Якутские настольные игры «Хабылык» и «Хаамыска» как средство повышения уровня познавательной активности и усвоения учебной программы на уроке математики у младших школьников


Степанова Любовь Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ Сасыльской СОШ им. Е.Е. ПротопоповаТомпонского района Республики Саха (Якутия), Россия.

Якутские настольные игры «Хабылык» и «Хаамыска» как средство повышения уровня познавательной активности и усвоения учебной программы на уроке математики у младших школьников.Цель - создать педагогические условия для эффективного развития познавательного интереса средствами якутских настольных игр на уроках математики. На каждых уроках раскрывали способности детей;
- умение познавать и получать удовольствие от познаний,
- умение общаться, сотрудничать,
- умение внушать способность с помощью твердого волевого слова,
- добиться нужного результата,
- способность понимать и переживать других детей.
При подборе и разработке игр нужно исходить из основных закономерностей обучения. На уроке используя якутские настольные игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи.
В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом.
В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому - труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Учитель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед классом (коллективом). У народов Саха особенность характера: застенчивость, скромность, робость.
Чтобы сформировать у младших школьников умение складывать и вычитать числа в пределах 10 необходимо целенаправленная активизация их учебной деятельности. Способом такой активизации является якутские настольные игра. Подбор игр должен осуществляться с учетом уровнем их подготовленности и в соответствии с целями и задачами урока. Игры можно использовать на разных этапах урока. Условия формирования познавательного интереса, а именно: максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся, ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, положительный эмоциональный тонус учебного процесса, благоприятное общение в учебном процессе.
При изучении темы «Сложение и вычитание в пределах 10» мы использовали якутские настольные игры. При этом учебный процесс осуществлялся в соответствии со следующими этапами: ознакомление, повторение, закрепление изученного материала.
- усвоению состава числа;
- сравнение чисел. Знаки ">" (больше), "<" (меньше);
- чтение и запись чисел от 21 до 100. Сравнение чисел;
- десятичный состав чисел от 21 до 100;
- умение находить сумму и разность чисел в пределах 100 в более легких случаях устно, в более сложных письменно;
- умение решать задачи в 2-3 действия на сложение и вычитание.
Приведем для примера развернутый план урока математики в 1 классе.
Тема урока: "Устная нумерация чисел в пределах 20".
Дидактическая цель урока: изучение нового материала и закрепление ранее изученного.
Задачи урока:
1) ознакомить детей с десятком как новой счетной единицей (раскрыть его образование из единиц, показать, что десятки можно считать так же, как простые единицы);
2) закреплять навыки сложения и вычитания в пределах 10 и умение решать простые задачи изученных видов;
3) учить делать обобщения и выводы;
4) учить использовать в жизни приобретенное умение считать десятки.
Для закрепления можно использовать игровой элемент. Можно играть в якутскую настольную игру «Хабылык». Правила игры разучивается заранее, вовремя кружков и во внеклассных мероприятиях.
Ход игры:
Счет – 20 штук (вызвать несколько учеников продолжать счет).
- сколько палочек у каждого из вас? Счет десятков. Сколько десятков? (2). Сколько палочек в одной десятке? Отложите одну десятку в сторону, а с одной десяткой будем играть в якутскую национальную игру «Хабылык»
Во время игры учитель задаёт ребенку вопросы;
- Сколько ты поймал?
- Сколько палочек не поймал?
- Сравнение чисел: где больше палочек: на столе или в правой руке?
- На сколько больше или меньше?
- Разложи парами те палочки, которые поймал.
- Сколько пар?
- осталось ли у тебя лишняя палочка?
Важно создать на уроке обстановку общей заинтересованности в положительных результатах работы каждого ученика: внимательно выслушивать ответы детей, не перебивая замечаниями, привлекать к поискам наилучшего решения задания всех учащихся, своевременно давать отдых, меняя виды работы или включая небольшие физкультминутки, и т.д.
Со второго класса для изучения сложение и вычитание двух однозначных чисел можно использовать другой вид настольной игры «Хабылык». Где одновременно дети соприкасаются с народной культурой, коневодством. В этой игре дети узнают наименование домашнего скота по возрастам.
Кулунчук (Жеребёнок) – 0 – 6 мес.;
Убаhа– 6 – 12 мес.;
Тый – 1 – 2 годавалый;
Тинэhэ – 2-3 годовалый;
Кытыт – 3 – 4 годовалый;
Биэ – с 5 лет
Атыыр ат (Жеребец) – с 5 лет
Каждое наименование имеет свой счет. Например: если поймал одну палочку «Убаhа» то может забрать одну корову. «Тый» – 2 «коровы», «тинэhэ» – 3, «кытыт» – 4 «коровы», «биэ» – 5 «коров», «атыыр ат» – 6 «коров». Кроме этого в игре ещё есть «суор» (ворон), 30 «коров». Если поймал ворона, то придётся вычитать из количества коров.
Для детей младшего школьного возраста предлагаем 20 штук коров, ворона, атыыр ат, биэ, тинэhэ, кулунчук. К концу начального школьного обучения можно усложнить задание, увеличить количество коров, ввести в игру все наименования животных.
Игру «Хаамыска» рекомендуем играть со 2 и 3 класса, так как это игра эмоциональная и по структуре сложная. Первокласснику, во время урока, трудно проникнуть в правила игры, если у него нет определённого навыка ловли камушек. Как и игра «Хабылык», пользуем игру «Хаамыска» для изучения и закрепления сложения и вычитания.
Ход игры:
Для начала берётся 5 камушек, каждую камушку нумеруем (1,2,3,4,5). Пятая камушка – «Петушок».
В младших школьников игра «Хаамыска» вводится в 5 этапах:
1 этап. Собираешь по одной камушке.
Количество подбираемых камушек увеличивается по 4-ём этапам.
В 5 этапе игрок должен держать средний и большой палец так, чтобы образовалась ворота и во время бросания «Петушка», по одному закидываешь все 4 камушки. После этого подбираешь одновременно все 4 камушки.
До четвёртого этапа количество собранных камушек суммируется. При прохождении каждого этапа прибавляется дополнительно пять баллов (бонус). На каждом этапе сумма набранных камушек составляет 15 баллов и плюс к этим баллам добавляется бонус, итого 20 баллов. На пятом этапе действие усложняется, по этому бонус составляет 8 баллов. Сумма баллов всей игры составляет 103 баллов.
Для формирования этнокультурной компетенции младших школьников с помощью якутских настольных игр можно наблюдать, что у школьников повышается познавательный интерес, умение общаться, сотрудничать, умение внушать способность с помощью твердого волевого слова, добиться нужного результата, способность понимать и переживать других детей.