Методика использования элементов нестандартных форм урока с целью повышения мотивации при обучении иностранному языку (на примере открытого урока по дисциплине Английский язык на тему: «СМИ»)


Елецкий филиал МИИТ
Методика использования элементов нестандартных форм урока с целью повышения мотивации при обучении иностранному языку
(на примере открытого урока по дисциплине Английский язык на тему: «СМИ») 2015 год
Рассмотрена на заседании
цикловой комиссии общих гуманитарных, социально-экономических дисциплин
Протокол № __________
от ________________20___г.
Председатель цикловой комиссии
___________Н.А.КарасеваРекомендована методическим советом
для внутреннего пользования
« »______________2015 г.
Председатель методического совета _______________С.В. Иванова
Подготовил: Е. Ю. Кукулина
Рецензент: Н.А. Карасева, преподаватель Елецкого филиала МИИТ
Д.Д. Поляков, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина.

Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………..…4
Введение………………………………………………………………………….….5
Основные формы нестандартных уроков, применяемые с целью повышения мотивации при обучении иностранному языку………………………………..….6
Методика использования элементов нестандартных форм организации деятельности студентов на уроке английского языка на тему: «СМИ» (из личного опыта)……………………………………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………….…………..11
Литература……………………………………………………………….…………12
Приложения………………………………………………………………………...13
Пояснительная записка
В методической разработке рассматриваются проблемы мотивации студентов при изучении иностранных языков в неязыковом ССУЗе, возникающие вследствие заниженной оценки значимости иностранного языка в профессиональной деятельности (второстепенная дисциплина). При определении способа решения проблем мотивации студентов особый упор делается на то, что формированию познавательного интереса к изучению иностранного языка способствует использование активных методов обучения.
Введение
В учебных заведениях среднего профессионального образования, как и на всех уровнях в Российской Федерации, обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов. Среди растущей конкуренции на рынке труда, специалисту-профессионалу необходимо владение хотя бы одним иностранным языком.
Для успешной реализации требований государственного образовательного стандарта СПО необходим особый подход к изучению иностранного языка. Это объясняется некоторыми причинами, а именно: процесс обучения происходит в искусственной языковой среде; иностранный язык рассматривается как второстепенная дисциплина; недостаточное количество учебников и учебных пособий для ССУЗов, имеющих профессиональную направленность. Очень часто интерес к предмету у студентов падает, появляется апатия, безразличие, тревожность, вызываемые трудностями, с которыми студент встречается при изучении предмета. Главные проблемы, возникающие у студентов - это недостаточность школьной подготовки по языку, бедный словарный запас, незнание грамматики.
К основным трудностям изучения иностранного языка следует отнести мотивационные проблемы, такие как:
- студенты не видят перспектив владения иностранным языком в своей профессиональной деятельности;
- студенты заведомо считают себя неспособными к изучению иностранного языка в силу его сложности;
- студентам недостаточно языковых и речевых средств при процессе изучения иностранного языка.
Одна из главных задач преподавателя иностранного языка пробудить интерес к изучаемому предмету, сформировать осознанную потребность овладения знаниями. Чтобы поддерживать положительное отношение студентов к иностранному языку как учебной дисциплине, преподаватель, кроме знания своего предмета, должен использовать такие методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению.
Основные формы нестандартных уроков, применяемые с целью повышения мотивации при обучении иностранному языку
Проблема мотивации возникает по каждой изучаемой студентами дисциплине. Но наиболее остро она проявляется при изучении иностранных языков.
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка.
В отличие от других учебных предметов иностранный язык, является одновременно и ''целью и средством обучения''.
Специфической особенностью иностранного языка как учебного предмета является сформированное к нему негативное, субъективное отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся овладению предмету. «Изучение иностранных языков характеризуют нередко как самое бесцельное занятие, поглощающее ... у человека больше времени и сил, чем любое иное» (И.А. Зимняя). И действительно, изучая иностранный язык, нужно работать систематично и ежедневно. Основным фактором для успешного овладения иностранным языком является мотивация. Студент должен иметь положительную направленность на изучение иностранного языка, чтобы стремиться преодолевать трудности связанные с его освоением.
При формировании положительной мотивации нужно учитывать познавательные интересы студентов, их потребность в овладении новыми знаниями, умениями, навыками. А при изучении иностранного языка главной и естественной потребностью является коммуникативность. Для создания благоприятного климата, ориентирующего студентов на общение, необходимо использовать формы урока, стимулирующие деятельность учащихся.
Формированию и сохранению прочной мотивации, развитию познавательной деятельности, стремлению к коммуникации способствуют различные методы обучения. Наиболее эффективными являются нестандартные формы урока. В нестандартные уроки входят различные методы и приемы обучения, которые вносят разнообразие в обыденный процесс освоения иностранного языка, придают ему эмоциональную окрашенность и яркость, тем самым возбуждая активный интерес к изучению предмета. Кроме повышения мотивации обучения, нестандартный урок служит развитию способностей студентов как учебных, так и творческих.
При обучении иностранному языку для стимулирования коммуникативной деятельности студентов преподавателю необходимо создавать реальные и гипотетические ситуации общения при помощи различных приемов работы.
Использование игр на уроках иностранного языка имеет большое значение и для приобретения новых умений и навыков, и для развития мотивационно-потребностной сферы студента, и также способствует формированию дружного коллектива в группе. При работе со студентами можно использовать сложные ролевые, ситуативные игры, тренирующие учащихся в умении использовать речевые навыки.
