Методическая разработка образовательного модуля по теме Сложное предложение с разными видами связи


Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Клеванцовская средняя общеобразовательная школа
Островского района Костромской области
Областной методический конкурс педагогов
образовательных учреждений Костромской области
Номинация: методическая разработка образовательного модуля
Тема:
Сложное предложение
с разными видами связи
Автор: Соболева Ольга Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Клеванцово 2015
Содержание
1. Введение 3
2. Построение модуля «Сложное предложение с разными видами связи» 4
3. Структура модуля 5
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5 Практическая часть
Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5 6
6
8
10
11
13
5. Заключение 14
6. Литература 15
7. Приложение 16
1.Введение
Среди личностно-ориентированных технологий особое место занимает модульная. Отнесение этой технологии к личностно-ориентированным носит достаточно условный характер в силу того, что её целью является усвоение учеником системы знаний и специальных умений по конкретной учебной теме. Сама же организация процесса обучения предоставляет большие возможности для развития ученика как субъекта учебной деятельности за счёт планомерной деятельности самообразования и самообучения. Это – программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Для успешной работы по технологии модульного обучения необходимо продумать систему своих действий. Главное – это разработка модульной программы. При планировании изучения той или иной темы нужно проработать весь учебный материал, сформулировать комплексную дидактическую цель (КДЦ). Из нее выделить интегрирующую дидактическую цель (ИДЦ) для каждого отдельного урока модуля.
Особое внимание обратить на разнообразие форм заданий для самостоятельной работы учеников, которые должны предполагать разные виды познавательной деятельности: ответы на вопросы (устно, письменно), заполнение таблиц, тестовые задания. Задания должны быть рассчитаны как на простое репродуктивное воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность, они ориентируют учеников на работу с различными источниками знаний: текстами и словарями, таблицами и схемами, алгоритмами.
Для получения положительных результатов при использовании модульных программ необходимо соблюдать следующие правила.
1) Начиная работать с новым модулем, проводить входной контроль знаний и умений обучающихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости проводить соответствующую коррекцию знаний.
2) Важно проведение текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (чаще всего можно использовать мягкий контроль – самоконтроль, взаимопроверка, сверка с образцом и т.д.).
3) После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Текущий и промежуточный контроль выявляют пробелы в усвоении знаний с целью немедленного их устранения, а выходной контроль показывает уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку. Выходному контролю обязательно предшествует резюме учителя (краткий обзор всей темы, акцентирование внимания на сложных вопросах, анализ их и совместное решение). При обобщении используются самые разнообразные формы и методы.
4) Осуществлять дифференциацию учебного содержания, выделяя уровень обязательной подготовки и уровень выше обязательного.
В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Усвоив материал, ученик сам себе выставляет оценку. Оценку за усвоенный материал может поставить одноклассник, главное, что ученик усвоил материал, добился поставленной цели. Оценки накапливаются в тетради или в листе оценок, на основании которого выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.
Если ученик слабый и не успел выполнить всю работу, то можно оценить ту часть, которую он добросовестно выполнил. Для него это тоже успех.
В старших классах (9-11) можно переходить на модульное обучение по русскому языку, так как это позволит сократить время учебного курса на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала. Разработка модульных обучающих программ показала, что процесс “конструирования” модулей позволяет “отсечь” все лишнее, всю избыточную учебную информацию, которая не только способствует, а чаще всего затрудняет усвоение нового материала. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его.
Важным условием перехода на модульное обучение является уровень готовности школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Поэтому работать с модулями лучше в классах, где дети умеют самостоятельно работать. В остальных же классах можно использовать элементы модульной технологии при изучении отдельных тем школьного курса, формируя у них тем самым навыки самостоятельной работы.
2.Построение модуля «Сложное предложение с разными видами связи»
Методическое обоснование
Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку в 5-9 классах (Авторы: М.Т.Баранова, Т. А. Ладыженская) отводит на данную тему 5 учебных часов. В учебнике 9 класса /авт. Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др./ это §§ 37-39. Тема очень сложная и вместе с тем очень важная, так как на ОГЭ по русскому языку в 9 классе, а затем на ЕГЭ в 11 классе встречаются задания на нахождение сложных предложений с разными видами связи и постановку знаков препинания в них. Считаю целесообразным дать весь теоретический материал на первом уроке, на втором и третьем – закрепить изученное, выполняя практические задания; на четвёртом творческом уроке обучающиеся представляют материалы собственных наблюдений по теме, сами составляют предложения изученного типа и, наконец, контроль ЗУН.
Блок знакомит школьников с грамматическими и пунктуационными особенностями сложных предложений, их видами; развивает умение опознавать сложные предложения и анализировать их структуру.
Обучающиеся учатся извлекать информацию из различных источников (учебника, художественных текстов, сети Интернет).
Работа основана на использовании материалов учебника как основного средства обучения, но и позволяет использовать новейшие информационные технологии.
