Внеклассное мероприятие к предметной декаде: Праздник Грамматики
Тема внеклассного мероприятия: ПРАЗДНИК ГРАММАТИКИ.
Цели и задачи:
Вызвать интерес учащихся к изучению русского языка, к обогащению себя знанием русского языка;
познакомить со случаями постановки знаков препинания и определением падежей в познавательно – развлекательно – игровой форме;
развивать творческие и познавательные способности учащихся.
Эпиграф: Учиться нужно весело,
Чтоб хорошо учиться.
Оборудование: мультимедийная презентация, высказывания о языке, шары, цветы.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые учителя!
В путешествие сегодня Отправляемся, друзья. В необычный город - сказку Под названьем Грамматика.
Сегодня на наш Праздник грамматики пришли гости. Я приглашаю их на сцену. Давайте попробуем, ребята, отгадать, какой знак препинания скрывается за каждой маской.
Инсценированное стихотворение «Знаки препинания».
Чтец: У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал чудак! (вбегает)
Восклицательный знак:
Бурным чувствам нет конца!
Пылкий нрав у молодца!
Чтец: Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит: Восклицательный знак:
-Ура! Долой! .
Караул! Разбой!
Чтец: - Что это за знак, ребята?
Восклицательный знак:
- Правильно, ребята!
Обычно в предложении стою я для того,
Чтоб выделить волнение, тревогу,
Восхищение, победу, торжество.
Мне право от рождения в грамматике дано:
Где я, то предложение с особым выражением
Произнестись должно!
Чтец (указывая):
Притащился кривоносый
Вопросительный знак,
Задаёт он всем вопросы.
Вопросительный знак:
Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда? Отчего? О ком? О чём?
Вот какой я мастак! ...
Чтец: - Что это за знак, ребята?
Ребята (хором): - Вопросительный знак! Чтец: - Правильно, ребята!
Прискакало двоеточие.
Прикатило многоточие
И прочие, и прочие, и прочие...
(входят остальные, точка стоит в шеренге последней)
Чтец: А теперь я прошу представиться остальных!
Ведь эти знаки препинания встречаются не так часто!
Тире: Я – тире! Лягу палочкой на строчку:
Проходите по мосточку!
Кавычки: Мы - кавычки! О нас есть такие стихи:
Всегда дослушать норовят
То, что другие говорят!
Скобки: Мы – скобки!
Словам раскрываем объятия:
Ждём в гости вас, милые братья!
Двоеточие: Я – двоеточие! Обо мне говорят так:
Двоеточие глазастое ходит, знаниями хвастая:
Так и хочется ему разъяснить, что к чему.
Чтец: Явились запятые,
Девицы завитые,
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
- Заявили запятые!
Запятые (хором):
Мы особы занятые!
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Чтец: Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.
Точка с запятой:
- Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой!
Чтец: Двоеточие, мигая,
Закричало.
Двоеточие: - Нет, постой,
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой.
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой,
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
Чтец: Но сказало многоточие,
Еле глазками ворочая.
Многоточие:
- Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие,
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие...
Чтец: Вопросительный знак удивился.
Вопросительный знак:
- То есть как?
Чтец: Восклицательный знак возмутился.
Восклицательный знак:
– То есть как! Чтец: И сказала точка,
Точка – одиночка.
Точка: - Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас!
Чтец: - Не спорьте! Все знаки препинания очень важны!
Вы знаете, ребята, что только от одной запятой зависит жизнь человека!
Все знаки препинания (хором): Как так ? Чтец: - Когда –то в давние времена царь решал участь человеческих судеб в зависимости от правильной постановки запятой в указе:
КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ!
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ!
Ведущий: Теперь, ребята, надеюсь,сделав правильные выводы, вы будете более грамотны при постановке знаков препинания!
ЗНАКИ НУЖНО УВАЖАТЬ, ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ, НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАТЬ!
Ведущий: - В русском языке 6 падежей, в казахском -7, в немецком - 4, а у финнов целых 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А наша задача – запомнить и понять свои 6 падежей в русской грамматике, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.
Парад падежей. (Учащиеся читают наизусть) У слова есть шесть падежей,Шесть верных маленьких пажей.Они проходят чередой,За слово в бой готов любой!Вверяют окончаниямСудьбу и жизнь свою!И про своё призваниеНа ушко им поют.
1.Я именительный падеж,И нет на мне чужих одежд.Меня легко все узнаютИ в подлежащее зовут.Предлогов с детства не люблю,С собою рядом не терплю.Мои вопросы – кто? И что? –Ни с чем не спутает никто.
2.А я – падеж родительный.Характер мой общительный.Кого? чего? – и вот он я!Предлоги часто мне друзья.