Один из эффективных приемов обучения, повышающих мотивацию на уроках иностранного языка – использование стихотворных и песенных материалов. Работа с английскими песнями, стихами и рифмовками выполняет не только учебные, но и воспитательные и развивающие задачи, расширяет словарный запас студента, помогает лучше усвоить лексический и грамматический материал. Поэзия обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия. Работа со стихами, рифмовками и песнями служит эффективным средством усвоения языкового материала, развития памяти, внимания и творческой активности учащихся.
Одним из способов возбуждения мотивации к изучению иностранного языка, стимулирования речевой деятельности является использование видеофильма. Более глубокое запоминание страноведческого и языкового материала происходит за счет задействования различных видов восприятия: слухового, зрительного.
Использование компьютеров в учебной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения; кроме того, современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. На занятиях английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач:
- формировать навыки и умения чтения;
- совершенствовать умения письменной речи;
- пополнять словарный запас;
- формировать у обучаемых устойчивую мотивацию к изучению языка.
Повышение мотивации обучения происходит за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений, управления изучаемыми объектами, ситуацией, возможности самостоятельного выбора форм и методов обучения, вкрапления игровых ситуаций. Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.
Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, пользуясь аутентичными текстами, общаться с носителями языка, т.е. он создает естественную языковую среду. Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:
- совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;
- пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка;
- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.
Методика использования элементов нестандартных форм организации деятельности студентов на уроке английского языка на тему: «СМИ» (из личного опыта)
19 апреля 2013 года был проведен открытый урок по дисциплине Английский язык на тему: «СМИ» (приложение №1). Поскольку занятие было последним из тематического цикла, был выбран вид занятия – занятие обобщения и систематизации. На предыдущих занятиях были изучены такие средства массовой информации, как радио, периодическая печать (газеты/журналы), Интернет и телевидение. Урок был построен следующим образом:
Начало урока:
а) организационный момент;
б) введение в сюжет урока, фонетическая зарядка;
Основной этап урока:
а) проверка домашнего задания
б) обобщение и систематизация изученного:
речевая подготовка,
тема «Радио»,
тема «Печать»,
тема «Интернет»,
тема «Телевидение»,
обобщение изученного (решение кроссворда).
Заключительный этап урока
а) подведение итогов,
б) домашнее задание.
Структура основной части занятия была построена таким образом, чтобы на каждый тематический раздел урока приходился определенный элемент нестандартной формы организации деятельности студентов, что позволило поддерживать интерес учащихся на всем протяжении занятия. Так, на предыдущем уроке, четверым студентам было задано индивидуальное домашнее задание: подготовить краткие тезисные доклады с презентациями по каждой изученной теме. Эти сообщения являлись своеобразным прологом к основному заданию по закреплению каждой подтемы цикла «СМИ».
Первым таким заданием стала работа с текстом на тему: «Радио». При подаче данного вида деятельности была использована мультимедийная система, в результате чего обычный текст приобрел свойства наглядности и …
После сообщения на тему «Печать» студентам была предложена игра на коммуникативное взаимодействие «Собери макет газеты». Целью этой командной игры являлось составление из разрозненных частей текста и заголовков на разные темы целостного макета на определенную тему (спорт/экология). Данное задание делает акцент на просмотровое чтение, формирует и совершенствует социальный навык.
С целью обучения аудированию в разделе «Интернет» студентам был представлен фрагмент шуточного видеоролика «The Internet is Made of Cats». Подкрепленный визуализацией предложенный песенный материал способствовал более глубокому восприятию информации на слух, позволив достаточно легко справиться с последующим заданием.
Для обобщения темы «Телевидение» была разработана сюжетно-ролевая игра «Ток-шоу». Студентам было предложено попробовать себя в роли участников ток-шоу. Здесь используется коммуникативная методика: создание ситуаций, тренирующих студентов в умении использовать речевые навыки.
Применение всех использованных элементов нестандартных форм организации деятельности студентов на уроке полностью оправдало себя. В занятии они сочетались таким образом, чтобы удерживать внимание обучающихся в течение всей продолжительности урока. Студенты были активны, демонстрировали неподдельный интерес к происходящему, с удовольствием позволяли вовлекать себя в предлагаемую преподавателем деятельность. Особенно яркое впечатление произвела на них сюжетно-ролевая игра «Ток-шоу». Изучив роли, студенты постарались вжиться в образ предлагаемого героя, что способствовало лучшему пониманию ситуации и раскрепощению студентов при общении на иностранном языке и, в конечном счете, повлияло на эмоциональную окраску всего занятия.
Заключение
Для формирования четкой и адекватной мотивации при обучении иностранному языку, преподаватель должен выбирать такие способы и приемы, которые наиболее соответствуют конкретному образовательному учреждению.
Анализируя проблемы возникновения мотивации и исследуя способы ее развития необходимо учитывать, что недопустимо внушение преподавателем готовых мотивов к изучению предмета извне, важно создать такие условия для студентов, чтобы пробудились их внутренние стремления к учению, осознанные и адекватные. Кроме того необходимо не только заинтересовать студентов, но и показать им значимость иностранного языка в профессиональной деятельности. Важную роль при достижении этой цели играют межпредметные связи со специальными дисциплинами. Поэтому при изучении курса «Иностранный язык» учитывается специфика, соответствующая профессиональной подготовке будущих специалистов.
Литература
1. Ауэрбах Т.Д. Зачем и как изучать иностранный язык [Текст]/ Ауэрбах Т.Д. - , М.; Знание,1961
2. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи [Текст]/ Барменкова О.И. // ИЯШ – 1993 – №3. с. 20-25
3. Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей [Текст]/ Бим И. Л. // ИЯШ. – 1989. – №1 – с. 21
4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе [Текст]/ Зимняя И.А. - М.: Просвещение,1991. - 222 с.
5. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения [Текст]/ Лукьянчикова Н.В. // – Начальная школа – 2001 – №11 – с. 49-51
6. Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранному языку [Текст]/ Подопригорова Л.А.// ИЯШ – 2003 – №5 с. 25-31
7. Якобсон П.М. Психология чувств и мотиваций [Текст] / П.М. Якобсон. − М.: НПО "Модек", 1998 – 304 с.
8. Андреева С.С., Богун А.Ю. Повышение мотивации изучения иностранного языка путем использования компьютерных обучающих программ [Электронный ресурс]/ Андреева С.С., Богун А.Ю.//Вестник КАСУ №2 – 2009. – Режим доступа: http://www.vestnik-kafu.info/journal/18/735/ (дата обращения: 08.04.2013)
9. Широкова Т.Н. Профессиональная направленность в изучении английского языка в СПО [Электронный ресурс]/ Широкова Т.Н. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/413684/ (дата обращения: 08.04.2013)
Приложение №1
Открытый урок по дисциплине Английский язык на тему: «СМИ»
от 19.04.2013 г.
Тип занятия: комбинированноеВид занятия: обобщения и систематизации
Междисциплинарные связи: литература, информатика, обществознание
Цели:
- практическая цель: совершенствование речевых навыков (активизация лексического материала);
- сопутствующая задача: совершенствование грамматических навыков говорения (использование местоимений в речи), обучение аудированию;
- развивающая цель: развивать познавательную мыслительную деятельность: выделять главное, сравнивать, делать умозаключения;
- воспитательная цель: воспитывать культуру поведения в обществе;
- образовательная цель: обобщить и систематизировать знания о средствах массовой информации.
Речевой материал:
- текст «The Radio»
- материалы для игры на коммуникативное взаимодействие «Собери макет газеты»
- материалы для ролевой игры «Ток-шоу»
- лексические единицы по теме
Оснащение занятия:
- мультимедийная система;
- презентация;
- видеоролик;
- иллюстративный и наглядный материал;
- раздаточный материал;
- материал для оформления аудитории.
Продолжительность занятия: 90 минут
Место проведения занятия: кабинет иностранных языков
Время проведения занятия: 19.04.2013
Участники: группа 111-ЕЛЛД
Форма занятия: групповая
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Домашнее задание: написание и пересказ текста
Технологическая карта занятия:
Этапурока Время (мин) Содержание занятияМетодическое обоснованиеОснащение1 5 Начало урокаПриложение 1
1.1
2
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока. Создание делового настроя, готовности к работе. 1.2
3 Введение в сюжет урока.
Фонетическая зарядка. Мотивация студентов на изучение конкретной темы. Активизация речевого аппарата. 2 80 Основной этап урока. 2.1
15
Проверка домашнего задания:
1. фронтальный опрос;
2. актуализация базовых знаний студентов:
1) упражнение на личные местоимения;
2) упражнение на притяжательные местоимения;
3) упражнение на возвратные местоимения;
4) упражнение на вопросительные местоимения;
5) упражнение на указательные местоимения;
3. контроль и оценка овладения изученным материалом. Проводится с целью контроля выполнения домашнего задания; фронтальный опрос позволяет выявить готовность большого количества студентов, упражнения активизируют рабо-ту памяти и подготавливают опорные знания студента для успешного применения в разговорной речи. 2.2
80
Обобщение и систематизация изученного материала:
Речевая подготовка
Доклад «Радио»
Работа с текстом.
1. Дотекстовый этап:
- активизация лексических единиц.
2. Текстовый этап:
- чтение текста;
- перевод текста по цепочке;
3. Послетекстовый этап:
- ответить на вопросы по содержанию текста.
Доклад «Газеты»
Игра на коммуникативное взаимодействие «Собери макет газеты»
1. Подготовительный этап
2. Проведение игры.
3.Защита созданного макета. Проводится с целью настройки студентов на определенную речевую задачу.
Дифференциация языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, овладения языковой догадкой для формирования навыков прогнозирования.
На текстовом и послетекстовом этапе предполагается использование различных приёмов извлечения информации
Задание на просмотровое чтение, формирует и совершенствует социальный навык. Приложение 2
/Перерыв/
Доклад «Интернет»
Работа с видеороликом.
1. Преддемонстрационный этап.
2. Демонстрационный этап.
3. Последемонстрационный этап.
Доклад «Телевидение»
Ролевая игра «Ток-шоу»
1. Вводное слово.
2. Проведение игры.
3. Заключительное слово
Обобщение изученного:
Решение кроссворда Обучение аудированию проводится более результативно
посредством воздействия на различные каналы поступления информации.
Используется коммуникативная методика: создание ситуаций, тренирующих студентов в умении использовать речевые навыки.
Закрепление материала на лексическом уровне. Приложение 3
Приложение 4
3 5 Заключительный этап урока3.1
3 Подведение итогов. Контроль и оценка овладения изученным материалом. Позволяет выявить результатив-ность проведенного занятия. 3.2 2 Домашнее задание. Ход занятия:
1. Начало занятия.
1.1. Организационный момент.
Речь преподавателя:
Good afternoon, students, I am glad to see you. Who is on duty today? Who is absent and why is it so? Добрый день, студенты, я рада вас видеть. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует и по какой причине?
Предполагаемая речь студентов:
Good afternoon. I am on duty today. All are present. Добрый день. Я дежурный. Все присутствуют.
