Программа внутреннего действия Умелые ручки. Для детей 5-7 лет по развитию мелкой моторики.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ гимназия № 1925 ДОО «АЛЁНКА»
Программа внутреннего действия
«Умелые ручки»
Для детей 5-7 лет
по развитию мелкой моторики. Воспитатель:
Авилова Светлана Владимировна
Москва 2015-2016 год
Содержание
1.Пояснительная записка 3
1.1.Актуальность программы 3
1.2.Новизна программы 3
1.3.Отличительные особенности данной программы 4
1.4. Цель программы 5
1.5.Задачи программы 5
1.6.Формы и режим занятий 6
1.7.Направленность программы 6-7
2. Ожидаемые результаты 8
3. Формы подведения итогов реализации программы 9
4. Учебно-тематический план 10
4.1. 1год обучения 10
4.2. 2 год обучения 10-11
5. Содержание курса 11
5.1. Первый год обучения 11-12
5.2. Второй год обучения 13-14
6. Список литературы 15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Умелые ручки» по развитию пальчиковой моторики предназначена для правильного развития мелкой моторики детей старшего возраста (5-7 лет), оказания своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма.
1.1. Актуальность программы
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
1.2. Новизна программы
•обучение детей проводится с пятилетнего возраста;
•подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;
•занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Для достижения желаемого результата предполагается работа по трем блокам:
1 блок. Специально организованная НОД. Включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми в строгой последовательности специальных заданий, которые отвечают логике развития (сенсорных, мыслительных и мелкой моторики).
2 блок. Совместная деятельность воспитателей с детьми. Сюда входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры). Создается микроклимат, основой которого является уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Здесь нет специально организованной НОД.
3 блок. Свободная, самостоятельная деятельность детей. Обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.
1.3.Отличительные особенности данной программы
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами.
Одним из важных направлений программы является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.
После проведения диагностики для того, чтобы определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, проводятся индивидуальные беседы с родителями. Цель бесед – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщения о диагностических данных.
В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями мелкой моторики предлагается их участие на занятиях, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников.
1.4. Цель программы: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом.
1.5. Задачи программы:
Воспитательные:
1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
2.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3.Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Развивающие:
1.Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
2.Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3.Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Образовательные
1.Научить детей владеть графическими навыками письма
2.Формировать навыки исполнительского мастерства.
3.Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
1.6.Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в подгруппах (10-12 человек) по 25-30 минут как кружковая работа, и предполагают использование следующих форм:
•беседа
•экскурсия
•дидактическая игра
•ролевая игра
•физические упражнения
•коллективное творчество
•индивидуальная корректировка действий.
В работе используются разные подходы, методы, приемы: диагностирование детей, организация работы с семьей, взаимодействие со школой, организация обучения детей в свободной самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в форме фронтальных занятий.
1.7.Направленность программы:
Программа включает в себя следующие разделы:
•пальчиковая гимнастика
•оригами
•конструирование
•графические упражнения
•игры и действия с предметами
•лепка
•аппликация.
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделах «Оригами» и «Аппликация» дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.
В разделе «Конструирование» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.
В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Раздел «Лепка». Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. И лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений.
Результатом работы по данной программе должно стать:
•Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
•Овладение разными видами трудовой деятельности.
•Умение создавать художественный образ своего изделия.
•Овладение приемами работы с разными инструментами.
•Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
•Овладение нормами этики поведения.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения.
2.Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:
Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети
должны знать:
•виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
•свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
•понятие “оригами”, “шаблон”;
•виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
•основные правила склеивания;
•понятие «конструктор»; «мозаика»
должны уметь:
•применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
•пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
•работать с трафаретами;
•изготавливать детали по шаблону;
•застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
•завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
К концу второго года обучения дети
должны знать:
• виды мозаики (контурная, сплошная, с просветами и без);
•виды штриховки (простая и комбинированная);
•виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);
•понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”, “раскрывающийся угол”, “нераскрывающийся угол”, “симметрия”, “трафарет”;
•понятия “шар”, “цилиндр”, “куб”, “диск”;
должны уметь:
•изготавливать поделки в технике “аппликация”, “оригами” по образцу;
•пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
•плести косички из ниток;
•выполнять шнуровку;
•вырезать симметричные детали
3.Формы подведения итогов реализации программы:
В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:
самостоятельные работы,
беседа,
выставки работ,
участие в конкурсах.
4. Учебно-тематический план
4.1. 1год обучения – 72 часа (5 – 6 лет)
№ Содержание Кол-во часов
всего теория практика
1 Диагностика 1 ч - 1 ч
2 Пальчиковая гимнастика 3 ч - 4 ч
3 Оригами 7ч 1 ч 9 ч
4 Конструирование 13 ч 3 ч 10 ч
5 Графические упражнения 24 ч 3 ч 21 ч
6 Игры и действия с предметами 20 ч 3 ч 17 ч
7 Лепка 2ч - 2ч
8 Аппликация 2ч - 2ч
Итого: 72 ч 10 ч 62 ч
Учебно-тематический план
2 год обучения – 72 часа (6 – 7 лет)
№ Содержание Кол-во часов
всего теория практика
1 Диагностика 1 ч - 1 ч
2 Пальчиковая гимнастика 4 ч - 4 ч
3 Оригами 6 ч 1 ч 7 ч
4 Конструирование 8 ч 2 ч 11 ч
5 Графические упражнения 24 ч 4 ч 23 ч
6 Игры и действия с предметами 19 ч 2 17 ч
7 Лепка 5ч - 5ч
8 Аппликация 5ч - 5ч
Итого: 72 ч ч 63 ч
Содержание курса
5.1. Первый год обучения (5 – 6 лет)
•Диагностика 1ч.