3.Я называюсь дательным,Работаю старательно.Кому отдать? К чему призвать?Лишь только я могу сказать.
4.А я – винительный падеж,И я во всем виню невежд.Зато отличников люблю,Для них “пятёрки” я ловлю.Кого позвать, во что играть,Готов ребятам подсказать.
5.А я творительный падеж,Исполнен всяческих надежд.Творите! Чем? Творите! С кем?Я подскажу вам – нет проблем!
6.А я – падеж предложный!Со мною случай сложный.Мне без предлогов свет не мил.О ком? О чём я расскажу?О чём мечтать и в чём гулять.
Чтец: Дорожите
Родным, милым словом:
Многоликим -
Большим языком!
Нашей жизни он -
Первооснова -
Всем народам
Планеты - знаком!
Берегите его
От цветистых
Иностранных
И чуждых нам слов,
Чтоб поток -
От наречий ручьистых -
Не затмил
Родника - Родников!
Ведущий: Сейчас мы проведём турнир знаний между командами 3 «А» и «Б» классами.
В школу ходим мы не зря.Без наук никак нельзя!В жизнь не грамотным войдёшьЗа минуту пропадёшь.Чтоб ошибок избежать,Ум свой надо развивать.Приглашаю вас сейчасПоиграть в веселый час.
Ведущий. А нашу игру сегодня будет судить многоуважаемое жюри (представление жюри)
Турнир знаний
1 конкурс –конкурс «Разминка» Загадки 1. Я учу. Смотрю в тетрадку. У меня серьезный вид.
«А», «Б», «В», и по порядку
Повторяю... (алфавит)
2. А по русскому у нас
Очень сложная программа.
Мы в словах из разных фраз
Ищем дружно... (орфограммы)
3. Тридцать три подружки
Школьницы-девчушки.
Друг за другом встанут,
Все слова составят. (буквы)
4. Если слог мы выделяем
При его прочтении,
Палочкой обозначаем
Сверху... (ударение)
5. Если гласная плохо слышится,
Эта гласная очень коварная,
Ведь с ошибкою слово напишется,
Если гласная — ... (безударная)
6. С вопросом предложения
Я обозвал «спросительные».
Я позабыл в волнении
Названье... («вопросительные»)
7. Он отвечает на вопрос «Что делать?».
Часть речи это. Например, «пошел».
Обозначает действие предмета
И гордо называется... (глагол)
8. Искусство читать и искусство писать
Сложнее чтения, сложней математики.
Наука, что может язык изучать,
Называется просто — ... (грамматика)
9. Я главные члены ищу в предложении,
Подлежащего нет, где-то спряталось снова.
Оно со сказуемым в соединении
Составляет... (грамматическую основу)
10. Знак такой: крючок и точка,
Напишу его на строчке.
Если что-то я спрошу,
То его в конце пишу.
Сколько? Где? Когда? Все просто...
После слов тех — ... (знак вопроса)
11. Какая погода!
И снег замечательный!
Поставлю в конце
Знак другой — ... (восклицательный)
12. Я писал письмо Сережке,
О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю ... (точку)
13. Знак препинания очень нам нужный,
С точкой он схож и вообще с нею дружен.
Точки сестру с завитушкой смешною
Мы называем всегда... (запятою)
14. Если текст вдруг незаконченный,
Вместо точки стоит... (многоточие)
15. Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный...
Все их запомнить сложно.
Ты в памяти всегда держи
Названья. Это... (падежи)
16. Средний, женский и мужской бывает.
Как его, скажите, называют? (Род)
17. Каждый абзац мы с нее начинаем,
Помним о ней и название знаем.
И правильно скажет школьник любой,
Что отступ зовется... (красной строкой)
18. Часть речи это непростая,
Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,
Обозначает лишь признак предмета.
Как называется? Что же это? (Имя прилагательное)
19. Эта часть речи предмет означает
И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает (имя существительное)
2 конкурс – конкурс «Звёздный час»
Из букв слова «ГРАММАТИКА» составить другие слова (имена существительные)
– Кто больше составит слов за 2 минуты.
Грамм, рама, рамка, тик, кит, мат, мама, гамма, марка, мир, Рим, Марат, Ира, Кама, раки, гам, миг, маг, мак, 3 конкурс – конкурс знатоков знаков препинания
Задание: определить, какой знак препинания нужно поставить в конце данных преложений.
- Ребята, а что у нас сегодня за внеклассное мероприятие?
- Сегодня мы на «Празднике Грамматики» проводим турнир знаний.
- Да здравствуют знатоки русского языка!
- Ты знаешь, какой праздник приближается?
- Да, это праздник 9 Мая.
- А что это за праздник?
- Это великий праздник - День Победы!