Речь преподавателя:
Thank you. Let’s begin our lesson. The theme of our lesson is «Mass Media» and grammar theme is «Pronouns». Спасибо. Давайте начнем наш урок. Тема нашего занятия «Новости, СМИ», а грамматическая тема «Местоимения».
1.2. Введение в сюжет урока. Фонетическая зарядка.
Речь преподавателя:
So our lesson we’ll begin from grammar, and then we’re going to speak about lexical theme. And before we will start, please, repeat after me this nice poem to prepare our mouths for talking: (фонетическая зарядка).
Итак, наш урок мы начнем с повторения грамматики, а потом приступим к лексической теме. А прежде чем мы начнем, пожалуйста, повторите за мной это милое стихотворение, чтобы подготовить наш речевой аппарат для говорения.
I am Ann,
You are Dan,
He is Peter,
She is Rita,
They are four,
No more.
Am I Ann?
Are you Dan?
Is he Peter?
Is she Rita?
Are they four,
Anymore?Предполагаемая деятельность студентов:
(Повторяют)
2. Основной этап занятия.
2.1. Проверка домашнего задания.
Речь преподавателя:
That was great! Let’s start from our grammar. We have already learnt rules about pronouns, and now we will check our home task. You can speak in Russian. Who want to be first? Чудесно! Давайте начнем с нашей грамматики. Мы уже изучили правило о местоимениях, а теперь давайте проверим нашу домашнюю работу. Вы можете говорить по-русски. Кто хочет ответить первым?
Предполагаемая речь студентов:
Личные местоимения.
Местоимения употребляются в предложении вместо имени существительного или имени прилагательного. Местоимения бывают личные, притяжательные, возвратные, вопросительные, указательные и т.д.
Личные местоимения – I(я), you(ты), he(он), she(она), we(мы), you(вы), they(они). Личные местоимения в английском языке имеют два падежа: именительный и объектный, заменяющий все падежи русского языка.
Именительный падежОбъектный падежI я me мне, меняyou тыyou тебя, тебеhe онhim его, емуshe она her ее, ейit оноit его, ему, ей, ееwe мыus нас, намyou выyou вас, вамthey ониthem их, имРечь преподавателя:
That’s right! Let’s do exercise for this rule. Правильно. Давайте выполним упражнение на это правило.
Ex.1. Вставьте подходящие по смыслу личные местоимения.1. Ben is a little boy. … is six. 2. Jane is a house-wife (домохозяйка). … is lazy (ленивая). 3. Max is a soldier. … is brave. 4. Lily is a young woman. … is very beautiful. 5. Alice is late. … is in a traffic jam (в дорожной пробке).
Ex. 2. Замените выделенные слова личными местоимениями в объектном падеже.
1. I like Nick. 2. We like Bess. 3. He likes ice-cream. 4. Can you show the pictures to Ben? 5. You can tell Helen my e-mail address.
Предполагаемая деятельность студентов:
(выполняют)
Речь преподавателя:
Well done! Who is continued with rule? Молодцы! Кто продолжит правило?
Предполагаемая речь студентов:
Притяжательные местоимения.
Притяжательные местоимения имеют две формы: основную и абсолютную.
Основная формаАбсолютная формаmy мой, моя, мое, моиmine мой, моя, мое, моиhis егоhis егоher ееhers ееits его, ееits его, ееour наш, наша, наше, нашиours нашyour ваш, ваша, ваше, ваши yours вашtheir ихtheirs ихОсновная форма употребляется, когда за притяжательным местоимением стоит существительное:
This is my book.
Абсолютная форма употребляется, когда за притяжательным местоимением не стоит существительное:
This book is mine.
Речь преподавателя:
That’s right! Let’s do exercise for this rule. Правильно. Давайте выполним упражнение на это правило.
Ex. 3. Выберите подходящее притяжательное местоимение.
1. Mark is (their, theirs) cousin. 2. This is our car. It is (our, ours). 3. These are Mary's books. They are (her, hers). 4. White is (my, mine) favourite colour. 5. You can't have this book. It is not (your, yours). 6. (Her, Hers) house is big.
Предполагаемая деятельность студентов:
(выполняют)
Речь преподавателя:
Well done! Who is continued with rule? Молодцы! Кто продолжит правило?
Предполагаемая речь студентов:
Возвратные местоимения.
В английском языке возвратные местоимения образуются от личных.
Единственное числоМножественное числоmyself себя (сам) ourselves себя (сами)
yourself yourselves himself themselves herself itself oneself неопределенно-личная формаВозвратные местоимения употребляются в предложении для того, чтобы сказать, что предмет, названный подлежащим предложения
А) сам совершает действие,
Б) сам совершает действие и испытывает его на себе.
Они переводятся глаголом с частицей –сь(-ся), которая присоединяется к глаголам.
They washed and dressed themselves. Они умылись и оделись.
Do it yourself. Сделайте это сами.
Речь преподавателя:
That’s right! Let’s do exercise for this rule. Правильно. Давайте выполним упражнение на это правило.
Ex. 4. Переведите возвратные местоимения, данные в скобках.
1. I see (себя) in the mirror.
2. We see (себя) in the mirror.
3. They see (себя) in the mirror.
4. You see (себя) in the mirror.
5. He sees (себя) in the mirror.
6. She sees (себя) in the mirror.
7. The cat sees (себя) in the mirror.
Предполагаемая деятельность студентов:
(выполняют)
Речь преподавателя:
Well done! Who is continued with rule? Молодцы! Кто продолжит правило?
Предполагаемая речь студентов:
Вопросительные местоимения.
