Опытно-экспериментальная деятельность в развитии детей (из опыта работы воспитателя детского сада)
146050-51435ОточинаСветлана
Васильевна
Білімі/Образование:
Орта-арнайы, Щучинск педучилищесі,1988 жыл;
Жогары А.Мырзахметов атындағы Кокшетау университеті,2014 ж.
Среднее специальное Щучинское педагогическое училище 1988г.
Высшее Университет КУАМ г.Кокшетау 2014 г.
Мамандығы/Специальность:
Балабақша тәрбиешісі, педагогика және психология.
Воспитатель дошкольных учреждений,педагогика и психология.
Лауазымы/Должность: тәрбиеші/воспитатель
Біліктілік санаты/категория: екінші/вторая
Курс өткен жылы/Год прохождения курсов:
- г.Алматы по предмету «Самопознание» 2013г.
- Университет КУАМ по теме: « Научно-исследовательское сопровождение подготовки научных проектов учащихся» 2015г
- АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»
на тему «Проектирование образовательного процесса дошкольной организации в соответствии с новой общеобразовательной учебной программой» 2016г.
Педагогикалық еңбек өтілі/Стаж работы: 23 жыл/года
Актуальность опыта работы
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Изначально все дети любознательны, стремятся узнавать новое , дети жаждут знаний, но они жаждут живых знаний. Выдающийся педагог, вдохновитель гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили говорит о живых знаниях:
«Живые знания составляют Культуру Образования.
Живые знания – те знания, которые:
- одухотворяют человека;
- влекут к горизонтам науки;
- способствуют творить новую жизнь;
- воодушевляют мысль на новые поиски;
-несут просветление и эволюцию.
Живые знания – крылья, мёртвые знания гири на ногах.
Именно на этом отрезке жизни растущий и взрослеющий человек мог бы получить мощное развитие талантов и способностей, познавательных мотивов и взглядов составить в себе целостную картину мира».
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал
В.А. Сухомлинский
Тәжірибелі-сарапшылық қызмет балалар дамуында
Опытно-экспериментальная деятельность в развитии детей
Мақсаты/Цель:
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Міндеттері/Задачи:
Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
Изучение и применение в проекте «Моя семья» первичных знаний нано-технологий в работе с детьми.
Для реализации поставленных задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы: уголок экспериментирования, мини-лаборатория «Любознайка»
Развивающий коврик «Гусеничка»
Познавательные задачи решаются (планируются) в следующих видах деятельности:
в непосредственно образовательной деятельности;
в совместной образовательной деятельности с детьми;
в самостоятельной деятельности детей.
Используются разнообразные формы организации детского экспериментирования во время разных режимных моментов: во время игр, гигиенических процедур,
на прогулке; присутствуют сюрпризные моменты, проблемные ситуации.
«Что я слышу - забываю.
Что я вижу - я помню.
Что я делаю - я понимаю»
Конфуций
Концептуальность
Своеобразие и новизна опыта
Возможности познавательной активности ребенка находят выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. В нашем детском саду экспериментирование используется в форме вариатива в предшкольных группах. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.
Достоинства экспериментирования
1). Воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.2). Происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
3). Активно развивается речь ребенка.4). Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.5). Формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
6). Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности
7). Формируются трудовые навыки.
8). Укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Важнейшим условием опытно-экспериментальной деятельности дошкольников является интеграция во все образовательные области обучения в детском саду. Интеграция должна осуществляться комплексно – слияние в единое целое исследовательского и интеллектуального развития, которое приобретает новые признаки , новое, более высокое качество. Встав на путь опытно-экспериментальной деятельности ребёнок в своём развитии откроет все необходимые ему знания.
Теоретическая интерпретация опыта
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, уметь ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.Известно высказывание Л. С. Выготского о том, что «обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний»
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.
Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Участие в экспериментировании стимулирует получение детьми реальных представлений об изучаемом объекте в его многообразных взаимодействиях с окружающим миром. Экспериментирование расширяет детский кругозор, помогает осмыслить различные явления, понять существующие взаимосвязи. Кроме того, детям необычайно интересен сам процесс экспериментирования, в ходе которого посредством постановки элементарных опытов каждый из них может подтвердить свои предположения, внести своего рода интеллектуальный вклад в решение общей проблемы, найти новый вариант использования имеющихся знаний.
Методы при проведении опытов и экспериментов
Но помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, который является разновидностью класса практических методов в педагогике и дидактики, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми я использовала так же следующие методы при проведении опытов и экспериментов:
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида:
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов;
Из практических методов обучения я использую следующие:
ИГРОВОЙ МЕТОД, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. А также ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Из СЛОВЕСНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ использую в своей работе следующие:
Рассказы воспитателя.
Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями
Рассказы детей.
Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
Беседы.
Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Также в работе с детьми использую различные ФОРМЫ работы с детьми:
– фронтальные;
– групповые;
– индивидуальные.
Планирование работы с детьми по экспериментированию
Перспективный план работы с детьми составляется во всех (со 2-ой младшей) возрастных группах с учётом постепенного усложнения задач, содержания, методов и приёмов обучения экспериментированию.
При планировании учитывались принципы:
Принципы составления опыта:
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и
непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач , развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,
обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных
возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, пособствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Планирование экспериментальной деятельности включает в себя:
-непосредственно образовательная деятельность с элементами экспериментирования;
-демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
-долгосрочные эксперименты детей;
-самостоятельная экспериментальная деятельность детей, организованная
педагогом.
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком уровне, в сравнении с теми, кто такой школы не прошел
К.А.Тимирязев
Пути реализации педагогического опыта:
Три блока педагогического процесса:
1.Специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме.
2.Совместная деятельность педагога с детьми.
3.Свободная самостоятельная деятельность
Результативность
В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:
Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие ,развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.
Для решения поставленных задач я обогатила предметно – развивающую среду для реализации на практике опытно – экспериментальной деятельности детей –оформила уголок « Юный исследователь», который включает оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов:
специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки),
природный материал (камешки, песок, семена и т.п),
утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…)
прочие материалы - лупы, термометры…
Значительную часть такого оборудования я собрала из использованных упаковочных материалов, которые дети принесли из дома.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Этапы освоения экспериментирования старшими дошкольниками
(Технология)
Этап №1.
Цель:
обогащение опыта экспериментирования у старших дошкольников. Содержание:
формирование компонентов экспериментирования (принятие цели, форми- рование гипотезы, обследовательские действия, умение делать выводы);
экспериментирование с различными материалами;
обсуждение правил экспериментирования.
Данное содержание реализуется в следующих видах деятельности. Совместная образовательная деятельность с детьми, целью которой является развитие умения анализировать ситуацию, выдвигать гипотезы, развитие критичности мышления.
Для активизации интереса и создания мотивации в ходе участия в заданиях используется игровой персонаж «Гном Любознайка».
К концу этапа дети будут с интересом включаться в экспериментирование, более успешно принимать цели, выдвигать гипотезы, обследовать материалы, делать выводы.
Этап №2.
Цель:
развитие интереса к экспериментированию у старших дошкольников. Содержание:
накопление опыта экспериментирования с различными материалами;
продолжение развития умений замечать проблему, выдвигать гипотезы, анализировать, делать выводы.
Данное содержание реализуется в следующих видах деятельности. Решение проблемных ситуаций, способствующих развитию умений и желаний ставить опыты, выбирать наиболее интересующее содержание для опыта.
К концу этапа дети будут стремиться самостоятельно находить отгадки, объ- яснение явлениям; проявится больший интерес к экспериментированию.
Этап №3.
Цель:
расширение опыта экспериментирования у старших дошкольников. Содержание:
опыт рефлексии деятельности экспериментирования;
развитие интереса к самостоятельному экспериментированию.
К концу этапа дети будут проявлять устойчивый познавательный интерес к экспериментированию, инициативу и творчество в решении проблемных заданий; дети будут лучше понимать свои чувства в процессе познавательной деятельности.
