Презентация к методической разработке Методика развития умений школьников работать с учебными и научными текстами на уроках литературы


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» с. Александровского Александровского района Ставропольского краяМетодика развития умений школьников работать с учебными и научными текстами на уроках литературы    Подготовила Бородина Н.А., учитель русского языка и литературы   Извлечение информацииСпособы действий: выделение предмета речи, суждений (тезисов);установление смысловых связей между фрагментами текста; создание вторичных текстов (таблиц, схем, граф-схем). Результатыадекватная репрезентация (представление) содержания текста, новое знание об объективной реальности. Интерпретация информации в авторском и культурном контекстах (смысл текста)Способы действий: реконструкция речемыслительной деятельности автора; лингвистический анализ оценочной лексики;определение предметов оценивания; определение общей направленности оценки (положительная или отрицательная), изменение оценочной направленности суждения; реконструкция смысла текста, привлечение информации социокультурного, биографического характера;создание вторичных текстов (аннотаций, рефератов). Результатыадекватная репрезентация (представление) смысла текста и авторской позиции. Интерпретация информации в контексте личного жизненного опыта обучающегося (смысл текста для меня)Способы действий:рефлексия свое/чужое;аргументация согласия или несогласия с позицией/оценкой на основе личного или читательского опыта;рефлексия изменений представлений после знакомства с новым знанием и позицией;создание рефлексивных текстов. Результатыличностный смысл знания, ценностно-смысловая позиция субъекта понимания по отношению к описываемому явлению, позиции автора текста. Материалы для входящей диагностики Таинства окружали древнего человека повсюду. И он стремился познать их и объяснить. Нашим предкам это было жизненно необходимо: нужно было знать, как отвести беду, как выжить, как обеспечить род пищей. Древние люди справедливо считали себя частью единого мира, в котором всё связано, слито неразрывно. И не только о материальном думали они. Их не менее волновало духовное, ибо от него, по их мнению, зависела вся нынешняя и будущая судьба. Связь с космосом ощущалась ими естественно и постоянно: солнце и дождь, удачная охота и рождение ребенка, огонь у очага – все зависело, по их представлениям, от высших небесных сил. Эти верования, понятия, отношение к жизни и окружающему миру передавались из рода в род, от племени к племени. В древние времена у каждого народа складывались своеобразные, часто похожие, суждения и понятия об окружающем мире, природе, жизни и смерти, о тех, кто распоряжается судьбой, - богах, и о тех, кто совершает подвиги, - героях. Задание 1.Ответить на вопрос: «В каком варианте ответа неверно передана часть содержания текста?»1) В древние времена у всех народов сложились одинаковые суждения и понятия об окружающем мире.2) Связь с космосом ощущалась древними людьми естественно и постоянно.3) Верования, понятия, отношение к жизни и окружающему миру передавались из рода в род, от племени к племени.4) Древние люди справедливо считали себя частью единого мира. Задание 2. Ответить на вопрос: «Чему посвящен учебный текст?»1) Характеристике представлений древних людей о мире.2) Сравнению представлений древних и современных людей.3)Рассказу о представлениях древних людей об их связи с космосом.4) Описанию мифов разных народов. Задание 3. Ответить на вопрос: «Как вы думаете, какова главная мысль текста?»1)Миф – это отражение желания наших предков познать, объяснить окружающий мир. Он воплощает их представления о единстве окружающего мира, ощущение связи с космосом.2) Миф возник потому, что жизнь древних людей зависела от высших сил.3) Миф возник потому, что людям нужно было знать, как обеспечить род пищей.4) Мифы передавались из рода в род, от племени к племени. Задание 4. Выбрать верное суждение1) Автор осуждает древних людей за их представление о зависимости от высших сил.2) Автор с уважением относится к верованиям древних людей и их пониманию мира.3) Автор объективно раскрывает понимание мира древними людьми, не высказывая никаких оценок.4) Автору кажется смешным желание древних людей объяснить все в своей жизни влиянием высших сил. Задание 5. Составить план учебного текстаКритерии оценивания:а) соответствие пунктов типу плана (тематический, тезисный, цитатный, вопросный) – 0/1 балл;б) точное определение микротем текста – 2 балла; 1 балл – 1 случай необоснованного дробления и/или объединения микротем в пункте плана;в) точность формулировок пунктов плана, соответствие их содержанию текста – 2 балла; 1 балл – есть 1-2 неточности в формулировках пунктов плана. Задание 6.Составить вопросы к текстуКритерии оценивания:при оценке умения задавать вопросы к тексту необходимо учитывать качество задаваемых вопросов, они должны быть направлены именно на раскрытие сущности рассматриваемого явления, предполагать ответы не только репродуктивного характера, но и ответы, требующие обобщения предложенного материала.3 балла – не менее 3 вопросов, один из которых требует для ответа обобщения предложенного материала, частных репродуктивных ответов нет;2 балла - не менее 3 вопросов, один из которых может иметь частный репродуктивный характер;1 балл – все вопросы носят частный репродуктивный характер. Задание 7. Ответить на вопрос: «Как вы думаете, что такое мифы?» Для подтверждения мысли использовать материал прочитанного текста и другие известные факты. Ответ должен состоять из 3-4 предложенийКритерии оценивания:а) полнота ответа – 2 балла;б) наличие субъективного плана: я думаю; мне кажется; я понял, что…; я думаю иначе; по моему мнению; я хочу привести примеры. Попытки оценивания: мне кажется убедительным утверждение; автор учебного текста раскрывает…Попытки оценки собственных знаний: я раньше думал… - 1 балл.в) связность ( ответ представляет собой текст, а не набор отдельных предложений) – 1балл;г) степень близости высказывания к исходному тексту – 3 балла;3 балла – содержание передано своими словами верно, в высказывание органично введены цитаты небольшого объёма, подтверждающие мысль;2 балла - высказывание представляет частично пересказанный своими словами и частично переписанный текст;1 балл – переписаны соответствующие фрагменты текста;д) отсутствие фактических ошибок при передаче содержания исходного текста – 1 балл.  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!