Конспект к уроку по русскому языку на тему Предлоги.Роль предлогов в нашей речи
План – конспект
открытого урока русского языка
во 2 в классе
по теме:
«Предлоги.
Роль предлогов в нашей речи»
Козырева Виктория Вячеславовна
учитель начальных классов
Цели:
Образовательная цель урока, формирование представлений о предлоге, как части речи и его роли в предложении, решалась на протяжении всего урока: дети находили предлоги, доказывали, что это, именно, предлоги.
Воспитательная цель: воспитание интереса к обучению, чувства коллективного сопереживания и сотрудничества, сплоченности, культуры общения. Это наблюдается в работе в парах, в группах.
Развивающая цель: формирование умения принимать участие в обсуждении поставленных вопросов, развитие мышления, внимания, памяти, наблюдательности, письменной и устной речи учащихся через построение собственных высказываний.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся осознавать предлог как часть речи; употреблять предлог только с именем существительным или местоимением; устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога; применять правила правописания.
Ход урока:
І. Организационный момент.
Слышите, звенит звонок,
Говорит: «Начнём урок!»
--Садитесь дети.
- Нам предстоит большая, интересная работа.
Звучит музыка и актёр читает стихотворение А. Плещеева «Сельская песенка»
- На этом уроке мы в царстве весны.
ІІ. Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
- Откройте рабочие тетради и запишите дату и «Классная работа».
-Чтобы работа наша была чистая, аккуратная, разомнём ручки и проведём минутку чистописания.
Снова птицы летят издалёка
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.
- Эти красивые строки написал Афанасий Фет.
Несколько птиц залетели к нам на урок и принесли задание для чистописания.
На доске появляются силуэты птиц с написанными соединениями и словами.
Нн на не при плаптицы весну принесли тёплую на крыльях
(Дети делают упражнение для кисти руки «птичка пьёт воду»,
далее записывают соединение букв и слова.)
- Птички совершили длинный перелёт, устали, дадим им напиться.( правая рука держит ручку и стоит на локте, под счет «раз-два» рука сгибается в запястье так, как будто птичка наклоняет головку и пьет)
-А теперь запишите красиво соединения букв.
- Составьте из слов предложение о птицах. Запишем его. (Птицы принесли тёплую весну на крыльях. ) 1 человек записывает на доске и выполняет дополнительные задания.
- Назовите главные члены предложения.
- Какие знакомые части речи встретились в словах? Назовите и докажите.
- Какое слово здесь самое короткое? (на)
- Как мы называли такие слова? («маленькое словечко») Предлог.
ІІІ. Постановка цели и темы урока.
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? ( о предлоге)
Будем учиться находить их в предложениях.
ІV.Словарно-орфографическая работа.
- Но прежде, вспомним то, что уже знаем – словарные слова и некоторые орфограммы.
Повторяем то, что знаем.
Что умеем – вспоминаем.
«Игра «Ты- мне, я – тебе». Работа в парах.
Дети пишут на листочках по 3 слова из словаря, пропустив орфограмму, и обмениваются. Вставляют буквы в карточке и отдают на проверку соседу.
Проверка: Что написал ты?
2. - Молодцы, ребята! А я вам тоже приготовила слово из словаря, только сначала отгадайте его.
В белом сарафане
Встала на п.ляне ,
Л.тели птицы,
Сели на к.сицы .
( …………)
- Что это? (берёза) Какие слова помогли вам об этом догадаться? (белый сарафан, косицы)
Запишите загадку, отгадку, выделите орфограммы.
Дети самостоятельно выполняют.
Проверка: сигналят карточками. Какую букву вставили в слове
«на поляне»
«косицы»
V. Работа по теме урока.Найдите в стихотворении предлоги, докажите. (в, на)
- Перед какой частью речи не бывает предлогов? (Перед глаголами)
- На доске появляется таблица с предлогами (предлоги из правила учебника)
у через
из без
в при
с перед
для между
к о
на над
по до
за под
про около
- Предлог – с греческого языка означает «перед словом». Обратите внимание, предлоги стоят перед словами. Всего в русском языке около 200 предлогов. Но пока нам нужно запомнить написание этих предлогов.
