Учебная программа Факультативного занятия здоровый образ жизни (ЗОЖ) для учащихся 7 класса


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №1
Верхнемамонского муниципального района Воронежской области».
«Рассмотрено»
рекомендованно «Согласованно» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МКОУ«СОШ №1»
______________ по УВР Полунин В.И.__________
Протокол№___ Курдюкова Г.М.________ Приказ №__
От « »_______2014г. « »__________2014г.От « »__________2014г.
Учебная программа
Факультативного занятия
здоровый образ жизни (ЗОЖ)
для учащихся 7 класса
Учитель-Водяная М.А.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Здоровье – самое ценное достояние человека. В нем важнейший залог радости жизни, трудоспособности, успеха. Здоровый образ жизни - это образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Важнейшее условие сохранения здоровья – правильная ориентация жизни, разумное построение труда и быта.
Сознательное отношение к своему организму, умение управлять своей психикой, полезные гигиенические навыки, владение приемами закаливания и тренировки – все это условия для формирования здорового человека, полноценного гражданина.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Программа рассчитана на 34 часа и адресована школьнику. Именно его она знакомит с самым тонким инструментом познания окружающего мира – с самим собой, так как знание собственных сильных и слабых сторон заставляет человека понять и признать сильные и слабые стороны другого. В программе затронуты темы, наиболее актуальные для учеников 7х классов. Форма подачи материала научно-игровая.
Основные цели факультатива:
Разработка системы воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию у учащихся потребности в здоровом образе жизни как необходимом условии успешности и конкурентоспособности современного человека.
Воспитание бережного отношения к своему здоровью школьника;
Сформировать у них представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Задачи:
Внедрить здоровьесохраняющие технологии в образовательный процесс.
Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся посредством просвещения по вопросам здорового образа жизни и вовлечения их в активную спортивно-оздоровительную деятельность.
Разработать механизм профилактики и раннего выявления учащихся, злоупотребляющих психоактивные вещества.
Создать систему сотрудничества всех участников образовательного процесса, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Разработать механизм взаимодействия с организациями и службами, заинтересованными в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Факультатив «Здоровый образ жизни» формирует адекватное понимание и принятие себя в здоровом обществе без вредных привычек. Знакомит с главными правилами здорового образа жизни, режимом дня, вариантами отдыха после школьных занятий, поведением в стрессовой ситуации экзамена, элементам закаливания, основами личной гигиены и красоты, правилами здорового питания.
Ожидаемые конечные результаты факультативного занятия:
Система воспитательной деятельности, включающая в себя:
программы валеологического просвещения учащихся;
программы по содержанию спортивно-оздоровительной деятельности;
сценарии воспитательных мероприятий, направленных на развитие потребности в здоровом образе жизни;
модель диагностики физического развития учащихся и состояния их здоровья;
модель деятельности по профилактике и раннему выявлению учащихся, злоупотребляющих алкоголь, психоактивные вещества и курение.
Реализация программы позволит также обеспечить:
осознание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни как условия конкурентоспособности и успешности современного человека;
сохранение и укрепление здоровья учащихся;
устойчивый интерес и активность в спортивно-оздоровительной деятельности.
Основное содержание факультативного занятия «Здоровый образ жизни»
1.Введение. (2ч)
Понятие здорового образа жизни. Физическое здоровье человека.
Социальное здоровье человека. Образовательная среда и здоровье школьников.
Механизмы сохранения и укрепления здоровья.
2. Здоровое питание:
Режим питания школьника –3 ч.
Определение здоровья. Режим дня. Биоритмы организма. Умственная работоспособность. Утренняя зарядка. Вечерняя гимнастика. Дневной сон. Прогулки на свежем воздухе. Прием пищи. Рацион. Завтрак.
Диета для школьника: за и против. Витамины для ума – 2 ч.
Можно ли школьнику садиться на диету? Вынужденный диеты. Аллергия. Лечебные диеты. Пища для ума. Витамины для успеха в учебе.
3. Культура потребления медицинских услуг:
Основы законодательства РФ об охране здоровья населения.ОМС и ДМС– 3 ч.
Зарплата. Налоги. Платная и бесплатная медицина. ОМС. ДМС. Понятие болезни, её причины и разновидности. Педиатр и терапевт. Поликлиника. Законы нашей страны об охране здоровья населения.
Узкие специалисты – кто, чем занимается? Аптечка школьника – 2 ч.
Каждый врач занимается своим делом. Что нужно иметь всегда при себе на всякий случай в сумочке.
4. Ежедневная двигательная активность и здоровье:
Танцы и спорт – 2 ч.
Презентация вариантов отдыха после уроков в нашем городе. Физическая нагрузка. Лечебная физкультура. Физическое здоровье. Особенности методики подвижных игр.
Закаливание – 2 ч.
Закаливание организма. Воздействие контрастных температур. Повышение иммунитета. Воздушные ванны. Солнечные ванны. Водные процедуры. Обливание.
5. Активный отдых:
Летние виды активного отдых – 1 ч.
Презентация вариантов летних видов активного отдыха. Туризм. Пляжный волейбол. Плавание. Скейтбординг . Велосипед. Джампинг. Байдарка. Серфинг. Пинбол.
