Классный час Будьте добры и милосердны!
Тема: «Будьте добры и милосердны!» 8 класс
Классный руководитель Пилевина Ирина ЭмильяновнаЦель: привлечение внимания к проблемам людей пожилого возраста, повышение степени информированности о проблеме демографического старения общества, индивидуальных и социальных потребностях пожилых людей, их вкладе в развитие общества, необходимости изменения отношения к пожилым людям;
Задачи:
Показать значимость людей пожилого возраста в вопросах развития общества, воспитания молодёжи;
Продолжить формирование нравственных качеств личности: человечности, милосердия, сострадания, благородства, умения прийти на помощь.
Учитель: Ребята, как вы уже наверное догадались, речь на сегодняшнем классном часе пойдёт о старости. Эта тема выбрана неслучайно: ежегодно 1 октября, начиная с 1991 года, в соответствие с решением Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 года, отмечается Международный день пожилых людей.
День пожилого человека – праздник чистый и светлый, праздник наших родителей, бабушек и дедушек, день, когда мы отдаём им свою любовь, уважение и признательность.
Целью проведения Дня пожилого человека является привлечение внимания общественности к проблемам людей пожилого возраста, обеспечения им независимости, участия в жизни общества, необходимого ухода, условий для реализации внутреннего потенциала и поддержания их достоинства.
Международный день пожилых людей с особым размахом празднуется в странах Скандинавии. К нему заранее готовят концерты, множество теле- и радиопрограмм. В этот день телевидение и радиовещание подстраиваются под вкусы пожилых людей и транслирует передачи с учётом их пристрастий. Но кроме этого, проводятся многочисленные фестивали, организаторами которых выступают ассоциации по защите прав пожилых людей. Также организуются особого рода конгрессы и конференции, основной целью которых является защита прав и интересов пожилых людей в обществе и просвещение в этой области. Немало приуроченных к Дню пожилых людей и благотворительных акций. В этот день нередко главы правительства обращаются к местным органам самоорганизации с целью сосредоточить внимание граждан страны и всей планеты на создании «общества для всех возрастов», обеспечить более качественные условия проживания для пожилых людей и сделать всё, чтобы продлить срок их жизни.
Скажите, а с какого возраста, по-вашему, человек считается пожилым?
Почему же нам говорят о таком особом внимании к пожилым людям? За что их можно и нужно уважать?
Учитель: По крестьянской этике, требования которой должны были усвоить подростки, уважения были достойны не только родители, но и вообще все старшие по возрасту люди. При этом подростки не должны были решать для себя, достоин или не достоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению славян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки и бывальщины религиозно-поучительного характера. И вам хорошо известны сказки, где герой, нагрубивший старушке или старику, терпит неудачи, а поле принесённого им извинения получает от них полезный совет. («Морозко», «Иван, крестьянский сын» и др.) Вечерами в тёплых избах бабушки и дедушки рассказывали внукам реальные истории о том, как уважение, оказанное старому человеку. Приносило ребёнку удачу. Чувство уважения к старшим входило в плоть и кровь детей также благодаря примерам из жизни собственной семьи и всей деревенской общины. В семейном застолье пожилым людям предоставлялось почётное место, взрослые члены семьи были внимательны к старому, отработавшему своё время деду, спрашивали у него советов. При семейном разделе, когда женатый сын намеревался жить своим домом и хозяйством, решающее слово было за старым отцом. На сельской сходке – собрании взрослых мужчин деревни – мнение стариков по тому или иному вопросу было зачастую решающим.
Родителей и бабушек –дедушек называли на «вы».
---А в чём ещё выражается уважительное отношение к пожилым людям? Мы в нашей современной жизни как можем это проявить? И только ли родных бабушек-дедушек мы должны почитать?
( уступить место в транспорте, помочь донести сумку, подсказать цену в магазине, перевести через улицу, поднять упавший предмет) Здесь можно это показать через ролевую игру: имитация автобуса и старушки вошедшей; старушка, уронившая палку. Дедуля, забывший очки, пришёл в магазин : а другой ученик решает, как поступить.
