Художественно-эстетическое развитие ОД Рисование Тема: «Зимнее дерево»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №17 «Уралочка» с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников г. Орска»
Художественно-эстетическое развитие ОД Рисование
Тема: «Зимнее дерево»
Подготовил: воспитатель подготовительной к школе группы Пивоварова Н.И.
1.Пояснительная записка (актуальность темы): Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Изобразительная деятельность несет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, ее психических и эстетических возможностей.
Очень сложно в наше время – инноваций, прогресса и доминирования техники - действительно заинтересовать ребенка творчеством, а ведь одним из основных видов деятельности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение ,во всех возрастных группах является рисование. И для того, чтобы вызвать интерес к этому виду занятий и способствовать развитию творческого потенциала у ребенка, рекомендуется использовать нетрадиционные методы рисования.
2.Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1.1 Доминирующая образовательная область Художественно-эстетическое развитие 1.2 Вид деятельности детей коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная Методическая информация 1. Тема образовательной деятельности "Зимнее дерево" 2. Методы и приемы реализации содержания занятия Практические: активизация прошлого опыта, а именно: наблюдение на прогулках; рассматривание и беседа по картинам И. Шишкина «Зима», И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца», иллюстраций о зиме, деревьях.
Наглядные: Репродукции картин: И. Шишкин «Зима», И. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»; плакат «Зимний лес»; иллюстрации лиственных деревьев; Словесные: ввести новые слова в речь детей: «кляксография», «оттиск»; активизировать в речи слова: пейзаж, ствол, ветки, крона; красочные сравнения, выражения; закрепить слова пальчиковой гимнастики.3. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное 4. Возрастная группа: Подготовительная группа 5. Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования дерева – кляксографией с трубочкой. Расширить знания детей о деревьях.
6. Задачи: 6.1 1.Формировать у детей умение рисовать нетрадиционной техникой: зимнее дерево - кляксографией с трубочкой; снег - оттиском мятой бумаги; снег на деревьях - тычком жёсткой полусухой кистью или ватной палочкой. 6.2 2.Закрепить знания детей о хвойных и лиственных деревьях, развивать речь детей, умение составлять связный рассказ по картине. 6.3 3.Передавать в рисунке части дерева, развивать дыхательный аппарат, фантазию, творчество детей, чувство композиции и колорита
6.4 4.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям. 7. Планируемые результаты: 7.1 Сформированы представления о том, что такое кляксография, какой это увлекательный и необычный вид рисования. 7.2 Способность в свободной деятельности самостоятельно изобразить подобный продукт. 7.3 Сформирована потребность в преображении пространства группы – оформление выставки зимнего леса, постепенная подготовка группы к Новому году
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Репродукции картин: И. Шишкин «Зима», И. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»; плакат «Зимний лес»; иллюстрации лиственных деревьев; трубочки для сока, ватные палочки, кисти (жёсткая и тонкая), мятая бумага, салфетки, тряпочки, жидкая гуашь (чёрная, коричневая, белая, серая), густая гуашь (розовая, белая, голубая); палитра; аудио установка с записью спокойной музыки для рисования, и звуки природы – ветер, шум леса, вьюга.9 Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Наблюдение на прогулках; рассматривание и беседа по картинам И. Шишкина «Зима», И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца», иллюстраций о зиме, деревьях; разучивание стихотворений про зимний лес
Конспект занятия (образовательной деятельности) I. Вводная часть 1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Утром, во время приема детей, на стенах выставлены картинки с изображением больших деревьев, подготовленных заранее воспитателем. Их можно украсить ватой, блестками, мишурой, пенопластом. Дети словно попадают в зимний лес. Перед завтраком воспитатель дает установку, что сейчас нам нужно хорошенько подкрепиться, потому что после еды, мы с вами отправимся в сказочный лес!
1.2 Мотивация деятельности детей Выход на деятельность осуществляется с релаксационного момента: 1) Воспитатель: Дети, мы сегодня отправимся в необычное путешествие, в сказочное место, где живут деревья. Как называется это место? (лес). Лес для деревьев - дом родной.
