Развитие творческих способностей при изучении фольклора
Введение
«Собирайте наш фольклор, учитесь
на нём, обрабатывайте его. Чем лучше
мы будем знать прошлое, тем более
глубоко и радостно поймём великое
значение творимого нами настоящего».
А.М. Горький
Во все времена у представителей любого народа всегда почитались за добродетель милосердие, порядочность, образованность, любовь к родине. Школа является одним из таких мест, где дети получают нравственный потенциал, необходимый в дальнейшей их жизни. Использование идей народной педагогики в практике обучения и воспитания связано с необходимостью обращения в современных условиях к социально-исторической и культурной памяти народа. Соприкосновение с народным искусством и традициями духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Важнейшим средством воспитания в народной педагогике является фольклор. В устном народном творчестве отражаются нравственные идеалы народа: трудолюбие, уважение, вежливость, дружба. Педагогическая ценность народного творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству.
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных слов, терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит культуре. Поэтому проблема развития речи детей, обогащение их словарного запаса младшего школьного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Психологи и методисты отмечают, что ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б.Эльконин, Р.Е.Левина, А.П.Усова). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи ребёнка пускают на самотёк. Ребёнок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря о детях 6-7 лет.
Близость народного искусства детскому возрасту, большая сила эмоционального воздействия и выразительность его образов определяют важное место фольклора в школьном курсе литературного чтения. М.Горький отметил, что «не один Пушкин учился русскому языку по песенкам и сказкам своей няньки...И Лесков, и Успенский...постигали красоту, силу, ясность и точность его на забавных прибаутках, поговорках, загадках у нянек, солдаток, кучеров, пастухов».
Фольклор – неписанная литература, развивающаяся по своим законам. Оно корнями уходит в историю народа. За долгие столетия фольклорная кладовая наполнилась бесценными сокровищами. Народные произведения – итог многовековой людской мудрости. Пословицы, песни, загадки, сказки, обряды давали человеку эстетическое наслаждение и одновременно определённый объём жизненно необходимой информации. И сегодня песня, сказка, остроумная частушка, наблюдательная поговорка отлично служат нам, учат, воспитывают, развлекают. Они служат развитию артикуляции, речи, сообразительности, внимания.
На уроках литературного чтения я часто использую дополнительный материал из детского фольклора: считалки, прибаутки, игры, потешки и т.п. На уроках можно использовать музыку. Такие уроки эмоциональны, интересны, оживлённы. А в детях пробуждаются светлые, добрые чувства.
Цель работы: разработать систему заданий и упражнений для развития творческих способностей учащихся при изучении раздела «Устное народное творчество», осуществление связи теории с практикой на уроке и во внеурочной деятельности
Исходя из поставленной цели, я ставлю следующие задачи:
Изучить литературу по данной теме;
Подобрать задания и упражнения, приёмы для развития познавательной активности и творческих способностей детей;
Расширить знания о произведениях устного народного творчества посредством внеурочной деятельности;
Воспитывать любовь к русскому фольклору и народу, его обычаям и традициям.
Глава 1. Условия реализации раздела «Устное народное творчество»
Задачи раздела:
Образовательные:
познакомить детей с разными жанрами устного народного творчества;
формировать умения различать тексты разных жанров
обучить детей самостоятельному составлению загадок, скороговорок, сказок;
Развивающие:
развивать самостоятельную творческую деятельность учащихся;
развивать воображение, память, смекалку, чувство юмора;
анализировать и сравнивать сказки со схожим сюжетом
развивать выразительную речь учащихся, обогащать их словарный запас;
развивать первичные исследовательские навыки.
Воспитательные:
воспитывать любовь к русскому фольклору, традициям, обычаям;
воспитание эстетических чувств, доброты, внимания;
воспитывать культуру общения учащихся.
1.2. Ожидаемые результаты:
у детей расширится круг знаний о малых жанрах фольклора;
обогатится их словарный запас, сформируется связная речь;
разовьётся навык исследовательской деятельности;
дети научатся самостоятельно составлять небольшие по объёму загадки, скороговорки сказки
привьётся любовь к русскому фольклору
1.3. Учебно-методический комплекс.