1. Во всех трех этапах возможно увеличение количества заданий.
2. Диагностика уровня развития экспериментирования у детей старшего до- школьного возраста проводится в начале года и в конце года, после освоения всех трех этапов.
Диагностические материалы
Задачи педагогической диагностики:
1. Выявить наличие интереса детей старшего дошкольного возраста к экспериментированию с предметами и материалами;
2. Выявить особенности проявления исследовательской активности дошкольников в процессе экспериментирования в специально созданных педагогом проблемных ситуациях и стихийном опыте детей;
3. Определить наличный уровень развития исследовательской активности старших дошкольников.
Е.С. Евдокимова рассматривает проект как интегрированную деятельность детей, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшее использование [2].
Мы предположили, что участие организации детского экспериментирования в ходе интегрированного проекта «Моя семья» использование нано-технологий для детей «Умный дом» (исследовательские, творческие, игровые, информационно-познавательные) стимулирует развитие их интереса к экспериментальной деятельности, что, в свою очередь, обеспечивает развитие их познавательных интересов.
В начале работы была проведена диагностика интереса к экспериментальной деятельности в предпочтениях старших дошкольников с использованием методики «Выбор деятельности» Л. Н. Прохоровой. Результаты исследования представлены в диаграмме (рисунок 1).
Рисунок 1.
Результаты исследования предпочитаемого вида деятельности детьми старшего дошкольного возраста в начале работы
Результаты исследования показали, что детское экспериментирование занимает пятое место среди шести видов деятельности, предложенных нами старшим дошкольникам.
Для развития интереса к экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста нами были разработаны и реализованы детско-взрослые проекты, основным содержанием которых стала детская экспериментальная деятельность разной формы: практическое и умственное экспериментирование; экспериментирование с разнообразными предметами, явлениями и свойствами объектов; экспериментирование в художественном творчестве.
По завершении реализации проекта было проведено повторное исследование предпочитаемого вида деятельности детьми старшего дошкольного возраста, результаты которого представлены в диаграмме (рисунок 2).
Рисунок 2.
Результаты исследования предпочитаемого
вида деятельности у старших дошкольников по завершению работы
Как видим, интерес к экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста после реализации исследовательских проектов значительно повысился по сравнению с начальным уровнем.
Таким образом, организация детского экспериментирования в форме проекта «Моя семья» и реализация в системе в условиях дошкольного образовательного учреждения при участии родителей воспитанников способна обеспечить развитие интереса к экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Рисунки детей «Умный дом» в проекте «Моя семья»
Развитие умений детей в процессе
опытно-экспериментальной деятельности:
Структура детского экспериментирования
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
-проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
-анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
225315023700 -формулирование выводов.
Список использованной литературы:
Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Развитие познавательно-исследова-тельских умений у старших дошкольников. – СПб. : Детство-Пресс, 2012.
Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.
Нищева Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. – СПб. : Детство-Пресс, 2013.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников : метод. рекомендации / под ред. Л. Н. Прохоровой). – М. : АРКТИ, 2008.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 02. 11. 2014).
Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб. : ООО «Изд-во «Детство-пресс», 2012.
7. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование»
8. Бондаренко Г.М. « Экологические занятия с детьми»
9. Дыбина О.В. « Неизведанное рядом»
10. Рыжова Н. « Наш дом природа»
11. Иванова А.И. «Детское экспериментирование-как метод обучения»
12. Кайе В.А «Занятия по конструированию и экспериментированию»
с детьми 5-8 лет»
Успехи и достижения педагога и воспитанников
Результат применения нано-технологии детских рисунков «Умный дом» в проекте «Моя семья» в сравнении с традиционными методиками оправдал себя.
Приложение
Тақырабы/Тема: «Путешествие с Зимушкой Хрустальной»
Бөлім беру саласы/ Образовательная область: Коммуникация. Социум.
Бөлім/Раздел: Ознакомление с окружающим миром.
Мақсаты/Цель:
1.Формировать представление детей о времени года зима, о ее признаках, о живой природе, о приспособлении диких животных и птиц к зиме.
