Учебная программа факультативного курса Образ родного края (5 класс)
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
кадетская школа-интернат «Ачинский кадетский корпус»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Образ родного края»
для кадет параллели 5-х классов
количество часов на изучение 35 часов
Программу разработала Павлова Л.В
Введена в действие с «» . 201 года
Приказ директора краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения кадетской школы-интерната «Ачинский кадетский корпус»
от «» . 201 года №
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Учебная программа по факультативу «Образ родного края» составлена на основе Программы курса «Культура родного края» для 5-8 классов общеобразовательных школ. Автор В.П.Рыбалко, издательство Красноярск.ИУУ,1994.
Учебная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Учебная программа выполняет две основные функции:
1.1.1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
1.1.2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
1.2. Структура документа
Учебная программа состоит из пяти разделов:
пояснительная записка;
основное содержание с указанием распределения учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательности изучения тем и разделов;
учебно-тематическое планирование;
учебно-методическое обеспечение;
материально-техническое обеспечение.
1.3. Общая характеристика учебного предмета
Данный курс «Образ родного края» - это программа для факультативных занятий с учащимися 5-х классов, формирующая понимание развития общества и Красноярского края как малой родины.
Основу содержания программы «Образ родного края», как учебного курса, составляют выдающиеся события края и яркие незаурядные личности, участвующие в них. Программа дает необходимый объем знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащихся.
Курс «Образ родного края» опирается на следующие виды деятельности:
- осознанное, творческое изучение материала;
- различные виды пересказа: выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием;
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание связи времен через события и судьбы людей разных поколений;
- учебно-исследовательская деятельность;
- составление планов и подготовка рассказов о роли личностей в выдающихся событиях нашего края;
- поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный курс «Образ родного края» - одна из важнейших частей образовательной области обществознания. Взаимосвязь обусловлена традициями школьного образования и тесно связана с другими учебными предметами: историей, географией, литературой, краеведением. Единство этих дисциплин обеспечивает глубину знаний, широту кругозора, развитие интеллекта учащихся. Данная программа формирует коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности и мышления. Она не только способствует освоению знаний по предмету, но и формирует у учащихся активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
1.4. Цель
Изучение курса «Образ родного края» направлено на достижение следующей цели:
освоение знаний об истории возникновения и развития Красноярского края как малой родины.
1.5. Задачи:
образовательная: уметь выделять общее и особенное в истории городов края, использовать приобретенные знания и умения в решении экологических проблем, уметь беречь природу;
развивающие: развивать интерес к изучению своего края, расширять мировоззрение подростков;
воспитательные: способствовать формированию чувства патриотизма, гражданской ответственности и любви к Красноярскому краю как к малой Родине.
1.6. Место курса в учебном плане кадетского корпуса
Учебный план кадетского корпуса отводит 35 часов для индивидуального изучения курса «Образ родного края» на этапе основного общего образования в 5-х классах из расчета 1-го учебного часа в неделю.
1.7. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, собственная точка зрения;
выполнение творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание учебного материала;
осознанное беглое чтение (понимание);я
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных.
1.8. Результаты обучения
Результаты изучения курса «Образ родного края» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
1.8.1. Предметные результаты:
Знать \ понимать:
что изучает история Красноярского края;
знать расположение Красноярского края на карте России;
знать все природные зоны в нашем крае;
знать преимущества Красноярска среди других городов нашего края;
знать главные достопримечательности городов Красноярского края;
знать характеристики Енисея и других крупных рек края;
знать старинные города края;
знать особенности северных городов;
знать имена и произведения выдающихся художников и поэтов края.
Уметь:
уметь представить наш край «гостям»;
уметь по карте показывать крупные реки края и их истоки;
уметь самостоятельно подготовить рассказ по темам раздела;
уметь рассказать о своих родных местах;
уметь выделять общее и особенное в истории городов края;
уметь презентовать свои знания в творческой форме.
1.8.2. Личностные результаты:
осознание целостности природы, населения и хозяйства края;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её рационального использования и сохранения;
развитие общей культуры и культуры общения;
формирование мировоззренческих взглядов.
1.8.3. Метапредметные результаты:
умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи;
развитие логического и пространственного мышления;
умение работать с разными источниками информации;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение (2 часа)
Приезжайте! Увидите сами. Приглашение к путешествию.
Итого по теме – 2 часа.
Мой край – моя земля (7 часов)
Красноярский край – часть России. Особенности природы края. Главный город края. Достопримечательности Красноярска. Самая полноводная река Сибири. Тайга, кругом тайга! Обобщающий урок.
Итого по теме – 6 часов. Резерв времени – 1 час.
Енисей – батюшка (7 часов).
Верховье могучей реки. Енисей – батюшка. Притоки Енисея. Таежная красавица Манна. Ангара – дочь Байкала. На Красноярском море. Обобщающий урок.
Итого по теме – 6 часов. Резерв времени – 1 час.