Модуль обращает обучающихся к художественным текстам, воспитывая тем самым читательскую культуру, способность замечать образность и выразительность лучших образцов художественного слова.
Обучающие цели:
актуализировать знания обучающихся о структурных особенностях сложных
          предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной;
формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи
           такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.
Развивающие цели:
развивать аналитическое мышление обучающихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы.
продолжить формирование навыков устной и письменной речи, грамматической зоркости.
Воспитывающие цели:
воспитание трудолюбия, настойчивости, целеустремленности, самостоятельности, культуры общения.
Задачи метапредметные:
обеспечить развитие умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;
обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты;
обеспечить развитие умений общаться в ходе совместной деятельности.
Задачи предметные:
организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий.
Здоровьесберегающий компонент:
Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.
Создание атмосферы психологического комфорта обучающихся на уроке, сохранение здоровья детей с разным типом психического восприятия информации.
После изучения модуля «Сложные предложения с разными видами связи» обучающиеся должны знать:
- классификацию видов сложных предложений с различными видами связи;
- правила расстановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
В результате усвоения модуля «Сложные предложения с разными видами связи обучающиеся должны уметь:
- применять на практике изученные пунктуационные правила;
- строить линейные схемы сложных предложений с разными видами связи;
- иллюстрировать теоретические положения своими примерами.
Учебный модуль:
№ 1 - Понятие о сложном предложении с разными видами связи. (Теоретический модуль)
№ 2-3 - Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. (Практический модуль)
№ 4 – Употребление сложных предложений с разными видами связи в письменной речи. (Творческий модуль).
№ 5 - Сложное предложение с разными видами связи. (Контрольный модуль)
Типы уроков: урок новых знаний, урок-практикум, урок творческой мастерской, контрольный урок
3.Структура модуля
Номер
элемента Название учебного элемента
Цели и задачи для обучающихся Управление обучением
(содержание, формы, методы)
УЭ-0 Цели и задачи модуля. Актуализация целей Беседа
УЭ-1 Урок новых знаний.
Цель: актуализация знаний и умений по теме «Сложные предложения с разными видами связи», повторить виды сложных предложений, закрепить умение определять вид связи в сложных предложениях с разными видами связи, расставлять знаки препинания в предложениях данного вида.
Фронтальный опрос, письменный самоконтроль, работа с опорной таблицей и презентацией, выработка и совершенствование усвоенных навыков, самостоятельная работа.
УЭ-2 Урок-практикум. Отработка учебного материала.
Цель: обобщить и закрепить знания о сложных предложениях с разными видами связи, отрабатывать постановку знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
Работа в парах, тест-тренажёр, диктант с самопроверкой
УЭ-3 Урок-практикум. Отработка учебного материала.
Цель: развивать умение синтаксического анализа сложных предложений с разными видами связи, производить синтаксический разбор;
совершенствовать навык постановки знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях.
Письменный самоконтроль, частично-поисковый и творческий метод (работа в группах), работа с учебником
УЭ-4 Творческая мастерская
Цель: определить функции сложных предложений с разными видами связи в письменной речи; учиться строить и употреблять сложные предложения с разными видами связи. Лингвистический эксперимент, практическая работа, творческое задание.
УЭ-5 Контрольная работа
Цель – проверить знания и умения по теме модуля.
Выходной контроль
4.Практическая часть
Урок 1.Понятие о сложном предложении с разными видами связи.
Цель: повторить виды сложных предложений, закрепить умение обучающихся определять вид связи в сложных предложениях с разными видами связи, расставлять знаки препинания в предложениях данного вида.
1.На данном уроке проводится повторение теоретической части о видах сложных предложений и постановке знаков препинания в них в форме фронтального опроса:
- Как вы думаете, зачем нам необходимо изучать сложные предложения?
- Какие виды сложных предложений нам известны?
-Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных предложений?
-Какие знаки препинания ставятся в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении?
-Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении? Как мы различаем постановку этих знаков?
2.Затем вводный контроль в форме теста с самопроверкой. (Приложение 1,2)
3.На этапе организации совместной деятельности по изучению нового материала обучающимся даётся синтаксический разбор предложения, где встречаются разные виды связи. Школьники строят схему предложения, объясняя виды синтаксической связи и знаки препинания. Затем находят подобные предложения в тексте.
Примеры таких заданий.
 Синтаксический разбор предложения.
                    Без березы не мыслю России –
                    Так светла по-славянски она,
                    Что, быть может, в столетья иные
                    От березы вся Русь рождена.
                           О. Шестинский
[ = ] – [ = – ], (что, + + +, – =).
- Какова тема и идея данного четверостишия?
- Какой тип связи простых предложений в составе сложного встречается в предложении?
- Такой тип предложения называется сложным предложением с разными видами связи.
