Адаптированная рабочая программа по курсу Цветоводство и декоративное садоводство
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»
(ГБОУ Школа № 281)
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344
тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43
E-mail: 281@edu.mos.ru http://sch281sv-new.mskobr.ru/
ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ЦВЕТОВОДСТВО И ДЕКОРАТИВНОЕ САДОВОДСТВО»
10- КЛАСС
2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель трудового обучения
Щербакова Т.Н.
Москва 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации, данные в программах для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, 2011. – 224 с. При планировании учебных часов учитывались рекомендации, данные в пособии для учителя « Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М.Щербаковой, Т.А.Девятковой, Л.Л.Кочетовой, А.Г.Петриковой, Н.М.Платоновой.
Основной задачей коррекционной школы является коррекционной недостатков развития детей. Решению этой задачи подчинена вся система педагогических мероприятий, одним из которых является трудовое обучение. Среди разных видов трудовой деятельности, осуществляемых в коррекционной школе (столярное, слесарное, швейное, картонажно-переплётное) следует выделить тот вид деятельности учащихся, который включает в себя творческую направленность и даёт учащимся возможность выразить себя в результате этой деятельности. Это цветоводство и декоративное садоводство. В процессе хорошо организованных занятий по цветоводству и декоративному садоводству у учащихся развиваются наблюдательность, воображение, глазомер, зрительная память, фантазия, художественный вкус. Разнообразие форм и методов создаёт широкие возможности для коррекции личностных и физических недостатков умственно-отсталых детей, помогает развитию речи учащихся, обогащает словарный запас. Уроки цветоводства и декоративного садоводства коррекционной школы вытекают из уроков ИЗО и ручного труда в начальной школе и практически связаны с трудовыми мастерскими (столярной, слесарной, швейной, картонажно-переплётной), уроками естествознания, биологии. В то же самое время разнообразие тем по цветоводству и декоративному садоводству расширяет не только кругозор ребёнка, но и его профессионально-трудовые навыки. Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторики учеников коррекционной школы (например, все операции, связанные с цветочными семенами). Уроки по цветоводству и декоративному садоводству доступны всем учащимся школ 8 вида, позволяют учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроке или практике, оказывать внимание каждому ученику.
Курс цветоводства и декоративного садоводства преследует цели:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности;
научить умению ориентироваться в задании и планировать свою работу, пользоваться схемами;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путём многократно повторяющихся действий с применением разнообразного материала;
знакомит учащихся посредством выставок по цветоводству и декоративному садоводству с новыми видами растений;
воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к результатам своего труда;
развивать у учащихся художественный вкус, интерес, любовь к творческой деятельности.
Уроки по цветоводству и декоративному садоводству в школе учитывают потребности, интересы и возможности подростков с целью оказания им помощи в жизнеобеспечении, трудоустройстве, самостоятельной адаптации после школы.
ПРОГРАММА 10 КЛАССА ПО ЦВЕТОВОДСТВУ И ДЕКОРАТИВНОМУ САДОВОДСТВУ СТАВИТ ПЕРЕД СОБОЙ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
Привить первоначальные навыки по умению работы с землёй, растениями.
Научить владеть инструментом.
Приобрести практические навыки работы в коллективе на примере с/х «Останкино».
Практически применение рассады, растений в производстве.
Познакомить подростков с ландшафтным дизайном.
Развить наблюдательность, воображение, глазомер, фантазию, зрительную память, художественный вкус.
Развить усидчивость и аккуратность в работе.
Раскрыть творческие возможности каждого подростка через индивидуальную работу.
Программа рассчитана на подготовку учащихся к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве. Ученики 10 класса 4 часа в неделю в школе изучают теоретический материал на соответствующих уроках, и 18 часов – работают в совхозе, где они в естественных условиях производства выполняют практическую работу в соответствии с программой курса «Цветоводство и декоративное садоводство». В ходе практических занятий учащиеся закрепляют полученные на уроках в школе знания и навыки.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ
цветоводства и декоративного садоводства.
