Конспект урока «Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных»
Открытый урок по биологии в 10 классе
Тема: «Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных»
Цель урока: изучить основные фазы митоза, определить его биологическую роль.
Задачи:
Образовательные:
Формирование знаний о сущности жизненного цикла любой клетки, механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли.
Раскрытие особенностей протекания каждой фазы митоза.
Закрепление знакомых понятий по данной теме и формирование новых, усвоение терминологии;
Развиваюшие:
Формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, строить схему, таблицу.
Развитие логического мышления, умение анализировать, сравнивать, делать обобщение и выводы, работать с разными источниками информации, демонстрационным материалом.
Воспитательные:
Совершенствование навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы. Развитие познавательного интереса к предмету.
Оборудование: таблица « Митоз», электронное пособие «Деление клетки. Митоз».
презентация, мультимедийный проектор.
Основные понятия: жизненный цикл клетки, митотический цикл, апоптоз, интерфаза, пресинтетический период, синтетический период, постсинтетический период, репликация, кариокинез, цитокинез, веретено деления, амитоз.Тип урока: Формирование новых знаний.
Метод обучения:
- по источнику знаний: словесный, наглядный;
- по характеру деятельности учащихся: частично – поисковый;
- по характеру деятельности учителя: объяснительно – иллюстративный
(репродуктивный).
Форма организации: урок формирования новых знаний с применением ИКТ.
Форма проведения: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа.
ХОД УРОКА:
Организационный момент: приветствие учащихся, готовность к уроку.
Актуализация знаний: мотивация к изучению нового материала.
Учитель: Ребята мы сегодня начинаем изучать новый раздел «Общей биологии».
Посмотрите, пожалуйста , на слайды и скажите какое свойство живых организмов здесь изображено?
(Размножение или воспроизведение себе подобных).- Какие живые организмы способны размножаться? ( Все без исключения, от бактерий до млекопитающих)
- Способы размножения различных организмов могут сильно отличаться друг от друга. Назовите какие способы размножения вы знаете? (Половое и бесполое)
- А вот что лежит в основе любого типа размножения? (Деление клетки)
Верно , как сказал немецкий ученый Рудольф Вирхов ( он один из основоположников клеточной теории) : «Все клетки происходят только от другой клетки».
Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока? (Деление клетки. Митоз.) Формирование новых знаний.
Учитель: Все клетки организма можно разделить на де группы : соматические и половые. Для каждой из них характерен свой тип деления .(Слайд 6) . Митоз, амитоз и мейоз.
Амитоз – это…
Митоз – это…
Мейоз – это…(слайд 7)
Но жизнь клетки не может состоять только из одного деления. Различают 2 понятия :
Под жизненным (клеточным) циклом. понимают существование клетки от момента ее появления в результате деления до другого деления или до гибели клетки.
Митотический цикл — это жизнедеятельность клетки от деления до следующего деления.
Жизненный цикл может быть равен митотическому, но в отличие от него — это более широкое понятие и охватывает постмитотические популяции клеток, потерявших способность к делению с высокой степенью дифференциации. Митотический цикл наблюдается у клеток, которые постоянно делятся, в этом случает цикл состоит из интерфазы и митоза.
Между митотическими циклами у многоклеточных организмов происходит может происходить гибель клетки
1) - апоптоз – генетически обусловленный процесс физиологической гибели клетки. («запрограммированная» клеточная смерть, это происходит потому что ДНК клетки содержат особые «Гены смерти», которые рано или поздно активируются, это приводит к синтезу особых белков, которые убивают эту клетку).
От своего рождения до апоптоза клетка проходит множество клеточных циклов (у бактерий он занимает 20 минут, у инфузории – туфельки от 10 до 20 часов)
Клетки тканей многоклеточного организма на разных стадиях его развития делятся очень часто, а затем клеточные циклы значительно удлиняются. (Например: 80 % головного мозга (клетки нейроны) формируются путем деления сразу после рождения животного. Однако большинство этих клеток теряют способность к делению, и часть из них доживает не делясь до естественной смерти животного от старости.)
