Урок по биологии Бесполое и половое размножение (10 класс)
Открытый урок
в 10 классе по теме «Бесполое и половое размножение»
(с использованием ИКТ)
Разработала
учитель биологии
кадетского корпуса
Шувалова О.Т.
Цель урока: Углубить знания учащихся о различных формах размножения организмов, встречающихся в живой природе, продолжить формирование умений систематизировать информацию.
Ход урока
Организационный момент
Проверка знаний учащихся.
Тест на 2 варианта (10 минут) по теме «Деление клеток и его значение» (приложения № 11, 12)
Изучение нового материала.
В природе существуют разные варианты этих двух основных форм размножения
Рассмотрим формы бесполого и полового размножения (презентации учащихся) (приложения № 9, 10)
- Задание классу:
При просмотре презентаций составить схему форм размножения живых организмов: бесполого и полового.
- Обсуждение презентаций и схем
- Для того, чтобы убедится в том, что схемы составлены правильно раздаются карточки, содержащие информацию о бесполом и половом размножении (приложение № 13, 14, 15)
- Повторное обсуждение схем
- Проблемный вопрос: Есть ли преимущества и недостатки у полового и бесполого размножения?
- Обсуждение и запись в тетрадь.
Характеристика бесполого размножения:
Происходит без образования гамет.
В основе размножения лежит митоз
В размножении участвует лишь один организм
Дочерние организмы абсолютно идентичны материнскому организму
Приводит к быстрому увеличению численности особей данного вида при благоприятных условиях
Преимущества: происходит просто, не нужно тратить время и энергию для поиска партнера; численность организмов увеличивается относительно быстро; в неизменных условиях среды создаются безграничные возможности повышения численности организмов со сходной наследственностью.
Недостатки: не обеспечивает выживание в изменчивой среде.
Характеристика полого размножения:
Сущность полового размножения – слияние генетической информации родителей, благодаря чему в потомстве увеличивается генетическое разнообразие и, следовательно, растет жизнеспособность по сравнению с родительской.
4.Домашнее задание
Параграф 31-32 .
Индивидуальные задания: презентации: партеногенез и гаметогенез.
5.Рефлексия.
1) Анализ работы на уроке
- Что узнали нового?
- В чем были трудности?
- Как с ними справились?
2) Заполнить таблицу (приложение № 16)
3) Определить способы размножения представителей различных групп живых организмов (приложение № 17, 18)
(со звонком работы сдать)
ДЕЛЕНИЕ КЛЕТОК И ЕГО -ЗНАЧЕНИЕ
Вариант 1
1. Жизненный цикл клетки состоит:
а) из мейоза и интерфазы
б) из митоза и мейоза
в) из интерфазы и митоза.
2. В интерфазе каждая хромосома состоит из ... молекул ДНК:
а) 3 б) 2 в) 4.
3. Вещества хромосом материнской клетки строго поровну распределяются между двумя дочерними клетками в процессе:
а) митоза б) амитоза в) мейоза.
4. Интерфаза между I и II делениями мейоза:
а) длинная
б) короткая
в) такая же, как между двумя делениями митоза.
5. Хроматиды в хромосоме связаны между собой:
а) центриолыо в) нитями веретена деления.
б) центромерой
6. Фаза митоза, в которой хромосомы расположены по экваторуклетки, называется:
а) метафазой б) анафазой в) телофазой.
7. В результате спирализации двойные хромосомы:
а) остаются неизменными в) удлиняются.
б) укорачиваются
8. Первое деление мейоза отличается от второго тем, что:
а) происходит уменьшение числа хромосом;
б) в анафазе к полюсам клетки расходятся хроматиды,а не двойные хромосомы;
в) число хромосом не изменяется.
9. Хроматин - это:
а) сестринские хромосомы
б) деспирализованные хромосомы
в) спирализованные хромосомы.
10. Веретено деления образуется без центриолей:
а) у животных
б) у низших растений
в) у высших растений.
11. Кроссинговер это:
а) тип хромосомной перестройки;
б) сближение гомологичных хромосом;
в) обмен участками гомологичных хромосом.
*12. Сколько бивалентов образуется, если исходная клетка имеет 8 хромосом?
а) 4 б) 8 в) 16.
*13. Число хромосом в клетках томата 24. При мейозе три из образовавшихся в результате деления клетки дегенерируют. Последняя клетка сразу же делится трижды. Сколько клеточных ядер получится? Сколько хромосом содержит каждое из этих ядер?
а) 4 ядра с 12 хромосомами в каждом;
б) 8 ядер с 24 хромосомами в каждом;
в) 8 ядер с 12 хромосомами в каждом.
ДЕЛЕНИЕ КЛЕТОК И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
Вариант 2
1. Тип деления клеток, в результате которого образуются половыеклетки:
а) митоз б) мейоз в) амитоз.
2. Какой процесс происходит в профазе I мейоза?
а) конъюгация хромосом в) деспирализация хромосом.
б) расхождение хромосом*
3. В половых клетках капусты 9 хромосом, а в соматических?
а) 18 б) 9 в) 36.
4. При мейозе количество хромосом:
а) увеличивается вдвое;
б) уменьшается вдвое;
в) остается неизменным.
5. Удвоение ДНК в мейозе происходит:
а) перед первым делением;
б) между первым и вторым делением;
в) перед первым и перед вторым делением.
6. Постоянство числа хромосом во всех клетках организма обеспечивает:
а) мейоз в) амитоз.
б) митоз
7. В результате митоза из 1 клетки получается ... клетки:
а) 2 б) 3 в) 4.
8. Прямое деление ядра, без образования хромосом и веретенаделения, но с возможным разделением цитоплазмы, это:
а) митоз
б) амитоз
в) шизогония.
9. Сближение гомологичных хромосом при мейозе это:
а) конъюгация
б) кроссинговер
в) трансляция.
10. Интеркинез это:
а) период между первым и вторым делением мейоза;
б) способ образования половых клеток;
в) способ деления патогенных клеток.
11. Сколько хроматид идет к каждому полюсу в анофазе I, еслиисходная клетка имеет 8 хромосом?
а) 4 б) 8 в) 16.
*12. Во время ненормального митоза в клетке риса с 24 хромосомами хроматиды одной из хромосом не разошлись к разным полюсам, а попали в одно ядро. Сколько хромосом стало в ядрах после такого деления?
а) 25 и 23 в) 24 и 24.
б) 11 и 13
*13. Исходная клетка имеет 8 хромосом. Во время ненормального мейоза в исходной клетке одна пара гомологичных хромосом не разошлась к разным полюсам. Сколько хромосом было в каждой клетке после мейоза?
а) 7 и 9 в) 5 и 3.
б) 4 и 4
Приложение 17Приложение 14Приложение 15Приложение 1615