Рабочая программа ИГЗ ЗА СТРАНИЦАМИ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
“Средняя школа № 1 г. Перевоза”
Согласовано
на методическом совете
Протокол от «. . .» . . . . . . . . . 2015 г.
№ . . .
Утверждено приказом
от « . . . » . . . . . . . . . . 2015 г.
№ . . . . .
ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
ЗА СТРАНИЦАМИ ШКОЛЬНОГО
УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ
5 – 8 класс
2015 – 2019 учебный год
Составитель И.Е. Анциферова
учитель математики
высшей квалификационной категории
г. Перевоз
2015 г.
Пояснительная записка
Программа индивидуально групповых занятий «За страницами школьного учебника математики» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники 5 класса должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес учащихся к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у школьников умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий индивидуально групповых занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия индивидуально групповых занятий должны содействовать развитию у школьников математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы индивидуально групповых занятий , должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы индивидуально групповых занятий желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Школьники получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес учащихся к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Цель и задачи программы:
Цель: -развивать математический образ мышленияЗадачи:-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;-расширять математические знания в области многозначных чисел;содействовать умелому использованию символики;-учить правильно применять математическую терминологию;-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Возраст детей, участвующих
в реализации данной программы
Программа ориентирована на учащихся 5-8 классов..
Формы и методы организации деятельности учащихся ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Сроки реализации
дополнительной образовательной программы
Программа групповых занятий “За страницами школьного учебника математики” рассчитана на 4 года обучения, 34 учебных часа в год, 1 час в неделю.
Принципы программы:1.АктуальностьСоздание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.2.Научность Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.3.СистемностьПрограмма строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).4.Практическая направленностьСодержание занятий групповых занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и муниципальных олимпиадах, других математических играх и конкурсах.5.Обеспечение мотивацииВо-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.6.Реалистичность С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия в год.7.Курс ориентационныйОн осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся:
1 занятие в неделю по 45 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы, выставки.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (ученику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
-групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:-решение занимательных задач;-оформление математических газет;-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;-проектная деятельность -самостоятельная работа;-работа в парах, в группах;-творческие работы. Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества ученика) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
Учебно-тематический план
5 класс
Наименование тем курса
Всего
часов
Виды деятельности
Форма контроля
1. Вводное занятие «Математика – царица наук»
1
Определение интересов, склонностей учащихся.
2. Как люди научились считать.
1
выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»
конкурс на лучшую презентацию
3. Интересные приемы устного счёта.
1
устный счёт
математический диктант
4. Решение занимательных задач в стихах.
1
работа в группах: инсценирование загадок, решение задач
тестирование
5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)
1
работа с алгоритмами
тестирование
6. Учимся отгадывать ребусы.
1
составление математических ребусов
конкурс на лучший математический ребус
7. Числа-великаны. Коллективный счёт.
1
решение теста -кроссворда
проверочный тест
8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)
1
работа с алгоритмом
контрольный тест
9. Решение ребусов и логических задач.
1
самостоятельная работа
мини-олимпиада
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
1
составление схем, диаграмм
тестирование
11. Загадки- смекалки.
1
составление загадок, требующих математического решения
конкурс на лучшую загадку-смекалку
12. Игра «Знай свой разряд».
1
работа с таблицей разрядов
тест
13. Обратные задачи.
1
работа в группах «Найди пару»
познавательная игра «Где твоя пара?»
14. Практикум «Подумай и реши».
1
самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами
тестирование
15.Задачи с изменением вопроса.
1
инсценирования задач
конкурс на лучшее инсценирование математической задачи
16. «Газета любознательных».
2
проектная деятельность
конкурс на лучшую математическую газету
17.Решение нестандартных задач.
1
решение задач на установление причинно-следственных отношений
тестирование
18.Решение олимпиадных задач.
1
решение заданий повышенной трудности
19.Решение задач международной игры «Кенгуру»
1
решение заданий повышенной трудности
20. Школьная олимпиада
1
решение заданий повышенной трудности
21. Игра «Работа над ошибками»
1
работа над ошибками олимпиадных заданий
тестирование
22.Математические горки.
