Анализ критической статьи И.А. Гончарова Мильон терзаний
Конспект урока по русской литературе на тему «Анализ критической статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний».
Цели урока:
Обучающие:
Познакомить учащихся с личностью И. А. Гончарова. Познакомить с критической статьёй «Мильон терзаний»;
Совершенствовать навыки анализа.
Развивающие:
Формирование познавательного интереса, усиление положительной мотивации обучения;
Развитие речи (умение обосновывать свои рассуждения, строить простейшие умозаключения).
Воспитательные:
1. Воспитание интереса к искусству слова, к познанию человека.
Сетка времени: 1. Оргмомент3 мин.
2. Выступление ученика 4 мин.
3. Групповая работа 25 мин.
4. Беседа 8 мин.
5. Вывод 3 мин.
6. Домашнее задание 2 мин
Итого: 45 мин.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы с вами закончили чтение комедии Грибоедова «Горе от ума». На дом у вас было задание прочитать критическую статью И. А. Гончарова «Мильон терзаний».|
«Мильон терзаний» — критическая статья известного русского писателя Ивана Александровича Гончарова. Написана в 1872 году и посвящена комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Само название статьи происходит от фразы Чацкого из «Горя от ума». Гончаров особо подчёркивает, что произведение Грибоедова не утратило своей важности со временем.
Давайте послушаем доклад нашего ученика об Иване Александровиче Гончарове.
Доклад ученика.
Иван Александрович Гончаров - русский писатель, автор таких произведений как «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал.
За свою жизнь Гончаров написал несколько очерков. В историю русской литературной критики прочно вошли его этюды. Один из которых мы сегодня и разберем на уроке. Статья «Мильон терзаний» написана в 1872г. и посвящена произведению «Горе от ума» Грибоедова. Критический этюд Гончарова был впервые опубликован в журнале «Вестник Европы».
Учитель: Сегодня мы с вами составим план этой статьи и обучимся навыкам конспектирования.
Давайте откроем свои тетради и запишем тему нашего урока «Критическая статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний».
Ребята, сегодня на уроке мы будем работать в группах. Каждой группе нужно будет доказать тезис, использую цитаты из текста.
Группа 1: Место комедии «Горе от ума» среди других произведений русской литературы.
Группа 2: Образ Чацкого среди других героев.
Группа 3: Мильон терзаний Софьи.
Группа 4: Последствия мильона терзаний Чацкого.
Группа 5: Язык композиции «Горе от ума».
Далее идёт работа в группах.
Проверка задания. Каждая группа зачитывает свой ответ, который появляется на слайдах в презентации. Ученики записывают ответы к себе в тетради.
Учитель: Итак, мы с вами подробно разобрали статью. Давайте теперь попробуем понять точку зрения Гончарова.
Главную роль в комедии автор отводит Чацкому. Что же послужило, по мнению Гончарова, поводом к «мильону терзаний» этого героя?
Ученик: Неприятие его фамусовским обществом. Отсутствие ответного чувства Софьи- всё это изматывает его.
Учитель: Правильно, молодцы. А какой же главный конфликт в комедии «Горе от ума»?
Ученик: Здесь образовалось два поколения: старшие и младшие, среди которых нет понимания, но также, в комедии появляется один пылкий и отважный боец, «враг исканий».
Учитель: И.А. Гончаров считал: «Литература не выбьется из магического круга, начертанного Грибоедовым, как только художник коснётся борьбы понятий, смены поколений...». Так в чём же ценность комедии?
Ученик: Комедия «Горе от ума» принадлежит к тем немногим произведениям мирового искусства, которые не теряют, а как бы набирают силу от эпохи к эпохе. Произведения эти содержат некую высшую идею своего времени, но эта идея обладает свойством развития, устремлена в будущее.
Будучи выражением национальной культуры, эти шедевры становятся достоянием всех людей в разные времена, что отнюдь не противоречит ни национальному характеру этих произведений и героев, ни исторической их обусловленности.
Учитель: молодцы, ребята. Сегодня мы провели с вами очень ёмкую работу. Вы все сегодня очень хорошо работали. Давайте запишем д/з. Написать сочинение на тему: «Чацкий - победитель или побеждённый» или сочинение - рассуждение «Нужны ли Чацкие в XXI веке?»
Место комедии "Горе от ума" среди других произведений русской литературы Комедия "Горе от ума" держится каким- то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и
более крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед.
Образ Чацкого среди других героев « Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом, -это человек не только умный, но и развитой, с чувством.»
«Он «чувствителен, и весел, и остер!»
« Всякий шаг, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с игрой чувства его к Софье...»
«Мильон терзаний» Софьи «Вглядываясь глубже в характер и обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не «Бог», конечно) «свели ее» с Молчалиным».
«На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова».
«Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха».
Язык композиции комедии "Горе от ума" Соль, эпиграмма, сатира, этот, кажется, никогда не умрут, как и сам рассыпанный в них острый и едкий , который Грибоедов заключил, как волшебник
духа какого-нибудь в свой замок, и он рассыпается там. Нельзя представить
себе, чтоб могла явиться когда-нибудь
другая, более естественная, простая,
более взятая из жизни речь. Проза и
стих слились здесь во что-то
нераздельное, затем, кажется, чтоб их легче
было удержать в памяти и пустить
опять в оборот весь собранный автором
ум, юмор, шутку и русского ума и языка.
Последствия «мильона терзаний» Чацкого «Он как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе - и наносит удар всем, - но не хватило у него мощи против соединенного врага».
«Он впадает в преувеличения; почти в нетрезвость речи».
« Наконец, просто доходит до брани, изливая желчь и кипит бешенством на всех <...> И уезжает из Москвы искать «уголок оскорбленному чувству», произнося всему беспощадный суд и приговор!