Эти местоимения употребляются для построения вопросительного предложения: Who (кто?), what (что?), whom (кого, кому?), which (какой, который?), whose (чей?).Местоимение who имеет два падежа: именительный who и объектный whom. Местоимение who стоит в именительном падеже и является подлежащим.
Who is here? Кто здесь?
Местоимение whom стоит в объектном падеже и является дополнением.
Whom do you see there? Кого ты там видишь?
Речь преподавателя:
That’s right! Let’s do exercise for this rule. Правильно. Давайте выполним упражнение на это правило.
Ex. 5. Подберите верное вопросительное местоимение.
1. (…) is this man? - He is our manager.
2. (…) color is that car? - It is green.
3. (…) is near the window? - It’s Mark.
4. (…) is on the sofa? - It is my book.
5. (…) is this letter from? - This letter is from Kate.
6. (…) pen is this? - This is Tom’s pen.
Предполагаемая деятельность студентов:
(выполняют)
Речь преподавателя:
Well done! Who is continued with rule? Молодцы! Кто продолжит правило?
Предполагаемая деятельность студентов:
Указательные местоимения.
Указательные местоимения this и that имеют единственное и множественное число.
Единственное числоМножественное числоThis (is) этотThese (are) этиThat (is) тотThose (are) теThis is my house that is yours. Это мой дом, а то – твой.
These are my books. Take those books. Эти книги мои. Возьми те книги.
Речь преподавателя:
That’s right! Let’s do exercise for this rule. Правильно. Давайте выполним упражнение на это правило.
Ex. 6. Измените предложения по образцу, употребляя указательные местоимения во множественном числе. Сделайте другие необходимые изменения.
Образец:
This girl is a student.
These girls are students.
That boy is brave.
Those boys are brave.
1. This book is French. 2. This girl is in the garden. 3. That map is old. 4. This student is from Great Britain. 5. That flower is beautiful. 6. This is my bag.
Предполагаемая деятельность студентов:
(выполняют)
Речь преподавателя:
Well done! You work hard and you’ll know your marks at the end of lesson. So, we’ve finished with our grammar. And now we’re going to speak about lexical theme. Молодцы! Вы хорошо поработали, свои оценки вы узнаете в конце урока. Итак, мы закончили с грамматикой. А сейчас поговорим на лексическую тему.
2.2 Обобщение и систематизация изученного материала:
Речевая подготовкаYou know, at some past lessons we’d spoke about different Mass Media and today we’ll join all our knowledge by this theme. What Mass Media do you now? Как вы знаете, на последних нескольких занятиях мы обсуждали различные средства массовой информации, и сегодня мы объединим все наши знания по этой теме. Какие СМИ вы знаете?
Предполагаемая речь студентов:
(перечисляют: radio, press, Internet, TV)
Речь преподавателя:
You are right. Let’s discuss these kinds of Mass Media one by one. Who ready to tell me about the radio? Вы правы. Давайте обсудим эти виды средств массовой информации по очереди. Кто готов рассказать мне о радио?
Предполагаемая речь студентов:
Radio (report) (Рисунок 1)
Radio appeared earlier than TV. In 1901 an Italian physicist named Gugliermo Marconi received wireless telegraphic messages sent from Cornwall to Newfoundland. It was hailed as a triumph. Radio underwent rapid improvement in the period before World War II. Today there are a lot of radio stations of many different types and so much variety. Talk shows and music programs with disc jockeys are very popular.
Радио появилось ранее, чем ТВ. В 1901 итальянский физик по имени Гульермо Маркони получил беспроводные телеграфные сообщения, посланные от Корнуолла до Ньюфаундленда. Это было провозглашено как триумф. Радио подверглось быстрому улучшению во время перед Второй мировой войной. Сегодня существует огромное количество радиостанций различных видов и транслирующих разнообразные программы. Ток-шоу и музыкальные программы с диск-жокеями очень популярны.

Рисунок 1
Речь преподавателя:
Работа с текстом.
Thank you, take your place. And now you can see the text at the screen about radio. You should read this text, and then translate it. Please, read the text attentively to be ready to answer the questions after the text.
Спасибо, садись. А сейчас вы можете видеть текст о радио на экране. Прочтите и переведите его. Пожалуйста, будьте внимательны, чтобы быть готовыми ответить на вопросы после текста.
Текст. Radio.Of all the discoveries ever made by man, radio, or wireless, is one of the most wonderful. By means of wireless, you can speak to a man on the other side of the world. Seated comfortably in your own home, you can hear music or talking, broadcast thousands of miles away from you - talks on national and international affairs, on science, history and other educational subjects.
I listen to the wireless almost every evening, my radio set is splendid. It has medium, long and short wave-lengths and it is quite simple to manipulate. All I have to do is to tune into the station I need.
I use my set a good deal for improving my English.
Из всех открытий, когда-либо сделанных человеком, радио или радиоволны, являются наиболее замечательными. Посредством радио Вы можете говорить с человеком с другой стороны мира. Усаженный удобно в Вашем собственном доме, Вы можете услышать музыку или разговор, вещающий, за тысячи миль далеко от Вас - говорящий о государственных делах и международных отношениях, о науке, истории и других образовательных предметах.
Я слушаю радио почти каждый вечер, мой радиоприемник великолепен. У него есть средние, длинные и короткие волны, им довольно просто управлять. Все, что я должен сделать, «поймать» станцию, которая мне нужна.
Я использую свой приемник еще и для того, чтобы улучшать мой английский язык.
Предполагаемая деятельность студентов:
(читают, переводят)
Речь преподавателя:
It’s okay. And now, answer the questions, please. Замечательно. А теперь ответьте на вопросы, пожалуйста.