Найти подобные предложения в стихотворении Е. Виноградова, определить тип связи.
                 У дороги березы стеною,
                 Беспокойны, легки и чисты.
                 Посадили их люди весною
                 От великой своей доброты.
                 Я не ведаю, кто эти люди,
                 Где их дом, где родные места,
                 Только жизнь у них так же пусть будет
                 Беспокойна, легка и чиста.
4.Сравнительный анализ предложенных схем поможет сделать вывод о постановке знаков препинания при столкновении союзов.
[   ], и, (хотя), [   ].                         [   ], и (хотя), но [   ].
[   ], и, (но), [ , (если), ].                [   ], и (но) [ (если), то ].
– Чем отличается постановка знаков препинания в данных предложениях? (Проблемный вопрос )
5.На уроке идёт работа с опорной таблицей, затем с презентацией по этой теме. (Приложение 3, 4)
6.На этапе закрепления и применения изученного даются задания для обучающихся –анализ сложного предложения с разными видами связи.
Примерные задания.
Упражнение 1.
Сравните две пейзажные зарисовки: какими синтаксическими особенностями они различаются? Как эти особенности отражаются на восприятии картин природы?
1.    Вот и взаправдашняя зима.
Снегопад. День, как гнёздышко, весь пуховый, мягкий, свежий.
Серо-белое низкое небо, пушистый непримятый снег на земле, крупные снежные хлопья в воздухе...
Тихо. Мягко. Пышно. Бело. (Г. Николаева)
2.    С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем, и так продолжалось часа два, потом иней исчез, солнце закрылось, и день прошёл тихо, задумчиво, с капелью среди дня и ароматными лунными сумерками под вечер. (М. Пришвин)
Запишите сложное предложение с разными видами связи. Составьте схему, чтобы объяснить расстановку знаков препинания.
Упражнение 2.
Прочитайте предложения в таком порядке: сложноподчинённое, бессоюзное, сложное с разными видами связи, сложносочинённое, простое. Вы восстановили отрывок из стихотворения О. Фокиной. Выпишите сложное предложение с разными видами связи, составьте схему, объясните пунктуацию.
1) Я испугалась, оглянулась, и песенка моя споткнулась, а папоротники молчали, а ели головой качали. 2) И — ни тропинки, ни следочка! 3) Тот день был не совсем обычен: десяток первых земляничин несла я в кулаке, зажатом на радость маленькому брату. 4) А ландыши растут на круче, где папоротники дремучи, где ели хмуры, бородаты, где заблудилась я когда-то. 5) Десяток земляничин первых несла и потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока не обступили ели.
7.Самостоятельная работа: упр. 211 учебника, взаимопроверка.
Домашняя работа дается на анализ сложных предложений с разными видами связи упр.212 учебника, теоретическую часть проработать по справочному материалу и § 37, 38 учебника.
Урок 2. Сложные предложения с разными видами связи, знаки препинания в них.
Цель: Обобщить и закрепить знания о сложных предложениях с разными видами связи, отрабатывать постановку знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
1. Устные вопросы для повторения и самоконтроля.
1)Сколько простых предложение содержит, как минимум, сложное предложение с разными видами связи?
2)Какие знаки препинания ставятся в сложных предложения с разными видами связи?
3)Когда между союзами в сложном предложении с разными видами связи запятая не ставится?
На основе повторенного теоретического материала выполняются задания на нахождение сложных предложений с разными видами связи и объяснение пунктуации.
2.Предлагаются следующие упражнения для работы в парах с последующей самопроверкой. После того, как ученики выполнили первое упражнение, они проверяют его по предложенному ключу ответов (Приложение 5) и при правильном выполнении переходят к следующему упражнению. Каждый ученик в случае необходимости может обратиться за консультацией к учителю.
Упражнение 1.
Подчеркните грамматическую основу, заполните таблицу, вписав номера, обозначающие предложения.
1. Была тревожная ночь. 2. Чёрное море сияло над холодной луной, и на палубе была жестокая стужа. 3. Корабль шёл недалеко от врага, и каждую секунду пустое обширное небо могло обрушить на него бомбы: на лунной дороге миноносец был отчётливо виден. 4. Весь зенитный расчёт проводил ночь у орудий, поэтому комиссар сошёл с мостика и обходил палубу. 5. Видимо, он и сам прошёл порядочно: подойдя к автомату номер два, он вдруг раскинул руки и начал делать зарядку. 6.Уж было поздно и темно; сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя. 7.С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. 8.Отдыхая порой в городишке, где протекало моё отрочество, я вспоминаю эту чуть ли не единственную его радость – колокольню. 9.Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою.
Вид предложения Номер предложения
Простое двусоставное Сложносочинённое Сложноподчинённое Бессоюзное сложное Сложное с разными видами связи Упражнение 2.
Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее, подчеркните эту схему и обоснуйте свой выбор.