Начальный этап (теоретический) или вводный включает в себя беседы, экскурсии, выставки. Работа с инструментами. Техника безопасности при работе на практике. Организация рабочего места.
Подготовительный (тренировочный): выполнение учебных упражнений в школьной теплице (прополка, перевалка, черенкование, пикирование и другие виды рвзмножения растений в условиях теплиц, сбор семян).
Практическая работа:
Повторение предыдущего урока;
Практическое применение знаний, полученных на теории;
Соблюдение правил техники безопасности;
Организация рабочего места.
Практическое повторение. Закрепление навыков:
Поливки
Прополки
Перевалки
Составления композиций
Составления земли
Пикирования
Черенкования
Запоминания названий растений, удобрений (азотные, фосфорные, калийные)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I четверть
№ Название темы Дата Кол-во часов
1. Вводное занятие по охране труда и технике безопасности. 1.09. 2
2. Изучение маршрута в с/х «Останкино». 3. Противопожарная безопасность. .1.09 2
4. Основные положения законодательства об охране труда. 5. Правила безопасной работы в теплицах с/х «Останкино». 1. Основы личной гигиены. .2.о92
2. Производственная санитария. 3. Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда в с/х «Останкино». 8.09 2
1. Защищённый грунт в цветоводстве. 8.09 2
2. Что такое теплицы, парники? 3. Зачем нужны теплицы, парники? 15.09 2
4. Как используют теплицы, и парники? 5. Длительность использования теплиц, парников. 6. Приспособления для полива. 15.09 2
7. Температура воздуха, воды, влажность (для каждого вида растений). 8. Как часто делать полив. 16.09 2
9. Сорняки, вредители. 1. Профессия цветовода, озеленителя. .22.о92
2. Профессия дизайнера, аранжировщика. 3. Профессия гончара. .23.09 2
4. Декоративное садоводство – востребованная профессия (ознакомление с профессиями и их взаимосвязь).
1. Садовый инвентарь и его применение.
Лопата совковая. 29.09. 2
2. Лопата штыковая. 30.09 2
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. Вилы.
Грабли, тяпки.
Определение номера (диаметр) садового горшка.
Секатор
Маркер
Полеты
Плоскорез
Каток
Рулетка
\\
5.10 4
Почва 6.10 1. Общие представления о почве
12.10 2. Плодородность
13.10
19.10
2
2
3. Глинистые, торфяные, песчаные почвы.
19.10
2
4. Перегной почвы. 20.10 2
5. Определение почвы по растениям на ней (например, «кислая» - мать-мачеха, щавель). 20.10
. 2
1. Культурные цветковые растения.
26.10 2
2. Дикорастущие цветковые растения.
26.10
2
3. Растения, выращиваемые в теплицах:
- гортензия конны камелия орхидея
- розы азалия гибискус лимоны
- бальзамин цикломен тюльпан фиалки 27.10
27.10. 2
2
II ЧЕТВЕРТЬ
№ Название темы Дата Кол-во часов
1. Для каждого вида растений нужен определенный состав земли. 2
2. Заготовка огородной или дерновой земли. 2
3. Заготовка перегноя. 2
4. Составление пропорций для горшечных культур. 2
Уход за комнатными растениями ( в том числе за цветковыми).
1. Комнатные растения. 18.11
2
2.
Общие представления о потребностях комнатных растений
(свет, тепло, влажность). 3.
Правила и приемы полива комнатных растений
(опрыскивание, полив под корень). 19.11 2
4. Температура полива воды. 5. Рыхление почвы. 25.11
26.11 2
6. Подсыпка почвенной смеси. 7. Признаки необходимой перевалки. 8. Удаление отмерших листьев. 26.11 2
Перевалка комнатного растения.
1. Понятие перевалки и пересадки растений. 2.12 2
2. Комнатные растения подлежащие перевалке. 3. Подбор горшка для перевалки. 4. Выемка растения с комом. 3.12 2
5. Добавление почвы, уплотнение, полив. 6. Проверка корня при перевалке. Классификация цветковых культур.
1. Признаки цветкового растения. 4.12
5.12.