2.Формировать понятие о Родине. Воспитывать уважение к государственной символике, как одной из основ воспитания любви к Родине, к своему народу.
Закреплять знание пословиц и поговорок о Родине.
3. Обобщить представление детей о предметном мире. Расширять знания о воздухе – большое значение для всего живого на земле, используя исследовательский подход. Воспитывать бережное отношение к чистоте воздуха.
4.Закреплять знание пословиц и поговорок о хлебе. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
5.Систематизироать представление о профессиях и трудовых действиях. Формировать умение обобщать трудовые процессы, связывая их с деятельностью людей, определенной профессии.
Уважительное отношение к труду сельского человека. Довести до сознания, что все виды труда достойны уважения. Развивать память, разговорную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями.
6. Обобщить знания о технике необходимой человеку в быту и ее практическое применение.
7.Систематизировать знания о правилах техники безопасности дома и детском саду. Воспитывать уважение к взрослым.
8. Закреплять знания о правилах дорожного движения, различать дорожные знаки. Систематизировать знания о безопасности на улице, приобретенные через социальный опыт ребенка. Воспитывать культуру поведения.
Сөздік жұмысы/ Словарная работа:
зимние приметы и пословицы, проблемная ситуация, эксперимент.
Зимующие животные и птицы, Родина, президент, государственные символы, юрта, бытовая техника, профессии людей, дорожные знаки, правила ПДД.
Билингвальды компонент/ Билингвальный компонент:
қыс - зима, желтоқсан - декабрь, қантар - январь, ақпан - февраль , өтан -Родина , ту - флаг, әнуран – гимн, елтаңба- герб, хлеб- нан.
Технологиялық қамтамасыз ету/Технологическое обеспечение:
Демонстрационный материал: Интерактивная доска, видео «Зима», слайды «Чьи следы?», «Свойства воздуха», «Символика Казахстана», «Откуда хлеб пришел?»; для эксперимента: стакан с водой, чашка ,лист бумаги; картинки «Дорожные знаки», плакат «Бытовая техника», «Безопасность дома», кукла Айсулу, юрта.
Раздаточный материал: картинки «птицы», надувные шарики, картинки «Профессии», угощение на всех детей.
Круг радости:
«Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, Матушка земля,
Здравствуй, Родина моя!»
Действия воспитателя:
Загадка:
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла... (Зима-қыс)
Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом - Все покрылось серебром.
Колокольчики звенят
В зимний лес зовут ребят. (Звучит музыка зимы).
Входит Зимушка Хрустальная
- Здравствуйте, ребята!
В мои сани запряжена тройка коней, это зимние месяцы назовите их. (Декабрь, январь, февраль. Желтоқсан, қантар,ақпан).
Приглашаю вас в путешествие в зимний лес. (Звучит музыка зимнего леса)
Вот мы и в зимнем лесу.
-Какие зимние приметы вы знаете? (Больше снега — больше хлеба.Гром зимой — к сильным морозам.Морозный январь - урожайный год.Снегирь под окном зимой зачирикает - жди оттепель)
-Какие народные пословицы вы знаете? (Декабрь год кончает, зиму начинает.Январь - году начало, зиме середка. Февраль - месяц лютый: спрашивает, как обутый).-Что происходит зимой с деревьями? (Деревья без листьев они спят ,но они живые).
-Какие деревья зимой и летом одним цветом? (Ель, сосна).
Проблемная ситуация.
-Что было бы ,если бы на Земле не было деревьев? (Воздух был бы грязный,негде было бы спрятаться летом от солнца на улице, не было бы предметов сделанных из дерева, не было бы бумаги, книг, спичек).
В лесу морозный и чистый воздух, мы дышим им.
Воздух, он объект особый,Его руками не потрогать.как его увидеть глазом?Всю эту так сказать работу,Назвали умным словом «опыт».
Эксперимент с воздухом.
-Как можно обнаружить воздух?
1.Опыт с шариком. (ВОЗДУХ РАЗДУВАЕТ ШАРИК, ВОЗДУХ ВЫХОДИТ ШАРИК СДУВАЕТСЯ).