Учебно – методический комплекс представлен следующей авторской литературой, которую я использую на уроках:
1.Ефросинина Л. А. Литературное чтение 3 класс
2.Ефросинина Л. А. Литературное чтение. Учебная хрестоматия 3 класс.
3.Ефросинина Л. А. Литературное чтение. Методическое пособие 3 класс.
4.Ефросинина Л. А. Литературное чтение в начальных классах.
Контрольные работы.3 класс.
5.Ефросинина Л. А. Рабочая тетрадь в двух частях. 3 класс.
Кроме традиционной методической литературы готовлю «свою копилку» и использую на уроках (см. Приложение»): рисунки, схемы, таблицы, проблемные задания, работы детей с уроков ИЗО и технологии, модели обложек, творческие работы детей и др.
Большую помощь в работе оказывает журнал «Начальная школа» и другая методическая литература, ресурсы Интернета.
1.4. Основные принципы раздела:
1. Учащиеся работают в соответствии с уровнем своего развития. Учебно-методический комплект позволяет реализовать на практике дифференцированный подход к обучению детей. Материал в учебнике и рабочей тетради дан в таком объёме, чтобы учитель мог выбрать и предложить каждому ученику задания, подходящие его интересам и уровню подготовки.
2. Доступность учебного материала и его ориентированность на решение триединой педагогической задачи: обучение, развитие и воспитание детей.
3. Учебный материал объединён в раздел.
4. Поэтапное формирование литературоведческих понятий.
Глава 2. Характеристика раздела и учебно-тематическое планирование
Система уроков литературного чтения
Виды уроков
Нетрадиционные формы организации уроков
Уроки изучающего чтения: работа по учебнику и тетради
Уроки слушания. Работа с произведениями из учебной хрестоматии, детскими книгами и рабочей тетрадью
Проверочные уроки: работа по вопросам рубрики «Проверь себя» в учебнике и тетради
Творческие уроки: индивидуальное и коллективное литературное творчество на основе изучаемого материала
Библиотечные уроки: работа с книгами
Уроки-конкурсы
Уроки-отчёты
Уроки-утренники
Тематическое планирование
1
Загадки. Какие бывают загадки. В.Даль «Старик-годовик»
Понятие о загадке, виды загадок. Выразительное чтение загадок наизусть. Сочинение собственных загадок.
2.
Пословицы. Скороговорки.
Пословица, темы пословиц. Особенности построения пословиц. Конкурс «Знаток русских пословиц».
3-6
Былины «Добрыня и Змея», «Илья Муромец и соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула».
Понятие о былине как жанре устного народного творчества. Былинные герои:
их внешний вид, поступки, служение родине. Персонажи положительные и отрицательные. Особенности былины: напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты. Рассказывание былин по плану, обучение художественному рассказыванию отдельных эпизодов.
7.
Слушание. Былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович»
Слушание былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча». Сравнение её с былиной «Добрыня и Змея». Рассматривание книг с былинами. Работа с элементами книги: титульный лист, оглавление.
8.
Проверь себя.
Обобщение по разделу.
9,10
О присказках. Русские народные сказки «Про Ленивую и Радивую»,
«Самое дорогое».
Присказка. Виды присказок. Рассказывание знакомых сказок с разными присказками. Определение смысла сказки. Рассказывание сказки от лица одного из героев.
11
Слушание. Русские народные сказки «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич»
Слушание русских народных сказок о животных. Работа с книгой: предисловие, послесловие.
12.
Сказка с загадками. «Дочь-семилетка».
Особенности сказок с загадкадками, развитие сюжета. Сравнение героев положительных и отрицательных. Сравнение сказок с загадками. Дополнительное чтение сказок А.Платонова «Умная внучка» и бр.Гримм «Умная дочь крестьянская»
13-14
Волшебные сказки. «Царевич Нехитёр-Немудёр».
