Статья Развитие познавательной активности младших школьников с целью повышения функциональной грамотности


Развитие познавательной активности младших школьников
с целью повышения функциональной грамотности
Активизация познавательной деятельности школьников – одна из актуальных проблем , поскольку в процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе.
Познавательная активность реализуется через познавательную потребность, инициативу, самоактуализацию и саморегуляцию, которые являются ее определяющими характеристиками. Познавательная активность имеет мотивационно-волевую природу, потому что связана с волевыми чертам личности (целенаправленностью, организованностью, самостоятельностью ), а также со всеми образованиями личности, являющимися проявлениями ее внутренней активности (ценностными ориентирами, направленностью).
Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те скрытые «сокровища», которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда познавательная активность ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности.
В ходе работы над данной темой, я пришла к выводу, что с целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:
-создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
-использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
-направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
-осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
-избегать перегрузки учащихся;
-принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
-дифференцировать объем домашних заданий;
-контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
-создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности
Создать условия для развития личности ребенка - значит сделать обучение субъектным.
Не менее важным этапом в подборе информации является учёт уровня развития детей и их способностей. Значит, познавательная активность возникает, если информация:
-заставляет удивляться, поражает воображение;
-заставляет задуматься;
-подводит учащихся к видению нового в знакомом материале;
-является основой для формирования понятий, законов, правил;
-нацеливает на внутрипредметные и межпредметные связи;
-ориентирована на использование в практической деятельности.
Не менее важную роль в формировании познавательной активности играет то, насколько правильно и интересно учитель смог организовать процесс деятельности. Таким образом, формирование познавательной активности происходит успешно, если процесс деятельности:
-вызывает у учащихся стремление находить привлекательные стороны учебного процесса:
-сопровождается мыслями: «додумался», «как же я этого раньше не знал», «не так уж и трудно»;
-нацеливает на разрешение противоречий;
-заставляет посмотреть на явление с другой стороны;
-ориентирует на применение знаний в новых условиях;
-включает элементы усложнения во всевозможные упражнения
и задачи;
-развивает воображение, смекалку, логику;
-предполагает элементы исследования.
Главное в деятельности учащегося — чувство собственного роста в условиях постоянно создаваемых для него педагогом ситуаций успеха.
На учителя возлагается большая ответственность за развитие детей. Педагог должен знать особенности каждого ребенка и уметь выбрать правильный подход для работы с детьми. В большинстве случаев доброжелательная доверительная обстановка между учителем и учениками на уроках является необходимым условием для формирования познавательной активности младших школьников.
Таким образом, интенсивному развитию познавательной активности с целью повышения функциональной грамотности способствует соблюдение ряда обязательных условий:
-систематичность нарастания познавательной трудности учебной работы;
-разнообразие учебной деятельности при овладении новым материалом;
- индивидуальный подход к учащимся.