1) а) [ ],и [ ]:[ ].
б) [ ], (чтобы.. .).
в) [ ], ( когда.. ..).
г) [ ], (если).
Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее, подчеркните эту схему и обоснуйте свой выбор.
2 ) а) [ ], ( что. . . ),[ ].
б) [ ], но [ ].
в) [ ], а [ ].
г) [ ], и [ ].
Упражнение 3
Установите, какой схеме соответствует каждое из приведённых ниже предложений.
1. [ 1 ], противительный союз [ 2 ]; [ 3 ], (изъяснительное), (уступки), (изъяснительное).
2. [ 1 ], противительный союз [ 2 ], ( цели ).
3. [ 1 ], соединительный союз [ 2 ], ( изъяснительное) - [ 4 ].
4. [ 1 ], ( изъяснительное) : [ 3 ].
А. Наверное, справедливо что тебя погнали из гвардии гвардия всегда была матерью перемен.
Б. Но не будем примитивно откровенны а лучше прикинемся безумцами чтобы не лишать себя права говорить.
В. В первый раз её молчание показалось ему зловещим неподвижность роковой, но нынче этого ощущения уже не было напротив он теперь начинал понимать что она явилась помочь ему хотя кажется не совсем представляет как это сделать.
Г.Говорил спокойно но безо всякого к вам интереса и я чувствовал что уйди я он и не заметит.
2.Тест – тренажёр проверяет умение обучающихся находить в тексте сложные предложения с разными видами связи (задание 14 ОГЭ) (Приложение 6)
3. Презентация на повторение постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи при столкновении союзов. (Приложение 7)
4.Диктант «Проверь себя» на развитие навыков постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
1)Я на минуту задумался, и, когда снова посмотрел на крышу, девушки уже не было. (М.Лермонтов) 2)В коридор выходило несколько дверей, и, пока мы сбивали снег с валенок, я услышал, как кто-то говорил вполголоса.(А.Чаковский) 3)Крепкий был человек Туляев, и, когда он вернулся на Урал, за ним потянулась блестящая слава миллионера. (Д.Мамин-Сибиряк) 4) Николай Николаевич старается идти рядом с ним, но так как он путается между деревьями и спотыкается, то ему часто приходится догонять своего спутника вприпрыжку.(А.Куприн) 5)Снег засыпал следы, и если снегопад не прекратится к ночи, то следов можно будет не опасаться. (В.Быков)
Самопроверка. (Предложения показываются на экране проектора) (Приложение 7)
Анализ ошибок.
Домашнее задание: комплексный анализ текста, расстановка знаков препинания в упражнении 217 учебника. Возможно задание в дидактических материалах (Русский язык. Дидактические материалы.9 класс./Л.А.Тростенцова, Н.М.Подстреха. – М.: Просвещение, 2011.) - № 252.
Урок 3. Сложные предложения с разными видами связи, знаки препинания в них.
Цель: развивать умение синтаксического анализа сложных предложений с разными видами связи, производить синтаксический разбор;
совершенствовать навык постановки знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях.
1.Начать урок можно с проверочной работы на постановку знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи, затем самопроверка по ключу. (Приложение 8-9) Анализ ошибок.
2.Дифференцированная работа в группах по карточкам.
Карточка 1.
Подумайте, в сочинениях на какие темы можно было бы использовать в качестве эпиграфа следующие изречения. Выберите изречение, которое вам показалось наиболее интересным. Запишите его, предварительно объяснив расстановку знаков препинания.
1) Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь. (Л. Толстой) 2) Дела управляются их целями: то дело называется великим, у которого велика цель. (А. Чехов) 3.) Разговор и слова нужны, но они только начало, вся суть жизни в делах, в уменье перехода от слова к делу, в их согласовании. (Д. Менделеев) 4) Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать. (Л. Толстой)
Карточка 2.
Перед вами два текста одного и того же автора. Что их объединяет? Какие средства выразительности (лексические, грамматические) использует автор?
1) Смотри: там в царственном покое,
Восстав далёко от земли,
Сияет небо голубое
В недосягаемой дали.
Смотри: как быстро друг за другом
Летят и мчатся облака;
Там под небесным полукругом
Их жизнь привольна и легка. К.Аксаков
2) Вечером, перед закатом солнца, сидел он над прудом; широкое пространство вод отражало в себе чистое небо, и наш ребёнок задумался…Теперь он совершенно уверился, что любимое его облачко имело женский образ; другое облако также он разглядел лучше: оно имело вид грозного старика с длинною бородой, с нахмуренными бровями…
К.Аксаков
Карточка 3.
Помогите своей сверстнице исправить недочёты в построении текста. Подумайте, где уместно воспользоваться однородными членами, обособленными приложениями, сложным предложением с разными видами связи. Запишите исправленный вариант текста, объясняя расстановку знаков препинания.
