Конспект урока по русскому языку на тему Сложное предложение с различными видами связи
Открытый урок по русскому языку в 9 классе.
«Сложное предложение с различными видами связи»
Выполнила: Блинова Т.А.
Цель: формирование у учащихся навыков учебной деятельности при изучении сложного
предложения с различными видами связи.
Задачи:
Образовательные: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи всложном предложении с разными видами связи
Развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;
совершенствовать навык самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности.
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, родному краю;воспитывать культуру речи.
Методы: информационно-развивающий
Средства об учения: компьютер, мультимедийный проектор ,презентация по теме , презентация Movi Meilker,карточки,тест
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Место урока в теме: урок 1 из 4 уроков , отведенных на изучение раздела
«Сложные предложения с различными видами связи»
Требования к базовому уровню подготовки: знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи(РВС),основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи.
Структура занятия.
1.Организационный момент-2 мин.
2.Проверка домашнего задания-5 мин.
3.Изучение нового материала-15 мин.
4.Закрепление знаний-14 мин
5.Подведение итогов урока-2 мин
6.Информация о домашнем задании-2 мин.
Ход урока
Организационный момент (приветствие)
Определение темы урока, целеполагание (работа в парах по карточке №1,)
Актуализация изученного
Задание: 1 вариант – назвать сложное предложение с сочинительной связью;
2 вариант - назвать сложное предложение с подчинительной связью;
3 вариант - назвать сложное предложение с бессоюзной связью;
Сколько предикативных частей входит в состав 4 предложения? Сформулируйте
тему урока. Определите цель занятия (что должны узнать? чему должны
научиться?)
Показ мультимедийной презентации «Гляжу в озера синие» (картины родной природы)
Сегодня на уроке мы будем говорить о природе, о ее красоте и величии, о ее способности окрылять человеческую душу, о тех местах, которые близки и дороги каждому.
Объяснение нового материала
а) анализ предложений (презентация Power Point, слайды № 1-3)
б) вывод по изученному материалу (формулируют учащиеся, опираясь на схему
презентация Power Point, слайд № 4)
в) проблемная демонстрация «Знаки препинания между сочинительным и подчинительным союзами в сложном предложении» (презентация Power Point, слайд №6)
г) работа с учебником (сравнить свои наблюдения и выводы с материалом параграфа № 27, стр.149 - 152 )
5. Закрепление изученного материала
а) самостоятельный анализ предложения с последующей взаимопроверкой (презентация Power Point, слайд №5; предложение записать в тетрадь, расставить знаки препинания, начертить схему, указать виды союзной и бессоюзной связи)
б) работа в паре (карточка № 2; презентация Power Point, слайд №7). Задание:
найти предложения, соответствующие схемам.
в) творческое задание : восстановить четверостишья Н. Рубцова и Ф. Тютчева;
расставить знаки препинания, указать виды союзной и бессоюзной связи.
(презентация Power Point, слайды № 8. 9)
г) индивидуальная работа (карточка № 3) - по желанию учащихся
6. Контроль изученного
а) тест с последующей самопроверкой и оцениванием (презентация Power Point)
№
Этап урока
Содержание этапа
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
1.
Организа
ционный момент
Цель: организовать работу на уроке,дать позитивный психологический настрой на весь урок.
Учитель приветствует класс.
Контролируют готовность к уроку.
Концентрация внимания,подготовка к уроку.
Учащиеся приветствуют учителя.
2.
Проверка домашнего задания.
Цель: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися ,выявление пробелов и их коррекция.
-Итак,на предыдущем уроке мы закончили изучение темы «БСП»
-Какие же предложения называются бессоюзными сложными предложениями?
-Какими знаками препинания выделяются на письме?
-А какие еще виды сложных предложений знаете?
-А сейчас поработаем по парам(приложение 1-карточка№1) и вспомним ссп , ссп,бсп
-Запишите предложения .
Определите вид сложного предложения.
-Назовите сложное предложения с сочинительной связью.
-Назовите сложное предложения с подчинительной связью.
-Назовите сложное с бессоюзной связью.
-А сколько предикативных частей входит в состав 4 предложения?
-Назовите их.
Оптимальность сочетания контроля,самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения домашнего задания и коррекции пробелов.
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
УЧАЩИХСЯ ПО ПРОЙДЕННОМУ МАТЕРИАЛУ.
Работают в парах.
ЗАПИСЫВАЮТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮТ
ВИД СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Отвечают на поставленные вопросы.
Работают над предложением №4
3.
Изучение нового учебного материала.
Цель: обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
-Сформулируйте тему нашего урока
(Слайд 1)
-Правильно, тема нашего урока «Сложные предложения с различными видами связи».
-Как вы думаете, какова цель нашего урока? Чем будем заниматься?
Цель сегодняшнего урока:
научиться определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи.
-На уроке будем работать с предложениями, в которых авторы говорят о природе, о ее красоте и величии, о ее способности окрылять человеческую душу, о тех местах, которые близки и дороги каждому.
-Я вам предлагаю посмотреть маленькую презентацию и вспомнить ваши любимые уголки природы...(Презентация №1)
-А теперь переходим к работе над нашей темой.
1. Анализ предложений.
-Вам даны предложения (Слайд 2-3)
-Запишите предложения в тетради,составьте схемы.
1)Ближний лес,в котором мы часто бываем,полон ягод и грибов,а текущая неподалеку река спасает от летнего зноя.