2) некроз – случайная гибель клетки.
Учитель: Посмотрите на слайд и скажите : здесь представлена схема … какого цикла? Жизненного или митотического?
Рассмотрим главный момент жизненного цикла клетки – митотический цикл .
Он состоит из фазы ложного покоя ИНТЕРФАЗЫ и процесса деления клетки МИТОЗА.
Митоз разделён на фазы в которые последовательно вступают сначала ядро клетки – кариокинез, а потом и сама клетка - цитокинез :ПРОФАЗА
МИТОФАЗА
АНАФАЗА
ТЕЛОФАЗА
Продолжительность по времени митоза не велика ( как мы видит по схеме) составляет 1 – 2 часа, а подготовка клетки к делению – интерфаза, в клетках растений и животных может продолжаться от 10 - 20 часов до нескольких суток.
Учащиеся : Интерфаза состоит из 3х периодов (демонстрация схемы на слайде 2)
а). Пресинтетический период (G1) – ( англ.gap (джэп) – интервал) – демонстрация схемы слайда, текст учебника стр. 109
( П – число хромосом С – количество ДНК)
2п 2с
1.Образование рибосом
2. Синтез р-РНК, и-РНК, т-РНК.
3. Синтез АТФ
4.Деление митохондрий
5.Синтез ферментов 6. Рост клетки
б) Синтетический период (S) – главное – удвоение ДНК – репликация или редупликация ДНК. (демонстрация схемы слайда, текст учебника стр. 110 п.28, демонстрация анимационного слайда «Репликация ДНК» из урока «Бесполое размножение»).
2п 4с
1.Удвоение (редупликация ДНК)
2.Синтез белков – гистонов
3. Сборка второй хроматиды
в). Постсинтетический период (G2) – смотри в учебнике и на слайде.
2п 4с
1.Синтез белка
2. Синтез АТФ
3.СинтезРНК
4. Удвоение массы цитоплазмы
Слайд с полным циклом.
Итак, подводим итог : …(объяснения учителя ещё раз процессов в фазах митоза с акцентом на формулы).
Слайд : «Биологическое значение митоза»
Учитель: Митоз – процесс непрямого деления соматических клеток эукариот, в результате которого:
1. образуются две дочерние клетки, содержащие столько же хромосом, сколько их было в материнской клетке, т.е. образуются клетки, идентичные родительской.
2. В нормальных условиях никаких изменений генетической информации не происходит, поэтому митотическое деление поддерживает генетическую стабильность клетки.
3. Митоз лежит в основе роста.
4. Митоз лежит в основе бесполого размножения .
5. Благодаря митозу осуществляются процессы регенерации и замены отмирающих клеток.
6. обеспечивает эмбриональное развитие
Закрепление изученного.
На столах возьмите бланки с инструкцией самостоятельной работы . Внимательно прочитайте. Какова цель нашей работы? Что должно быть в выводе? В работе вы видите таблицу в которую вам осталось занести сведения о процессах каждой фазы. Информацию вы теперь можете брать не только из учебника, но из схем на доске.
Заполните таблицу.
Стадия митотического цикла Протекающие процессы
Интерфаза Профаза Метафаза Анафаза Телофаза 4. В чем заключается биологическая роль митоза?
Сформулируйте вывод.
Вывод: Биологическое значение митоза состоит в строго одинаковом распределении хромосом между дочерними ядрами, что обеспечивает образование генетически идентичных дочерних клеток и сохраняет преемственность в ряду клеточных поколений. Митоз является важным средством поддержания постоянства хромосомного набора. В результате митоза осуществляется идентичное воспроизведение клетки. Следовательно, ключевая роль митоза — копирование генетической информации. Митоз позволяет размножать растения вегетативным органами (корни, листья, стебли) и за короткий промежуток времени воспроизвести его точную копию.