Questions:
What was one of the wonderful discoveries?
What can you hear broadcast thousands of miles away from you?
How often do you listen to the wireless?
What do you have to do to listen to the wireless?
What for do you use your set else?
Предполагаемая деятельность студентов:
(отвечают на вопросы)
Речь преподавателя:
Very well! Then, let’s discuss the next kind of MM: Press. Who is ready?
Очень хорошо! Давайте обсудим следующий вид СМИ: прессу. Кто готов?
Предполагаемая речь студентов:
Press (report)
Newspapers are usually issued daily, weekly, or at other regular times. They provide news, views, features, and other information of public interest and often carry advertising. The first English printed news book the "Weekly News" appeared in London in 1621. In 1771 Parliament gave journalists the right to report its proceedings. Newspapers come out to provide their readers with fresh news. Today people have a chance to have full information about political, economic and cultural events in their own country and abroad.
Газеты обычно выпускается ежедневно, еженедельно, или по иному регулярному графику. Они обеспечивают новости, взгляды, особенности и другую информацию общественного интереса и часто несут рекламу. Первая английская печатная новостная книга "Еженедельные Новости", появилась в Лондоне в 1621. В 1771 Парламент дал журналистам право сообщить о его слушаниях. Газеты выходят, чтобы предоставить их читателям свежие новости. Сегодня у людей есть шанс иметь полную информацию о политических, экономических и культурных мероприятиях в их собственной стране и за границей.
Игра на коммуникативное взаимодействие «Собери макет газеты» (приложение №2)(Рисунок 2)
Речь преподавателя:
Thank you, take your place. And now we’ll play with you. We will make the newspaper ourselves. At first, you will be divided into 2 teams. The first team makes the model of newspaper of the theme «Sport», and the other - of the theme «Ecology». There is the general material to you. Every team should choose its own material to make its own newspaper model. After finishing you should talk to each other about you model. You have three minutes.
Спасибо, садись. А сейчас мы с вами поиграем. Мы создадим свою собственную газету. Для начала вы разделитесь на две команды. Первая команда будет делать макет газеты на тему «Спорт», вторая – на тему «Экология». Здесь материал для вас. Вы должны выбрать свой материал для своего макета. После завершения работы вы должна будете рассказать друг другу о вашем макете. У вас 3 минуты.
Предполагаемая деятельность студентов:
(создают макеты, защищают)

Рисунок 2
Речь преподавателя:
It was wonderful! Both teams are great! And now have a break!
Замечательно! Обе команды были великолепны! А сейчас – перерыв, отдохните!
/перерыв/
Речь преподавателя:
Let’s continue our lesson. Who wants to tell me about Internet? You are welcome.
Продолжим наш урок. Кто расскажет мне об интернете? Пожалуйста.
Предполагаемая речь студентов:
Internet (report)
The Internet was created in 1983. Since that time it has grown beyond its largely academic origin into an increasingly commercial and popular medium. The Internet connects many computer networks. The Internet has connected millions of computers throughout the world. The Internet is very helpful, because it's a huge database of knowledge, from the pictures of family trips to an analysis of quantum mechanics. Everyone should have the Internet because of its near instantaneous communication and huge wealth of knowledge.
В 1983 был создан Интернет. С этого времени это выросло вне его в основном академического происхождения во все более и более коммерческую и популярную среду. Интернет соединяет много компьютерных сетей. Интернет соединил миллионы компьютеров во всем мире. Интернет очень полезен, потому что это огромная база данных и знаний — от картинок наших семейных поездок до данных анализа в квантовой механике. Из-за своей почти мгновенной связи и огромного разнообразия данных, Интернет должен быть у каждого человека.
Работа с видеороликом.
Речь преподавателя:
Thank you, take your place.
Предполагаемая деятельность студентов:
(Просмотр видеоролика)
Речь преподавателя:
/Задание после видеоролика/
Предполагаемая деятельность студентов:
(Выполняют задание)
Речь преподавателя:
Very well! Then, let’s discuss the next kind of MM: TV. Who is ready?
Очень хорошо! Давайте обсудим следующий вид СМИ: ТВ. Кто готов?
Предполагаемая речь студентов:
TV (report)
Now almost every family in the civilized world has a TV set. Television plays an important role in our society, not only as an entertainer and informant, but also because of the grip it has on many people. Television channels easily go into people's home taking in their time and life. Televiewers can watch a lot of programs to their taste; "live" transmissions of different events, news, interviews with famous people, educational programs, theatrical and musical performances and many others. 16). Among the most popular programs are nowadays TV serials and numerous TV shows.
Теперь почти у каждой семьи в цивилизованном мире есть телевизор. Телевидение играет важную роль в нашем обществе, не только как ведущий и осведомитель, но также и из-за влияния на многих людях. Телевизионные каналы легко входят в личное время и жизнь людей. Телезрители могут смотреть много программ к их вкусу; "живые" передачи о различных событиях, новости, интервью с известными людьми, образовательные программы, театральные и музыкальные представления и многое другое. Среди самых популярных программ в наше время телевизионные сериалы и многочисленные телевизионные шоу.
Ролевая игра «Ток-шоу» (приложение №3) (Рисунок 3)
Речь преподавателя:
Good. Take your sit. Хорошо. Садись.
Предполагаемая деятельность студентов:
(разбирают роли, готовятся)

Рисунок 3
Речь преподавателя:
Well done! Замечательно!
Решение кроссворда (приложение №4)
Предполагаемая деятельность студентов:
(Решают кроссворд)
3. Заключительный этап занятия.
3.1. Подведение итогов.