1
решение задач на преобразование неравенств
конкурс на лучший «Решебник»
23. Наглядная алгебра.
1
работа в группах: инсценирование
тестирование
24.Решение логических задач.
1
схематическое изображение задач
тестирование
25.Игра «У кого какая цифра»
1
творческая работа
тестирование
26.Знакомьтесь: Архимед!
1
работа с энциклопедиями и справочной литературой
создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации
27.Задачи с многовариантными решениями.
1
работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения
28.Знакомьтесь: Пифагор!
1
работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»
викторина
29.Задачи с многовариантными решениями.
1
Работа в парах по решению задач
30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
1
составление знаковых систем
тест
31.Задачи с многовариантными решениями.
1
индивидуальная работа
тестирование
32.Математический КВН
1
работа в группах
33. Круглый стол «Подведем итоги»
1
коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе
анкетирование
Содержание программы
Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 1час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 1час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 1час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с многозначными числами. – 1час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 1час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с многозначными числами.- 1 час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-
1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. – 1 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 1час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 1час
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. – 1 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра. -1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. – 1час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН. – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32. Математический КВН.- 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
6 класс
№
Наименование тем курса
Виды деятельности
Форма контроля
1
Признаки делимости
2
Решение задач «Признаки делимости»
Определение интересов, склонностей учащихся.
3
Решение задач «Признаки делимости»
выполнение заданий презентации «Признаки делимости»
конкурс на лучшую презентацию
4
Математические софизмы
устный счёт
математический диктант
5
Решение задач «Математические софизмы»
работа в группах: инсценирование загадок, решение задач
тестирование
6
Решение задач «Математические софизмы»
работа с алгоритмами
тестирование
7
Применение графов к решению задач
составление математических ребусов
конкурс на лучший математический ребус
8
Применение графов к решению задач
решение теста -кроссворда
проверочный тест
9
Системы счисления
работа с алгоритмом
контрольный тест
10
Решение задач «Системы счисления»
самостоятельная работа
мини-олимпиада
11
Решение задач «Системы счисления»
составление схем, диаграмм
тестирование
12
Поиски закономерностей
составление загадок, требующих математического решения
конкурс на лучшую загадку-смекалку
13
Поиски закономерностей
работа с таблицей разрядов
тест
14
Римские цифры
работа в группах «Найди пару»
познавательная игра «Где твоя пара?»
15
Числа – великаны
самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами
тестирование
16
Проценты
инсценирования задач
конкурс на лучшее инсценирование математической задачи
17
Решение задач «Проценты»
проектная деятельность
конкурс на лучшую математическую газету
18
Решение задач «Проценты»
решение задач на установление причинно-следственных отношений
тестирование
19
Геометрические преобразования
решение заданий повышенной трудности
20
Геометрические преобразования
решение заданий повышенной трудности
21
Теория вероятностей и решение задач
решение заданий повышенной трудности
22
Теория вероятностей и решение задач
тестирование
23
Множество. Подмножество.
решение задач на преобразование неравенств
конкурс на лучший «Решебник»
24
Пересечение множеств
работа в группах: инсценирование
тестирование
25
Объединение множеств
схематическое изображение задач
тестирование
26
Ученые математики
творческая работа
тестирование
27
Занимательная геометрия
работа с энциклопедиями и справочной литературой
создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации
28
Решение задач «Занимательная геометрия»
работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения
29
Кроссворды
работа с информацией
викторина
30
Составление кроссвордов
Работа в парах по решению задач
31
Задачи – шутки
составление знаковых систем
тест
32
Решение логических задач
индивидуальная работа
тестирование
33
Решение логических задач
работа в группах
34
Итоговое занятие
коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе
анкетирование
35
Резервный
Содержание программы
1. Тема «Признаки делимости» - 3 ч
знакомит учащихся с признаками делимости на 4, 8 и 11.
2. Тема «Занимательная математика» - 12 ч
посвящена решению головоломок, задач, кроссвордов.
3. Тема «Проценты» - 7 ч
познакомит с задачами, имеющими применение в различных жизненных ситуациях.4. Тема «Множества» - 3 ч
ведет к пониманию основных идей теории множеств.
