Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе, тема: «Азбука»


           МДОУ «Половинский детский сад «Березка»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром в средней группе, тема:
«Азбука»

 Цель:  Сформировать у детей представления об истории возникновения азбуки,
Задачи: Начать знакомить детей с историей происхождения азбуки. Познакомить с древними способами общения людей, с разными способами передачи информации до появления письменности; убедить в трудности использования данных видов послания (письма) на расстоянии; развивать активный и пассивный словари, связную речь и коммуникативные способности. Развивать внимание, мышление, память, воображение, креативность вызвать интерес к прошлому, к познанию истории письма
Последовательность работы
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна письменность?.... Как люди учились писать, я предлагаю вам узнать сегодня.
             Воспитатель: В древности люди не умели писать, читать, не было алфавита, и им приходилось общаться разными способами. Вначале люди общались с помощью жестов и звуков.
Представьте, что вы древние люди, и с помощью рук, мимики, жестов, звуков передайте следующие ситуации: «Хочу пить», «мне холодно», «болит зуб» и т.д. (игра «Через стекло»).
В древности люди использовали язык сигналов, знаков: например, камень у входа означал «Не входить!»; дым костров разной высоты предупреждал об опасности; сломанные ветви деревьев обозначали путь охотника и др. Давай придумаем свой язык сигналов для ситуаций: «Не надо ссориться!», «Давай дружить!». (Выполняют).
Древние люди общались с помощью различных предметов, но так можно общаться, если люди находятся рядом друг с другом. Как можно сообщить нужную новость, предупредить об опасности тех, кто находится далеко? (Высказывания детей.)
              Послушайте легенду о персидском царе Дарии. Как-то он получил послание от скифов (был такой древний народ). Послание включало четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелу. На древнем языке мышь означает землю, лягушка – воду, птица – небо, а стрела – отказ от войны. Как же понимать это послание от скифов? Царь Дарий рассудил так: скифы в знак смирения принесли ему в дар землю, воду и небо. Однако один из мудрецов истолковал послание скифов по-другому: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачите в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Оказалось, что мудрец прав..             Дети выполняют игровое задание: передать информацию с помощью этих предметов (ель, медведь, лодка, стрела), составить предметное письмо.
Легенда и ваши действия показывают, что послания-предметы можно понять по-разному, и поэтому они неудобны в использовании
Физми6нутка
                      Воспитатель : Со временем люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное. Тогда они эти предметы стали рисовать (наскальные рисунки; показ альбома). Так с помощью рисунка люди передавали информацию друг другу: как прошла охота, какой был улов и др. Славяне также использовали рисуночное письмо.
           Дети выполняют игровое задание – рисуют письмо на тему «Как прошел мой день» (читают свои письма друг другу).
         Воспитатель :  Постепенно от рисунка люди перешли к знакам-символам: например, слово «человек» передавали изображением человека. Эти знаки называются иероглифами – каждый обозначал слово и вырезался на дощечке или табличке (показ древнего письма, выполненного на глиняной табличке). Догадайтесь, что изображено вместо букв?  
Воспитатель: Памятные дощечки называли бирками для записей, люди носили их с собой, на них делали зарубки, пометки, чтобы не забыть важную информацию. С тех пор возникло выражение «зарубить на носу». Как вы его понимаете? Да, это значить запомнить раз и навсегда.
           В разных странах писали на разных материалах, папирусе, пергаменте, глиняных табличках. А на чем рисовали на Руси? Этот материал – дерево, символ России (берестяные грамоты – памятниках древнерусской письменности.). Наши предки записывали все важные события, специально для этого готовили бересту, т.е. кору березы; для письма заостряли палочки,
Гимнастика для глаз
«Дождик» Капля первая упала – кап!
И вторая прибежала – кап!
Мы на небо посмотрели
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали.
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем
От дождя убежим,
Под кусточком посидим. Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.
То же самое.
Смотрят вверх.
Вытирают» лицо руками.
Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.
Движения плечами.
Приседают, поморгать глазами.
. Воспитатель Иероглифическая письменность содержала слишком много обозначений, свыше трех тысяч. Их было трудно запомнить, и вот появилась замена иероглифам – буква. Буква обозначает отдельный звук, из букв составляются слоги, а затем слова. Букв в алфавите не бывает больше пятидесяти. Все буквы языка составляют алфавит. Алфавит появился около трех с половиной тысяч лет назад в Финикии. Затем греки изменили изображения букв, появился греческий алфавит. Далее братья Кирилл и Мефодий на основе греческого алфавита и славянского рунического письма создали глаголицу, а затем кириллицу.
Отгадай загадку.
Черные, кривые,
От рождения немые.
А станут в ряд—
Сразу заговорят.(Буквы.)
Да, это буквы, в алфавите они располагаются в определенном порядке. Давайте рассмотрим современный алфавит и  кириллицу. Чем они похожи и чем они отличаются ? (Количеством букв; в современной азбуке их 33, в кириллице 43; их написанием)
В наше время существуют много красочных азбук. (разрезная , в стихах..)
     Воспитатель   й:  И так, для чего нужна письменность, для чего нужно учить азбуку? (Высказывание детей.) Со временем накапливалось много знаний, запомнить все сложно, нужно было их записывать. Вспомните, как люди передавали информацию друг другу? Как общались? (предметное письмо, иероглифы). Понятно ли было такое письмо? (Ответы.)
Я вам предлагаю создать свои глиняные дощечки и попробовать пописать на них.