Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ «Обувной магазин» (старшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 «Сказка» пгт. Ноглики
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по развитию речи с элементами ТРИЗ
«Обувной магазин»
(старшая группа)
Разработала: Образцова Ольга Валерьевна,
воспитатель
пгт.Ноглики2016 год
Цель: Пополнение словарного запаса детей, расширение знаний об обуви.
Задачи: Учить выявлять и разрешать противоречия. Упражнять в образовании прилагательных от существительных, закреплять умение различать цифры. Пополнить словарь детей словами – пуанты и сабо. Развивать творческое воображение. Воспитывать взаимоуважение, терпеливо выслушивать ответы товарищей.
Предварительная работа: Рассматривание и обсуждение с детьми картинок с обувью; упражнение в счете; чтение сказки «Золушка»; рассмотрение и обсуждение с детьми русского народного костюма.
Материал и оборудование: Проектор; презентация; лапти; хрустальная туфелька; картинки с обувью; цифры (от 1 до 5); доска с магнитами; руль; картинки со сказочными героями и их обувью; коробка с обувью воспитателя.
Ход НОД:
1) Организационный момент.
(дети входят в зал и встают полукругом, на экране слайд №1)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я сегодня пришла на работу и не нашла свою сменную обувь. Работать босиком я не могу, поэтому, я предлагаю вам, отправиться в магазин, чтобы купить мне новую обувь. Согласны?. А скажите, пожалуйста, как называется магазин, в котором продают обувь? (ответы детей) Совершенно верно. Итак, мы отправляемся в обувной магазин. (появляется слайд №2 - автобус) Посмотрите, какой красивый автобус нас уже ждет. Сегодня, я немножко побуду водителем, а вы моими пассажирами. Во время движения, мы с вами будем издавать звуки, как автобус: «Бру-брум, бип-бип». Готовы? Тогда, пристегните ремни, мы отправляемся! (имитирую езду на автобусе по кругу и возвращаются в полукруг)
2) Основная часть.
(на экране слайд №3 – магазин фрукты)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и первый магазин. Что в нем продают? (ответы детей) Значит это какой магазин? Он нам нужен? Почему? (на каждый вопрос дети дают ответы) Едем дальше!
(на экране слайд №4 – магазин мебели)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот еще магазин. Что в нем продают? (ответы детей) Значит это какой магазин? Он нам нужен? Почему? (на каждый вопрос дети дают ответы) Едем дальше!
(на экране слайд №5 – магазин головных уборов)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, еще магазин. Что в нем продают? (ответы детей) Значит это какой магазин? Он нам нужен? Почему? (на каждый вопрос дети дают ответы) Едем дальше!
(на экране слайд №6 - зоомагазин)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что же это за магазин. Что в нем продают? (ответы детей) Значит это какой магазин? Он нам нужен? Почему? (на каждый вопрос дети дают ответы) Едем дальше!
(на экране слайд №7 – магазин обуви)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и первый магазин. Что в нем продают? (ответы детей) Значит это какой магазин? Остаемся? (дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь обуви! Какая она разная! Ребята, а для чего нам нужна обувь? (ответы детей) А из чего обычно шьют обувь? (ответы детей) Давайте же посмотрим, как она выглядит. (просмотр и обсуждение слайдов №8, 9, 10) Ребята, посмотрите, а что же это за обувь такая интересная? (ответы детей) Это пуанты (повторяют названия этой обуви хором и по одному) Слово пуанты переводится, как кончики пальцев. Это женские балетные туфли для танца в балете. Пуанты позволяют танцовщице принять позу с точкой опорой на кончики пальцев вытянутой стопы одной или обеих ног, что делает танец более выразительным. Пуанты сделаны из ткани, на месте носочка у них вшита деревянная колодка, а вдоль стопы вшивают стельку из картон или плотной кожи, что позволяет держать стопу в вертикальном положении. Как же называют танцовщиц, которые носят пуанты? (ответы детей) А эта забавная свиду обувь называется – сабо. (повторяют названия этой обуви хором и по одному) Слово сабо переводится, как деревянные башмаки. Сабо является элементом традиционной одежды во многих странах мира. Традиционно их изготавливают из различных видов древесины (ива, береза, тополь). Существует множество разновидностей сабо, в зависимости от страны в которой они сделаны, это и туфли на каблуке, и ботинки, и даже сандалии.
(воспитатель обращает внимание детей на коробку с обувью)
Воспитатель: Ой, смотрите, а вот и еще одна коробка с обувью, давайте посмотрим, что в ней? (пытается ее взять, та не с места, на экране появляется слайд № 11 -!)
Воспитатель: никак не могу взять коробку. Ой, смотрите, на экране появились какие-то знаки. Вы знаете, что они обозначают? (ответы детей) А как вы думаете, почему они появились? (ответы детей) Наверное, для того, чтобы взять коробку нам нужно выполнить какое-то задание. Вы готовы?
Воспитатель: Да тут загадки! Загадки про обувь. Давайте их разгадаем.
1. Что же летом на ногах?
Летом жарко в сапогах!
Чтобы рады были ножки,
Я надену…. (босоножки) Сл.12
2. Если дождик – мы не тужим –
Бойко шлепаем по лужам. (резиновые сапоги)СЛ 13
3. Хоть и скользкие дорожки,
Я зимой хожу в сапожках.
А когда была я маленькой,
Надевала…. (валенки) Сл 14
4. Остроносые подружки
Не отстанут друг от дружки.
То на улицу, то в дом
Шелестящим топотком. (туфли)сл.15
5. Не разлить друзей водой.
За одним идет другой.
Целый день слетают с пят.
Под кроватью ночью спят. (тапочки)СЛ.16
Молодцы. Давайте с вами немного разомнемся.
Физминутка: «Как же мне ходить в…»
Дети встают в круг и по команде воспитателя имитируют движение по кругу, как будто они обули туфли на каблуке (на носочках, кроссовки (бегут, в валенках по сугробам (высоко поднимая колено шагают широко, на пуантах (на носочках, в сандалиях (обычным шагом возвращаются на свои места).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на экране СЛ. 17 вопросительный и восклицательный знаки. А значит, нам предстоит выполнить еще одно задание. (обращает внимание детей на доску, там картинки с обувью и цифры – предлагает детям сосчитать обувь на картинках и поставить соответствующие цифры, проговорить в слух: четыре сапога, три тапочка и т. д.)
Воспитатель: Молодцы. С заданиями вы хорошо справляетесь. Давайте посмотрим что же наша коробка с обувью… (воспитатель берет коробку, обувает туфли) Дети, посмотрите, коробочка открылась, а в ней туфли как раз моего размера. Спасибо вам, вы помогли мне. Теперь можно и поиграть.
Игра «Найди хозяина обуви»
Дети делятся на две команды. На доске портреты сказочных героев и их обувь (в не логичном порядке). Детям предлагается найти хозяина для каждой пары обуви.
Задача на развитие абстрактного мышления:
Детям предлагается ситуация: отец и сын пошли в лес собирать грибы. Когда корзинки уже были полными, они подошли к речке, чтобы вымыть руки, и мальчик случайно промочил ноги (и обувь и носки). Что им делать? (ответы детей)
Воспитатель: Хорошо. Теперь я уверена, что если вы попадете в такую ситуацию, то точно найдете из нее выход. А наше занятие подошло к концу.
№3) Рефлексия.
Воспитатель: Что нового вы узнали? Что вам понравилось? Что было сложным для вас? (ответы детей)
Спасибо ребята мне сегодня было очень интересно с вами играть.