Презентация на тему Формы и методы совершенствования творческих и исследовательских способностей учащихся при изучении физики


Формы и методы совершенствования творческих и исследовательских способностей учащихся при изучении физики. Философами творчество рассматривается как «активность», «деятельность», «процесс», «вид деятельности», «тип деятельности», форма и т.п Показатели творческого мышления:ГибкостьСкоростьОригинальность Интегрированные задачи●Применение векторов в решении задач. ●Применение линейной и квадратичной функций при решении физических задач ●Применение химических знаний в физике II. Разгадывание загадок, составление опорных конспектов, написание фантастических произведений, «перевоплощение», рисования физических явлений и др. Например ꞉ На двух чашах рычажных весов находятся два ведра, наполненные водой. Уровень воды в них одинаков. В одном ведре плавает деревянный брусок. Будут ли весы находиться в равновесии? Например : На стене висит тарелкаПо тарелке ходит стрелкаЭта стрелка напередНам погоду узнает. III. Задачи на вариацииЭто задания с множественным выбором. Формулируется задание и предлагаются варианты ответов. Задачи формулируются так, чтобы было не менее 3 правдоподобных ответов, похожих на правильные.  IV. Задания открытого типаИспытуемый должен самдописать ответ.ДополненияИнструкция для заданий дополнения:Вместо многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т.д.).Задания открытоготипаДополненияСвободногоизложениясвободного изложенияИнструкция для заданий свободного изложения:Закончите предложение (фразу), впишите вместо многоточия правильный ответ (словосочетание, фразу, предложение или несколько предложений). Значительный потенциал для развития творческого мышления учащихся имеют физические задачи разных типов. Они развивают гибкость, оригинальность, быстроту и точность. Представление про возможности задач в развитии творческого мышления дает следующая таблица. Тип задач Задания для обучающихся Количественные1.Придумать задачу (составить условие), либо несколько задач за:а) сокращенной записью;б) рисунком, фотографией;в) схемой, рисунком;г) отрывком из рассказа (сказки, стихи и т.п)2.За данным условием составить требования к задаче (что нужно найти)3.Решить задачуа) с избытком данных;б) с неполными данными4.Решить задачу разными способами. Какой из них вы считаете более рациональным? Почему?5.Составить из данной задачи несколько других и решить их – задания предлагают после того, как решена данная задача. Качественные1.Ответить на вопросы к данному рисунку – преподаватель ставит неконкретный вопрос 2. Придумать как можно больше вопросов к данному предмету (явлению) – предлагается физическое тело, демонстрируется явление, эксперимент и т.п.3. Перечислить все возможные варианты использования данного предмета (явления), включительно с фантастическими.4.Задания на исчезновение чего-либо 5.Задания на изменения обычных соотношений на прямо противоположные Экспериментальные1.За данным оборудованием составить как можно больше задач и решить их.2.Разработать несколько способов экспериментального определения физической величины и подобрать соответствующее оборудование.Графические1.Придумать условия задачи за данным графиком:а) вербально;б) с помощью рисунка2.Определить, зависимость между какими величинами может иметь вид, показанный на графике (отметить оси координат)3.Составить требования к данному графику (что нужно найти).4.Преподнести данный график в других возможных координатных осях Методы, используемые в развитии творческих способностей учащихся на разных этапах урока Этап урокаВид учебной работыЗадания для учеников1.Актуализация опорных знаний. Проверка знаний.Воспроизведение физических формул.Запишите все известные вам физические формулы, которые имеют такой математический вид: a=bc и др.Формулировка определений (усвоение их смысла)Выразите как можно точнее смысл данной фразы другими словами.2.Мотивация учебной деятельности«Мозговой штурм»Предложите как можно больше идей для решения данной проблемы 3. Объяснение нового материалаДемонстрационный и фронтальный эксперимент1.Предскажите результат данного эксперимента.2.Предложите ход эксперимента с использованием данного оборудования.3.Предложите свой собственный опыт для проверкиМысленный эксперимент1.Проведите мысленный эксперимент: «Представьте себе, что….»2.Дополните данную демонстрацию мысленным экспериментом (перенесение эксперимента в другие условия) 4. Закрепление понятийУстный или письменный ответ1.Дайте определение:-предмета, который был использован на уроке (гиря, посудина, капля и другие);-понятия с приставками «анти» (мини-, супер-, полу- и другие)5. Закрепление физических свойств и взаимоотношенийЗапись на доске и в тетради1.Проклассифицируйте данный набор объектов по разными основами (предложенными самими учениками)2.Перечислите все возможные причины…(неисправности, неожиданного результата и др.) 6.Закрепление умений и навыковФронтальный эксперимент1.Придумайте эксперимент (соответственно цели и оборудованию) и проведите его.2.Придумайте несколько вариантов эксперимента (соответственно цели и оборудованию).Лабораторная работа1.Составьте алгоритм выполнения работы (согласно цели и подобрать к ней необходимое оборудование (определена только цель)). Спасибо за внимание!