9.12 2
2
2
2. Место выращивания. 3. Длительность жизненного цикла. 4. Декоративные качества. 5. Цветковые растения открытого и закрытого грунта. 10.12
11.12
12.12. 2
22
6. Однолетние (красивоцветущие, декоративно-лиственные сухоцветы). 7. Двухлетние (бегония). 8. Многолетние (зимующие, незимующие). Многолетние цветковые растения.
1. Характеристика видов. 16.12
17.12
18.12 2
2
2
2. Декоративные качества. 3. Биологические особенности. 4. Сравнение с незимующими в открытом грунте (конны, георгины, гладиолусы) с зимующими (пионы). 17.12
19.12 2
2
5. Условия хранения. 6. На примере «конн» - строение, размножение, деление корневища).Одно-двухлетние цветковые растения.
1. Сравнение однолетних и двухлетних цветковых растений. 23.12 2
2. Особенности роста и развития. 3. Созревание семян. 4. Размножение (семенами, черенками, отводками) 24.12
25.12
26.12 2
2
2
5. Общие сведения о семенном вегетативном размножении. 6. Уход за рассадой. 7. Пикирование рассады. III четверть
Минеральные, органические удобрения.
1. Удобрения – значение для растений. 12.01
13.01 2
2
2. Виды удобрения (азотное, калийное, фосфорное), внешние признаки. 3. Растворимость в воде. 4. Комплексные удобрения (аммофос, нитрофоска и др.) 5. Различие по цвету, структуре. 14.01
15.01 2
2
6. Органические удобрения. 7. Смешивание. Черенкование (размножение) в условиях теплицы на примере розы.
1. Роза – цветущий кустарник. 16.01
17.01
20.01 2
2
2
2. Использование цветущих кустарников в цветоводстве. 3. Трудности размножения цветущих кустарников. 4. Срезка черенков одеревевших и зелёных. 5. Инструменты для срезки. 6. Стимулятор роста (корневин). 21.01 2
7. Посадка в череночнике (в перлит). 8. Обрезка листьев. 9. Посадка в паклон 45 градусов, подогрев, влажность, укрытие. Выгонка цветов из луковиц
(тюльпанов, нарциссов).
1. Подготовка смеси земли. 22.01
27.01
2
2
2. Набивка в ящики. 3. Посадка луковиц (посадка в ноябре, здоровые, чистые). 4. Полив. 5. Составление ящиков в специальное помещение. 6. Соблюдение температуры. 28.01 2
7. Соблюдение влажности. 8. С появлением «салатовых» листьев выносят на свет, где и происходит окрас цветка. 9. Цветы срываются (не срезаются) из-за сохранения луковицы. 29.01 2
Выращивание рассады на примере бегонии клубневидной для озеленения
парков, садов, улиц.
1. Способы семенного размножения. 3.02 2
2. Особенности и сроки посева семян. 3. Состав земляной смеси (просеивание, добавление песка). 4. Насыпка в ящики. 5. Посев, полив, закрыть стеклом. 6. Установка в теплое место (температура от +20 до 22). 4.02 2
7. При появлении листочков – пикирование. 8. Через месяц – вторая пикировка. 9. Температура +18-20. 10. После второй пикировки подкормка с добавлением калийных удобрений. 5.02
6.02 2
2
11 Полив и закалка растений при высадке в открытый грунт. Вечнозеленые цветковые растения для озеленения помещений.
1. Общие сведения о вечнозелёных цветковых растениях. 7.02 2
2. Цветковые растения для плохо освещённого прохладного помещения: - аспидистра кливия сансивьера аспогарус,
- хлорофитум папоротники плющ трансканция. 8.02. 2
3. Растения для озеленения помещений с повышенной температурой от +20 до +22
- бегония, антуриум, монстера, драцена
- паперомия, кринуш9.02 2
4. Растения для светлого помещения с сухим воздухом:
кактусы, алоэ, каланхое, сакуленты. 10.02 2
5. Определение вида вечнозеленых растений. 11.02. 2
6. Подбор растений для помещений с различными климатическими особенностями. 12.02 2
Размножение комнатных растений.