Понятие: волшебные сказки. Их особенности: чудеса, превращения, повторы, борьба добра и зла. Выразительное чтение эпизодов о чудесах. Рассказывание сказки. Сравнение бытовых и волшебных сказок.
15.
Слушание. Народные сказки «Елена Премудрая», «Хозяин ветров»
Слушание русской народной сказки и ненецкой народной сказки. Сравнение книг с волшебными, бытовыми и сказками о животных.
16.
Проверь себя.
Обобщение по разделу.
В 1 классе дети знакомятся с детским фольклором, сказкой народной и авторской, загадками, скороговорками, пословицами и эти произведения ещё не объединены в раздел.
Во втором классе дети знакомятся с новым жанром фольклора – былиной. Сравнивают произведения фольклора разных народов. Уже часть произведений объединены в раздел «Народная мудрость», а часть произведений включены в другие разделы.
В третьем классе более сложные по структуре сказки, былины. Произведения фольклора включены в раздел « Устное народное творчество». На изучение раздела отводится 16 часов. Дети учатся сами сочинять загадки, скороговорки, сказки. Сравнивают героев, дают им характеристику, получают навыки исследовательской деятельности. Учащиеся сами собирают фольклор, спрашивают у своих родителей, бабушек, у знакомых пожилых людей тексты народных песен, сказок, загадок и записывают себе в тетрадь, иллюстрируют их. Также дети сами изготавливают книжки-малышки, оформляют выставку. Очень нравиться инсценировать, осовременивать сказки.
В 4 классе учащиеся продолжают знакомиться с былинами, былинными героями, с новыми жанрами фольклора – героическими песнями, преданиями, легендами. На изучение раздела отводится 10 часов.
Межпредметная связь
с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (два-три предложения), запись загадок, скороговорок, пословиц, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, загадок, скороговорок), составление небольших рассказов по пословицам;
с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками, иллюстрирующими русские народные сказки, былины, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, музыкальные образы героев, разучивание народных и обрядовых песен, танцевальных движений;
с уроками технологии: оформление книг-самоделок, изготовление кукольного театра, сказочных домиков
с уроками физической культуры: разучивание народных игр;
внеклассные мероприятия: библиотечные уроки, народные праздники, инсценирование сказок, викторины, изготовление поделок, роспись.
Нижегородоведение
Технология
Музыка
Изобразительное
искусство
Классные
часы
Устное народное творчество Нижегородского края. Песни. Сказки. Докучные сказки. Народные традиции. (7 часов)
Разные времена-разные одежды. Русский народный костюм. (5 часов)
Обрядовость-как ведущее начало русского фольклора. Свадебные, рекрутские. «Коляда»-разучивание.
(2 часа)
Иллюстрирование русских народных сказок. (2 часа)
Народные календарные праздники.
Кукольный театр. Сказка «Репка»
Викторина по сказкам.
Глава 3. Развитие творческих способностей младших школьников при изучении раздела «Устное народное творчество»
3.1. Развитие творческой деятельности - одна из основных линий программы по литературному чтению
Трудно добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением, чтобы ребёнок мог внести элементы своего творчества, выразить своё отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Для этого программа предлагает использовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т.п.
Методы и приёмы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчёркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность, игровые приёмы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), дописывание, сочинения и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).
Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.
Развитие творческих способностей учащихся при изучении произведений устного народного творчества.
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы, и особенно начальной. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Педагоги начинают осознавать, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач.
Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Работа учителя по развитию творческих способностей учащихся начальной школы складывается, по мнению М.Львова, из трех качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности. Во-первых, наблюдательность, речевая и общая активность, общительность, хорошо натренированная память, привычка анализировать и осмысливать факты, воля, воображение. Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика через различные виды искусства. В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе конструирования.
К творчеству ребенка надо подводить постепенно, основываясь на информации, которую учитель уже сообщил ему. Ребенка надо учить целенаправленно, целеустремленно и постепенно, многократно закрепляя полученные навыки.