Города Красноярского края. (9 часов)
Старинные сибирские города. Место угоже, высоко и красно (Красноярск). Сибирский Суздаль (Енисейск). В краю полночного солнца (Игарка). Жемчужина Заполярья (Норильск). Место, откуда я родом (Ачинск). Город глазами художников (выставочный зал). Обобщающий урок.
Итого по теме 6 часов. Резерв времени – 3 часа.
Заповедные места (4 часа)
В краю причудливых скал. Сибирские заповедники. Жители Роева ручья. Практическое занятие: творческие рисунки.
Итого по теме – 3 часа. Резерв времени – 1 час.
Экология края (6 часов)
Край таежных рек. Озера – природные водоемы. Лесное царство. Знак беды (экологические проблемы). Обучаемся и играем (игра «Колодец»). Экскурсия к реке Чулым.
Итого по теме – 4 часа. Резерв времени – 2 часа.
Итого: 35 часов.
3. Учебно-тематическое планирование
Тема
(количество часов)
№ п/п. Тема занятия
Форма
деятельности
Результат
Введение (2ч)
1.Приезжайте!
Увидите сами. Приглашение к путешествию.
Лекция
Беседа
Работа с картой
Мотивация на изучение Красноярского края. Знать границы Красноярского края и уметь показать их на карте.
1. Мой край – моя земля
(7ч)
1.Красноярский край – часть России.
2. Особенности природы края.
3. Главный город края.
4.Достопримечательности Красноярска.
5. Самая полноводная река Сибири.
6. Тайга, кругом тайга!
7. Практическое занятие.
Беседа
Практическая работа
Творческая работа
Знать особенности природы края, достопримечательности, реки Красноярского края.
2.Енисей-батюшка
(7 ч)
1.Верховье могучей реки.
2.Енисей – батюшка.
3.Притоки Енисея.
4.Таежная красавица Манна.
5.Ангара – дочь Байкала.
6.На Красноярском море.
7.Практическое занятие
Беседа
Работа с картой
Практическая работа
Знать истоки, притоки Енисея. Уметь по карте показывать Енисей.
Знать быль о реках Мане, Ангаре и озере Байкал.
Понимать значение строительства ГЭС на Енисее.
3.Города Красноярского края.
(9 часов)
1.Старинные сибирские города.
2.Место угоже, высоко и красно (Красноярск).
3.Сибирский Суздаль (Енисейск).
4.В краю полночного солнца (Игарка).
5.Жемчужина Заполярья (Норильск).
6.Место, откуда я родом (Ачинск).
7-8. Город глазами художников (выставочный зал).
9. Практическое занятие.
Беседа
Работа с ИКТ
Самостоятельная работа
Экскурсия
Знать главные, старинные города края и их особенности, знать особенности северных городов. Уметь рассказать о своих родных местах. Познакомиться с творчеством поэтов, художников г.Ачинска.
Уметь выделять общее и особенное в истории городов края.
4.Заповедные места
(4 ч)
1.В краю причудливых скал.
2.Сибирские заповедники. 3.Жители Роева ручья.
4.Практическое занятие: творческие рисунки.
Беседа
Работа с ИКТ, наглядным материалом
Творческая работа
Знать о Крутовских и заповеднике «Столбы», запомнить заповедники на территории края, Понимать значение зоопарка «Роев ручей» для красноярцев, уметь в творческой форме изображать природу края.
5. Экология края
ч)
1.Край таежных рек.
2.Озера – природные водоемы. 3.
3.Лесное царство.
4.Знак беды (экологические проблемы).
5.Обучаемся и играем (игра «Колодец»).
6.Экскурсия к реке Чулым.
Беседа
Практическая работа
Творческая работа
Знать, почему и как беречь воду рек, как сохранять чистыми водоемы. Использовать приобретенные знания и умения в решении экологических задач, уметь в игровой форме проявить знания материала.
4.Учебно-методическое обеспечение
4.1.Литература
1. Газета «Красноярский край».
2. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть 1. Коллектив авторов. Красноярск. «Платина», 2006г.
3. Латышев В.Г. По Причулымью. Красноярское книжное издат. 1988г.
4. Лопаткин Г.С. История г.Ачинска. Новосибирск. Издат. «Сибирский хронограф», 2002г.
5. Чагин В.В. «100 знаменитых красноярцев». Красноярское книжное издат. «Издательские проекты», 2003г.
4.2.Материально-техническое обеспечение
Физическая карта Красноярского края.
Дидактические карточки.
Экспонаты музея АКК.
Набор сувенирных открыток «Красноярск», «Государственный природный заповедник «Столбы», «Ергаки», «Города и поселки Красноярского края», изд. ИИЦ «Ориент», 2014г.
Презентации по темам о Красноярском крае.
Принята на методическом совете краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения кадетской школы-интерната «Ачинский кадетский корпус»
протокол № от «..» .. 201 года
Секретарь методического совета
............
(подпись) (расшифровка подписи)
Обсуждена и рекомендована к использованию на заседании межпредметного методического объединения учителей-предметников
Протокол от «..»..201года №
Председатель ММО
........................
(подпись) (расшифровка подписи)
15