Проведение тестирования детей для определения их развития, уровень умения работать ручкой, карандашом, манипулирование предметами, способность контролировать координацию движений пальцев рук.
•Пальчиковая гимнастика 3 ч.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
Практика: «Золотой петушок», «Заинька», «Вместе весело шагать»
•Оригами 7 ч.
3853815662368500Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие “геометрическая фигура” (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Практика: «Корзиночка для мамочки», «Конверт», «Будка для собаки».
•Конструирование - 13 ч.
Знакомство с различными видами конструкторов (лего, кубики). Приемы изготовления деталей по шаблону, по представлению. Техника безопасности при работе с конструкторами и мелкими деталями.
Практика: «Домик для любимых игрушек», «Стульчик», «Стол», «Санки».
•Графические упражнения 24 ч.
Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами, работа в прописях.
Практика: «Дорисуй деталь», «Человек», «В гостях у кота Матроскина».
•Игры и действия с предметами 20 ч.
Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами.Практика: «Праздничный наряд», «Любимые туфельки», «Бусы из узелочков»
•Лепка 2 ч.
-118110522351000Научить выполнять простые объемные формы: шар, конус, цилиндр и жгут из пластилина и глины. Основная задача – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в работе.
Практика: «Яблоко», «Груша», «Лиса», «Улитка».
•Аппликация 2 ч.
3977640738568500Научить детей вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие. Создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Практика: «Цветной домик», «Наша ферма», «Наши друзья».
5.2.Второй год обучения (6 -7 лет)
•Диагностика 1 ч
Проведение диагностических исследований, появление новых самостоятельных навыков развития пальчиковой моторики.
Практика: «Картинки на песке».
•Пальчиковая гимнастика 4 ч.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
Практика: «Рыбки», «В лес идем мы погулять», «Буратино», «Как мы поили телят», «Встреча птиц».
•Оригами 6 ч.
-424180428625000История искусства оригами, понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”. Знакомство с различными видами углов (раскрывающиеся, нераскрывающиеся). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Практика: «Цветы любимой мамочке», «Пингвин», «Грачи»
4216400627316500•Конструирование 8 ч.
Работа с конструкторами, самостоятельное изготовление различных предметов по заданию педагога. Комбинирование различных форм в изделии. Алгоритм работы с конструктором. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами.
Практика: «Город будущего», «Я соблюдаю ПДД», «Бумажные фрукты и овощи». Беседа о культуре общения «Я и мои друзья».
•Графические упражнения 24 ч.
Выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку);
Практика: графические игры (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной); работа с трафаретами; графические диктанты. «Деревья», «Ракета», «Рыбка», «Олень», «Чашка».
•Игры и действия с предметами 19 ч.
Практика: нанизывание бус и пуговиц; плетение косичек из ниток, венков из цветов; различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и строительными материалами; игры с массажными мячами и предметами разной фактуры;
Практика: игры на развитие тактильной памяти “Кот в мешке”, «Туристы в горах», «Волшебные плащи», «Пластилиновый спектакль»
•Лепка 5 ч.
Закреплять умение лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек, формировать умения украшать узорами предметы декоративного искусства; расписывать изделия гуашью, украшать их налепами, и использовать стеку.
Практика: Филимоновская игрушка «Петушок», «Чайный сервиз», «Топают по Африке слоны, носороги, бегемоты».
•Аппликация 5 ч.
-167640578612000Научить детей вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие. Создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Познакомить детей с приемом обрывания с целью создания выразительных образов.
Практика: «Флаг России», «Золотые березы», «Звезды и кометы» (цветная бумага, ткань, фольга).
Список литературы
1.Соколова С.В. Оригами для дошкольников.: «Детство-Пресс», 2008
2.Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2009.
3.Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2008.
4.Бадулина О.И. Готовимся к школе// прописи – Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2013.
5.Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2009.
6.Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: «Родничок», 2010.
7.Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки // прописи. «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008.
8.Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: «Карапуз», 2008.
9.Максимова Е. Готовим пальчики к письму. – М.: «Обруч», 2011.
10.Богатова И. Оригами – «Мартин» 2008.
11.Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2008.
12.Вераксы Н.Е., КомароваТ.С., Василькова М.А. – программа «От рождения до школы», 2014
13.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт – Петербург: 2010.
14.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность детском саду. – Москва, 2014
15. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Издательский дом «ЦВЕТНОЙ МИР» Москва 2012.