VІ. Закрепление.
Работа в группах.
-Вставить предлоги и выразительно загадайте загадки гостям.
1-я группа:
Бегу я как … лесенке,
… камушкам звеня.
Издалека … песенке,
Узнайте вы меня. (Ручей)
2-я группа:
Что … звездочки сквозные
… пальто и … платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода … руке? (Снежинки)
3– я группа:
Что … чудо красота!
Расписные ворота.
Показались … пути!
… них ни въехать, ни войти. (Радуга)
Проверка: представители групп зачитывают загадки и отгадки.
Физминутка.
VІІ. Выяснение роли предлогов в речи.
Учитель:
Открываем учебники на стр.109
упражнение 186 (устно), по заданию
- Зачем нужны были предлоги? ( Без них непонятен смысл предложений. Нет связи между словами.)- Для чего же служат в речи предлоги? Как доказать, что это предлог? (Между предлогом и словом можно поставить другое слово)
Задание: списать 5 и 6 предложение.
Карточки для Ипполитова, ГилёвойЗарядка для глаз:
Найдите птиц над доской. Не поворачивайте голову, только глазами найдите СНЕГИРЯ, ГРАЧА, СТРИЖА, ЛАСТОЧКУ, СОЛОВЬЯ.
ВСЕ эти птицы называются перелётными. Почему? Какая из них лишняя? Почему?
(СНЕГИРЬ прилетает к нам зимой)
Учитель: а теперь отгадайте мою загадку.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? ( Апрель)
Работа по учебнику. Стр.109
-Обратите внимание на слово «АПРЕЛЬ» . Что вы знаете об этом слове?
Что оно обозначает?
(Второй месяц весны) Назовите весенние месяцы. (март, апрель, май)
Справка: родина слова «АПРЕЛЬ» - древний Рим. Оно означает «тёплый, солнечный»
На Руси этот месяц называли снегогоном, водолеем.
Апрель – месяц живой воды, бурного пробуждения и расцвета природы.
-Как вы думаете, почему это слово мы будем относить к словарным словам?
Запишем это слово в тетрадь.
Поставим ударение.
Определим количество слогов, букв, звуков.
Апрель – 2 слога (ап-рель), 6 букв, 5 звуков.
VІІІ. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
ІХ. Закрепление.
1. Нахождение предлогов в потоке речи. (Запись пение птиц)
Е.Н.Косарева
Весна, весна, весна везде!
В звериной норке и в гнезде!
-Птицы прилетели из тёплых стран. Где же им жить? Давайте повесим на нашу берёзу скворечник. Кто в нём поселится? (скворец) .Познавательная минутка.
А знаете ли вы, что Обыкновенный скворец - птица небольшая. Длина тела до 21сантиметра. Размах крыльев около 39 сантиметров. Вес примерно равен 75 граммам. Семейство скворцовых включает в себя более 100 видов. Скворцы являются всеядными птицами, то есть эти птицы употребляют как пищу растительного, так и животного происхождения. За гнездовой период семья ,только одного скворца, уничтожает около 8 тыс. майских жуков и их личинок.
В первое время после появления птенцов самка и самец кормят их мягкой пищей. Более жесткую пищу (например, улиток, жуков, кузнечиков, крупных гусениц и т. п.) родители начинают давать своим птенцам по мере их роста. Спустя двадцать один-двадцать три дня птенцы уже в состоянии покинуть гнездо. Правда, еще примерно два дня они находятся на обеспечении у своих родителей. Интересен тот факт, что родители используют всякие ухищрения, чтобы выманить свое весьма перепуганное потомство из гнезда. К таким ухищрениям можно отнести, к примеру, то обстоятельство, что самка с самцом крутятся в непосредственной близости от гнезда с кормом, стараясь выманить птенцов наружу.
