Развитие творческой деятельности обучающихся младшего школьного возраста при изучении истории родного края.


Развитие творческой деятельности обучающихся младшего школьного возраста при изучении истории родного края.
Тема моего исследования звучит как «Развитие творческой деятельности обучающихся младшего школьного возраста при изучении истории родного края». Я выбрала данную тему, поскольку считаю, что она актуальна не только для младшего школьного возраста, но и для образования в целом. Во-первых, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального образования является личностно-ориентированным и направлен на развитие творческих способностей школьника, его личностных качеств. Во-вторых, главной целью современного образования является развитие познавательных интересов учащихся. Данную цель возможно реализовать с помощью творческой деятельности школьника. В-третьих, творческая деятельность способствует развитию кругозора школьника, его мировоззрения. И, наконец, в-четвертых, развитие творческого потенциала в младшем школьном возрасте гарантирует более эффективную учебную деятельность в старших классах. Более того, изучение родного края в младшем школьном возрасте воспитывает в школьнике патриотизм, а так же формирует основные универсальные учебные действия.
Следовательно, объектом данного исследования выступает изучение истории родного края детьми младшего школьного возраста.
Предметом исследования становятся формы организации деятельности, способствующие развитию творческого потенциала у детей младшего школьного возраста.
Главная цель моего исследования – это разработка методических рекомендаций по развитию творческой деятельности учащихся при изучении истории родного края в начальной школе.
Для достижения поставленной цели стоит так же отметить несколько важных задач исследования:
Проанализировать ФГОС НОО с целью выявления требований к организации творческой деятельности учащихся
Произвести анализ психолого-педагогической и методической литературы о развитии творческой деятельности учащихся и изучении истории родного края
Провести обзор использования разнообразных форм организации деятельности учащихся по развитию творческого потенциала в современной педагогической практике
Разработать методические рекомендации по развитию творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста при изучении истории родного края.
На следующем слайде представлена предполагаемая структура работы. Она включает в себя две главы.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования описывает ряд универсальных учебных действий, которыми должен овладеть выпускник начальной школы. Например:
А. Личностные универсальные учебные действия
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой
Б. Регулятивные универсальные учебные действия
Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме
В. Познавательные универсальные учебные действия
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
Устанавливать причинно-следственные связи.
Данные примеры иллюстрируют личностно-ориентированную работу школы. Творческая деятельность, как метод имеет возможность для развития большинства универсальных учебных действий, описанных во ФГОС.
Отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, В.А.Крутецкий, Д.Б.Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.
По мнению педагогов-психологов В.В. Краевского, И. Я. Лернера и других, творческая деятельность в младшем школьном возрасте должна состоять из нескольких элементов:
1.Перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,
2.Самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,
3.Комбинирование ранее усвоенных способов в новые.
Следовательно, каждое поставленное учителем творческое задание должно быть направленно на развитие перечисленных универсальных учебных действий, а так же на формирование психологических новообразований школьника.
Г. С. Альтшуллер в своей работе «Творчество, как точная наука» формирует следующие требования к творческим заданиям:
Открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
Соответствие условия выбранным методам творчества;
Возможность разных способов решения;
Учет актуального уровня развития;
Учет возрастных особенностей учащихся.
При реализации творческой деятельности в школе часто выделяют следующие методы работы с учащимися:
- дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочное время;
- экскурсии, наблюдения;
- творческие мастерские;
- тренинги, проводимые психологом образовательного учреждения.
Так же педагоги-практики разделяют творческую деятельность в младшем школьном возрасте на тематические серии: театральная серия, бионика, головоломки, организм человека, космос, безопасность, что такое хорошо и многие другие. Данные серии делятся в зависимости от содержания заданий, их типа, а так же содержания учебных предметов и межпредметных связей.
История родного края является отличной платформой для использования метода творческой деятельности учащихся. Краеведение развивает познавательный интерес учащихся через организацию поисковой деятельности. Для того, чтобы данная деятельность стала творческо-поисковой возможно использование следующих приемов:
Изучение истории родного края в урочной деятельности
Использование метода творческих проектов
Создание кружка «Моя Москва», как внеурочная деятельность школьников
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Проанализировав рабочие программы по окружающему миру Плешакова , я пришла к выводу, что очень мало уроков окружающего мира посвящено изучению истории Москвы, её достопримечательностей. Именно поэтому на других уроках ( технологии, ИЗО, музыки, литературного чтения) тоже ведётся активная работа по изучению истории своего города.
В первой части второй главы работы " Разнообразие форм урочной деятельности при изучении истории родного края" представлены календарно- тематическое планирование уроков окружающего мира , связанных с изучением истории и достопримечательностей Москвы, а также методические разработки уроков окружающего мира: " Путешествие по Москве", " История Московского Кремля", урока технологии по теме: " Аппликация Спасской башни из геометрических фигур".
Во второй части представлены материалы проектной деятельности, которая проводится в школе и связана с изучением Москвы. Дети  младшего школьного возраста по  природе своей исследователи  и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. В начальной школе действенным  средством  сохранения интереса  к исследованиям  становится творческое проектирование.
Проектная  деятельность  сегодня  приобретает  актуальность,  так  как  она  формирует  ключевые  компетенции  учащихся,  является  способом  организации  процесса  познания,  средством  формирования  аналитических  способностей,  критического  мышления,  освоения  логических  способов  восприятия  и  обработки  информации  и  является  одним  из  способов  достижения  личностных,  метапредметных  и  предметных  результатов  обучающихся,  предусмотренных  ФГОС  НОО.
Младшие  школьники,  включаясь  в  проектную  деятельность,  учатся  размышлять,  прогнозировать,  формировать  самооценку,  социальную  гибкость,  мобильность,  что  в  дальнейшем  поможет  учащимся  эффективно  планировать  и  проектировать  свою  жизнь. Приводится пример двух творческих проектов " Моя Москва"," Неизведанная Москва". В работе представлены этапы работы над творческим проектом:
Определение задач и гипотезы проекта
Исследовательская деятельность учащихся( подбор пословиц, песен, фильмов о Москве, информации о московских музеях, известных достопримечательностях города, фотографий)
Оформления своих проектов ( в виде докладов, сообщений, презентаций)
Защита проектов
Интересной оказалась работа обучающихся над проектом " Неизведанная Москва". Задачей исследовательской деятельности детей было найти информацию о малоизвестных достопримечательностях Москвы. В результате работы дети узнали много неизвестных им мест в Москве.
Воспитательный процесс на формирование высоконравственной, творческой личности, которая знает свой родной край, его обычаи, язык и традиции, знает и бережёт природу своего края, личности, способной уважительно относиться к истории и культуре других народов, заселяющих родной край, проходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
В последней части работы рассказано о внеурочной работе кружка " Моя Москва". Представлены рабочая программа кружка, конспект занятия
" Прогулка по Кремлю" и презентация к нему, викторины, игры, кроссворды к занятиям.
На данный момент завершена работа над практической частью работы, идёт корректировка теоретической части.