Проблема формирования личной организованности и самодисциплины у педагогов в образовательных учреждениях малого города
Согласно ФЗ «Об образовании в РФ», вступившему в силу 1 сентября 2013 года, гражданин РФ имеет право «на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности» [13]. Эта стратегия «Обучение в течение всей жизни» обострила проблему профессионального развития педагогических кадров. По настоящему востребованным специалистом в сфере
образования может стать тот, кто способен без труда адаптироваться к возникающим потребностям общества и стремиться к самосовершенствованию. Для того, чтобы достичь успехов в профессиональной деятельности, педагог должен постоянно развивать свою волю и характер. От умения эффективно управлять своей деятельностью (строить план саморазвития, учитывая свою работоспособность, психологические и эмоциональные качества) зависит успех педагога. Важную роль при этом, несомненно, должна играть личная организованность и самодисциплина менеджера в образовательном учреждении.
Проблема развития самодисциплины занимает одно из центральных мест в дисциплине «Персональный менеджмент». Именно самодисциплина выступает ведущим фактором для создания условий плодотворной трудовой деятельности. В любом образовательном учреждении высоко ценятся те сотрудники, у которых высоко развиты деловые качества, среди которых умение творчески и энергично служить общему делу, согласовывать свои усилия с коллективными, соблюдая при этом порядок, точность и планомерность в работе, дисциплинированность.
Под дисциплинированностью понимается важное нравственное качество личности, которое характеризуется ответственным отношением к делу, развитым чувством долга, высокой требовательностью к себе, к собственному поведению и поведению других людей, готовностью следовать в своих поступках нормам и правилам, принятым в обществе, выдержкой, самообладанием, способностью к разумному самоограничению.
В Большой Российской энциклопедии дисциплинированность определяется как выдержанность, внутренняя организованность, привычка подчиняться собственным целям, самодисциплина, и общественным установлениям (законам, нормам, принципам) [11, с. 276].
По направленности личностной мотивации различают дисциплину внутреннюю и внешнюю. Внутренняя дисциплина – собственно самодисциплина.
В словаре приводится следующее определение самодисциплины: «Самодисциплина – дисциплина в собственном поведении; умение управлять собой, подчинять свои интересы определенному порядку, принципам» [6, с. 21].
Директор Института экономики и менеджмента, заведующий кафедрой «Менеджмент» ПГУАиС, автор многих научных статей и учебных пособий по персональному менеджменту, С.Д. Резник, даёт такое определение самодисциплины: личная дисциплинированность, соблюдение строгого порядка, точность и планомерность в работе [8, с. 10]. Содержание критерия и первичные качества наглядно представлены в виде таблицы на рисунке 1:
Рис. 1 – Содержание критерия и первичные качества для формирования самодисциплины
Теперь приведём характеристику каждого качества более подробно:
Обязательность, способность держать слово – это качество индивида, проявляющееся в безусловном выполнении своих обязанностей, предписываемых ему как официально, так и диктуемых чувством долга, моральными принципами, а также в готовности оказать помощь, содействие.
Умение держать слово – свойство такого человека, на которого, как говорят, можно положиться. Для него это вопрос долга, чести и самоуважения. Формированию этих качеств способствует также готовность, при необходимости, временно отказаться от личных дел с целью выполнения данного обещания.
Пунктуальность, точность исполнения – обязательность, точность в выполнении данных кому-либо обещаний, аккуратность в исполнении чего-либо.
Собранность, умение не разбрасываться – способность не браться за новое дело, пока не закончено предыдущее.
Наличие чувства ответственности – внутреннее чувство обязанности за порученное дело, понимание необходимости, общественной полезности и четкое выполнение своих обязанностей, подкрепляемое внутренними моральными принципами.
Умение отказаться от удовольствий ради главного – тщательное планирование личных дел.
К.Р. Роджерс отмечает, что в более широком жизненном контексте самодисциплина предполагает знание себя и своих действий, необходимых для личностного роста и развития. Самодисциплина требует контроля над своей деятельностью [10, с. 55].
По мнению Брайанта Теодора, самодисциплина процесс психологического самоуправления; осознанность по поводу вашего подсознательного сопротивления, и затем преодоление сопротивления; процесс координирования Ваших сознательных и подсознательных психологических элементов [2, с. 5].
Как можно заметить, для формирования самодисциплины важной составляющей является самоконтроль. В энциклопедическом словаре педагога находим следующее определение этого понятия: «Самоконтроль целенаправленное наблюдение и осознанная оценка человеком своих поступков, слов и чувств» [1, с. 55]. Если педагог намерен позиционировать себя как профессионал своего дела, ему необходимо уметь держать свою деятельность под контролем и нести ответственность за ее результаты. Умение компетентно оценить свою педагогическую деятельность, способность внести в неё соответствующие поправки, является одним из составляющих успеха менеджера образования. Формирование навыков самоконтроля, самодисциплины оказывает влияние на характер человека, определяя его отношение к своей работе.
