Урок Формы размножения организмов
Урок модуль
«Формы размножения организмов»
Учитель биологии МБОУ СОШ № 58 г.Брянска Котенко Л.В.
№ учебного элемента
Учебный материал с указанием заданий
Рекомендации по выполнению заданий, оценка
УО-0
Цели урока: в результате работы над модулем вы расширите, углубите, обобщите и систематизируете знания о бесполом и половом размножение; продолжите развивать навыки самостоятельной учебной работы
Внимательно прочитайте цель урока
УЭ-1
Входной контроль
Подготовка к работе
1. Обсудите и подготовьте устные ответы на вопросы:
Что такое жизнь?
Что означает самовоспроизводящаяся система?
Что такое размножение? Что лежит в основе размножения?
Какие виды деления клеток вы знаете?
Митоз: суть, значение?
Что такое мейоз?
2. Обсудите результаты выполнения заданий.
3. Оцените свою работу.
Критерии оценки: каждый правильный ответ на вопрос – 2 балла. Максимальное количество баллов – 5.
Работа в парах.
Устная беседа.
Ваша оценка----
УЭ-2
Цель: На основе анализа рассмотренных вопросов, спрогнозируйте тему нашего урока и поставьте проблему для совместного решения.
Слайд 1, 2,3, 4
УЭ-3
Цель: Изучить бесполое размножение.
1. Размножение организмов – основа существования вида и в целом жизни на Земле. (Беседа).
2. Формы бесполого размножения организмов ( Внимательно прочитайте текст §31 на стр. 117-118. Запишите какое размножение называется бесполым? Начните заполнять схему:
Виды размножения
Бесполое Половое
(Беседа по вопросам с использованием слайда)
Самостоятельно проверьте правильность выполнения работы, используя ключОцените свою работу по следующим критериям:«5» – всю схему заполнили верно;«4» – всю схему заполнили правильно, но приходилось обращаться за подсказками (к учебнику или учителю) или допустили 1–2 неточности;«3» – выполнили все задание, но допустили 2–3 ошибки, или не успели заполнить все (2–3 части);«2» – почти ничего не смогли заполнить правильно или почти все перепутали;«1» – вообще не выполнил задание, но такого быть не может!!!
Устные ответы оцениваются в 1 балл. (дополнительно)
Самостоятельно с учебниками, запись схемы в тетрадь.
Подготовить устный ответ.
Беседа по схеме.
Слайд 5-ключ.
Ваша оценка----
УЭ-4
Цель: Изучить половое размножение.
Внимательно прослушайте объяснение учителя о половом размножении.
Запишите какое размножение называется половым.
Продолжите заполнение второй части схемы.
Оцените усвоение вами полученного материала по 5-ти бальной системе.
4. Работа по рядам: учащимся 1-го ряда используя текст учебника (стр. 121) изучить строение и функции яйцеклетки; 2-го ряда – строение и функции сперматозоидов (учебник стр.121). Рассмотреть в микроскоп препараты. Данные занести в таблицу:
Сравниваемые признаки
Женские гаметы
Мужские гаметы
1. Форма и размеры
2. Особенности строения
3. Функции
На основе изученного материала составьте устный ответ.
Оцените свою работу.
Критерий оценки: каждый правильный ответ на вопрос – 5 баллов.
Рассказ учителя с демонстрацией слайдов (6-7)
Ваша оценка----
Работа по рядам.
Самостоятельно с учебником и микроскопом. Запись в тетрадь.
Слайды 8-9
Устные ответы на вопросы.
Ваша оценка-----
УЭ-5
Цель: Сравнить формы размножения.
1. Сравните бесполое и половое размножения по следующим характеристикам:
Число особей, участвующих в размножении;
Образуются ли гаметы?
У какого способа отсутствует мейоз?
На кого похожи потомки?
Для каких организмов характерны?
Где быстрее происходит увеличение численности?
(Беседа по вопросам)
2. Оцените свою работу.
Критерии оценки: каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.
Устные ответы на вопросы.
Ваша оценка-----
УО-6
Цель: Определить качество знаний по изученной теме.