Релаксация:
Представьте, что вы деревья - дубы. Ноги крепко уприте в пол, руки сожмите в кулаки, вы серьёзные. Дуб крепкий, могучий. Дует сильный ветер, но вас с места не может сдвинуть. А теперь вы - берёзы. Берёзка тонкая и стройная. Расслабьтесь, поднимите руки вверх. Дует ветер, и берёзка качается из стороны в сторону. Улыбнитесь друг другу, у всех хорошее настроение.
Отправляемся в путешествие («паровозик»- под музыку).
3 мин
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Выяснить, что же нас ждет в зимнем лесу, как изменились осенние деревья в снежной шубке.
2 мин
II. Основная часть: 2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний В-ль: Вот мы и приехали в зимний лес. Какие деревья вы видите в лесу? (ель, сосна). Как их можно назвать одним словом? (хвойные). Каких деревьев не хватает? (лиственных). А как называется лес, где растут хвойные и лиственные деревья? (смешанный). Что можно сделать, чтобы в лесу были и лиственные деревья? (нарисовать их).
Игра «Расскажи и покажи» (части дерева)
Дети: Ноги - это корни дерева, туловище - ствол, руки - большие ветки, пальцы - маленькие. А что на ветках? (листья). Что они образуют? (крону)
В-ль: Какие лиственные деревья вы знаете? (дуб, берёза, клён и т.д.).
2) Рассматривание деревьев (картинки)
Ребёнок: Это дуб. Ствол у дуба толстый тёмного цвета, крона раскидистая, ветвистая. Дуб крепкий, могучий.
В ль: И. Токмакова написала про дуб прекрасное стихотворение.
Р-к:
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться.
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный,
Значит дуб выносливый,
Значит закалённый.
- В- ль: Какие поговорки знаете о дубе? («Крепкий как дуб», «Мудрый как старый дуб»).
Загадка: «Стоит Алёна - платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан».
Р-к: Ствол у берёзы тонкий, стройный, белый с чёрными пятнами; крона ветвистая, но не широкая, веточки тонкие, опущены вниз. Её называют русская красавица, белоствольная. Чёрные пятна - это рот берёзы, через который она дышит. Из коры плетут лапти, делают берестяную посуду.
Р-к: У рябины тонкий ствол, крона похожа на шар. В народе рябину называют девица-красавица с красными бусами, она оберегает от бед. Из древесины делают музыкальные инструменты, окрашивают ткани: кора - в красный цвет, ветки - в чёрный, листья - в коричневый.
Р-к: Тополь стройный, высокий, ствол серо-зелёного цвета. Из древесины тополя делают бумагу, из почек - кремы, духи, одеколоны. В народе говорят: «Если с тополя лист не весь опадёт, то будет морозная зима».
В-ль: А какие деревья зимой? (Деревья стоят голые, тёмные, кажутся замёрзшими).
10 мин
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Многие художники очень любят рисовать природу. Как называются такие картины? (пейзажи).
Рассмотрим, как художники в своих картинах изображали зимние деревья.
-(Звучит музыка «Вьюга»)
(Выставляется картина И.Шишкина «Зима»)
-Кто написал эту картину? Как называется? Какое стихотворение подходит к этому пейзажу?
Р-к:
Намело, навьюжело,
Все деревья в кружеве:
Снег на соснах, на кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели.
Р-к: На картине «Зима» нарисован уголок зимнего леса. Мы видим тёмные сосны и ели. Всё покрыто снежным одеялом. Снег лежит на земле, на поваленных деревьях, на старых елях и на молоденьких ёлочках. Снег белый, пушистый, в некоторых местах голубой. Сквозь деревья видно светлое, чистое небо. Воздух в лесу чистый, холодный. Стоит тишина. И лес кажется заколдованный.
-Какие краски использовал художник, чтобы нарисовать стволы деревьев? (тёмные, серые, чёрные). А снег? (белые, голубые)
В-ль:
Заготовила зима
Краски все для всех сама.
