достижения эффективности урока учащиеся не только участвуют в обсуждении вопросов, но и заполняют конспект урока, который представляет собой краткое содержание и поможет учащимся на следующий урок воспроизвести материал данного урока. Обязательным условием эффективности урока является детальный инструктаж домашнего задания, что позволит учащимся основательно закрепить дома полученные знания на уроке, а также раскрыть свои творческие возможности, выполняя данное задание.
В конце урока провожу рефлексию - самоанализ учащихся своей деятельности на уроке и их оценка. И, наконец, мониторинг урока поможет выявить - достиг ли урок своей цели.




















Заключение.
Применение современных методик на уроках географии дало свои результаты: успеваемость моих учеников ежегодно составляет 100%; качество обучения учащихся повысилось с 53,3 % (2014-2015 уч.год) до58,9 % (2015-2016 уч.год); наблюдается тенденция роста обученности учащихся по географии с 53% (2014-2015 уч.год до 59,2% (2015-2016 уч.год).
Использование интерактивных технологий, активных форм работы повышают мыслительную активность и развивают познавательный интерес к предмету.
Индивидуальные особенности ребенка зачастую развиваются недостаточно, бессистемно, не всегда учитываются индивидуальные особенности учащегося. Особую роль в развитии индивидуальных способностей учащихся, по моему мнению, отводится проектной деятельности.
В ходе проведенного мониторинга были определены и использованы педагогические условия и приемы, обеспечивающие, по возможности максимальное развитие мыслительной деятельности учащихся.
В моей методической теме не исчерпаны все аспекты работы по активизации мыслительной деятельности учащихся. В перспективе необходимо изучить глубоко использование индивидуального подхода к деятельности учащихся в процессе активизации мыслительной деятельности на уроках географии.

















Список используемой литературы.
Байкова Л.А. Методика самоопределения учащихся // Завуч. – 2003. – № 2.
Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М, 1985, с.42-45
Давыдов В.В. Виды общения в обучении. М, Педагогика, 1972
Душина И.В. Методика и технология обучения географии. М,Астрель, 2002
Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. Красноярск,1989
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991
Ксенозова Е.Ю. Перспективные школьные технологии, М., 2000
Луканина И.Г. Метод проектов в арсенале учителя географии, География, 2000
Марков А.К. Формирование мотивации ученика в школьном возрасте. М., 1983
Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования,М., 1995.
Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1991
Шамова Т.И. Активизация обучения школьников. М., 1976
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе, М., Просвящение, 1979, с.104-111
Яковлева Н.М. Методика и техника урока в школе. М., 1989
Ярулов. Индивидуально-ориентированная система обучения. Красноярск.1998

















13PAGE 15


13PAGE 14915



Виды деятельности учителей – предметников при использовании ИКТ.

Виды деятельности учителя в рамках ИСО

Развитие дистанционного обучения, участие в Интернет - конференциях, фестивалях

Проведение исследований и публикаций своих работ в различных научных сборниках

Руководство научной деятельностью учащихся

Научно-исследовательская деятельность

Создание (корректировка) программного обеспечения, разработка УМП

Изучение программного обеспечения в школьной медиатеке

Подготовка с помощью ИКТ дидактического материала для проведения уроков

Научно-методическая деятельность

Консультация учащихся при создании УМК.

Проведение классных часов с использованием ИКТ

Участие в телекоммуникационных проектах, интернет - конкурсах

Внеурочная деятельность

Проектирование заданий для учащихся, предусматривающих ИКТ

Использование педагогических возможностей ИКТ

Урочная
деятельность



Заголовок 2 Заголовок 315