Ответить на вопросы( каждый правильный ответ 1 балл.):
А) Почему размножение считается важнейшим и необходимым атрибутом живого?
Б) Назовите способ размножения папоротников и мхов?
В) Встречается ли бесполое размножение у человека? В какой форме?
Г) Какое размножение дает преимущество при изменении среды обитания?
Д) Проблема: какая форма прогрессивней и почему?
2. Выполнить тестовое задание по уровням (прилагаются).
Поменяйтесь работами со своим партнером. Проведите взаимопроверку по ключу на слайде. Оцените работу по критериям на слайде, поставив за каждый правильный ответ «+».
Устно дайте ответы на вопросы.
Индивидуальная работа. Запись результатов в бланк №1
(прилагается).
Взаимопроверка по ключам и оценивание работы. Слайд 10-11
УЭ-7
Домашнее задание и подведение итогов урока:
Д/з: §31-32, в рабочей тетради №№ 123-131.
Прочитайте цель урока; 2.Достигли ли вы поставленной цели?
Оцените свою работу:
5 – 18 баллов и более; Молодец!!!
4 – 17-15 баллов; Так держать!
3 – 14-12 баллов; Подтянись!
2 – менее 12 баллов (не отчаивайтесь и изучите еще раз материал)
ИТОГОВАЯ
ОЦЕНКА---
Приложение
Тесты
Уровень А и В. Для каждой формы размножения выберите соответствующие характеристики: А – половое; Б – бесполое размножение.
1. В размножении участвует одна родительская особь.2. В размножении обычно участвуют две родительские особи.3. Образуются гаплоидные гаметы, ядра которых будут сливаться в момент оплодотворения.4. Гаметы не образуются.5. Возникают новые комбинации свойств в результате генетической рекомбинации.6. Потомки идентичны родительским особям7. Характерно для растений, низших животных и микроорганизмов.8. Потомки с качественно новыми признаками в отличие от родительских особей.9. Часто приводит к быстрому созданию большого числа потомков.10. Численность потомков увеличивается медленнее.
Уровень С. Выберите один или несколько верных ответов.
1. Размножение – это процесс:
а) увеличения числа клеток; б) воспроизведения себе подобных; в) развития организмов в процессе эволюции; г) изменения особи с момента рождения до ее смерти.
2. Оплодотворение – это процесс, в результате которого:
а) происходит слияние мужской и женских гамет;б) не образуется зигота;в) образуется гаплоидная клетка;г) развиваются гаметы.
3. Бесполое размножение широко распространено в природе, так как оно способствует:
а) росту численности вида;б) возникновению изменений у особей вида;в) появлению внешней изменчивости;г) приспособлению организмов к неблагоприятным условиям.
4. Обмен наследственной информацией происходит при:
а) почковании; б) половом размножении;в) митозе–делении клеток;г) вегетативном размножении.
5. Путем почкования способны размножаться:
а) хрящевые рыбы; б) гидра;в) моллюски; г) ящерицы.
6. Споры у папоротника образуются на:
а) листьях; б) на шишечках;в) на корневищах;г) на стебле.
7. При вегетативном размножении многоклеточных дочерние особи развиваются из:
а) одной неспециализированной клетки;б) одной специализированной клетки;в) множества клеток одинакового происхождения;г) множества клеток разного происхождения.
8. Гермафродиты встречаются у:
а) только высших растений;б) только высших растений и некоторых грибов;в) многоклеточных животных и всех низших растений;г) высших растений и многоклеточных животных
Бланк ответов:
Уровень А и В
Формы размножения
Половое размножение
Бесполое размножение
Цифры ответов
Ваша оценка_________________________________
Уровень С
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
Буквы ответов
+/–
Ваша оценка_________________________________
КЛЮЧ
Уровень А и В
Формы размножения
Половое размножение
Бесполое размножение
Цифры ответов
2
3
5
8
10
1
4
6
7
9
Уровень С
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
Буквы ответов
б
а
а
б
б
а
в
г
qђЗаголовок 415