Отсюда следует, что задачей учителя должно стать применение на уроках эффективных методов, приемов, форм и средств обучения, способствующих разрешению данной проблемы.
Наиболее занимательная форма для детей – собственное литературное творчество. Оно занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт детям.
В настоящее время наукой недостаточно разработана методика развития творческих способностей учащихся младших классов. Она не всегда даёт ответы на возникающие проблемы развития творческих способностей. Поэтому учитель вынужден сам решать проблему организации учебного процесса, обеспечивающую развитие творческих способностей учащихся.
Для формирования творческой личности, готовности к нестандартным решениям необходима определённая система методической работы. Программа литературного чтения в УМК Н.Ф.Виноградовой содержит концептуальные положения, способствующие развитию творческих способностей. Учебник «Литературное чтение» авторов Л.А.Ефросининой и М.И.Омороковой построен так, что ребёнок выступает не пассивным читателем, а соавтором или соучастником событий.
В этом направлении я применяю большое количество заданий для развития креативного мышления вида:
дополнить
изменить
предположить
придумать
нарисовать
разыграть по ролям
сочинить
Особое внимание на уроках литературного чтения мною уделяется сочинительству, где ученик может «раскрыться», проявить свою индивидуальность. А ведь именно то, без чего ни один ребёнок просто не может существовать, без чего не может в полной мере формироваться его личность.
3.2. Сочинение загадок
Загадка всегда вызывает большой интерес у учащихся, с её помощью они знакомятся с образным строением языка. Они учат детей говорить ярко, образно, точно, открывать сходство между сходными предметами, видеть привычные вещи с необычной стороны, обогащать память детей.
Знакомство с загадкой начинается с первого класса. На уроке мы сравниваем литературные (авторские) и народные загадки об одних и тех же предметах. Учащиеся отмечают, что народные загадки короче, образнее. Отгадывать их труднее, чем литературные. Дети знакомятся с разными типами загадок, составленными на основе описания, сравнения, вопроса.
Очень важно отрабатывать правила чтения загадок. В загадках – вопросах следует интонационно выделять вопрос. При чтении других загадок нужно выделять те слова, которые помогают найти отгадку.
Например: Вьётся верёвка, на конце головка.
Доказываем, что это загадка: «Здесь говорится о неизвестном предмете, который похож на верёвку с головкой на конце. Причём верёвка вьётся. Это змея».
Самое трудное – подобрать нужное, точное слово, сравнить, противопоставить. Первоначальные умения вырабатываются в ходе коллективной работы, а затем – индивидуальное сочинение загадок. Важную роль в процессе этой творческой работы играет определённый алгоритм или памятка, которая служит опорой. Приведу пример такой памятки в приложении. Используя в самостоятельной работе такую памятку создания текста загадки, дети в третьем классе сочиняли загадки сами.
3.3. Особенности организации творческой деятельности при работе над скороговорками
Что такое скороговорка, кажется само собой очевидным. Скороговорка – словесная забава, быстрая речь. Особенность скороговорки заключается в трудности произнесения.
У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».
Работа со скороговорками начинается с первого класса. Дети учатся быстро и чётко читать и проговаривать скороговорку и не путать слова.
В скороговорке просматривается чёткая смысловая организация. В отличие от нелепиц, перевёртышей, считалок в скороговорке нет «чепухи», нет абсурдных словосочетаний. Скороговорка чаще всего представляет картинку знакомых реалий повседневного быта. Каждое действие, указание, определение в скороговорке имеет смысл. Это помогает ребёнку при запоминании скороговорок.
Следующая удивительная особенность скороговорок – её сложная ритмика. Каждый звук, звукосочетание и слово в скороговорке подчиняются ритму или создают ритм. Почти любую скороговорку можно записать как двустишие или четверостишие:
От топота копыт
Пыль по полю летит.