Полю - лучшие белила,
Зорям - алые чернила,
Всем деревьям чистые
Блёстки серебристые.
-Как называются блёстки серебристые? (иней).
(Выставляется картина И. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»)
-Назовите художника и картину.
Р-к: Художник нарисовал зимний берёзовый лес. Белоствольные молодые берёзки накрыты пушистым инеем. В лучах восходящего солнца иней кажется розовым. На земле лежит снег. Он тоже переливается всеми цветами радуги. Небо чистое, ясное, высокое, нежно-голубое. Это морозный день. От восходящего солнца по небу разливается золотой свет.
Р-к: (читает стихотворение С. Есенин «Белая берёза»)
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
-Какие тона преобладают в картине? (светлые: белый, голубой, золотистый, розовый, сиреневый цвета).
На прогулке мы наблюдали за тем, что снег не бывает чисто белым. Его цвет зависит от освещения: утром - серебристый, голубые тени на снегу; днём - от солнца золотистый, искрящийся; вечером - розовый от заходящего солнца; а ночью - синий.4) Рассматривание образца «Зимнее дерево»
Что видим на переднем плане, в центре, вверху?
-С чего начнём рисовать? Где ствол толще? Каким цветом? Что ещё есть у дерева?
Показ воспитателя.
Продуктивная деятельность:
-Нарисуем дерево необычным способом: кляксографией с трубочкой. Наливаем ложечкой гуашь, с помощью трубочки дуем вверх - это ствол; повернув лист раздуваем капельки краски влево и вправо, не касаясь кончиком трубочки бумаги и краски. И у нас на глазах вырастают ветки у дерева.
Снег рисуем оттиском мятой бумагой внизу. На ветках рисуем иней или снег жёсткой кистью или ватной палочкой тычком. Дорисовать кору дерева можно тонкой кистью.
Пальчиковая гимнастика (физкультминутка0У дерева ствол, (руки скрещиваем)
На стволе много веток, (сжимаем и разжимаем пальцы)
А иней на ветках (шевелим пальцами)
Белого цвета. (дуем на пальцы, сдуваем иней)
Здравствуй лес, дремучий лес, (стучим пальцами двух рук)
Полный сказок и чудес. (показываем руки)
Самостоятельная работа детей под музыку.
Рефлексия (Анализ детских работ. 2-3 ребёнка)
В-ль: У вас получились прекрасные зимние деревья. Покрытые снежными кружевами деревья как будто оцепенели в зимнем сне. Вьюга посеребрила пышные причёски стройных берёз, рябин, клёнов, тополей. На макушке у могучих дубов – пышная снежная шапка. Сверкает снег всеми цветами радуги. Хорош лес в зимнем уборе!
Р-к:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
В-ль: Как же надо относиться к деревьям?
Р-к:
Берегите же деревья эти
И кусты старайтесь не ломать,
Чтобы все – и взрослые, и дети –
В их тени могли бы отдыхать!
Пускай они в лесу растут –
Добро и красоту несут.
15 мин
3 мин
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Рассматривание готовых рисунков сверстников, обмен впечатлениями о проделанной работе III. Заключительная часть 3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Чему мы должны были научиться? Удалось ли нам добиться цели? Что мы для этого сделали? Что нам помогло? Что у нас не получилось? Почему? Как это исправить? 2 мин.
IV. Дальнейшая разработка темы 4.1 Итогом проведенной непосредственной образовательной деятельности должен стать готовый продукт в виде творческой работы «Зимнее дерево», которая в дальнейшем оформляется в виде выставки или коллективной работы в приемной с добавлением элементов аппликации, птичек, снежинок и т.д. 6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)
Нищева Н.В. «Четыре времени года» (Развитие эмоционального мира и речи старших дошкольников при рассматривании произведений пейзажной живописи)
Подборка художественной литературы: «Деревья» (стихи, рассказы «Как ходят деревья»), «Времена года» (стихи), К.Д. Ушинский «Четыре желания», программа «Радуга» («Сказки о деревьях» средняя группа) и т.д.
Приложение
картина И.Шишкина «Зима»
картина И. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»