Для того, чтобы менеджеру образовательного учреждения успешно выполнять свои функции, ему необходимо развивать личную организованность. Личная организованность способность руководителя жить и работать по системе [8, с. 9]. Содержание критерия и первичные качества наглядно представлены в виде таблицы на рисунке 2:
Рис. 2 Содержание критерия и первичные качества для формирования личной организованности
С.Д. Резник приводит следующую характеристику каждого качества:
1) Приверженность системному подходу комплексный учет и взаимодействие многих факторов, влияющих на личную организацию.
2) Умение ценить и эффективно использовать время использовать время исключительно на решение проблем, представляющих наибольший интерес; избегать людей, отнимающих у вас время или стремящихся выиграть его за ваш счет; никогда не откладывать работу на потом, а решать вопросы немедленно.
3) Умение сосредоточиться на главном выявлять наиболее значимые текущие и перспективные проблемы, требующие эффективного решения.
4) Умение все делать по порядку переходить от простого к сложному.
5) Умение не упускать из виду мелочей осознавать, что любая незаконченность, пусть даже в мелочах, больно бьет по престижу руководителя, показывая его с невыгодной стороны.
6) Умение учитывать и анализировать затраты времени применять методы учета и контроля использования времени.
Подводя «терминологический итог», следует принять, что личная организованность и самодисциплина являются необходимыми качествами менеджера для успешной работы.
Проблема формирования личной организованности и самодисциплины у педагогов в образовательных учреждениях малого города особенно актуальна. Отсутствие развитой социально-культурной инфраструктуры, низкий уровень заработной платы, отсутствие жилья вынуждают учителей брать высокую нагрузку, чтобы прокормить семью, «выжить» в сложных современных условиях [3, с. 66]. Кроме того, общая тенденция к «старению» кадров в сельских школах и школах малого города выражена сильнее. А согласно опроснику В.Е. Орла, установлено, что критической точкой является стажевая группа 20–30 лет работы [4, с. 81]. Особенности проявления личной организованности и самодисциплины в образовательном учреждении малого города мы исследуем на примере МКОУ «СОШ № 3» города Щучье Курганской области, проведя опытную работу с педагогическим коллективом данной образовательной организации.
Прежде всего, проводя исследования, нам необходимо выяснить, какое представление имеет преподавательский коллектив о понятиях «самодисциплина» и «личная организованность». Для этого был проведен опрос, в котором приняло девяти респондентам (среди них двое мужчин и шесть женщин) предлагалось дать своё толкование этих понятий. Из них с педагогическим стажем более 15 лет 1 человек, более 25 двое, более 30 3 респондента и более 40 2 педагога. В результате опроса выяснилось, что все респонденты имеют четкое представление о самодисциплине и личной организованности.
Для того, чтобы определить насколько этот стопроцентный результат соответствует истинности, мы провели анкету «Организованный ли Вы человек?», предложенную в учебном пособии «Персональный менеджмент: тесты и конкретные ситуации» [8, с. 22].
По результатам анкетирования было выявлено, что:
1 педагог (11,1 % от общего числа опрашиваемых) набрал 53 балла, а этот результат означает «отсутствие чёткой системы самоорганизации» [4, с. 26].
2 педагога (22,2 %) получили результат в диапазоне «от 63 до 71» (64 и 68), что свидетельствует о необходимости присмотреться к своей самоорганизации и улучшить её.
Хорошо организованными оказалась большая часть опрашиваемых 6 человек (66,7 %). Данные представлены в виде инфографики на рисунке 3:
Рис. 3 Анализ анкетирования педагогов МКОУ «СОШ № 3» г. Щучье на тему «Организованный ли Вы человек?»
Итак, судя по результатам, большинство респондентов умеет управлять над своим поведением, ценить и эффективно использовать своё время.
С учителями, чьи результаты оказались ниже остальных, был проведён анализ причин неэффективной траты времени, низкой организации собственного труда. Для этого трём респондентам было предложено из 30 самых существенных «ловушек» времени выбрать «свои» пять, наиболее свойственные им [5, с. 42]. Самыми распространёнными «поглотителями» времени оказались следующие:
1) Попытка слишком много сделать за один раз;
2) Поиски записей, документов, адресов, телефонных номеров;
3) Незапланированные встречи;
4) Отсутствие связи (коммуникации) или неточная обратная связь;
5) Слишком редкое делегирование дел.