----Почему пожилые нуждаются в нашей заботе и внимании? ( слабеют, здоровье подводит. У кого-то много горя в жизни было, многое уже даётся тяжело)---Знаете ли вы, кто такие были тимуровцы? ( немного об истории этого детского движения)
Оглянитесь на себя, на своих родителей: возможно и ваше поведение по отношению к пожилым людям, к бабушкам и дедушкам заслуживает осуждения и сейчас самое время его пересмотреть. Милосердие, доброта, отзывчивость, бескорыстие – вот те качества, которые украшают в жизни любого человека и именно в проявлении таких качеств с вашей стороны нуждаются самые близкие для вас люди.
Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, бабушках и дедушках так же, как те заботились о них в детстве.
Вы ещё очень молоды. Молодость прекрасна тем, что в это время просто не задумываешься о старости. Молодость не боится старости. Она её не знает и не понимает. В большинстве своём она её не любит. Молодость считает, что она никогда не состарится, а если это произойдёт, то не скоро. Может быть в другой жизни. Но увы, на самом деле человеческая жизнь очень быстротечна. Почти все состарившиеся люди говорят о том, как быстро пролетели годы, как мало они успели сделать и как они жалеют о своей молодости. Старость – дело временное, оно касается всех. Рано или поздно наступит момент, когда каждый из нас окажется на месте сегодняшних стариков. И если мы хотим, чтобы наша старость была спокойной и комфортной, то надо уже сейчас её уважать, быть снисходительными и милосердными к старикам.
«Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков», - гласит русская пословица.
- Я предлагаю вам сейчас составить свод правил, отражающих отношение к пожилым людям. Давайте продолжим: «Старые люди имеют право на … (уважение, заботу, любовь, внимание окружающих …)
«Молодое поколение не должно … (обижать, унижать, оскорблять, … своих бабушек и дедушек)
Военное прошлое наших стариков. Вспомним, что современные старики – это ветераны войны, работники тыла, дети войны, которые купили своей кровью и страданиями свободу нашей в тяжелейшей войне, дали возможность нам с вами появиться на свет и жить в мире. Легко ли им пришлось в годы войны? Мы многое знаем о героях войны, их подвигах. А ведь это молодость сегодняшних стариков. Но не легче приходилось людям в тылу. На заводах и фабриках, которые обеспечивали фронт всем необходимым, трудились женщины, старики и подростки, 15-16-летние юноши и девушки, как мы сейчас. И это тоже сегодняшние старики. Вспомним их военную молодость. Рабочая смена 15-16-летних рабочих длилась 12-13 часов, а ночевали часто прямо на заводах, чтобы не тратить время дорогу домой и не опоздать на работу. За опоздание на работу на 20 минут по законам военного времени человека строго наказывали, никаких скидок на возраст не существовало. Ребята помладше работали во вспомогательных цехах по 6 часов, а потом шли учиться в школу. Нашим ровесникам приходилось таскать ящики с продукцией по 50-60 кг, так как часто никаких подъёмных механизмов на заводах не оставалось. Выходных, праздничных дней и отпусков для рабочих не было. Больничный, как правило, давали только при очень высокой температуре, а во многих рабочих помещениях было очень холодно: не хватало топлива и дров.
---Чему могут вас научить или уже научили бабушки и дедушки?
Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Чаще говорите своим близким о том, как вы их любите, что многое без них не смогли бы сделать. Советуйтесь по некоторым вопросам. Например. Как приготовить то или иное блюдо. Или предложите совместно приготовить что-нибудь к семейному ужину. Посадите самого старшего члена семьи во главе стола. Расспросите о прошлом – доставьте старикам удовольствие – ведь они очень любят о нём рассказывать. Проявляйте максимум внимания, любви, уважения и, самое главное, будьте терпимее. ---Расскажите о своих любимых бабушках или дедушках. (Дети рассказывают по приготовленным биографиям)
КГУ «Новодонецкая основная школа»
Классный час ко Дню пожилого человека
«Будьте добры и милосердны!»
Подготовила Пилевина И.Э
2015 г.