- Какой процесс лежит в основе роста и размножения организма? (деление клетки)
- Из каких процессов состоит жизненный цикл клетки? (из интерфазы и митоза)
- Какой главный процесс происходит в период интерфазы? (синтез веществ, удвоение хромосом (репликация))
- Какие клетки делятся путем митоза? (соматические)
- Перечислите по порядку из каких фаз состоит деление клетки – митоз? (профаза, метафаза, анафаза, телофаза)
- Назовите главную особенность митоза? (передача диплоидного набора хромосом от материнской дочерней клетки)
Итог урока:
Д/з: п. 2.14
Оценивание работы учащихся за урок.
Рефлексия:
- Вам понравился урок?
- Что узнали нового?
- В чем возникли трудности?
- Как с ними справились?
Аспектный анализ урока
ТЕМА УРОКА: «Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных»
Для 9 класса, объём урока 1 час.
Данный урок является первым по теме в разделе « Организменный уровень». Урок разработан на основе программы курса биологии 10-11 класс с учётом поурочного планирования по учебнику : А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 9 классы. «Дрофа», 2012. , где отражаются основные идеи и содержатся предметные темы образовательного стандарта по биологии.
Для постановки целей учитывала принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных задач, цели урока были достигнуты благодаря использованию различных форм и методов обучения, а также учтены психологические и возрастные особенности ребёнка: у обучающихся формировалась мыслительная деятельность, зрительная и слуховая память, была довольна высокая концентрация вниманияЦель урока: изучить основные фазы митоза, определить его биологическую роль.
Задачи:
Образовательные:
Формирование знаний о сущности жизненного цикла любой клетки, механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли.
Раскрытие особенностей протекания каждой фазы митоза.
Закрепление знакомых понятий по данной теме и формирование новых, усвоение терминологии;
Развиваюшие:
Формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, строить схему, таблицу.
Развитие логического мышления, умение анализировать, сравнивать, делать обобщение и выводы, работать с разными источниками информации, демонстрационным материалом.
Воспитательные:
Совершенствование навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы. Развитие познавательного интереса к предмету.
Оборудование: таблица « Митоз», электронное пособие «Деление клетки. Митоз».
презентация, мультимедийный проектор.
Тип урока: Формирование новых знаний.
Метод обучения:
- по источнику знаний: словесный, наглядный;
- по характеру деятельности учащихся: частично – поисковый;
- по характеру деятельности учителя: объяснительно – иллюстративный
(репродуктивный).
Форма организации: урок формирования новых знаний с применением ИКТ.
Форма проведения: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа.
Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям ученика. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой.
В структуре урока выделила следующие этапы:
Организационный момент (приветствие, подготовка учащегося к работе).
Актуализация знаний: мотивация к изучению нового материала.
Формирование новых знаний
а)Размножение — свойство живых организмов.
б)Жизненный цикл клетки. Митотический цикл.
в)Деление клетки — митоз.
Просмотр презентации с организацией диалогического общения с учеником.
Закрепление изученного материала (формулирование учеником вывода биологического значения митоза при выполнении самостоятельной работы).
Домашнее задание.
Подведение итога урока.
а) Оценила степень реализации поставленных на занятии целей.
б) Оценила работу ученика.
7. Рефлексия
Вывод: считаю урок удавшимся, все этапы урока были логично связаны между собой, правильно продуманы и подготовлены; урок достиг поставленных целей; темп урока был оптимален; урок был насыщен, но не допускала информационной перегрузки; все задания способствовали развитию памяти, внимания, логического мышления; на этапе «Изложение нового материала» использовала паузы для акцентировки; сочетание словесных и наглядных методов способствовало хорошему усвоению урока; весь урок прошёл в диалогическом общении; обстановка была доброжелательной, класс работал активно, дети не боялись высказывать свои мысли, хотя были некоторые ошибки в ответе; в конце урока с целью осмысления собственных действий учащегося проведена рефлексия; по звонку урок был своевременно окончен.