2.Накрыть стакан с водой бумагой и перевернуть (ВОЗДУХ ДАВИТ НА БУМАГУ, НЕ ДАЕТ ВЫТЕКАТЬ ВОДЕ)
Д/И «Чьи следы на снегу?»
-А как спасаются от холода и голода лиса, волк.заяц?( звери поменяли шубы на теплый мех.Зайца носят ноги.Волка зубы кормят.Лису хвост бережет).
-Кто из зверей впадает в спячку?( еж,барсук, медведь).
Пройдем тихо мимо берлоги медведя , чтобы не разбудить его.
Релаксация «Птичка»( Звучит музыка «Пение птиц»)
Посмотрим на птиц послушаем их , в ладошке своим дыханием согреем птичку.
-Какие птицы зимуют, назовите их.
-Какую пользу приносят птицы?
( Зимующие птицы-синицы, снегири, воробьи, сороки.Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна будет им зима.
Ребята, а как называется наша Родина? ( Звучат стихи о Родине).
-А какие пословицы о Родине знаете?»
-Как называется столица нашей Родины?
-Как зовут нашего Президента?
-Республика наша имеет свои государственные символы. Назовите их (Ту – Флаг, Энуран – Гимн, Елтаңба – Герб).
-Национальное жилище казахского народа – юрта, её удобно было перевозить, потому что она складывается.
-Кто пасет овец?(чабан)
Физминутка: Юрта.
Юрта, юрта круглый дом (шагаем на месте)
Побывайте в доме том! (развели в руки в сторону)
Гости явятся едва. (повороты туловища влево-вправо)
В печку прыгают дрова (прыжки на месте)
Печка жарко топится
Угостить торопится (присели)
Ладушки, ладушки (хлопаем в ладошки)
Круглые лепешки (руки впереди, ладошки вверх) .-Казахи – мирный и очень гостеприимный народ. Когда в дом приходят гости, всегда накрыт богатый дастархан.
Айсулу приглашает детей в юрту, угощает баурсаками.
Расскажем о хлебе. Хлеб всему голова.
-Какие пословицы о хлебе вы знаете?
Д/И «Что сначала, что потом?»
Расставьте картинки в правильном порядке.
Назовите профессии людей ,которые выращивают и пекут хлеб.
Незнайка пришел в гости и задает вопросы детям.
Бытовая техника.
Приборы, которые находятся в каждом доме, назовите их.
Проблемная ситуация.
Правила безопасности дома.
1. Если вы остались дома одни можно ли самому включать электричество, газ и воду?
2. В дверь звонит незнакомый?
3. Вдруг начался пожар, какими будут ваши действия?
- Назовите свой домашний адрес и номер домашнего телефона.
-Кем работают мама и папа?
Назовите их профессии.
Осторожность нужна в любом месте и только тогда будет безопасно.
Проблемная ситуация. Правила безопасности на улице.
-Где может подстерегать человека опасность? (Правила ПДД) .-Какие правила дорожного движения соблюдаем на улице?
Незнайка: Вы заговорили о знаках, я с ребятами на месте повторю все знаки вместе! А какие дорожные знаки знаете вы ,ребята?
1.Этот знак все люди чтут,В шутку «зеброю» зовут.Кто увидит этот знак,Тот поймет...
2.Если у тебя в дорогеЗаболели руки, ногиЭтот знак тебя спасет.Помощь рядом — доктор ждет!
3.Коли вам нужна еда,
То пожалуйте сюда.
Эй, шофер, внимание!
Скоро пункт питания!
31015721617390Зимушка Хрустальная: Пора, ребята, возвращаться вам в детский сад (звучит музыка). За то, что вы отвечали на все вопросы, оставляю вам подарок. Оставайтесь такими же дружными и смышлеными. А мне пора возвращаться в свои владения ведь зима ещё не закончилась. До свидания! (Зимушка-Хрустальная благодарит детей и вручает угощение).
Вопросы:
- Понравилось, ребята, вам путешествие?
- Что больше всего вам понравилось?