После ознакомления со всеми особенностями скороговорок, детям предлагаю творческие зада
·ния. На первом этапе дети работают под моим руководством, а затем – самостоятельно. В этом им помогает предложенная ниже классификация скороговорок на основе фонетико – морфологической структуры:
1. Скороговорки, в которых повторяются слова с одним и тем же корнем:
Боронила борона по борованному полю.
2. Скороговорки, в которых переставляются одни и те же слова:
Гроза грозна, грозна гроза.
3. Скороговорки, в которых переставляются или меняются звуки в словах:
Макар да кошка, комар да мошка.
4. Скороговорки, в которых слово, составленное из нескольких слов:
Дровоколорубы
Рубили дубы.
5. Скороговорки, в которых слово составлено из одного корня и нескольких приставок и суффиксов:
Стоит копна с подприкопёночком
А под копной перепёлка с перепелёночком.
6. Скороговорки, в которых повторяются одни и те же звуки:
Шесть мышат
В камыше шуршат.
Учитывая эту классификацию, дети сочиняют скороговорки того вида, который им больше нравится.
Работа со скороговорками развивает память, воображение, фантазию, умение творчески мыслить, совершенствует дикцию.
3.4. Технология сочинения сказок
Дети очень любят рассказывать и сочинять сказки. И это понятно: сказка оживает именно в устном произношении.
Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребёнок утверждает свои способности, познаёт себя, переживает первое чувство гордости от осознания своей созидательной деятельности.
Волшебные народные сказки – один из самых увлекательных жанров народного творчества. Дети должны осмыслить «механизмы» волшебной сказки, чтобы на этой основе научиться сочинять свои сказки, и при этом, должны понимать:
- особенности жанра и содержание произведения, его тему, идею, героев;
- проблемы построения произведения, его сюжета, композиции, сказочных элементов (зачин, присказки, концовки, повторы);
- проблемы особенностей «сказочных» языковых средств.
Важным условием развития умения сочинять сказки является начитанность детей, их кругозор, что в свою очередь, вызывает желание участвовать в различных сказочных викторинах, конкурсах.
Перед началом работы над сказкой дети выбирают будущих персонажей, характеризуют их, составляют фабулу сказки. Идёт работа над лексикой в соответствии с особенностями сказочной речи: для этого отбираются слова с переносным значением, подбираются сравнения, метафоры, гиперболы, эпитеты и т.д.
Чрезвычайно важно при организации работы над сочинением сказки опираться на особенности детского воображения, будить фантазию использованием разнообразных приёмов.
Особенности обучения сочинению новых сказок
Сказка является благодатным материалом для развития детского воображения и творческих способностей младших школьников, создания собственных текстов сказок в условиях нарастающей сложности:
- по образу и подобию;
- на основе частичной реконструкции (введение новых действующих лиц, замена действующих лиц, изменение начала или конца сказки, изменение сюжета и т.п.)
- создание совершенно новых сказок на заданную тему и т.д.
Виды заданий по сочинению сказок:
1. Сказка с изменением зачина
2. Сказка с изменением сюжета
3. Сказка с введением новых персонажей
4. Сказка с извлечением какого – либо героя
5. Сказка с введением новых приключений героя
6. Сказка с изменением конца
7. Сочинение сказки по готовой схеме сюжета
8. Сказка из пословиц
9. Пирог из сказок
10. Сочинение сказки на основе загадывания и отгадывания загадок
11. Сказки от математических задач
12.Осовременивание сказок
13. Сказки на заданную тему
14. Сказки заданного типа и т.д.
В УМК под ред. Н.Ф.Виноградовой широко используются возможности по созданию новых сказок в процессе рассказывания на специальных уроках литературного слушания.
Составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, учит любить и беречь её, развивает наблюдательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает урок более интересным и насыщенным.
3.5. Работа с пословицами
Толковый словарь В. Даля дает такое определение пословицы: "Пословица - краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания, или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или в простой оборот речи. Пословица не на ветер молвится"
В любой пословице всегда присутствует "педагогический момент" - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.
Пословицы могут быть использованы как на уроках, так и во внеклассной работе.