Из беседы с учителями были выявлено, что двое педагогов замечают, что эффективность их работы снизилась в последние несколько лет. Причины они видят ухудшении своего здоровья в силу возраста (речь идёт о респондентах с педагогическим стажем 41 год и 33 года) учителя теряют способность выполнять свои текущие дела в быстром темпе, однако стремление самому сделать всё за один раз остаётся в таком случае не реализованным. Как выяснилось, эти педагоги не смогли освоить компьютерную грамотность на уровне уверенного пользователя. А потому поиск документов занимает у них много времени, так как работа с бумагами требует больше временных затрат, чем работа с электронными файлами.
Тот педагог, который показал самый низкий результат, оправдывает сложившуюся ситуацию свой высокой нагрузкой. Кроме того, в этом году учителю было предложено классное руководство у класса, который по объективным причинам считается «проблемным»: двое учеников относятся к VIII виду, двое стоят на учёте в отделе по делам несовершеннолетних, двое опекаемых, несколько отстающих и один второгодник. Работа с таким классом требует колоссальных затрат времени и сил.
Таким образом, причины «поглотителей» времени у учителей, получивших низкие баллы в результате анкетирования, оказались связанными со спецификой ООУ малого города и не позволяют высвободить значительный резерв времени педагогам на отдых или саморазвитие.
Согласно результатам нашего исследования, проблема нехватки времени является актуальной для менеджеров образовательных учреждений и выступает серьезным, отрицательно сказывающимся фактором на здоровье и результативности труда. В связи с этим, в план методических мероприятий ОУ должен быть включен семинар-практикум «Самоменеджмент педагога». Кроме того, нужно искать и осваивать новые информационные технологии, позволяющие облегчить труд учителя, избавив его от рутинной работы.
В качестве рекомендации для изменения ситуации в положительную сторону педагогам, чья личная эффективность недостаточно развита, были предложены для ознакомления методические рекомендации по улучшению их работы. За основу были взяты некоторые постулаты, предлагаемые Б. Трейси [9, с. 73]:
1) Работайте совместно с другими людьми, особенно если предстоит выполнить большие задачи. Объединяйтесь, позвольте окружающим помогать вам. Передавайте часть своих задач, делегируйте полномочия, и вы сможете делать важные дела, привлекая помощников.
2) Упрощайте работу. Убирайте лишние шаги, сглаживайте сложности. Уменьшайте количество этапов, необходимых для выполнения задачи.
3) Объединяйте задачи. Выполняйте однотипные задачи вместе: делайте все звонки подряд, пишите все письма и предложения друг за другом, составляйте все отчеты по расходам один за другим.
4) При планировании дня оставляйте определенный процент времени как резерв для неожиданных посетителей, телефонных разговоров, экстренных случаев или в результате недооценки длительности каких-то дел.
4) Над планами времени нужно работать регулярно и системно, последовательно доводя до конца начатое дело.
5) Планировать нужно только такой объем задач, с которым работник реально может справиться.
6) Заполнять потерю времени лучше по возможности сразу, например, лучше один раз дольше поработать вечером, чем в течение следующего целого дня наверстывать потерянное накануне.
7) Во избежание промедления и откладывания дел, нужно устанавливать точные сроки выполнения для всех видов деятельности.
8) Чтобы более успешно внедрять свои планы в жизнь, работнику необходимо согласовывать их с планами других людей (начальника, подчиненных, коллег) [7].
Список использованных источников
1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000. 937 с.
2. Брайант Теодор. «Самодисциплина за 10 дней: как перейти от думания к деланию» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Дата обращения: 08.11.2015).
3. Нелюбов С.А. Сельская школа живёт и надеется на лучшую долю. Народное образование, № 10, 2012.
4. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. С. 76–97.
5. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. - Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. – 187 с.
6. Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.И.Каирова, Ф.Н.Петрова. – М.: Советская энциклопедия, 1964 – Т. 1: А – Ефимов. – 1964. - 832 с.
7. Перерва П.Г. Самосенеджмент – условия личного и профессионального успеха//http://psyfactor.org/lib/self-management-4.htm (Дата обращения: 10.10.2016).
8. Персональный менеджмент. Тесты и конкретные ситуации: Учеб. Пособие / Под общ.ред. д-ра экон.наук, проф. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 161 с. – (Высшее образование).
9. Результативный тайм-менеджмент: эффективная методика управления собственным временем // Брайан Трейси; [пер. с англ. А. Евтеева]. М.: СмартБук, 2007. 79 с. (21 ступень к успеху).
10. Роджерс К., Фоенберг Д. Свобода учиться // Пер. с англ. М., 2002. -314 с.
11. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов –– М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 1993. – 608 с.
12. Успех чужими руками: эффективное делегирование полномочий / Мария Урбан. 2-е изд. М. Альпина Паблишер, 2012. 156 с.
13. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года // http://zakon-ob-obrazovanii.ru (Дата обращения: 10.10.2016).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
13PAGE \* MERGEFORMAT141115