1. Виды комнатных растений (с опадающими листьями, вечнозеленые). 13.02 2
2. Размножение комнатных растений семенами, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц, черенками. 17.02
18.02
19.02 2
2
2
3. Лучшее время для вегетативного размножения. 4. Правила срезки черенков (всего 4 почки, срезка вниз – 45 градусов, срезка вверху – прямая ½ листа, в корневине – 1 час, затем в перлит, под укрытие). 5. Соблюдение температуры и влажности. Декоративное садоводство. Стандартные саженцы.
1. Строение саженца дерева (корень горизонтальный, вертикальный) 23.02.
24.02 2
2. Правила посадки саженцев. 3. Понятие стандартный саженец. 4. Как выращивают саженцы в питомнике. 5. Выкопка, упаковка, транспортировка саженцев. 25.02 2
6. Посадка ( выковка ямы, вниз насыпать почву холмиком, полив, подвязка к колышку). Виды зеленых насаждений.
1. Зеленые насаждения - общего пользования
- ограниченного пользования 3.03
4.03.
5.03.
6.03.
7.04 2
2
2
2
2.
3. Значение: санитарно-гигиеническое
культурно-просветительское
архитектурно-художественное
Деревья в парке, лесопарке, сквере (виды) 4. Виды посадок:
- массив, группа, аллея, рядовая
опушка, подлесок, посадка,
живая изгородь. 2
5. Характеристика видов. 8.03 2
6. Экскурсия в Тимирязевскую Академию. Деревья и кустарники лиственных, хвойных пород, применяемые для посадки в средней полосе.
1. Закрепление навыков в определении деревьев и кустарников лиственных, хвойных пород, применяемых в средней полосе России для высадки в парках. 10.03 2
2. Ознакомление:
ивовые – ива белая,
тополь – бальзамический,
березовые – берёза бородавчатая,
чубушник – обыкновенный,
боярышник – кроваво-красный черноплодный,
шиповник – морщинистый,
кленовые – клен остролистый,
липа - мелколистная, крупнолистная,
жимолость – калина – снежеягодник.
3. Туя, можжевельник. 4. Характеристика внешнего вида. 11.03
12.03. 2
2
5. Защита зелёных насаждений:
кормушки для птиц,
от пожаров,
общая экологическая обстановка. 6. Экскурсия в Тимирязевскую Академию. Уход за газоном.
1. Приёмы ухода за газоном – бытовая газонокосилка, правила работы. 13.03.
17.03 2
2
2. Сроки стрижки газона. 3. Правила безопасности. 4. Работа садовыми ножницами. 5. Уборка кошеной травы. 18.03 2
6. Виды газонов по назначению. 7. Применяемая трава:
для спортивной площадки
для английского газона
для мовританского газона. IV четверть
Криворастущие кустарники.
1. Закрепление навыков по распознаванию декоративных кустарников. 19.03.
20.03.
31.03
2
2
2
2. Виды кустарников: роза, сирень, чубушник, калина, рябина, айва японская. 3. Отличительные признаки: шипы, окраска, плоды. 4. Морозостойкость. 5. Парковые розы: виды, отличительные признаки, особенности. 6. Уход за кустарником: обрезка, прореживание, прореживание, перекопка вокруг кустов).1.04 2
7. Экскурсия в Ботанический сад. Подготовка цветника к весенне-летнему сезону.
1. Элемент цветочного оформления. 6.04.
7.04 2
2
2. Работка. 3. Бордюр, альпийская горка. 4. Грунтовая посадка. 5. Использование однолетних растений. 6. Использование многолетних растений. 8.04
9.04. 2
2
7. Использование декоративного цветущего кустарника. 8. Определение мест. 9. Составление плана размещения. 10. Вскапывание почвы, разметка. Устройство садовых дорожек и площадок.
1. Закрепление навыков в устройстве садовых дорожек и площадок. 10.04.