Одной из форм работы с пословицами является мастерская по знанию пословиц.
Все играющие делятся на команды. (Этот процесс может быть тоже обыгран, например, следующие обозом: карточки, на которых написаны пословицы, разрезаются: каждый вытягивает свой кусочек карточки, после чего нужно быстро собрать пословицу и, следовательно, объединиться в команду. Группа, сделавшая это, быстрее других, хором произносит свою пословицу)
Затем предлагают игры-конкурсы, в которых принимают участие все команды. В качестве заданий могут быть использованы следующие:
"Кто кого переговорит":
Представители команд или команды хором произносят пословицы по очереди. По условиям игры повторять пословицы нельзя. Побеждает та команда, которая продержится дольше всех и без штрафных очков.
"Пословичный круг":
для этого понадобится эстафетная палочка или предмет ее заменяющий (игрушка, ручка, мяч и т.д.) все команды вступают в игру одновременно. В каждом кругу игроки по очереди произносят пословицы и передают эстафетную палочку. По условиям игры ранее названные пословицы повторять нельзя.
"Пословичный обменный пункт":
два человека встречаются в обменном пословичном пункте, они приходят для того, чтобы обменять известные пословицы на неизвестные. Один из участников обмена предлагает свой товар, а другой выбирает. Затем они меняются ролями.
"Продолжи начатое":
(в игре используется мяч.)
Играющие становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, произносит начало пословицы и бросает мяч одному из игроков, который должен договорить конец пословицы и вернуть мяч ведущему.
Коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице.
Выбрать сказку, к которой подходит пословица
Данные игры выполняют огромную роль в развитии детской речи.
Работа с пословицей развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы. Пословицам уделяют внимание на всех уроках.
Так пословицы используются при изучении различных тем русского языка.
Очень интересным видом работы является сочинение по пословице или включение пословиц в сочинение. Сочинения по пословице бывают небольшими. Они проводятся как устно, так и письменно. Устный рассказ по пословице провожу сразу на уроке без предварительной подготовки. Письменные сочинения предварительно обсуждаем. Пословица дается в качестве заголовка к сочинению. Пословица, которая служит заглавием к сочинению, делает рассказ целенаправленным.
Учащимся можно предложить для написания сочинений с включением пословиц такие темы: "Наша школа", "Уборка урожая", "Времена года", "Моя Родина", "Мои друзья", "Дело, труд", "Мама", "Ложь и честность", "Зло и добро", "Учение".
Итак, систематическая работа над пословицей очень многое дает учащимся. Во-первых, они учатся собирать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, обобщать их, понимать их обобщенный характер.
Изучение пословиц обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа с пословицами прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Следует помнить, что пословицы воспитывают у учащихся чувство любви к стране, уважения к труду, чувства доброты, милосердия, уважения к русскому народу, создавшему такие пословицы.
3.6. Развитие творческой деятельности во внеурочное время.
При изучении раздела «Устное народное творчество» мы не ограничили себя рамками урока, а продолжили знакомство с фольклором и во внеклассных мероприятиях. Я обращалась с просьбой помочь провести занятия по фольклору работников библиотеки, к директору и преподавателям художественной школы, к директору РДК и фольклорному ансамблю «Росинка». Я очень благодарна, что все с пониманием отнеслись к моей просьбе и были рады принять нас. Они подготовили интересные мероприятия.
Вместе с детским фольклорным ансамблем дети «участвовали» в колядках, народных играх, пели народные песни, т.е. окунулись в атмосферу народных праздников прошлого времени.
В художественной школе дети смотрели осовремененную сказку «Репка», показанную учащимися детской художественной школы с помощью кукол, сделанных своими руками. Мои ученики тоже попробовали разыграть сказку.
В библиотеке с нами провели викторину на знание произведений устного народного творчества.
Учащиеся от таких мероприятий получили эмоциональный заряд, были активны, узнали много нового, закрепили уже имевшиеся знания, умения и навыки, расширили свой кругозор. Такие мероприятия надолго им запомнятся и помогут добиться поставленных задач при изучении данного раздела.
