Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в школе
Доклад на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в общеобразовательной школе»
Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.
В наше непростое время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особое значение.
Наша страна в советское время основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма, преданности идеям социалистической Родины. И весь учебно-воспитательный процесс в школе соответствовал этому направлению. Но именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность.
Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое вот те слова, которые постоянно встречались в то время , к сожалению, реже слышишь сейчас. Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество.
Люди все больше стали нетерпимы друг к другу. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.
А ведь только Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста
Если нам обратиться к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине.
Многие видят выход из создавшегося положения в духовности как полноте бытия. И в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия, на наш взгляд, одна из причин нравственного опустошения личности. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа.
Центром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни. Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа.
Школа пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание младших школьников. На сегодняшний день, духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Это, скорее всего обучение и воспитание на основе духовности.
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. (народный праздник « Масленица» )
Образовавшийся духовный вакуум заставляет школу искать пути совершенствования образовательного процесса.
В данный переходный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. В образовательные программы введены (региональный компонент) уроки православной культуры и .( 4 модуля ) ОРКСЭ 1ч.
Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решить для полноценного духовно-нравственного влияния на развитие духовных качеств учащихся: большинство из нас, а это семья, школа, оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры, что затрудняет решение проблемы.
Сделать и научить родителей общедидактическими методами быть духовными нельзя. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты. Вряд ли помогут словесные наставления и нравоучения.
Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей;
- содержание школьного образования, стараясь остаться светским, вводит фрагментарно сюжеты православной жизни. Они, скорее всего, знакомят учеников с историй культуры своего народа, но не формируют отношения. Эти же знания требуют эмоционального подкрепления. Введение курса, в основе которого лежал бы социокультурный системный подход, требует выделения дополнительного времени, что невозможно при сегодняшних стандартах образования. Если даже такое время и будет за счет регионального (школьного) компонента, то полноценное духовно-нравственное воспитание за счет определенного количества времени получить невозможно. Необходимо обновление интеграция всего содержания начального образования направленного как говорил Н.М.Карамзин «для сердца и разума». На основе социокультурного и культурологического подходов;
·
- введение в содержание образования материала, связанного с традициями культурной жизни народа, перенасыщено непонятной для учащихся. Это только оттолкнет детей от желания постичь свои истоки. Достаточность и доступность, обязательные дидактические принципы обучения должны присутствовать в каждом учебно-методическом пособии;
- многонациональность страны и ее вероисповеданий (что не так ярко было выражено в дореволюционной России), требует выделения для изучения основ духовно-нравственного
воспитания в школе общечеловеческих ценностей с их индивидуальными вероисповеданиями (общие праздники, радость, горе и др.). И в тоже время каждый проживающий на территории России должен знать и почитать культуру и традиции
Государства Российского.
Для того чтобы реализовать приоритет духовно-нравственного воспитания, необходимо соблюдать закономерности целостного образовательного процесса, а это предъявляет определенные требования к структуре образовательных учреждений и методам их воздействия. Если не принимать меры радикального изменения, сложившейся ситуации, то ожидать положительных результатов не приходится.
Предпринимая попытки создания целостного, дидактически выверенного содержания, необходимо постепенно, в соответствии с возрастным особенностям детей, начиная с младшего школьного возраста, осуществлять идеи развития личности:
Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:
- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
- поощрять самовыражение и уверенность в себе;
- введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;
- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.
У учителя огромная ответственность в жизни. Общаясь с детьми, мы имеем возможность влиять на их мировоззрение, вести их по жизни и учить самому главному отделять черное от белого, правильно ценить все хорошее, творить добро. Но без тесного контакта церкви, семьи и школы трудно будет справиться с этой задачей. Когда царит бездуховность, нет идеологии, молодежь идет к безнравственному образу жизни, тленности духовной и физической. Развал семейного очага, вседозволенность и легкая жизнь отодвинули духовные ценности на задний план. Только вмешательство всех звеньев общества могут спасти нашу молодежь. Я, как учитель, верю, что в нашей молодежи заложено много хорошего, но делать и творить добро, совершать героические поступки почему-то сегодня не очень в почете. Привожу современной молодежи пример истинного патриотизме, Евгения Радионова, жителя Подмосковья. Во время чеченской войны он попал в плен. Три с половиной месяца издевались над ним, избивали, унижали, морили голодом. Ему говорили: «Ты можешь жить, для этого надо снять крест, принять нашу веру и все твои кошмары закончатся». Восемнадцатилетний юноша сделал свой выбор и не отказался от православной веры, не снял свой крест, и не стал убивать своих братьев, а выбрал смерть предательству. Наверное, таких ребят надо причислить к лику святых.
«Без духовно-нравственного воспитания мы Россию не спасем», сказал патриарх Алексий второй. Нам надо менять себя, наше отношение к Богу, к церкви, друг к другу. Только тогда мир вокруг нас станет добрее и ярче.
"Без патриотизма нет ни государства, ни народа...Патриотизм - явление духовное, он связан и с духовными традициями. Чем определяются наши духовные традиции? Конечно, Православием. Верит человек или не верит, это одно; но если он культурный человек, он должен понимать, что Православие - это лоно, в котором выросла вся наша культура." Размышляя на эту тему, я задумалась: что же мы можем предложить нашим детям (кроме своего примера) для воспитания патриотизма. На просторах Интернета мне попался цикл передач [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - в которых рассказывается о русской военной истории, героических сражениях, великих полководцах, воинских подвигах, оружии, орденах и наградах. Это интересно в первую очередь мальчишкам. Но и девочки смотрят с удовольствием. А так же их родители Поскольку в этих передачах помимо исторической информации много документальных кадров и редких документов. Причем все объясняется именно с расчетом на детское восприятие: доступно и интересно. И в заключении:"К патриотизму нельзя призвать. Нужно медленно и серьезно воспитывать духовное начало в человеке".
15