14.04
15.04. 2
2
2
2
2. Формы, размеры садовой дорожки и площадки. 3. Требования к дорожке и площадке. 4. Основания и покрытия садовой дорожки. 5. Глубина выемки грунта. 6. Стройматериалы: плитки, асфальт, бетон. 15.04 2
7. Разбивка дорожек по плану на бумаге. 8. Устройство уклонов. 9. Полив, утрамбовка. 10. Уход за дорожкой: подсыпка, выбоины, прополка).Средства защиты.
1. Химическая обработка от вредителей в теплицах и садах. 5.05 2
2. Побелка деревьев известковым молоком стволов. Цель – защита от колебаний температуры. 3. Опрыскиватели – ранцевый, садовый шприц, точечный. 4. Химические препараты защиты – для каждого вида растений – разные. 5. Биологические средства защиты. 6.05
7.05. 2
2
6. Знать о продолжительности периода воздействий препаратов. 7. Экскурсия в магазин. Составление букета.
1. Закрепление навыка по составлению букета. 12.05 2
2. Букет, как группа специально подобранных цветов – применение губки «оазис». 3. Современное представление о букетах. 4. Формы букетов, в том числе «Икебано». 5. Аранжировочная зелень. 13.05 2
6. Основные правила составления букетов. 7. Несовместимые цветы. 8. Бумага, пелёнка, ленты, банты для оформления. Сухоцветы.
1. Закрепление навыков по заготовке сухоцветов, применяемых в композициях. 12.05
14.05.
16.05. 2
2
2
2. Пригодность к аранжировке. 3. Способ консервации:
вниз головкой,
вверх головкой,
в лежачем состоянии. 4. Использование грибов - поганок (пластинчатые сухие грибы). 5. Сушеные фрукты: дольки лимона, апельсина. 20.05 2
6. Использование раковин, морских звёзд. 7. Использование веток, коры. Стили садово-паркового строительства.
1. Строение парка. Стили:
регулярный,
пейзажный,
смешанный. 26.05
27.05
2
2
2. Характеристика стилей. 3. Типичный парк культуры и отдыха в России. 4. Составные части, устройства, оформление. 28.05
29.05 2
2
5. Элементы цветочно-декоративного оформления в садово-парковом строительстве. 6. Экскурсия в парк «Останкино». Ожидаемые результаты.
К концу обучения в 10 классе подростки должны усвоить следующие знания и умения:
составлять землю,
переваливать в другой горшок,
знать размеры горшков,
пикировать,
черенковать,
сажать растения,
копать яму,
поливать,
пропалывать,
ухаживать за комнатными растениями,
знать названия растений,
уметь дать отчёт о выполненной работе.
Заключительный этап.
На этом этапе производится итог выполнения какой-то операции, части или всего изделия. Проходит разбор ошибок и способы их устранения. Отмечаются лучшие работы. Выставляются оценки.
Важное место в процессе работы уделяются технике безопасности с инструментами (секатором, лопатой, граблями). Особое внимание на застеклённые крыши.
Профессиональное воспитание.
В процессе прохождения программы по цветоводству и декоративному садоводству подростки знакомятся с такими профессиями как гончар, художник-оформитель, дизайнер, изготовитель искусственных цветов. С этой целью проводятся дни профориентации с выходами на экскурсии в художественные салоны, выставки, на практике с/х «Останкино» закрепляется весь пройденный материал. Проводятся отчётные выставки и ярмарки к традиционному празднику труда, конкурсу.
ЛИТЕРАТУРА
О. Ганичкина «Защита растений от вредителей и болезней» М. из-во ЭКСМО – Пресс 2012
Д-р Д.Г. Хессайон «Всё об аранжировке цветов» М. Кладезь, 2012
Д-р Д.Г. Хессайон «Всё о комнатных растениях» М. Кладезь, 2012
Д-р Яцек Марциковски «Год на садовом участке» - М., 2002
Журналы: «Сад своими руками», «Цветы в доме» - М., 2012
Г.Федотов «Сухие травы» Основы художественного ремесла, М., 2000
О. Маракаев «Первый букет». Все о составлении цветочных композиций. 2010
Ш.Комода «Практика Икебаны», 2007
Федотова «Цветы на ткани», 2000