Программа кружка За страницами учебника математики (7 класс)
Пояснительная записка.
«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву - это одна из труднейших и важнейших задач дидактики».
К. Д. Ушинский
Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 8 или 9 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.
Поэтому целесообразно проводить с учениками 7 класса внеклассную работу по математике в форме математического кружка.
Цели проведения кружковых занятий:
углубление и расширение знаний учащихся по математике;
развитие математического кругозора, логического мышления;
пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся кматематике и ее приложениям;
разностороннее развитие личности.
Задачи:
развитие математических способностей и логическогомышления у обучающихся;
развитие у обучающихся умения самостоятельно и творческиработать с учебной и научно-популярной литературой;
создание актива, способного оказать учителю математикипомощь в организации эффективного обучения математике всегоколлектива данного класса;
расширение и углубление представлений обучающихся окультурно-исторической ценности математики, о роли ведущих ученых-математиков в развитии мировой науки;
осуществление индивидуализации и дифференциации.
В ходе проведения занятий кружка следует обратить внимание на то, чтобы обучающиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
решения разнообразных задач из различных разделов курса, в томчисле задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, проведения экспериментов,обобщения;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной иписьменной речи, использования различных языков математики(словесного, символического, графического), свободного перехода содного языка на другой для иллюстрации, аргументации;
поиска, систематизации, анализа, классификации информации,использования разнообразных информационных источнике, включаяучебную и справочную литературу, современные информационныетехнологии.
Контроль знаний, умений и навыков включает соревнования конкурсы, игры, школьные математические олимпиады, математические вечера и т.д.
Требования к у ровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики на занятиях кружка ученик должен знать/понимать:
перестановки, инварианты;
круги Эйлера;
принцип Дирихле;
неопределенные (Диофантовы) уравнения.
Должен уметь:
решать задачи на запись чисел, на расстановку знаков действий;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные сотношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами, спомощью кругов Эйлера, принципа Дирихле;
решать логические, нестандартные, старинные задачи;
решать задачи с конца и путем проб, задачи на сравнениевеличин, переливание и взвешивание;
решать олимпиадные задачи;
решать неопределенные уравнения.
Структура занятия:
1. Разминка. Предлагаются задачи на проверку внимания, за дачи на смекалку. В основном это устные задания. 2.Проверка домашнего задания.
Тема занятия. Объяснение новой темы и решение задач.Или просто решение задач (если занятие не первое по этой теме).
Повторение.
5.Домашнее задание. На дом задаются 12 задачи по теме занятия.
Учебно-тематический план
№ п/п
Рассматриваемая тема
Количество часов
1.
Счёт у первобытных людей.
1
2.
Логические задачи, решаемые с использованием таблиц
1
3.
Цифры у разных народов
1
4.
Уникурсальные кривые (фигуры)
1
5.
Решение олимпиадных задач
1
6.
Метрическая система мер
1
7.
Решение логических задач матричным способом.
1
8.
Математический «Брейн-ринг»
1
9.
Происхождение математических знаков.
1
10.
Решение олимпиадных задач.
1
11.
Геометрические иллюзии.
1
12.
Интересные свойства чисел.
1
13.
Биографические миниатюры.
1
14.
Математические фокусы.
1
15.
Число Шехерезады.
1
16.
Знакомьтесь, новый знак «!» (факториал).
1
17.
Решение олимпиадных задач.
1
18.
Задачи со спичками.
1
19.
Принцип Дирихле и его применение к решению задач.
2
20.
Решение примера с картины художника.
1
21.
Проценты в прошлом и настоящем.
1
22.
Викторина «Знаешь ли ты великих математиков»
1
23.
Задачи на сравнения
1
24.
Задачи на взвешивания.
1
25.
Задачи на переливания.
1
26.
Задачи с числами.
2
27.
Задачи на «графы».
1
28.
Заключительное занятие.
1
Литература:
Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы.Методическое пособие/Г.И.Григорьева.-М.: «Глобус», 2009.
Шейнина О.С., Соловьёва Г.М. Математика. Занятия школьногокружка. 5-6 кл. - М.: НЦ ЭНАС, 2004.
ШарыгинИ.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку:Учеб. Пособие для 5-6 кл. - М.: Просвещение, 1996.
Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. -Саратов: «Лицей», 2001.
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие дляучащихся. -М.: Просвещение, 1984.
15