- Мы должны с огромной благодарностью, признательностью и уважением относиться к ветеранам войны.
- Мы обязаны чтить память воинов, погибших за наше светлое будущее.
- Никто не забыт, ничто не забыто!
- Пусть всегда будет мир во всём мире!
4 конкурс –конкурс «Соберите пословицу»
Человек без Родины, что … (соловей без леса).
Если дружба велика, будет …(Родина крепка).
Тот герой, кто … (за Родину горой).
Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
Век живи - … (век учись).
Нет друга - ищи, а … (нашел – береги).
Друзья … (познаются в беде).
За двумя зайцами … (погонишься, ни одного не поймаешь).Поспешишь - … (людей насмешишь).
Семеро … (одного не ждут).
5 конкурс – конкурс знатоков сочетаний (2мин) Слова с сочетаниями оро Слова с сочетаниями оло
Ворона соловей
воробей голова
сорока волосы
дорога молоко
ворота болото
корова яблоко
мороз половинка
скорость молоток
королева
6 конкурс –конкурс «Найди пару» (устно)
Дедушка -…(бабушка), мама-…(папа), мужчина-…(женщина), дядя-…(тётя), сын-…(дочь), брат-…(сестра), племянник-…(племянница); корова-…(бык), лошадь…(конь), верблюд-… (верблюдица), осёл- …(ослица), козёл -…(коза), кот…(кошка), медведь-… (медведица), слон-…(слониха), лев-…(львица), тигр -…(тигрица), волк-… (волчица), лис-…(лиса), ёж-…(ежиха), петух-…(курица), гусь -…(гусыня).
7 конкурс – конкурс знатоков «братьев наших меньших» -«Детеныши» (устно)
У коровы - … (телёнок), у лошади - …(жеребёнок), у верблюдицы -…(верблюжонок), у кошки-…(котёнок), у собаки-…(щенок), у козы-…(козлёнок),
у овцы-…(ягнёнок), у свиньи-… (поросёнок), у гуся -…(гусёнок), у утки-…(утёнок), у курицы -…(цыплёнок), у кукушки -…(кукушонок),
у галки- … (галчонок), у слона -…(слонёнок), у тигра -…(тигрёнок),
у льва-…(львёнок), у медведя-…(медвежонок), у волк-… (волчонок),
у лисы -…(лисёнок), у оленя-…(оленёнок), у ежа-…(ежонок).
8 конкурс – конкурс знатоков Антонимов. (устно)
Слова одной и той же части речи.
Но разное значение у них.
Скажу я «трусость»,
Ты ответишь — «храбрость»,
Скажу я «грусть»,
А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)
Небо - … (земля), солнце - … (луна), добро - … (зло), мир - .. (война), друг - .. (враг), зима - …(лето), здоровье - … (болезнь, недуг), жизнь - … (смерть), , туча-…(облако), широкий -…(узкий), твёрдый -… (мягкий), старый - … (новый), скучный - …(интересный), бесполезный - …(ценный), аккуратный- …( неряшливый), вежливый-…(грубый), активный-…(пассивный), тяжелый, работать, смеяться, весело - … (грустно), далеко - ...(близко), высоко - … (низко), тепло - .. (холодно), чисто -… (грязно), тихо - … (шумно), темно - … (светло).
9 конкурс –конкурс знатоков Синонимов. (устно)
Слова означают одно и то же,
Но между собою они не похожи.
По-разному пишутся и говорятся...
Как называются? Кто догадался? (Синонимы)
Родина -…(Отчизна, Отечество), солнце-…(светило), луна -…(месяц), друг -…(приятель, товарищ), алфавит -…(азбука), орфография -… (правописание), абзац -…(красная строка, отступ), вежливый -…(воспитанный, учтивый, деликатный, любезный), мокрый-…(влажный, сырой), сладкий-…(вкусный), бежать-…(мчаться, нестись), обманщик-..(лгун, лжец, врун), лентяй-…(бездельник, лодырь), волноваться-…(беспокоиться, тревожиться).
Жюри выслушивает выступления учащихся и оценивает их.
Ведущий. Наш конкурс знатоков русского языка подошёл к концу. Я благодарю вас за ваши знания, творчество. Но впереди у вас много открытий, увлекательных путешествий, интересных грамматических задач на уроках русского языка. Надо многое знать и уметь, а главное любить русский язык, чтобы в совершенстве изучить строгую, трудную, умную и замечательную науку ГРАММАТИКУ!
Русский язык – великий, богатый,
Как много секретов хранит он, ребята!
Вы эти секреты все разгадайте
И с радостью русский язык изучайте.
Тогда очень грамотным станет ваш класс,
А русский язык будет другом для вас!