А. С. Грибоедов был талантливым дипломатом. Он был историком, поэтом, драматургом. Он — человек прогрессивных идей своего времени. Он оставил после себя неизгладимый след в русской литературе. Он написал комедию «Горе от ума». В комедии он показал жизнь русского дворянства.
Выступление групп
3.Знакомство с порядком синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи §39. Выполнение устного и письменного синтаксического разбора предложений из упр.218. (работа в группах, взаимопроверка)
В качестве домашнего задания предлагается выписать из произведений Л.Н.Толстого (А.П.Чехова, М.Ю.Лермонтова) сложные предложения с разными видами связи и определить их роль в тексте.
Урок 4. Употребление сложных предложений с разными видами связи в письменной речи.
Цель: определить функции сложных предложений с разными видами связи в письменной речи; учиться строить и употреблять сложные предложения с разными видами связи.
1.В начале урока можно предложить лингвистический эксперимент.
Попытаться передать содержание текста, состоящего из сложных предложений с разными видами связи, простыми конструкциями, сравнить, в каком случае сложная по содержанию мысль выражена более точно, сжато и выразительно.
Случаются в Петербурге такие воскресные дни, когда воздух делается как-то чище и светлее, небо ярче и солнце светит, точно праздничная русская девушка в алом сарафане, идущая в церковь под бурный и радостный колокольный звон,— солнце светит тоже по-праздничному. Тогда музыка городской суеты звучит ленивее и гармоничнее, а золотые пылинки в дружески тёплом луче солнца, протянутом от неплотно задёрнутой портьеры до узорчатого ковра над кроватью, пылинки пляшут особенно беззаботно и лихо.
(А. Аверченко)
2.Затем обучающиеся зачитывают сложные предложения с разными видами связи из произведений Л.Н.Толстого (А.П.Чехова, Н.В.Гоголя) и рассказывают о своих наблюдениях над текстами (домашнее задание).
3.Практическая работа с языковым материалом (тексты разложены на каждой парте) (Приложение 10)
Беседа:
1. Какими синтаксическими конструкциями воспользовался М.Ю.Лермонтов?
2. Какие типы и виды предложений преобладают в тексте? Как это связано с его стилистической принадлежностью?
3. Найдите в тексте сложные предложения с разными видами связи.
4. Объясните расстановку знаков препинания в тексте. Какие правила пунктуации вам придётся при этом повторить?
5.Какова смыслообразующая функция сложных предложений с разными видами связи?
4.Творческая работа.
1)Из данных блоками предложений, используя сочинительные и подчинительные союзы и союзные слова, образуйте и запишите сложные предложения с разными видами связи. Постройте схемы, объясните знаки препинания.
1)Уже совсем стемнело. Мы, наконец, пришли на берег озера. Вблизи стояло несколько копен недавно скошенного сена. Нужно беречь каждое зёрнышко. Хлеб - всему голова.
2)Наступил октябрь. Установились тёплые дни. Такие дни бывают только летом.
3)Вечером я пошёл к товарищу. Нужно отнести книгу. Книгу я брал у него накануне.
4)Человек работает с желаниями. Желание вдохновляет человека. Рождается замечательное творение.
2)* Из данных частей предложения восстановите четверостишья Н. Рубцова и
Ф. Тютчева; расставьте знаки препинания.
Она восходит ярче и полней
Горит, горит звезда моих полей
Но только здесь, во мгле заледенелой,
И счастлив я пока на свете белом Н.Рубцов
Палящим солнцем облита
От каждой ветки и листа!
Смотри как роща зеленеет
А в ней какою негой веет Ф.Тютчев
Самопроверка (Приложение 11)
Домашнее задание можно дать по выбору: 1)*написать сочинение-рассуждение «Мы становимся взрослыми» (использовать сложные предложения с разными видами связи)
2) придумать и записать сложные предложения  с разными видами связи по соответствующим схемам на тему «Здоровье».
1.  [       ] : [    ], (если).
2.  [       ], ( что… ), а [      ], (        )
3.  [       ], (так как… ), (поэтому … ).
4.  [      ], и [     ], (если… ).
5.  [      ], (чем… ), а [     ].
3) комплексный анализ текста № 254 из книги «Русский язык. Дидактические материалы.9 класс»./Л.А.Тростенцова, Н.М.Подстреха. – М.: Просвещение, 2011.
Урок 5. Контрольная работа по теме «Сложные предложения с разными видами связи» (выходной контроль).
Главная задача данного урока – выявление уровня знаний и умений по теме «Сложные предложения с разными видами связи». Примерная контрольная работа (Приложение 12)
Заключение
Считаю, что модульное обучение, несомненно, имеет свои преимущества перед другими методами обучения.
1.Ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность). Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям.
2. Данная система обучения гарантирует каждому школьнику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.
3. На занятиях не бывает, как правило, никаких проблем с дисциплиной, у детей нет просто времени на шалости: сорок пять минут напряжённой работы.