Зимние виды активного отдых – 1 ч.
Презентация вариантов зимних видов активного отдыха. Лыжи. Коньки. Биатлон. Сноуборд.
6. Красота и здоровье:
Гигиена тела – 3 ч.
Уход за кожей лица. Очищение лица. Типы кожи. Крема. Питательные маски. Типы волос. Здоровые и ослабленные волосы. Воздействие неблагоприятных внешних факторов на волосы. Фен и окрашивание. Душ и ванна. Гигиена труда.
Лечебная и декоративная косметика – 2ч.
Лечебная косметика. Витамины, лечебные шампуни и травы для волос. Уход за расческами и их хранение. Перхоть. Лечение от перхоти. Декоративная косметика. Макияж для школы, вечеринки.
7. Вредные привычки:
Курение и алкоголь – 3 ч.
Курение – болезнь века. История табака. Никотин. Болезни курильщика. Курение и беременность. Алкоголь. История возникновения алкоголя. Органы человеческого тела и алкоголь. Алкоголь и нервная система человека. Алкоголизм. Деградация личности.
Обманутые надежды наркомана - – 2 ч.
Наркотики. Эйфория. Влияние наркотиков на творческие способности человека. Наркотики и жизнь. Механизм зависимости. Физическая и психологическая зависимость.
8. Стресс и борьба с ним:
Экзаменационный стресс – 1 ч.
Волнуйтесь спокойно – у вас экзамен. Варианты снятия предэкзаменационного стресса. Истерический невроз.
Депрессия – 1 ч.
Нарушения психики. Человек – существо нестандартное. Психогенные факторы. Депрессия – варианты выхода из нее.
9. Экология и здоровье:
Экологическая обстановка Воронежской области.– 2 ч.
Состояние воздушного бассейна. Состояние водного бассейна. Проблема свалок. Зеленые насаждения. Техногенная нагрузка. Автотранспорт.
Проект по экологическому воспитанию – 1 ч.
Личные проекты учеников по улучшению экологической ситуации в селе.
10.Здоровый образ жизни – залог будущего:
Заключительный урок – конференция – 1 ч.
Заключительный урок обобщение по теме здорового образа жизни. Что такое ЗОЖ для каждого. Чем хочется заняться в будущем..Творческая работа – сочинение на тему: «ЗОЖ в моей жизни вчера, сегодня, завтра».

п/пНаименование раздела и тем Часы учебного времени Дата
проведения
1. Введение
Понятие здорового образа жизни. Физическое здоровье человека-1ч
Социальное здоровье человека-1ч 2 05.09.14
12.09.14
2. Здоровое питание:
Режим питания школьника – 3ч.
Диета для школьника: за и против. Витамины для ума– 2 ч. 5 19.09.14
26.09.14
03.10.14
10.10.14
17.10.14
3. Культура потребления медицинских услуг:
Основы законодательства РФ об охране здоровья населения. ОМС и ДМС – 2ч.
Узкие специалисты – кто чем занимается? Аптечка школьника – 2ч. 4 24.10.14
31.10.14
14.11.14
21.11.14
4. Ежедневная двигательная активность и здоровье:
Танцы и спорт – 2ч.
Закаливание – 2ч. 4 28.11.14
05.12.14
12.12.14
19.12.14
5. Активный отдых:
Летние виды активного отдыха (туризм, плавание и т.д.) – 1ч.
Зимние виды активного отдых (лыжи, коньки, сноуборд т.д.) – 1ч. 2 26.12.14
16.01.15
6. Красота и здоровье:
Гигиена тела – 3ч.
Лечебная и декоративная косметика – 2ч. 5 23.01.15
30.01.15
06.02.15
13.02.15
20.02.15
7. Вредные привычки:
Курение и алкоголь – 3 ч.
Обманутые надежды наркомана – 2ч. 5 27.02.15
06.03.15
13.03.15
20.03.15
03.04.15
8. Стресс и борьба с ним:
Экзаменационный стресс – 1ч.
Депрессия – 1ч. 2 10.04.15
17.04.15
9. Экология и здоровье:
Экологическая обстановка Воронежской обл. – 2ч.
Проект по экологическому воспитанию – 1ч. 3 24.04.15
01.05.15
08.05.15
10. Здоровый образ жизни – залог будущего:
Заключительный урок – конференция – 1ч..2 15.05.15
Итого 34 22.05.15
Календарно-тематическое планировании
Литература:
Биология: Энциклопедия/ Под ред. М.С.Гилярова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 864с.
Григорьянц В.Г. Антидиета: правда о диетах и о том как ими пользоваться. – Ростов- на- Дону: 2007. – 256с.
Гумовская И. Десять заповедей здоровья. – Варшава, 1990. – 96с.
Косметика будней. Школа красоты. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 512с.
Справочник необходимых познаний. Сост.: творческая группа издательства «Вся Пермь», - Пермь: Алгос – Пресс, 1995. – 512с.
Универсальная энциклопедия лекарственных растений/ Сост. И.Путырский, В.Прохоров. - М.: Махаон, 2000. – 656с.
Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1975. – 400с.
Школьник Ю.К. Человек. Полная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2006. – 256с.