Речь преподавателя:
Today we worked hard. Your marks are… And your home task will be to …Thank you for your work. See you later. Сегодня мы хорошо поработали. Ваши оценки… Вашим домашним заданием будет… Спасибо за вашу работу. Увидимся на следующем занятии.
Приложение №2
Раздаточный материал к игре на коммуникативное взаимодействие «Собери макет газеты»


Sport is fun for girls and boys.
It's much better than the toys.
You can sledge and ski, and skate
And play snowballs with Kate.
You can swim and play football,
Hockey, tennis, basketball.
You can jump and you can run.
You can have a lot of fun.


People say, “Health is above wealth. ” If your body suffers from any disorder, your mind suffers with it too. So, we are unable to make much progress in knowledge and business.
Thousands of people are sure that sports is very helpful to have a good health. It is sport that helps to be strong-willed and courageous.
When you ask people why they spend on sport so much time, and sometimes money, they will talk about the physical benefits (feeling fit, sleeping better) and the social advantages (meeting people with the same interests, the team spirit). However, the social aspect seems to be more important for men than for women. Very often, enjoying a drink with friends after the match is also important.
Of course, some people don’t think that sport is just a hobby; it is an everyday work for them. Much is spoken about problems in professional sport. There is a lot drug taking in sport. There is too much pressure on young sports people. But still many people are involved in professional sport and millions of people can not live without it. They prefer watching sporting events, but not to taking part in them. They are so-called sport-fans.
Hockey, skiing and skating are among the most popular winter sports. In summer swimming is enjoyed by millions of people.
Indeed, sport is a part of everyday life of many generations all other the world. So, if you think that fitness and health are important you have to go in for sports.
Sports and games

We are sure you are all interested in sport. Many of you certainly play such games as volleyball or football, basketball or tennis. People who play a game are players. Players form teams and play matches with other teams — their opponents. Two players playing with each other are partners. Each team can lose or win. In a football match players try to score as many goals as they can.
Most matches take place in large stadiums.
Athletics is the most popular sport. People call it 'the queen of all sports'. It comprises such kinds of sports as: running (for different distances), jumping (long and high jumps) and
others.
From time to time international championships and races (horse-races, motor-races, cycle-races) take place. Representatives of various countries can win a gold, silver or bronze medal. Such great championships in sport are organized every four years and we call them Olympic Games. Only the best may take part in them.
There are so many kinds of sports, such as cycling, swimming, gymnastics, boxing, skating, skiing, rowing, yachting and many more in which you can take an active part or just be a devoted fan.

I want to tell you about pollution environment.
People have always polluted their surroundings.
Air, water, and soil are necessary for existence of all living things.
But polluted air can cause illness, and even death.
Polluted water kills fish and other marine life.
On polluted soil, food can not be grown.
In addition environmental pollution spoils the natural beauty of our planet.
Let us take care of the environment.
And then our life will be better.


Since ancient times Nature has served man, being the source of his life. For thousands of years people lived in harmony with environment and it seemed to them that natural riches were unlimited. But with the development of civilization man’s interference in nature began to increase.
Every year world industry pollutes the atmosphere with about 1000 million tons of dust and other things. As a result some rare species of animals, birds, fish and plants disappear forever. Many cities suffer from smog.
Large cities with thousands of smoky industrial enterprises appear all over the world today. The by-products of their activity pollute the air we breathe, the water we drink, the land we grow vegetables.
The pollution of air and the world’s ocean, destruction of the ozone layer is the result of man’s careless interaction with nature. Environmental protection is of a universal concern. That is why serious measures to create a system of ecological security should be taken.
Some progress has been already made in this direction. As many as 159 countries - members of the UNO - have set up environmental protection agencies. Numerous conferences have been held by these agencies to discuss problems facing ecologically poor regions including the Aral Sea, the South Urals, Kuzbass, Donbass, Semipalatinsk and Chernobyl. An international environmental research centre has been set up on Lake Baikal. The international organization Greenpeace is also doing much to preserve the environment.
But these are only the initial steps and they must be carried onward to protect nature, to save life on the planet not only for the present but also for the future generations.



We live on a very beautiful planet – on the Earth. Our planet has very rich resources: the bright blue of the sky, fresh, crystal-clear mountain lake water, the rich green of the mountains slopes, wild flower, picturesque views – all these sceneries of nature fill us with admiration.
Ecology is the study of the ways in which organisms (plants and animals) depend upon each other and upon their surroundings. Each organism requires conditions in order to be able to live and breed. These conditions are its environment by changing the ecological conditions.
So, pollution is one of the most burning problems of nowadays. Now millions of chimneys, cars, buses, trucks all over the world exhaust fumes and harmful substances into the atmosphere. These poisoned substances pollute everything: air, land, water, birds and animals people. So, it is usually hard to breathe in the large cities where there are lots plants. Everything there is covered with soot and dirt. All these affect harmfully.
Water pollution is very serious, too. Ugly rivers of dirty water polluted with factory waste, poisoned fish are all-round us. And polluted air and poisoned water lead to the end of the civilization. So, nowadays a lot of dead lands and lifeless areas have appeared. Because our actions and dealings can turn the land to a desert.
The problems and prospects of the blue planet interest not only scientist and futurologists, but also politicians, industry, the public – and above all, young people!
We are to stop pollution. So, we can grow plants and trees, to purify waste, to start urgent campaigns in order to preserve environment.
Greenpeace is a very famous pressure group. It started functioning in 1971. Its headquarters are at Amsterdam, but it operates in 25 countries worldwide. The aim of Greenpeace is to protect wildlife of toxic wastes, nuclear tests.