4. Модульный урок помогает выявить знания обучающихся, так как на каждом уроке есть выходной контроль.
5. Эта технология предполагает глубокое усвоение теории, практического её применения, что в дальнейшем необходимо при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
6. Изменяются отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и по средствам модулей. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль, получить похвалу от учителя, его поддержку. Ученику кажется, что он работает абсолютно самостоятельно, но на самом деле учитель мягко и сугубо целенаправленно управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль.

Литература
1.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
2.Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Л.А.Тростенцова, Т.А,Ладыженская. – М.: Просвещение, 2013
3. Русский язык.9 класс. Подготовка к ГИА-2015:учебно-методическое пособие/ Под ред.Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2014
4.Соловьёва Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004
5.Тростенцова Л.А., Подстреха Н.М. Русский язык. Дидактические материалы 9 класс. – М.: Просвещение, 2011
4. https://ege.yandex.ru/russian-gia/question/B7/155. http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/308-slognyepredlogeniyasraznymividamisvyaziupritest.htmlПриложения
Приложение 1
Тест
1.Выберите правильный ответ.
Сложносочиненное предложение – это:
А) союзное предложение; Б) бессоюзное предложение
2. Выберите правильный ответ.
Главное и придаточное предложения входят в состав:
А) сложносочиненного; Б) сложноподчиненного; В) бессоюзного предложения.
3. Выберите правильный ответ.
Сложносочиненные предложения – это:
А) такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому;
Б) такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу;
4. Найдите сложное предложение:
А) Снегопад прекратился внезапно будто захлопнулся какой-то небесный люк.
Б) С реки потянул ветер содрал молодой снег с моста и погнал к стенам монастыря.
В) Луна то забегала за тучи то выскакивала из-за них на прозрачную гладь неба.
5. Найдите сложноподчиненное предложение:
А) Мраком затянуты небо и даль ветер осенний наводит печаль.
Б) Рожь цветет а траву пора косить.
В) Впереди куда вела дорога было немного посвежее.
6. Найдите сложносочиненное предложение:
А) Солнца не видно а полуденное небо озарено розовым веером лучей.
Б) Луна поднялась выше акаций которые росли по обеим сторонам улицы.
В) Над рекой горят окошки над рекой летит снежок.
7. Из скольких частей состоит предложение? Выберите правильный ответ.
С посеревшего неба крупными ленивыми хлопьями посыпался снег и скрыл мост лишь полукружье его железной арки призрачно чернело в вышине погасли золотые купола.
А)2; Б)3; В)4; Г)1.
8. Какое это предложение? Выберите правильный ответ.
Надя уже сильно тосковала и каждый день думала о матери и бабушке.
А) простое; Б) ССП; В) СПП; Г) бессоюзное сложное предложение.
9. Найдите сложноподчинённое предложение, запишите ответ.
А) Когда приходит близкий друг твой дом по-праздничному светел.
Б) Невозможно идти и отделять цветок от цветка.
В) Луна за облаком спала но люди ей не подражали.
Приложение 2
Ключ ответов
1.А
2.Б
3.Б
4.А
5.В
6.А
7.Б
8.А
9.А
Приложение 3
Опорная таблица
Постановка запятой
Сложносочиненное предложение Сложноподчиненное предложение
запятая на стыке союзов запятая на стыке союзов
ставится не ставится ставится не ставится
[ ],и, (когда…) [ ], и_(когда…), то [ ] [ ], (что, (если), ) [ ], (что_(если), то)
Если рядом оказываются и и когда, и и если, и и хотя и т.д., то между ними ставится запятая, если далее в предложении нет второй части союза то, так или союза но (ставится запятая на стыке союзов, если предложение можно перестроить без искажения смысла, переставив придаточное):
Лес молчал, и, если бы не резкие, болезненные вскрики ночной птицы, тишина была бы мертвой.— Лес молчал, и тишина... тишина была бы мертвой, если бы не болезненны вскрики ночной птицы.
Запятая не ставится, если есть вторая часть двойных союзов то, так или союза но:
Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза её покатилась слеза, и _ когда она остановилась на щеке, то он различил ясно, что это была капля крови. Если рядом оказываются союзы что и хотя, что и когда, что и если и т. д., то между ними ставится запятая, если далее в предложении нет второй части союза то и предложение можно перестроить без искажения смысла, так:
Меня удивляло, что, когда ни приедешь к дедушке, все находится в том же виде, как и десять лет назад, точно время здесь остановилось, как в заколдованном царстве.
Запятая не ставится, если есть вторая часть союзов то и так:
Мы верили, что если проявить упорство, то победа обеспечена.
Приложение 5
Ключи к упражнениям
Упражнение 1.