Они могут подражать жаворонкам, перепелам, варакушкам, ласточкам, иволгам, дроздам, сойкам камышовкам и др. птицам. Обыкновенные скворцы способны даже воспроизводить кваканье лягушки. Нередки случаи, когда возвращающиеся с юга в весеннее время шпаки неожиданно начинают петь голосами субтропических птиц.
На берёзу прикрепляем скворечник со скворцом.
-Скворец и скворечник – как называются эти слова? (родственные или однокоренные)Докажите это. (Плакат)
Е.Н.Косарева читает стихотворение целиком. (Текс на доске, но предлоги записаны слитно!)
Задание: найдите слова с предлогами. Как их написать со словами.
Новосёла дом сосновый встретил раннею весной.
Поселился в доме скоро скворушка наш дорогой.
У скворечника скворец, первый житель-удалец.
За скворечник залетел, под скворечник подлетел.
На скворечнике сидел, всю округу оглядел.
«Дом на славу удался, долго жить в нём буду я».
Учитель: А «Я» - это маленькое слово тоже ПРЕДЛОГ?
2. Познавательная минутка.
- Вот и остался скворушка жить на нашей берёзе.
Ни в одной стране нет столько берёз, сколько у нас. Мила она русскому человеку.
Берёза – и в песнях, и в загадках, и в сказках. Любит наш народ свою зелёную красавицу и за её красоту, и за пользу, которую она приносит.
- Какую пользу приносит берёза?
*Из почек приготовляют лекарства.
*Из ветвей делают мётла и веники.
*Из бересты народные умельцы мастерят туески и лукошки для сбора грибов и ягод.
*Берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печке.
*Из древесины берёзы изготовляют фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус, скипидар.
-Ребята, а мы ещё не сказали о берёзовом соке. Издавна люди употребляют этот природный напиток. Но добывать берёзовый сок нужно осторожно. Народная пословица гласит: «Берёзовицы на грош, а лесу на рубль изведёшь»( на доске открывается пословица) Раненое дерево истощается, а запасы сока нужны для образования молодых ветвей и листьев. Через ранку в стволе попадают микробы и вызывают болезни дерева. Вот как важно беречь берёзы.
- Какие предлоги встретились в пословице?(на) Какое «маленькое слово» не является предлогом? (а)
3. Рефлексия.
Посмотрите на доску. Перед вами словосочетания со словом берёза. Выберите из первых двух заданий одно и выполните его.
Задания по выбору.
Спрятался … берёзу
Забрался … берёзу
Сидел … берёзой
Упал … берёзы
1)Вставить подходящие предлоги, используя таблицу.
2)Распределить уже имеющиеся предлоги в словосочетания.
3)Задание для всех: Составить предложение с любым словосочетанием и записать его. Помни: предложение красивее, если в нём есть имя прилагательное.
Взаимопроверка.
- Прочитайте последнее словосочетание.
- Какой предлог слышится?(з) А какой написали?(с)
-Почему написали предлог «с» ? Об этом мы будем говорить на следующем уроке.
Х. Итог урока.
-Подведём итог нашего урока. О какой части речи мы сегодня говорили?(о предлогах)
- Что вы о них узнали? Для чего нужны предлоги в речи?
Поднимите кружок красного цвета, если вам на уроке было скучно, неинтересно и непонятно.
Желтый, если было интересно, но ты уже и так много знал по теме
Зелёный, было интересно, узнал много нового.
Оценки за урок: ………………………………………………………………..
Выставляем в дневники.
Записываем домашнее задание: стр.110 упр.188. Прочитайте задание в учебнике.
- И в завершение послушайте стихотворение.
Читает наизусть 1 ученик.
Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги…
Я должен твёрдо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит – «по»?
Что значит – «за»?
И «за» и «по» - предлоги!
Учитель: урок закончен!