Для достижения лучшего результата по развитию творческих способностей
младших школьников, я провожу работу с родителями (родительские собрания, совместные игры-конкурсы с учащимися, индивидуальные беседы). Родители учатся сами выполнять творческие задания. Иными словами, данная работа нацелена как на пополнение запаса знаний, так и на пробуждение и развитие творческих способностей учащихся через игру и совместно-разделенную деятельность детей и родителей.
Заключение
Применение творческих заданий на уроках литературного чтения позволили мне сделать следующие выводы. У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, размышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.
У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации. Они с большим удовольствием сочиняют загадки, скороговорки, потешки, сказки. С увлечением работают над созданием книжек-самоделок.
Я считаю, что наилучшим стимулом для детского творчества является свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческого потенциала младших школьников.
В 4 классе наметила продолжить работу над развитием творческих способностей детей посредством фольклора и попробовать научить детей работать над проектом, развивать навыки исследовательской деятельности.
Список литературы
1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.- №4
2. Алексеенко Е.В. Фольклорные традиции русского народа.// Начальная школа. – 2007г. № 3.
3. Буравова О.С. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры школьников.// Начальная школа.-2010г. №7.
4. Выготский, Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.
5. Клевцова, Л.Е. Развитие творческих способностей школьников. .// Начальная школа.- 2009 г. - № 10
6 . Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения // Начальная школа. 1985. - №12.
7. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения // Начальная школа. - 1991. - №9
8. Кутейникова З.М. Фольклор на уроках литературного чтения.//Начальная школа.-2008г. №4.
9. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6.
10. Работаем по УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф.Виноградовой// Сост. В.Ф.Одегова - Нижний Новгород, 2008.
11. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». М.: Вентана-Граф, 2008.
12. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1996.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Система заданий и упражнений творческого и развивающего характера при изучении произведений устного народного творчества
Соответствие
Укажите соответствие частей пословицы, имени героя названию произведения, отрывка – произведению, иллюстрации – тексту.
Сравнение
Сравните произведения разных жанров, иллюстрации
Противопоставление
Укажите имена положительных и отрицательных героев, их действия и поступки.
Соберите
Составьте пословицу, поговорку, загадку, сохранив их ритм и рифму.
Поиск
найдите в тексте пословицы, эпитеты, олицетворения, сравнения, подберите синонимы, антонимы, допишите предложение.
Схема
Составьте план, обобщите, сделайте вывод.
Проба пера
Сочините загадку, скороговорку, сказку, нарисуйте иллюстрацию.
Кроссворд
Отыщите в тексте произведений ответы на вопросы кроссворда; составь кроссворд по сказкам, былинам и т.п.
Эрудит
Определите значения слов, проверьте свой литературный кругозор.
Проталинки
Впишите слова из текста в предложенный отрывок, абзац, предложение.
Выбор
Выбери, допиши или подчеркни в тексте имена героев, эпитет, олицетворение, сравнение.
Точное слово
Найдите в тексте слова для характеристики героя.
Отзыв
Напишите о своём отношении к прочитанному, герою.
Устное народное творчество
Загадки
1. Эрудит
Что такое фольклор? Допиши предложение.
Фольклор – это ____________________________________.
2. Соответствие
Отгадайте загадки, укажите стрелкой тему. Нарисуйте отгадки.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита. о природе
Не человек, а рассказывает.
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. о книге
Утка в море,
Хвост на заборе. о доме
3. Поиск
Вспомните, какие бывают загадки. Заполните таблицу. для выполнения задания пользуйтесь учебником и учебной хрестоматией.
Вид загадки
Текст загадки
1. Описание свойств, признаков
2. Загадки – противопостав-
ления
3. Загадки – сравнения
4. Загадки - описания действий
5. Загадки - вопросы
4. Соберите загадку. Нарисуйте отгадку.