Вид предложения Номер предложения
Простое двусоставное 1
Сложносочинённое 2, 4
Сложноподчинённое 8
Бессоюзное сложное 5, 7
Сложное с разными видами связи 3, 6, 9
Упражнение 2
1. а) [ ], и [ ]:[ ]. Сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью.
2. а) [ ], ( что. . . ),[ ]. Сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью.
Упражнение 3.
1.В
2.Б
3.Г
4.А
Приложение 8
Проверочная работа
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Выпишите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1. Джунгли немного поутихли (1) и (2) хотя тишина их была всё же относительной (3) звуки (4) производимые людьми и машинами (5) стали чётче. (А. Ш.)
2. Клим знал (1) что всё равно никуда не денется (2) и (3) что (4) когда прозвенит третий звонок (5) послушно встанет и двинется на сцену (6) которую ещё пять-шесть лет назад почитал почти как пьедестал почёта, а теперь проклинает (7) как свой эшафот. (В. Ильин)
3. Он до сих пор молчал (1) и на него никто не обращал никакого внимания, но теперь все на него оглянулись (2) и (3) вероятно (4) все подивились (5) как он мог до сих пор оставаться незамеченным. (Н. Лесков)
4. Стремительнее ветра он [Суворов] облетел весь полуостров (1) и (2) где бы ни появлялся (3) везде вырастали (4) словно из-под земли (5) укрепления. (Л. Рус.)
5. Когда занялась заря (1) стало видно (2) что погода будет хорошая (3) и (4) что сегодня дождя не будет.
6. Тяжёлый бархатный занавес поднялся (1) и (2) когда прозвучали первые звуки музыки (3) Воронов внезапно увидел знакомую маленькую фигурку графини (4) которая тоже приехала на премьеру в театр.
7.* Геологи трудились день и ночь (1) и (2) когда они выбрались из таёжных дебрей (3) и долгожданные карты новых месторождений легли на стол разработчиков (4) то только тогда впервые начальник партии заговорил об отпуске.
8.* Иной раз бывало так жарко (1) что хотелось провести день у воды (2) и (3) если не искупаться (4) то просто полюбоваться на бегущую среди живописных берегов Москву-реку. (А. Ш.)
Приложение 9
Ключ к проверочной работе
1. 1, 2, 3, 4, 5
2. 1, 4, 5, 6, 7
3. 1, 3, 4, 5
4. 1, 2, 3, 4, 5
5. 1,2
6. 1, 2, 3, 4
7. 1, 4
8. 1,4.
Приложение 10
Практическая работа
Известно, что А.П.Чехов очень высоко ценил прозу М.Лермонтова: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах,— по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать». Последуем совету писателя: поучимся!
Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух. Точно, это была песня, и женский свежий голосок,— но откуда?.. Прислушиваюсь — напев странный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой. Оглядываюсь — никого нет кругом; прислушиваюсь снова — звуки как будто падают с неба. Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами, настоящая русалка. Защитив глаза ладонью от лучей солнца, она пристально всматривалась в даль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то запевала снова песню. < …>
Мне невольно пришло на мысль, что ночью я слышал тот же голос; я на минуту задумался, и когда снова посмотрел на крышу, девушки там не было. Вдруг она пробежала мимо меня, напевая что-то другое, и, прищёлкивая пальцами, вбежала к старухе, и тут начался между ними спор. Старуха сердилась, она громко хохотала. И вот вижу, бежит опять вприпрыжку моя ундина; поравнявшись со мной, она остановилась и пристально посмотрела мне в глаза, как будто удивлённая моим присутствием; потом небрежно обернулась и тихо пошла к пристани. Этим не кончилось: целый день она вертелась около моей квартиры; пенье и прыганье не прекращались ни на минуту. Странное существо! На лице её не было никаких признаков безумия; напротив, глаза её с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью, и всякий раз они как будто бы ждали вопроса. Но только я начинал говорить, она убегала, коварно улыбаясь.
(М. Лермонтов)
1. Какими синтаксическими конструкциями воспользовался писатель?
2. Какие типы и виды предложений преобладают в тексте? Как это связано с его стилистической принадлежностью?
3. Найдите в тексте сложные предложения с разными видами связи.
4. Объясните расстановку знаков препинания в тексте. Какие правила пунктуации нам придётся при этом повторить?
5.Какова смыслообразующая функция сложных предложений с разными видами связи?
Приложение 11
Ключ к ответу
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…
Н. Рубцов
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Ф. Тютчев
Приложение 12
Контрольная работа по теме «Сложное предложение с разными видами связи»
1.В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи? Выберите цифру, подтверждающую правильный ответ.
1) Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
2) Когда видишь перед собой остатки величественной красоты, которая была в таком обилии сосредоточена в Акрополе, воочию убеждаешься, как противостояли друг другу искусство и опустошительные войны.
3) Андерсен собирал зерна поэзии с крестьянских полей, согревал их у своего сердца, сеял в низких хижинах, и из этих семян вырастали и расцветали невиданные и великолепные цветы поэзии, радовавшие сердца бедняков.