5. Тема «Решение задач» - 8 ч
развивает логическое мышление.
6. Тема «Геометрические преобразования» - 4 ч
формирует наглядное представление о геометрических фигурах
7. Итоговое занятие можно провести в виде защиты задания по теме курса или урока решения древних задач.
7 класс
№
Наименование тем курса
Виды деятельности
Форма контроля
1
Математический язык
2
Математическая модель
Определение интересов, склонностей учащихся.
3
Математический язык
выполнение заданий презентации
конкурс на лучшую презентацию
4
Математическая модель
устный счёт
математический диктант
5
Линейная функция
работа в группах: решение задач
тестирование
6
Линейная функция
работа с алгоритмами
тестирование
7
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными
составление математических ребусов
конкурс на лучший математический ребус
8
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными
решение теста -кроссворда
проверочный тест
9
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными
работа с алгоритмом
контрольный тест
10
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными
самостоятельная работа
мини-олимпиада
11
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными
составление схем, диаграмм
тестирование
12
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными
составление загадок, требующих математического решения
конкурс на лучшую загадку-смекалку
13
Степень с натуральным показателем
работа в группах
тест
14
Степень с натуральным показателем
работа в группах «Найди пару»
познавательная игра «Где твоя пара?»
15
Одночлены
самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами
тестирование
16
Одночлены
решение задач
конкурс на лучшее инсценирование математической задачи
17
Одночлены
проектная деятельность
Одночлены
18
Многочлены
решение задач на установление причинно-следственных отношений
тестирование
19
Многочлены
решение заданий повышенной трудности
20
Многочлены
решение заданий повышенной трудности
21
Графики функций
решение заданий повышенной трудности
22
Графики функций
тестирование
23
Начальные геометрические сведения
решение задач на преобразование неравенств
конкурс на лучший «Решебник»
24
Начальные геометрические сведения
работа в группах: инсценирование
тестирование
25
Треугольники
схематическое изображение задач
тестирование
26
Треугольники
творческая работа
тестирование
27
Треугольники
Индивидуальная работа
создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации
28
Треугольники
Индивидуальная работа
29
Параллельные прямые
работа с информацией
викторина
30
Параллельные прямые
Работа в парах по решению задач
31
Соотношения меду сторонами и углами треугольника
составление знаковых систем
тест
32
Соотношения меду сторонами и углами треугольника
индивидуальная работа
тестирование
33
Итоговое занятие
Защита проектов
34
Резерв
коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе
анкетирование
Содержание программы
Тема 1. Математический язык. Математическая модель –4 ч. Тема 2. Линейная функция – 2 ч. Тема 3. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными – 6 ч.Тема 4. Степень с натуральным показателем – 2 ч.
Тема 5. Одночлены. Многочлены – 6 ч. Тема 6. Графики функций – 2 ч. Тема 7. Начальные геометрические сведения – 2 ч.
Тема 8. Треугольники – 4 ч.
Тема 9. Параллельные прямые –2 ч.Тема 10. Соотношения меду сторонами и углами треугольника –2 ч.
Итоговое занятие можно провести в виде защиты задания по теме курса или урока решения древних задач.
8 класс
№
Наименование тем курса
Виды деятельности
Форма контроля
Сложение и вычитание обыкновенных дробей
Умножение и деление обыкновенных дробей
Определение интересов, склонностей учащихся.
Сложение и вычитание десятичных дробей
выполнение заданий презентации
конкурс на лучшую презентацию
Умножение и деление десятичных дробей
устный счёт
математический диктант
Перевод из обыкновенной дроби в десятичную и обратно
работа в группах: решение задач
тестирование
Решение уравнений
работа с алгоритмами
тестирование
Решение уравнений
составление математических ребусов
конкурс на лучший математический ребус
Решение уравнений
решение теста -кроссворда
проверочный тест
Составление математической модели
работа с алгоритмом
контрольный тест
График линейной функции
самостоятельная работа
мини-олимпиада
График квадратичной функции
составление схем, диаграмм
тестирование
График квадратичной функции
составление загадок, требующих математического решения
конкурс на лучшую загадку-смекалку
Свойства степени с натуральным показателем
работа в группах
тест
Умножение и деление степеней с натуральным показателем
работа в группах «Найди пару»
познавательная игра «Где твоя пара?»
