Адаптивная физическая культура для детей с РАС «Концепция- Я»


(например : «по кругу, по дуге, зигзагом»
для облегчения выполнения движений необходимо четко обозначить линии старта и финиша, а так же зону отдыха;
Формулировать задание точно, чтобы побуждать школьника к выполнению задания ( например : «проползи рядом со мной» «пробеги по линии»);
Сопровождать движения ритмичным счетом или хлопками в ладоши;
Формировать у школьника указательный жест и взгляд.
После того как обучили обучающихся движением на перемещение во внешнем пространстве следует переходить к точным действиям в пространстве поля с предметами. Для этого необходимо:
Пошагово проговаривать инструкцию выполнения действий;
Использовать наглядный материал для выполнения движений (например: «пиктограммы с изображением упражнения»);
Давать словесные объяснения по ходу движения;
Заинтересовать обучающегося к побуждению выполнения упражнения ( например «использовать мяч с колокольчиком внутри- попади в мячик другим мячом и он зазвенит»)
Поощрять его когда он правильно выполняет упражнения.
Одной из конечной цели занятий обучающихся с аутизмом становится обучение выполнения упражнений без помощи взрослого. Для ускорения процесса помогает однообразие занятий. Следует планировать уроки однообразно с включением разных движений.
КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»
Центр оздоровительной и коррекционной работы
Адаптивная физическая культура для детей с РАС
«Концепция- Я»

Подготовила:
Ю.М.Юсупова2015 год
Для школьников с РАС свойственно наличием стереотипных движений, , нарушениями мелкой и крупной моторики, нарушена пространственная ориентировка.
Поэтому основными задачами обучения таких детей на занятиях по адаптивной физической культуры являются:Развить умения подражать ;стимулирование к выполнению инструкций;
формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);
воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать с остальными детьми.
Начинать обучение стоит с движений в пространстве собственного тела от головы, рук ,кистей рук, пальцев и только потом переходить на движения туловищем и ногами. Следует применять пассивные движения стать позади ребенка и его руками выполнять движения , чтобы обучающейся понял правильность выполнения движения. Все упражнения проговаривать четко, проговаривать с какой целью мы выполняем это упражнение. Кроме того на занятия следует применять «Я- концепцию» то есть все движения, упражнения проговариваются от 1-го лица( например Я-стою, я –наклоняюсь и др.) . Это все помогает развить представление о себе , схеме собственного тела и физический образ «Я».
Чтобы вызвать интерес у ребенка к выполнению упражнений , ощущать их , узнавать необходимо :
Описывать выполняемое упражнение очень просто всегда использовать одинаковую терминологию;
Проговаривать движение или упражнение вместе с ребенком , предлагать ему самому называть выполняемые движения;
Начинать с самого простого ( например: хлопки в ладоши, растирание ладоней, движение руками вверх, вниз, растирание ног, наклоны туловища и др.)
Начинать с небольшой группы упражнений постепенно увеличивать сложность и количество упражнений;
Помогать школьнику в выполнение движений , а так же поощрять за правильное выполненное упражнение.
Если у школьника проявляется страх перед телесным контактом , а любая попытка к нему проявляется тревожностью и агрессией , то можно помогать в выполнение упражнений стоя у ребенка за спиной или использовать гимнастическую палку , за которую ребенок будет держаться и выполнять вместе с инструктором все необходимые движения.
Затем начинаем обучение движений во внешнем пространстве. Начинаем с упражнений на перемещение( ходьба бег, ползание) затем к преодоление препятствий для этого необходимо:
Начинать с простых перемещений по прямой;
Постепенно усложнять траекторию движения