В клубочек золотой
дубочек. спрятался
5. Проба пера.
Каким вы представляете старика-годовика? Нарисуйте или напишите.
Пословицы
1. Допиши предложение.
Пословица – это______________________________________.
2. Соответствие
Прочитай пословицы и соедини каждую с темой.
Смотри дерево Друзья познаются
в плодах, а человека- О Родине в беде
в делах.
Родина – мать, О хлебе Собирай по ягодке –умей за неё наберёшь кузовок.
постоять.
О дружбе
Хлеб – всему На чужой стороне
голова. О терпении и весна не красна.
3. Проба пера.
Придумай рассказ «Друзья познаются в беде». Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.
Подсказка
Подумайте, о ком вы хотите рассказать.
Как будут развиваться события?
Какой самый важный момент?
Как дальше будут продолжаться действия?
Чем закончится рассказ?
Проверьте, удалось ли вам передать смысл пословицы.
4. Соберите
Соберите пословицы, соединив их части.
Чему Ваня не научился, вода – матушка.
Хлеб – батюшка, то и сам получаешь.
Что людям пожелаешь, коли в семье лад.
Не надобен клад, того Иван не выучит.
Сказки
Русская народная сказка «Самое дорогое»
1. Соответствие.
Из раздела «Пословицы» выберите пословицы, которые подходят к сказке «Самое дорогое». Запишите.
2.Поиск.
Подберите загадку об одной из дорогих вещей стариков.
Запишите. 2
3. Кроссворд. 3
«Самые дорогие вещи стариков»
1. Что вязала старуха? 1
2. Чем старик резал прутья?
3. На чём старуха пряла шерсть? 4
4. Что плёл старик?
4. Проба пера
Каким вы представляете Лесного Деда? Напишите или нарисуйте.
Лиса и Котофей Иванович. Русская народная сказка.
Дрозд Еремеевич. Русская народная сказка.
1. Выбор.
Какая это сказка? Укажите.
волшебная
о животных
бытовая
Почему кот оказался в лесу?
убежал из дома
его выбросил хозяин
прислан начальником
Почему волк и медведь не отняли у лисы уточку?
испугались Котофея Ивановича
были сыты
спешили по своим делам
Почему звери убежали далеко-далеко из леса?
испугались кота
кот был огромным и злым
звери были слабыми и маленькими
Когда было смешно?
когда кот встретился с лисой
когда лиса встретилась с волком
когда волк и медведь пришли на встречу
Какие слова встречаются в других сказках?
пускай принесёт барана
пошёл несолоно хлебавши
какой начальник-то маленький
Какая сказка «Дрозд Еремеевич»?
народная
литературная
2. Соответствие.
Какими были герои сказки «Дрозд Еремеевич»?
трусливый Дрозд мудрая
хитрая Лиса умная
сообразительная Сорока плаксивый
3. Поиск
Перечитайте текст сказки. Допишите отчества героев. Сделайте иллюстрацию.
Лиса________________________
Дрозд______________________
Сорока______________________
Былины
1. Кроссворд «По страницам былин»
1. Имя жены князя Владимира.
2. Город, из которого приехал Алёша Попович.
3. Город, в который приехал Илья Муромец.
4. Имя племянницы князя Владимира.
5.Имя чуда поганого. 5 1
4
2
2. Проба пера.
Какой богатырь вам особенно понравился?
Подготовьте о нём рассказ и сделайте иллюстрации
3. Соответствие
Из каких былин эти герои? Соедините стрелками.
Забава Путятична «Илья Муромец и Соловей -
разбойник»
Пелька «Алёша Попович и
Тугарин Змеёвич»
Яким Иванович «Добрыня и Змея»
4. Соответствие
Имя богатыря
Оружие или орудие
Основное занятие
5.Соответствие
Какие добрые дела совершил Илья Муромец? Нарисуйте или напишите.
__________________ ________________ __________________
6. Выбор.
Найдите в тексте былины слова, которые встречаются и в
народных сказках. Запишите.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 143115
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Root Entry