Умножение и деление степеней с натуральным показателем
самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами
тестирование
Сложение и вычитание многочленов
решение задач
конкурс на лучшее инсценирование математической задачи
Умножение многочлена на одночлен
проектная деятельность
Умножение многочлена на многочлен
решение задач на установление причинно-следственных отношений
тестирование
Формулы сокращенного умножения
решение заданий повышенной трудности
Формулы сокращенного умножения
решение заданий повышенной трудности
Формулы сокращенного умножения
решение заданий повышенной трудности
тестирование
Вынесение общего множителя за скобки
самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами
тестирование
Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения
решение задач
конкурс на лучшее инсценирование математической задачи
Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения
проектная деятельность
Сокращение алгебраических дробей
решение задач на установление причинно-следственных отношений
тестирование
Сокращение алгебраических дробей
решение заданий повышенной трудности
Графическое решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными
решение заданий повышенной трудности
Метод подстановки
решение заданий повышенной трудности
тестирование
Метод алгебраического сложения
самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами
тестирование
Формулы корней квадратных уравнений
решение задач
конкурс на лучшее инсценирование математической задачи
Формулы корней квадратных уравнений
проектная деятельность
Формулы корней квадратных уравнений
Формулы корней квадратных уравнений
Защита проектов
Теорема Виета
коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе
анкетирование
Содержание программы
Тема 1. Десятичные и обыкновенные дроби – 5ч.
Тема 2. Уравнения – 4ч.
Тема 3. Графики линейной и квадратичной функций – 3ч.
Тема 4. Степень с натуральным показателем – 3ч.
Тема 5. Арифметические операции над многочленами – 6ч.
Тема 6. Разложение многочленов на множители – 5ч.
Тема 7. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными – 3ч.
Тема 8. Решение квадратных уравнений -5ч.
Ожидаемые результаты
Учащиеся в конце учебного года должны уметь:
находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
оценивать логическую правильность рассуждений;
распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач.
Личностными результатами изучения курса «За страницами школьного учебника математики» являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимания, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости нестандартности мышления.
На занятиях групповых занятий учащийся научится универсальным учебным действиям (УУД):
сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
анализировать текст познавательной задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данное и искомое;
искать и выбирать искомую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке и в таблице, для ответа на заданные вопросы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково – символические средства для моделирования ситуации;
конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи, использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и разнообразные приемы для работы с головоломками;
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
выбирать наиболее эффективный способ решения;
оценивать предъявленное готовое решение (верно, неверно);
выявлять закономерности;
объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии.
Учебно – методические средства обучения
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 20072.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения. С. – Пб,19963.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 19954. Кнутова И. И., Уединов А. Б., Хачатурова О. Ф., Чулков П. В. «Математика 5 класс» задачи повышенной сложности, логические задачи. Москва О О О «Издат – школа 2000»..5.Учебно-методического комплекта «Геометрия 7 класс» Л.С. Атанасяна
Александрова Л.А. «Самостоятельные работы. Алгебра -7» - М.: Мнемозина, 2009
6. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
7.Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк «Дополнительные главы к школьному учебнику математики 8 класса»
8. Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. Дидактические материалы по математике для 8 класса.
9. Факультативный курс по математике 7-9. И. Л. Никольская
10. Фарков. «Олимпиады по математике»
11.Методическое пособие по математике для углубленного изучения математике в 8 классе. Воронеж. Л. М. Иванов, Н. Л. Константинова, О. В. Занина.
12.П. Ф. Севрюков, А. Н. Смоляков. Школа решения задач с параметрами.
13.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 200214.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 200415. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995 16.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. М., 200417.Методика работы с задачами повышенной трудности в средней школе. М.: «Панорама», 2006
18. Фарков А. В. «Математические олимпиады». Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».
19. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
20. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Российская страница международного математического конкурса
21. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] МЦНМО. Математические праздники, олимпиады, базы данных задач с решениями, математическое образование в документах, статьях, публикациях, математические игры и др.
22. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Большая база математических олимпиадных задач.
15