2)Все небо затянуто,идет мелкий холодный дождь, но по свежей зелени деревьев можно догадаться: наступает весна.
3)Люблю весенний полдень:звенит за окном капель,которая радует душу.
4)Хороша наша природа зимой: все вокруг усыпано снегом,который искрится на солнце, и легкий морозец бодрит.
-Какие предложения вам встретились?
-Правильно,сложные предложения с различными видами связи(сочинительная,подчинительная,бессозная ).
В русском языке широко
·распространены сложные предложения, в которых сообщается о трех и более ситуациях.Такие предложения содержат в своем составе три простых предложения и более. Это так называемые многочленные сложные предложения.
В многочленных сложных предложениях простые предложения могут быть соединены между собой различными видами связи:союзной(сочинительной и подчинительной) и бессоюзной.
При всем многообразии сочетаний простых предложений комбинация в них видов синтаксической связи ограничена и сводится к следующей связи:
(Слайд 4)
-сочинительная и подчинительная,
-сочинительная и бессоюзная,
-подчинительная и бессоюзная,
-сочинительная,подчинительная,бессоюзная.
-Какие предложения называются многочленными сложными?
Настраиваются на изучение новой темы.
Учащиеся формулируют тему урока,
записывают в рабочие тетради .
Совместно с учителем формулируют цель.
Смотрят мультимедийную презентацию «Гляжу в озера синие...»
Записывают предложения,
составляют схемы.
Отвечают на поставленный вопрос.
Учащиеся слушают учителя.
Запоминают группы сложных предложений с различными видами связи.
Отвечают на вопрос учителя.
4
Закрепле
ние учебного материала
Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
-Перейдем к закреплению изученного материала и выполним следующие задания
1.Самостоятельный анализ предложения с последующей взаимопроверкой.
Природа не боится повторений , в ней все из года в год проходит чередом, но,сколько б ни цвели для нас сирени, цветенья нового мы вновь весною ждем.
-Предложение запишите в тетрадь, начертите схему, укажите виды союзной и бессоюзной связи.
(Слайд 5)
-Проверим (Слайд 6)
2.
-А сейчас я предлагаю вам разделиться на 3 группы.
Вам даны предложения (Карточка 2)и даны схемы (слайд 7)
-Найдите предложения, соответствующие схемам.
-Запишите, начертите схемы.
-Проверим,как вы распределили данные предложения.
3.Творческое задание.
-Восстановите четверостишья
Н. Рубцова и Ф. Тютчева. (Слайд 8)
-Запишите четверостишье.
-Укажите виды союзной и бессоюзной связи.
-Проверим. Прочитайте выразительно, назовите виды связи.
(Слайд 9)
-Чтобы понять ,как вы усвоили тему,предлагаю выполнить тест.
(Тест с самопроверкой).
(Приложение 3)
-Проверьте и поставьте себе оценку.
(СЛАЙД 10)
Применение знаний на практике.
Самостоятельная работа. Чертят схему предложения, определяют вид связи.
Обмениваются тетрадями и прверяют самостоятельную работу .
Работа в группах.
Каждая группа получает карточку, в которой учащиеся соотносят схему с предложением.
Самостоятельная работа в тетрадях. Учащиеся восстанавливают и записывают четверостишья, указывают вид связи.
Выразительно читают стихотворения,называют вид связи.
Выполняют тест письменно.
Проверка правильности
выполнения теста.
5
Подведе
ние итогов
урока
Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
-Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока?
-Что усвоено хорошо?
-Над чем еще надо поработать?
-Как оцениваете свою работу?
Обобщают полученные знания, выделяют успешные этапы урока и этапы которые вызвали затруднения.
6
Инфор
мация о домашнем задании.
Цель: обеспечение понимания цели,содержания и способов выполнения домашнего задания.
-Тема «Сложные предложения
с разными видами связи»(параграф 37)
1.Составить сложные предложения с разными видами связи(6 предложений)
2. Упражнение209.
Записывают домашнее задание в дневник.
Знакомятся с объемом домашнего задания.
Слушают комментарии учителя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.
Дидактический материал к уроку
Карточка № 1
Можно часами смотреть на цветущую яблоньку, которая похожа на невесту.
Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.
Ни звука, ни шороха не раздавалось в лесу, и в воздухе чувствовался тягучий травяной запах.
Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей; ласково веет навстречу ветер, и убаюкивающе звенят жаворонки, что кружат высоко в небе.
Карточка № 2 (к слайду № 7)
Густые липы те ж, но заросли слова,
Которые в тени я вырезал искусно,
Хватает за ноги заглохшая трава,
И чувствую: в лесу мне будет грустно.
(А. Фет)
2. Украдкою в мое окно
Глядело бледное светило,
И мне казалось, что оно
Мою дремоту сторожило.
(Ф. Тютчев)
3. Земля наша щедра и плодородна : луга, леса, даже болота дарят людям
тысячи разнообразных растений, которые в большинстве своем являются
лечебными.
4. Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют
колокольчики, а дикая гвоздика горит пунцовыми
Тест
Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью
а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной.
б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке.
в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам.
Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью
а) Там, щедрым облаком зари освещены,
Густые облака, сбегая с вышины,
Нависли пышными, янтарными клубами.
б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды,
И зеленью покрылись сожженные сады.
в) Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят,
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью
а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза.
б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.
в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь : ты частица этой земли, которая тебе принадлежит.
Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью
а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню.
б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться.
в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен.
Заголовок 115