Урок по ИЗО для 3 класса по теме «Зимнее дерево»


3 класс
Тема урока: «Зимнее дерево»
Изображение дерева по представлению и по памяти.
Цель: повторение изучения строения дерева, передача в изображении этих знаний и наблюдений, создание определенного колорита, настроения цветом, освоение техники живописи «мазком»; воспитание любви к родной природе; формирование умений выражать в рисунке свои представления о красоте вокруг себя.
Оборудование: для учащихся - альбом, карандаш, краски акварельные, гуашь, мелки, фломастеры; для учителя – И.Шишкин «Лесные дали», «На севере диком», «Лес зимой»; И.Грабарь «Февральская лазурь»; А.Куинджи «Березовая роща»; детские рисунки, фотографии, Музыка Г.Свиридова «Метель». Ход урока
1.Организация класса. Проверка готовности к уроку.
2.Беседа. Введение в тему урока.
Тема сегодняшнего урока - зимние деревья. Скажите, пожалуйста – чем отличается дерево зимнее от деревьев весенних, летних или осенних?
Правильно, зимой мы видим дерево без листвы, видим не прикрытый листвой ствол, видим как растут ветви, характер силуэта в зависимости от породы дерева.
А какое значение имеет дерево в нашей жизни?
Да, современный человек и тот не может обойтись без дерева, хотя сейчас химическая промышленность выпускает все больше синтетических материалов. Но если говорить о сельских жителях или даже о наших предках, то дерево – их постоянный спутник.
Живя среди бескрайних лесов народ, естественно, много думал о деревьях, его свойствах, о применении дерева в быту. Сколько песен пелось в зимние вечера про березу, липу, дуб, рябину. Люди складывали стихи, сказки, загадки.
Может, вы знаете загадки про деревья?
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает?
Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем (лес).
Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок (лиственница).
Никто не пугает, а вся дрожит (осинка).
Весной зеленела, летом загорела, красные кораллы осенью надела.
Ствол белеет, шапка зеленеет, стоит в белой одежке, свесив сережки (береза).
Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила, а о чем она грустит никому не говорит (ива).
Что же это за девица? Не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (елка, сосна).
Лес и родина нераздельны, в их судьбе много общего. Лес всегда был верным другом и надежной защитой. « Вряд ли какой другой народ вступал в историю со столь богатой хвойной шубой на плечах», - заметил писатель Леонид Леонов. И действительно: испокон веков жизнь наших предков была связана с лесом. Из леса рубили избу, из древесины мастерили разную утварь, резали посуду, ложки. В лес ходили по ягоды и грибы.
И, наконец, дождался русский лес своего художника. И фамилия у него была лесная – Шишкин. И звали его Иван, сын Ивана. Он вышел на арену мирового искусства из густых прикамских лесов. Мы его считаем своим земляком, потому что родился он в Елабуге.
Шишкин в Елабужском лесу нашел красоту, о которой поведал миру. Едва ли не половину своей жизни Шишкин провел в лесу, делая наброски, зарисовки с натуры. Любовь художника к природе настоящая и бесхитростная. Шишкин видел русский пейзаж эпически. Богатырские дубы и сосны изображал он. Да и сам был богатырем. Могучие сосны Шишкина вызывали не только восхищение – они пробуждали мысль. Антон Павлович Чехов сказал однажды, любуясь его работами: « - Какие деревья! В сущности какая красивая жизнь должна быть возле них!»
- Какое время года чаще изображал художник? (Чаще всего лето).
А вот эта его работа называется «На Севере Диком»
- Что здесь изображено? ( Зима. Вечер. На краю обрыва ель, занесенная снегом). -Опишите это дерево. Какое оно? Какие прилагательные можно использовать, чтобы описать ель? (Суровая, величественная, печальная, таинственная, красивая, задумчивая, одинокая).
- Давайте пофантазируем. Мы можем предположить какое настроение могло быть у художника когда он писал эту картину? (Серьезное, сосредоточенное, грустное).
Художник в самом деле переживал в тот период тяжелую душевную травму. Он потерял близких ему людей и, вероятно, чувство тоски, безысходности, одиночества в какой-то мере отразились в этой работе.
А сейчас, я покажу вам иллюстрацию с картины другого художника- Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». Уже само название характеризует эту работу – февральская лазурь.
- Главный герой этой картины – береза. Опишите ее. (Торжественная, великолепная, нарядная, гордая, величественная, прекрасная, сияющая).
Сам художник, вспоминая то утро, когда увидел эту березу писал: «…В природе творилось что-то необычайное, казалось что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу…». Грабарь испытывал небывалый подъем творческих и жизненных сил. Ему в полной мере удалось передать перезвоны чистого цвета – цвета освещенного ярким февральским солнцем неба, снега и серебристого ствола березы.
-Что можно сказать, сравнивая два этих дерева? (Деревья могут быть разными, они могут иметь свой характер, свое настроение).
А вы знаете, что для древних людей знание дерева было жизненно необходимым? К деревьям относились как к одушевленным существам, наделяли их чертами живых людей. А потом заметили, что и люди чем-то похожи на деревья. Согласно гороскопам древних жрецов Северной Европы друидов, человек сотворен из дерева. Люди и растения родственны, каждому сроку рождения соответствует свой «знак» - дерево или кустарник, которое является покровителем человека рожденного под его знаком. Древние знали, что у каждого растения есть своя душа. У древних славян самым почитаемым деревом был дуб, который олицетворял силу и мощь. Оттого и считали его деревом бога Перуна. Священным дуб считался и у других народов – у литовцев, у мордвы, чувашей, татар. Во многих странах есть обычай: в день рождения ребенка сажать дерево, которое становилось как бы его близнецом. «Кто посадит дерево – того благословят внуки, кто срубит дерево – того проклянут дети», - говорит народная мудрость. Так, веками воспитывалось в человеке отношение к дереву, как к чему-то одушевленному, умеющему чувствовать, умеющему испытывать радость и боль.
- Скажите, а как мы можем способствовать сохранению природы? Как современные государства решают проблему экологической безопасности планеты? (Существуют и создаются заповедники, национальные парки, внедряются различные программы по восстановлению и развитию растительных и животных форм и т. д.)
3.Работа над заданием.
- Возможно, кто-то уже догадался, что надо нарисовать не просто дерево, а показать его настроение, характер. Какое может быть настроение у дерева? (Радостное, грустное, праздничное, скорбящее, ликующее…)
- А от чего это зависит? (От погоды, от времени суток, от самочувствия дерева, впрочем, от всего того от чего и наше с вами настроение).
- Все деревья, конечно, разные, но у всех у них есть корни, ствол, ветви, крона ( повтор строения дерева по таблице). Посмотрите на эти деревья, выполненные на разном фоне гуашью. (Показ рисунков и фотографий). Ваша задача – нарисовать зимнее дерево, показать его настроение, характер. И еще – охарактеризуйте его, когда нарисуете, почему именно это дерево, почему именно так.
4. Самостоятельная творческая работа. ( Музыка Свиридова к повести Пушкина «Метель»).
5. Анализ и выставка детских работ. Оценки.
6. Итог урока. Домашнее задание( нарисовать два дерева с натуры).