Приложение №3
Раздаточный материал к ролевой игре «Ток-шоу»:
Ведущий (преподаватель)
Ladies and gentlemen I’m glad to see you at our brilliant talk-show «Stars: from the Sky to the Earth» And today in our studio I’m happy introduce to you the world star: Lady Gaga!
Леди и джентльмены, я рада приветствовать вас на изумительном ток-шоу «Звезды: с небес на землю». И сегодня в нашей студии я счастлива представить вам звезду мирового класса: Леди Гагу!
In our studio the great person in Lady Gaga’s life – her mother Cynthia Germanotta!
В нашей студии знаменательная персона в жизни Леди Гаги – ее мама Синтия Джерманотта!
Not only mother of Lady Gaga in our studio now, her sister is there too! Introduce to you Natali Germanotta!
Не только мама Леди Гаги сегодня в нашей студии, ее сестра тоже здесь! Представляю вам - Натали Джерманотта!
In our studio the first producer of Lady Gaga – Rob Fusari!
В нашей студии первый продюсер Леди Гаги – Роб Фьюзари!
The most devoted fan of Lady Gaga in our studio too!
Самый преданный фанат Леди Гаги тоже в нашей студии!
Our talk-show is going to the end. Remember, that stars are only in the sky, but there’re in the earth only people. It was talk-show «Stars: from the Sky to the Earth». See you later.
Наше ток-шоу подходит к концу. Помните, звезды есть только в небе, а на земле – все люди. Вы смотрели ток-шоу «Звезды: с небес на землю». До новых встреч.
Леди Гага (Меркулова Виктория)
My full name is Stefani Joanne Angelina Germanotta. I was born in New York City. I began playing the piano at the age of four, wrote her first piano ballad at thirteen, and started to perform at open mike nights by the age of fourteen. I used to get made fun of for being either too provocative or too eccentric, so I started to tone it down. I didn't fit in, and I felt like a freak.
#1. It’s my secret, but it will be amazing, I promise.
#2. I love you, my little monsters, and I of course will go Russia again.
Мое полное имя Стефани Джоанн Анджелина Джерманотта. Я родилась в Нью-Йорке. Я начала играть на пианино в возрасте четырех лет, написала первую балладу для фортепьяно в тринадцать и начала выступать на «ночи открытого микрофона» в 14. Я привыкла смеяться над слишком провокационным и эксцентричным поведением. Я чувствовала себя фриком.
№1 Это секрет, но это будет великолепно, обещаю!
№2 Я люблю вас, мои маленькие монстры и, конечно, приеду в Россию снова!
Мама Леди Гаги (Павлова Татьяна)
I’m Cynthia Germanotta. My daughter is very strong person. She always goes to her aim. She is brilliant singer but not only. She is great businesswoman. Stefani and I organized our own charity foundation «Born This Way Foundation». I’m proud of her very much.
Я Синтия Джерманотта. Моя дочь очень сильная личность. Она всегда добивается поставленной цели. Она исключительная певица и не только. Она великая бизнесвумен. Стефани и я организовали свой собственный благотворительный фонд «…». Я очень ею горжусь.
Сестра Леди Гаги (Почунова Юлия)
Hello! I’m Natali Germanotta. I never envy my sister. In childhood we were best friends. We were going to the same school. She always was unusual and draws attention with beautiful clothes. I always like as she looks. That’s why I am in design school now.
Привет! Я Натали Джерманотта. Я никогда не завидовала своей сестре. В детстве мы были лучшими подругами. Мы ходили в одну школу. Она всегда была необычной и привлекала внимание красивой одеждой. Мне всегда нравилось, как она выглядит. Поэтому я сейчас и учусь в школе дизайна.
Продюсер Леди Гаги (Горбунов Андрей)
You! Where my money? It was I who gave you your scene-name! You became Gaga because you behave yourself as Freddy Mercury in song «Radio Ga Ga»! I show you the road of popularity and fame! I gave you all that you have! But you thankless! I hate you!
Ты! Где мои деньги? Это тот, кто дал тебе сценическое имя! Ты стала Гага, потому что вела себя как Фредди Меркьюри в песне «Радио Га Га»! Я показал тебе дорогу известности и славы! Я дал тебе все, что у тебя есть! Но ты неблагодарна! Я тебя ненавижу!
Фанат Леди Гаги (Гольцов Алексей)
Oh, wonderful Lady Gaga! I am the most devoted your fan! You are so beautiful! You are amazing! Your voice is so perfect! You are so talented! And rich! You are my ideal! I am crazy of you! Marry me!
О, прекрасная Леди Гага! Я самый преданный твой фанат! Ты так красива! Ты так поразительна! Твой голос – совершенен! Ты так талантлива! И богата! Ты мой идеал! Я без ума от тебя! Выходи за меня замуж!
Зрители (студенты)
#1. Dear Lady Gaga, answer the question please, what are you working now at?
#2. Tell us please, are you going to Russia anymore?
№1 Дорогая ЛГ, ответьте, пожалуйста, на вопрос: над чем вы сейчас работаете?
№2 Скажите нам, вы приедете в Россию снова?
Приложение №4
Кроссворд 3 1 2 2 4 3 1 4 5 5 6 7 По горизонтали:
статьязаголовокинформацияфактИнтернетПо вертикали:
канал (тв)
программажурналрадиотелевидениегазетасредство информацииОтветы:
3i 1c h a n n e l f 2p r o g r a m r 2t m 4f 3m a g 1a z in a 4r a d 5i o
r t t c n 5t e l e v is io n t t ie o e c 6n e w s p a p e r l n 7m e d ia e t