4) Жизнь есть постоянный труд, и только тот понимает ее вполне по-человечески, кто смотрит на нее с этой точки зрения.
2. В каком случае дана правильная характеристика предложения? Выберите цифру, подтверждающую правильный ответ.
Ее присутствие доставляло мне удовольствие, какого я уже давно не испытывал, и я боялся смотреть на нее, чтобы мой взгляд как-нибудь не выдал моего скрытого чувства.
1) СП с сочинением и подчинением
2) СП с сочинением и бессоюзной связью
3) СП с подчинением и бессоюзной связью
4) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью
3. В каком случае дана правильная характеристика предложения? Запишите цифру, указывающую на правильный ответ.
Везде все бело и неподвижно; то вдруг белая высокая стена вырастает справа, то вдруг исчезнет и вырастает спереди, чтобы убежать и опять исчезнуть.
1) СП с сочинением и подчинением
2) СП с сочинением и бессоюзной связью
3) СП с подчинением и бессоюзной связью
4) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью
4. Среди предложений 19—23 найдите сложное предложение с разными видами связи (сочинительной и подчинительной). Напишите номер этого предложения.
(19)Точнее, преступность поведения — и бушуют пожары на десятках и сотнях гектаров, уничтожая леса, отрывая людей от работы, заставляя расходовать огромные материальные средства для ликвидации пожаров и их последствий.
     (20)Порой слышишь рассказы, как змея или ещё кто-нибудь из лесных обитателей напал на человека (21)Большинство таких рассказов беспочвенны. (22)Любой бегающий или летающий обитатель леса, за исключением редких случаев, безропотно уступает человеку дорогу. (23)Лес — это дом для человека, даже больше, чем дом, и правила поведения в нём, уважение к его жителям должны быть не менее строгими, чем в собственном доме. 
5. Среди предложений 22—27  найдите сложное предложение с разными видами связи (с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями).  Напишите номер этого предложения.
(22) Лиля вела себя как на   самом настоящем концерте:   она вышла уверенным шагом,   с   независимо поднятой головой,  строго поклонилась.(23)И наши пижоны,  в том числе Рудик,  невольно захлопали. (24)Потом она опустилась на   стул,   разложила свои ноты на пюпитре и,  выдержавнебольшую паузу,   ударила по клавишам. (25)Лева начал играть на кларнете  «Рассказ Франчески»,  который мне очень нравился.  (26)Я не слышала,   как он   играл:   я волновалась,  хотя знала о том,  что Лева никогда не ошибается на концертах.  (27)И смотрела на своих соседей: некоторые закрыли глаза — так слушают хорошую музыку. 
6. Среди предложений 5 – 9 найдите сложное предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
 (5)С коротенькой легкой лесенкой на плече и с сумкой, где был уложен кое-какой аварийный запас – несколько стекол, моток фитиля, – фонарщик стремглав несся вдоль уличных сугробов, неустанно перебегая наискось от фонаря на четной к фонарю на нечетной стороне: расставлены фонари были в шахматном порядке.
(6)На исходе первого десятилетия XX века старые простенькие столбы вырыли, металлические «скворечники» свезли в переплавку, и на моей Нюстадтской осенью меня встретили незнакомцы – керосинокалильные фонари. (7)Они были вдвое выше тех. (8)Теперь улица была освещена несравненно ярче. (9)Висящие на своих кронштейнах груши этих фонарей раскачивал ветер; длинные тени метались по стенам шестиэтажных домов, и нам, жившим тогда в этих домах, уже казалось, что наступил век совершенного торжества осветительной техники.
7. В каком предложении на стыке союзов следует поставить запятую? Выберите цифру, подтверждающую правильный ответ.
1) Я был командирован редакцией «Русских ведомостей» дать отчет о юбилее, и когда явился, то уже все сидели за столом.
2) Он пробыл недолго в Марселе; но когда он рассказывал о марсельской жизни, это не было впечатлениями туриста.
3) Когда раздали палатки, наши офицеры поместились вместе, а так как офицерские палатки были просторны, то капитан решил поселить с собою и меня.
4) Больница была устроена на восемьдесят человек, но так как она одна служила на несколько окрестных губерний, то в ней помещалось до трехсот.
8. Запишите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят её из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от её бирюзового свечения.
9. Запишите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ночью море грозно шумело (1) и (2) когда утром рассеялся туман (3) и выглянуло солнце (4) то все увидели берег (5) заваленный водорослями и каким-то мелким мусором.
10.Произведите синтаксический разбор предложения, постройте его схему.
А) Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса, будто сам лес собирает к ночи свои думы.
Б)*Несколькими сильными затяжками Митя раскурил трубку и поднёс к ней часы: стрелки показывали без пяти семь – время, когда помощнику надлежит быть на месте.