«Использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Виды нестандартных уроков».
Аннотация: в данной статье рассмотрено использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Рассмотрено понятие «нестандартный урок». Раскрыты виды и формы нестандартных уроков. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка.
Ключевые слова: нестандартный урок, виды и формы нестандартных уроков, лекция – "парадокс", лекция – гипертекст, урок – экскурсия.
«Использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Виды нестандартных уроков».
Перед каждым учителем стоит главная задача – дать прочные и глубокие знания по предмету каждому ученику, показать детям их внутренние ресурсы, привить им желание учиться, стремление узнать новое, научить детей критически мыслить, проверять свои знания, доказывать. Кроме традиционных типов уроков у нас встречаются и нетрадиционные или нестандартные уроки, то есть уроки, имеющие нестандартную структуру. Нестандартный урок – это импровизация учебного материала.
В последние годы интерес к нетрадиционному обучению значимо усилился. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования – создание новых типов школ, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.
Организация нетрадиционного развивающего обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируется базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и тому подобное.
Нестандартные уроки могут проводиться в форме:
- соревнования и игр (конкурс, викторина, турнир, деловая игра);
- публичного общения (аукцион, митинг, дискуссия, диспут, телемост, диалог);
- в форме урока, опирающегося на фантазию (сюрприз, сказка);
- комбинированного урока с другой организацией (урок-практикум, урок-консультация);
- урока, основного на имитационной деятельности (заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, литературная прогулка, литературная гостиная, интервью, репортаж);
- перенесенной из внеклассной работы в урок (КВН, "посиделки", "Поле чудес", "Счастливый случай", "Звездный час", и т.д.);
- интегрированного урока (когда один предмет проникает в другой).
Виды нестандартных уроков
Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки учащихся при минимальных затратах времени.
Одним из коллективных видов работы является викторина. Она проводится в любых коллективах и требует долгой подготовки. Такие уроки проходят как праздники, т.к. каждому ученику хочется подобрать такой вопрос, чтобы не сразу на него можно было ответить.
Лекция – "парадокс". Цель – повторить материал, развивать мышление и внимание.
В содержание лекции включаются ошибочные противоречивые сведения и неточности. Учащиеся, прослушивая лекцию, фиксируют ошибки, а затем выясняют почему, то или иное утверждение неверно. Это помогает учащимся проверять свои знания, учит критически мыслить и доказывать; ошибки стимулируют внимание, мысль, память.
Лекция – гипертекст позволяет активизировать память, внимание и волевые качества личности, необходимые для присвоения готовой информации. Она нужна на уроках изучения нового и первичного закрепления в целях восприятия и осознания материала.
Урок – конференция. Урок – конференция тоже является необычным для детей. Для его успеха необходим подлинный интерес к докладам, темы которых учащиеся выбирают сами. Сведения и сообщения учащихся должны быть сделаны в такой форме, которая обеспечила бы доступность излагаемого материала для всех присутствующих. Это требует индивидуальной подготовительной работы с докладчиками. Тематический учет знаний. Без контроля знаний нельзя добиться осознанности и прочности. После завершения изучения темы учащимся предстоит сдавать тематический зачет, который может выполняться устно или письменно. С заданиями зачета нужно ознакомить ребят за 2-3 урока до окончания темы.
Урок – экскурсия. Любят и уроки путешествия, уроки – экскурсии. Они развивают коллективизм, дружбу, взаимопомощь, мышление, память и кругозор детей.
Учитель должен сочетать наиболее приемлемые для современных методов учебные предметы, отказаться от традиционных шаблонных форм организации современного урока, уметь свободно строить учебный процесс, но все же придерживаться установленных требований проведения урока в современной школе.
Лысенкова С.Н. пишет: "Настоящий урок - это такой урок, на котором на все и на всех хватает времени и внимания". Нестандартный урок по праву можно считать настоящим уроком. На обычных уроках дети активно включаются в урок, творчески мыслят, не ждут конца урока, не следят за временем. Урок приносит им большую радость познания. Большим плюсом нетрадиционных уроков является то, что они побуждают слабых учащихся принимать участие, думать над заданиями, вселяют в них уверенность и желание активного участия и познания. Благодаря нетрадиционным видам обучения ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215