Развлечение «Любознайки»
Программные задачи:1. Опытническим путем познакомить детей со свойствами воздуха и воды.2. Помочь детям развивать навыки анализа, решать познавательные задачи.3. Формировать у детей познавательные способности, интерес к экспериментированию.Оборудование: решето, 2 емкости для воды, 2 лейки, губка синяя большая, спички, апельсин, баллон, шары, большой пластиковый мешок, зонтики.Ход:
Ведущая предлагает детям встать в круг.Собрались все дети в круг,Я твой друг и ты мой друг,Вместе за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся. (с движениями) .-Ребята, вы любите волшебство? (Да)-Сейчас я превращу вас в волшебников. Закройте глаза:«В руку палочку возьму, ей тихонько я взмахну, превращу я вас, в волшебников сейчас». (задевает палочкой каждого по плечу)-Откройте глаза, вот теперь вы волшебники.А раз мы волшебники, то должны творить чудеса.Дети, нам нужен предмет, что бы творить чудеса. А вот какой вы узнаете, когда отгадаете загадку:«Новая посудина, а вся в дырках». (решето, сито)- Для чего нужно решето? (просеять муку)А еще с помощью решета можно сделать дождик.Опыт с водой- Дети, почему воду трудно удержать в решете? (жидкая, текучая)- А в ладошках можно удержать воду? (да)- Давайте проверим.- Воду трудно удержать, она стремится убежать.Отгадайте загадку:С неба пришел, в землю ушел? (дождь).Как вы думаете, когда особенно часто идут дожди? А вы знаете, как образуется дождь? Сейчас мы с помощью губки попробуем сделать дождик.Опыт «Откуда берется дождь?»Сначала дети рассматривают губку, потом опускают в емкость с водой, сжимают ее, делают «дождь» и «сильный дождь». Ребята, как настоящая волшебница может быть разной, то превращается в лед, то в снег, то в дождь или превращается в сосульки.33128412803525Без досок, без топораЧерез речку мост готов.Мост прозрачное стекло,Скользко, весело, светло. Лед.Кто это такой садовник-Полил вишню и крыжовник,Полил сливу и цветы,Вымыл травы и цветы? Дождь.Белая скатерть все поле укрыла. Снег.Белая морковка зимой растет? Сосулька.Подвижная игра « Под зонтом».Ребята предлагаю вам еще один опыт с водой, называется он «Чудесные спички».Согнутые спички под воздействием воды распрямляются и образуют звезду.Как вы думаете можно ли с помощью стеклянной банки сделать облако. Давайте попробуем. Опыт «Облако».Ведущая: Ребята, если человек без воды сможет прожить несколько дней, то без воздуха жизнь не возможна. Воздух нам необходим для дыхания, давайте проведем эксперимент «Сколько времени можно не дышать?»Через нос проходит в грудь,И обратный держит путь.Он невидимый, но все жеБез него мы жить не можем. Воздух.Воздух невидим, но он распространяется во всех направлениях, не имея собственного запаха, может их передавать.Опыт «Чем пахнет воздух».Ведущая: Давайте пофантазируем, можно ли встать на воздушный шарик, а сесть, не получается. Так давайте попробуем на нем полежать. Вот незадача, опять ничего не получается. А может быть попробовать сложить все воздушные шары в большой полиэтиленовый мешок и еще раз попробовать. Наконец то получилось.Опыт с воздушными шарами.Все вы знаете, что если проколоть воздушный шар, то он лопнет, но с вами сегодня волшебники и проколем шарик без всякого для него вреда.Опыт «Как проткнуть шарик, чтобы он остался целым».Ведущая: Давайте немного поиграем с воздухом.Подвижная игра «Ловим воздух» с пакетами.Ну, что ребята, сегодня мы были и волшебниками и учеными и фантазерами. Что вам понравилось? Теперь вы знаете, какими свойствами обладают воздух и вода и нам без них не прожить. Как вы думаете, что важнее для человека? Правильно! Воздух и вода не отделимы друг от друга.25996596795770461396773530Желаю всем удачи и до новых встреч!